Детские музыкальные инструменты роль в развитии ребенка

Лаврухина Елена Александровна
«Детские музыкальные инструменты в жизни детей». Консультация для родителей

Музыка окружает нас с самого раннего детства. Мы и наши дети росли, играя с простой музыкальной игрушкой – погремушкой. Затем постепенно в наших игровых уголках появлялись другие детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, дудочка, гармошка, металлофон. Но не надо относиться к ним, как просто к развлекательным игрушкам. Игрушечные инструменты — это первый шаг в мир настоящей музыки.

В дошкольных учреждениях такому виду, как игра на детских музыкальных инструментах, уделяется большое внимание. В непрерывной образовательной деятельности или на развлечениях и праздниках дети обязательно показывают свое мастерство в игре на музыкальных инструментах. Так же в каждой возрастной группе имеется оснащенный центр по музыкальному развитию, в котором есть все музыкальные инструменты (фабричные и сделанные своими руками из различного материала, в соответствии с данным возрастом и музыкально — дидактические игры.

Но привлечения детей к миру музыкальных инструментов не может ограничиваться рамками детского сада. Большое значение имеет семейное воспитание и отношение родителей к данному виду деятельности. Поэтому необходима преемственность детского сада и семьи в вопросе приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты, которые будут выбирать родители для домашних игр, могут быть самыми разными. Сейчас в магазинах большой выбор музыкальных игрушек: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов.

Некоторые детские инструменты являются подобием настоящих, носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу извлечения из них звуков, но они сильно упрощены. Конечно, профессиональной игре на таком инструменте ребенок не научится. Но такие первые пробы общения с ними принесут пользу в развитии слуха и чувства ритма. Чтобы детский музыкальный инструмент, не попал в кучку надоевших вещей, нужно научить ребенка не просто извлекать из него звуки, а постараться привить интерес к нему. Для этого родителям нужно лишь уделить время ребенку, устроить концерт для домочадцев, создать свой домашний оркестр. Возможно, такие совместные игры послужат поводом для серьёзных музыкальных занятий в будущем. Так же при выборе музыкальных игрушек необходимо помнить, что в раннем и младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, т. е. все те игрушки, которые звучат мягко и негромко. В этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. В старшем дошкольном возрасте можно приобрести детские гитару или синтезатор.

В зависимости от способа извлечения звуков и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно разделить на несколько видов.

Беззвучные. Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баяны с мехами и т. д. Несмотря на отсутствие звучания, их внешний вид привлекателен и способствует созданию игровой ситуации. Дети воображают себя музыкантами, исполняя знакомые песни. Такая деятельность развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.

Звучащие:

Игрушки-инструментысо звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, треугольники.

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы,— свирели, дудки, рожки.

— Игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.

Игрушки-инструменты с звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные. Подобной классификацией можно воспользоваться и применительно к детским музыкальным инструментам, несмотря на некоторую ее условность.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, Звук возникает при вдувании воздуха в трубку. инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармошки. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Имея музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты дома, играя с ними и «выступая с концертом» перед домочадцами, ребенок приобретает бесценный опыт, что в дальнейшем может послужить серьезным увлечением музыкой.

Читайте также:  Центр развития ребенка в закамске

И помните, какой бы вид музыкального инструмента вы с вашим ребенком ни выбрали, музыку создаёт не инструмент, а музыкант. Хороший музыкант извлечёт прекрасную мелодию из пустых жестяных банок, но даже самый дорогой инструмент не поможет тому, кто не любит музыку.

Музыку не изучают по книжкам.

Она вокруг нас.

Август Раш

Источник

Приобщение к музыке — один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.

В современном понимании, музыкальное воспитание — это процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей жизни.

Издавна замечено, что игра на музыкальных инструментах оказывает всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе.

История возникновения оркестра восходит к тем далеким временам, когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещёточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ и, сами того не сознавая, приобщали его к музыкальному искусству. В первые оркестры входили: гусли, гудки, рожки, трещотки, свистульки, ложки, жужжалки и т.д. Через всю историю русского народа прошла любовь к незатейливым народным инструментам.

В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов.

В 30 -х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простей -ших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана. Этот оркестр позволил играть детям осуществить одно из самых заветных желаний — «играть живую музыку».

Сегодня исполнительство на детских музыкальных инструментах — важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов — памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на музыкальных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Наконец, игра на инструментах создает условия для нормализации психологического состояния ребенка.

Классификация музыкальных инструментов

Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны.

К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно-ролевых играх.

Ко вторым относят уменьшенные, упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

С течением времени установилось два типа музыкальных игр, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

Озвученные