Детский рисунок как средство диагностики психического развития ребенка

Детский рисунок как средство диагностики психического развития ребенка thumbnail

Современная концепция дошкольного воспитания предусматривает гуманизацию педагогической деятельности педагога в вопросах индивидуального подхода к каждому ребенку. Необходимость индивидуального подхода в педагогическом процессе неоднократно подчеркивали в своих работах Е. А. Аркин, М. Я. Басов, Я. И. Ковальчук, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова и др. Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми, а также для полноценного развития личности каждого воспитанника ДОУ.

Для осуществления данной стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса важным условием является своевременная и регулярная диагностика развития психики каждого ребенка, которая позволит иметь достоверные данные об имеющемся на данное время уровне развития детей. Профессор Т. Д. Марцинковская определяет психодиагностику, применительно к дошкольному возрасту, как деятельность по психическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды ДОУ. Данная процедура предполагает вынесение психического диагноза, т. е. конечного результата деятельности психолога, направленной на описание и выяснения сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психологического обследования.

Осуществление диагностики в ДОУ позволяет учитывать координаты развития дошкольника в каждый возрастной период и определять место каждого ребенка на «шкале» развития, а, следовательно, на основе индивидуальных диагностических данных строить и осуществлять учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно.

Таким образом, введение диагностики в систему дошкольного образования объясняется насущной проблемой обратить внимание педагогов на индивидуальность ребенка, на присущие ему интересы и склонности.

На современном этапе отмечается недостаточность имеющихся разработок эффективных диагностических методик, направленных на получение информации о психическом развитии дошкольников, а также недостаточность разработки конкретно выделенных показателей — ориентиров развития психики ребенка.

Изучая диагностические методы, применяемые в условиях ДОУ (наблюдение, тестирование, анкетирование, беседы, и анализ продуктов детской творческой деятельности), нами было отмечено, что особого внимания и более широкого применения заслуживают графические проективные методики. Рисуночные тесты или пробы являются наиболее удобным диагностическим средством психических особенностей детей по нескольким причинам:

а)     они достаточно информативны;

б)     при повторении они могут показать динамику психического состояния ребенка;

в)     рисование — привычная деятельность для детей;

г)     графические методы дают ребенку возможность проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее, а значит, рисунок несет на себе отпечаток личности, ее настроения чувств, особенностей представлений, отношений и т. д.;

д)     данная процедура облегчает производство таких аспектов, которые ребенок выразить словами не в состоянии.

Изучая закономерности необратимого, направленного изменения психики, то есть психического развития детей старшего дошкольного возраста, нами были выявлены основные новообразования данного возрастного периода, которые правомерно стали считать показателями развития психики ребенка 6–7 лет:

—        Произвольность психических процессов: а) память, б) воображение, в) мышление;

—        Произвольная регуляция поведения;

—        Самосознание, самоконтроль, самооценка.

Учитывая особенность процесса изобразительной деятельности: этапность, динамичность, наличие новообразований, а также большие возможности рисунка ребенка как диагностического средства: информативность, доступность, простота и естественность для дошкольника самого процесса; нами был разработан комплекс графических методик в виде рисуночных проб.

Используя данные графические методики, можно получить информацию об уровне сформированности психических процессов, личностных качеств ребенка шести — семи лет. Где показателем психического состояния дошкольника в рисунке является его способность использовать изобразительные средства, а также его отношение к самому процессу изобразительной деятельности:

—       передача характерных особенностей объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер говорит об уровне развития памяти у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй собаку», «Нарисуй то, без чего не бывает праздника «Новый год»);

—       способность быстро придумать и изобразить что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное, где достаточно хорошо прорисованы детали образа может показать, насколько развито творческое воображение и мышление у ребенка (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй что-нибудь необычное», «Нарисуй красивый и некрасивый цветок», «Волшебное яйцо»);

—       способность дошкольника передать в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно, нарисовать объект, как единое целое, при этом правильно передать пропорции, пространственные соотношения, величину; детализировать свой образ — является показателем уровня развития у дошкольника образно-логического мышления (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй многоэтажный дом», «Косой дождь», «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, синим, желтым)»;

—       умение ребенка рисовать изображение крупно, использовать элементы декора, тщательно прорисовывать детали, отражать в рисунке характерные особенности самого себя: цвет волос, прическа, одежда — является показателем сформированности его самосознания (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй свой портрет», «Кем ты хочешь быть», «Нарисуй, какой ты плохой», «Нарисуй, какой ты хороший»);

—       умение дошкольника правильно отображать в рисунке размер, форму, строение предмета, при закрашивании точно соблюдать предложенные правила; сосредоточенно, не отвлекаясь работать в процессе рисования — является показателем выявления сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества (рисуночные пробы на темы: «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их», «Продолжи эти линии»);

—       умение ребенка работать по образцу, то есть проявлять интерес к выполнению достаточно сложного задания, использовать целенаправленные действия, в процессе работы контролировать их, опираясь на образец — сравнивать каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке — показывает об уровне сформированности самоконтроля и самооценки ребенка 6–7 лет (рисуночные пробы на темы: «Графический диктант», «Нарисуй такие же яблоки», «Нарисуй такую же картинку»).

Предположение, что рисунок может являться достоверным и эффективным средством диагностики психического развития детей старшего дошкольного возраста стало основой исследования, в ходе которого изучался уровень психического развития детей с помощью объективных методик, а также с использованием разработанных мною рисуночных проб (Нарисуй собаку», «Нарисуй сказочный лес», «Нарисуй свой портрет», «Нарисуй зимний лес», «Нарисуй такие же шары и правильно их закрась», «Нарисуй такую же картинку»).

В ходе сравнительного анализа полученных данных мы убедились, что показатели общего психического развития дошкольников имеют лишь незначительное расхождение в обоих случаях серий диагностики. Что позволило нам заключить следующее:

Диагностика, проводимая на основе разработанных нами рисуночных проб, может определять уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Значит, рисуночные пробы, в силу своих возможностей как диагностического материала, как удобного в организации процесса, а также учитывая необходимость наличия данного материала в арсенале и психолога, и педагога, должны широко использоваться для получения информации о психическом развитии каждого ребенка. На основе этих индивидуальных диагностических данных педагоги ДОУ смогут осуществлять личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, а значит полноценно развивать личность каждого своего воспитанника.

1.                  Рисуночные пробы

—        «Нарисуй собаку»

—       «Нарисуй то, без чего не бывает праздника Новый год»

Цель: выявление уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок способен передать характерные особенности объекта по памяти: цвет, пропорции, строение, размер.

Средний уровень — ребенок недостаточно четко передает пропорции и строение.

Низкий уровень — ребенок рисует схематично, не прорисовывая детали.

2.                  Рисуночные пробы

—       «Нарисуй сказочный лес (дом, замок)»

Читайте также:  Первый месяц развития новорожденного ребенка

—       «Нарисуй что-нибудь необычное»

—       «Нарисуй красивый и некрасивый цветок»

—       «Волшебное яйцо» (ребенок рисует по шаблону контур яйца, затем дорисовывает полученное изображение по своему представлению)

Цель: выявление уровня развития творческого воображения и мышления.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок быстро придумывает и изображает что-то оригинальное, необычное, красочное, эмоциональное; детали и образы рисунка прорисовывает.

Средний уровень — ребенок рисует то, что не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии.

Низкий уровень — ребенок рисует нечто неоригинальное, детали не очень хорошо проработаны, краски неярки.

3. Рисуночные пробы

—       «Нарисуй зимний лес»

—       «Нарисуй многоэтажный дом»

—       «Косой дождь»

—       «Снеговик весной»

—       «Нарисуй то, что бывает только зеленым (красным, желтым, синим)»

Цель: выявление уровня развития образно-логического мышления.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок передает в рисунке все детали изображаемых объектов четко и ясно; объект нарисован, как единое целое; правильно переданы пропорции, пространственные соотношения, величина; изображение детализировано

Средний уровень — ребенок в рисунке прорисовывает не все детали, либо не совсем правильно передает отношение деталей; в изображении отсутствует 3–4 детали; недостаточно точно переданы пропорции, пространственное соотношение; величина объекта передана верно, не используются элементы декора.

Низкий уровень — ребенок рисует примитивно, не отражая соразмерность, характерные детали.

4 Рисуночные пробы

—       «Нарисуй такие же шары и правильно закрась их»

—       «Продолжи эти линии» (ребенку предлагается дорисовать достаточно сложные линии на листке в клетку)

Цель: выявление уровня сформированности произвольной регуляции поведения и способности проявлять волевые качества.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок правильно отображает в рисунке размер, форму, строение предметов; при закрашивании точно соблюдает предложенные правила; работает сосредоточенно, не отвлекается в процессе рисования; рисунок выполнен аккуратно, без ошибок.

Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает в рисунке характерные особенности предложенных предметов: размер, форму, направление линий при закрашивании); в процессе работы сомневается в правильности выполняемых действий, задает вопросы; в результате приложенный усилий изображение получается не совсем правильным.

Низкий уровень — ребенок в процессе деятельности соблюдает предложенные ему правила выполнения задания; на протяжении рисования отвлекается, задает вопросы исследователю, ребенку требуется внешняя стимуляция, чтобы он закончил рисунок.

5. Рисуночные пробы

—       «Нарисуй свой портрет»

—       «Кем ты хочешь быть»

—       «Нарисуй, какой ты хороший»

—        «Нарисуй, какой ты плохой»

Цель: выявление уровня сформированности самосознания у детей старшего дошкольного возраста.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок рисует изображение крупно, тщательно прорисовывая детали; аккуратно закрашивает ярким цветом; в процессе деятельности старателен, внимателен; рисунок декорирован; изображение отражает характерные особенности самого ребенка: цвет волос, прическа, одежда.

Средний уровень — ребенок рисует изображение не крупно; соблюдает пропорции и формы отдельных частей тела; могут быть некоторые несоответствия размеров; не выделены характерные признаки пола; в процессе деятельности ребенок внимателен и старателен.

Низкий уровень — ребенок схематично изображает себя на рисунке, больше внимания уделяет изображению окружающего пейзажа; изображение не дорисовано, либо выполнено не аккуратно.

6. Рисуночные пробы

—        «Графический диктант» или другое пошаговое выполнение задания

—       «Нарисуй такие же яблоки»

—       «Нарисуй такую же картинку»

Цель: выявление уровня сформированости самоконтроля и самооценки у ребенка 6–7 лет.

Параметры оценки:

Высокий уровень — ребенок с интересом выполняет достаточно сложное задание; действия дошкольника целенаправленные; рисунок выполнен максимально приближенно к образцу; в процессе работы ребенок постоянно опирался на предложенный образец — сравнивал каждый элемент своего изображения с аналогичным на картинке.

Средний уровень — ребенок не совсем точно отображает на рисунке предложенный образец, то есть на некоторых рисунках может быть изображено большее количество предметов или их неточное положение; ребенок в процессе деятельности не всегда обращается к образцу; в процессе работы внимателен, но в конце может утратить интерес к заданию

Низкий уровень — ребенок выполняет рисунок, не соответствующий предложенному образцу, изображение лишь несколько напоминает картинку исследователя; в процессе деятельности не все действия контролируются ребенком, многие ошибки остаются незамеченными.

Литература:

1.      Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка Ж. Психологическая диагностика № 4 2004.

2.      Блейхер В. М., Бурлачук Психологическая диагностика интеллекта и личности — Киев, 1978.

3.      Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика — СПб.: Изд-во «Речь», 2003.

4.      Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.

5.      Введение в психодиагностику/ Под ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисовой — М.: Изд.центр «Академия», 1999.

6.      Венгер Л. А. Психологические рисуночные тесты — М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

7.      Диагностика в детском саду/ Под ред. Е. А. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной — Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.

8.      Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика дошкольников — СПб., 2002.

9.      Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста — М.: Просвещение, 1988.

10.  Люблинская А. А. Воспитателю о психологии ребенка — М.: Просвещение, 1974.

11.  Полуянов Ю. А. Дети рисуют — М.: Педагогика, 1988.

12.  Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике — М.: Дидакт, 1992.

13.  Шмелев А. Г. и коллектив Основы психодиагностики — М., Ростов н/д: «Феникс», 1996.

14.  Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной — М.: Просвещение, 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Высокий уровень, параметр оценки, проба, рисунок, уровень, процесс деятельности, старший дошкольный возраст, психическое развитие детей, процесс работы.

Источник

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования
Кафедра общей и детской психологии

Курсовая работа

ДЕТСКИЙ РИСУНОК КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6
1.1. Вопросы психического развития в трудах психологов и педагогов. 6
1.2. Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. 12
1.3. Использование детских рисунков как средства диагностики детей дошкольного возраста. 14
Выводы по первой главе. 25
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Определение особенностей развития психики старших дошкольников с помощью психологических тестов. 26
2.2. Диагностика психического развития детей старшего дошкольного возраста с помощью детских рисунков. 32
Выводы по второй главе. 37

Заключение 39
Библиографический список 42
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Первые шесть-семь лет жизни — наиболее сенситивный и ответственный период для психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. [3, с.332]
Психическое развитие ребенка, в буквальном смысле, — это превращением беспомощного младенца в человеческую личность, которое происходит по определенным законам. Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения, и она делает резкий скачок. [35, с.5]
Психическое развитие зависит от многих факторов, прежде всего, от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола и от влияния окружающей среды. Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми. Также на протяжении всего дошкольного возраста преобладает и рисуночная деятельность.
Любой вид деятельности ребенка имеет свою цель. В дошкольном возрасте целью любого вида деятельности ребенка является его всестороннее развитие. Чтобы достигнуть цели, нужны средства, которые являются инструментами ее достижения.
Коломинский Я.Л. утверждал, что психологические методы и есть средства, с помощью которых можно диагностировать психическое развитие ребёнка, добыть научные факты о его внутреннем мире. Особенно продуктивно для исследования психики детей используются рисуночные тесты. Таким образом, происходит непосредственное исследование всех психических процессов: воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти, так как все полученные ребенком образы он впоследствии пытается воссоздать в реальной жизни, изображая её на листе бумаги.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку и взрослому ощутить и понять внутренний мир, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и переживаний, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. [17, c.220]
Изучением проблемы диагностики психического развития ребенка с помощью рисуночного метода, занимались многие педагоги и психологи.
Ребенок, — подчеркивает В. С. Мухина — присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором живет.
Один из первых исследователей детского рисунка в России выдающийся психолог и психиатр В. М. Бехтерев, еще в начале XX в. обращая внимание своих коллег на детский рисунок, отмечал, что рисование «…представляет собой крайне поучительный предмет исследований».
Так, исследования Смирнова А.А. по вопросам детского рисунка, основанные на изучении рисунков детей, показали, что развитие детских рисунков проходит пять последовательных стадий, непосредственно связанных с хаpактеpными чертами детского интеллекта.
Известный психолог Выгодский Л.С. говорил, что рисунок должен рассматриваться как знак в системе социальной коммуникации, а овладение рисованием – как усвоение ребёнком одного из видов социальных знаков.
Панько Е.А., известный педагог в области детской деятельности, считала, что осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов.
Сейчас широко рассматривается проблема исследования психического развития личности. Каким образом детские рисунки отражают внутренний мир детей? Чем руководствуются психологи, интерпретируя детские рисунки? задумываются ли родители, психологи и педагоги нам тем, что рисунок — это не просто продукт детского творчества?
В своей работе хотелось бы отразить преимущество рисуночного метода диагностики психического развития перед другими методиками и как правильно его нужно выбирать и использовать.
Объект исследования: особенности психического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: рисунок как средство диагностики психического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования: определить преимущество рисуночных методов диагностики и описать роль детских рисунков в психическом развитии детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психического развития детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть методы диагностики детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать детский рисунок как средство диагностики психического развития детей.
4. Определить наиболее практичный метод диагностики психического развития детей в условиях детского сада и дома.
5. Выявить показатели некоторых областей психического развития детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, беседа с родителями, анкетирование педагогов, наблюдение за детьми во время выполнения заданий, анализ продуктов деятельности, тестирование дошкольников с помощью психологических методик, для обработки данных использовался количественный и качественный анализ.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями.
База исследования: Исследования проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 553 г. Минска». В исследовании принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (35 источников), приложения (18 наименований). Общий объем работы без приложения составляет 42 страницы.

Читайте также:  Упражнения на развитие крупной моторики ребенка

Глава 1. Теоретические подходы к изучению психического развития детей.
1.1 Вопросы психического развития в трудах психологов и педагогов.
Психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Существуют биологические и социальные факторы психического развития. [35, c. 354]…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы: психическое развитие — процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза. История диагностики психического развития детей с помощью рисунков берёт своё начало ещё в начале XX века. Выделяют 5 стадий в развитии детских рисунков, непосредственно связанных с хаpактеpными чертами детского интеллекта. I стадия — лишенных смысла штрихов, II стадия — бесформенных изображений, III стадия — схематических изображений, IV стадия — правдоподобных изображений, V стадия — правильных изображений. Рисование ребенка рассматривается как синтетическая деятельность, характеризующаяся проявлением разных сторон психического развития, использованием опыта, приобретенного в разных видах детской деятельности, усвоением разнородных элементов социального опыта, человеческой культуры. Это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Проведённый анализ ряда результатов психологических тестов, не связанных с детскими рисунками, позволил определить уровни важных составляющих психического развития 20 человек. Так, выяснилось, что 60% детей в группе имеют средний уровень интеллектуального развития, 40% — высокий; 40% — адекватную самооценку, 30% — заниженную самооценку, завышенную — 20% и 10% — неадекватно завышенную самооценку; 60% детей имеют средний уровень креативности, а высокий – 40%; высокий уровень тревожности имеют 40% детей, средний – 25% и низкий 35%. Также выяснилось, что никто из воспитанников не имеет низкого уровня интеллектуального развития и креативности.
Проведенный тщательный анализ рисуночной деятельности (процесса выполнения и результата) дал возможность увидеть разнообразие психического развития детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. Качественно-количественный анализ рисуночной деятельности этих воспитанников позволил увидеть диапазон некоторых сторон психического развития и помог определить детей, у которых есть незначительные недостатки в личностном развитии. Проведение диагностического обследования позволило дополнить сведения о характерных особенностях изобразительной деятельности детей при выполнении конкретных диагностических методик, описать, проиллюстрировать эти особенности и составить психолого-педагогические характеристики детей. Результаты проведения рисуночных тестов совпали с результатами проведения других методик и, более того, раскрыли многие другие стороны личностного развития детей.
С родителями воспитанников была проведена просветительская работа в виде родительского собрания на тему «Психическое развитие детей», где им был дан ряд рекомендаций. С педагогами в дошкольном учреждении было проведено анкетирование, где педагоги показали свои предпочтения в выборе тестовых методик.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что достоинство рисования — оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуночные тесты очень удобны для практической работы. Большинство психодиагностических методик основаны на использовании достаточно сложного тестового материала. Это бланки с распечатанными вопросами, стандартизированные картинки, плоскостные и объемные фигуры и т.п. За рубежом существует целая индустрия производства тестового материала. Причем настоятельно подчеркивается, что адекватных результатов можно достичь только при использовании стандартного материала; применение недостаточно совершенных копий снижает надежность испытания.
Использование рисуночного теста позволяет избежать проблем, связанных с приобретением необходимого инструментария. Достаточно иметь лист бумаги и карандаш, а это всегда под рукой и недорого стоит. Процедура тестирования сама по себе выгодно отличается от традиционной. Как уже отмечалось, графическая деятельность (рисование) для ребенка естественна, она ему близка и приятна и не требует от него предпринимать исключительных волевых и интеллектуальных усилий. Решая задачи какого-либо теста, ребенок, во-первых, как правило, осознает, что он поставлен в ситуацию проверки и оценки, и, во-вторых, сталкивается с вероятностью неправильного решения. Все это создает повышенное нервно-психическое напряжение. Что касается рисования, то оно носит для ребенка скорее игровой характер и не вызывает тревожных переживаний.
При выполнении большинства традиционных тестов отсутствие решения или неверное решение задачи (снижающее общую оценку интеллектуальных способностей) теоретически может быть объяснено тем, что тестируемый не понял или понял неправильно либо инструкцию теста, либо конкретный вопрос (задачу). Это действительно иногда бывает. В данном случае такое затруднение возникнуть просто не может. Инструкция элементарна, понятна даже ребенку раннего возраста и не может быть искаженно истолкована.
Важной положительной особенностью рисуночного теста является практически полное отсутствие влияния уже упоминавшейся так называемой тестовой тренированности. То есть его повторное использование применительно к конкретному испытуемому не приводит к сколь-нибудь заметному изменению результатов. Поэтому оперируя результатами теста, можно быть уверенным, что они не искажены этим фактором.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства./ В.Н. Белкина – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – 253с.
2. Богомолов, В. Тестирование детей / В. Богомолов Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -346 с.
3. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 335с.
4. Венгер, Л.А. Психология развития/ Л.А. Венгер — М., 2005. – 175с.
5. Возрастные закономерности социализации личности / Сборник научных трудов / Министерство образования РБ, БГПУ, Мн. 2008 – 235с.
6. Волков, Б.С., Детская психология: от рождения до школы/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 4-е изд., переработанное — Спб.: Питер Пресс, 2009. – 240с.
7. Хоментаускас, Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас // Вопросы психологии №1, 1986, с.169
8. Выготский Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка, М., 2005.
9. Дилео, Дж. Детский рисунок: Диагностика и интерпритация/ Джон Дилео. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 262с.
10. Диагностика психического развития / министерство образования республики Беларусь, Учреждение образования «Барановический государственный университет»./ Л.И.Станисдавчик, Я.И. Березнева — Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – 380 с.
11. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника./ Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.:Просвещение,1966. – 351с.
12. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей/ Акад.пед.наук РСФСР, М. – 1959. -190 с.
13. Каменская, В.Г. Психодиагностика ребёнка / Каменская В.Г. — М.: 2011 – 399 c.
14. Коломинский, Я.Л., Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Я.Л. Коломинский, — Мн. — 1997. — 237с.
15. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология/ Т.Д. Марцинковская –– М: Гардарики, — 2007. – 252 с.
16. Материалы Республиканской научно-практической конференции / формирование психолого-педагогической культуры специалиста дошкольного образования / Мн., БГПУ 2005 – 237 с.
17. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. / В.С. Мухина, М.: Просвещение, 1981 — 239 с.
18. Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина, М.: Просвещение, 1985. — 271 с.
19. Мухина, В.С. Детская психология/ В.С. Мухина М.: Просвещение, 1999 – 252 с.
20. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов, М: 1998 – 630 с.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Обухова Л.Ф. – Издание 3-е, стереотипное. – М.: Тривола, 1999. – 314 с.
22. Панько Е.А., Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. / Е.А. Панько, Я. Л. Коломинский – Спб.: Питер, 2004 – 480с.
23. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / В.А. Лукова. — М: Педагогика-Пресс: 1994. – 527 с.
24. Подьяков, Н., Парамонова, Л. Некоторые новые проблемы умственного воспитания / Н. Подьяков, Л. Парамонова / дошкольное воспитание, 1985 №2 с. 52-58
25. Потемкина С.Ф., Гpафические методы в психологической диагностике./ С. Ф. Потёмкина. — М.: Издательство «Дидакт», 1991 – 256 с.
26. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./ Д.Я. Райгородский, Учебное пособие. – Самара, 2001 – 672 с.
27. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей/ Д.Я. Райгородский – Самара: Барах-М, 2012. – 622с.
28. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии./ Е.С. Романова. — СПб. Речь, 2001 – 415с.
29. Сакулина, Н.П.. Рисование в дошкольном детстве/ Н.П. Сакулина. — М.: Просвещение, 1965. – 212с.
30. Силивон, В.А. Природа детского рисунка/ В.А. Силивон, — Мн., БГПУ — 2000 – 183с.
31. Смирнов, А.А. Психология ребёнка и подростка. — изд. 3, М.1929 – 214 с.
32. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста, — 3 изд. — М. Изд. центр «Академия» — 1996 – 95с.
33. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей/ Кэтрин Тэйлор. – 3 изд. — М.: Апрель-Пресс – 2008. — 208с.
34. Урунтаева, Г.А. Детская психология. / Урунтаева Г.А. – М.: Академия, 2010. – 365 с.
35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – 3 изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 416 с.

Читайте также:  Принципы оценки психического развития ребенка

Источник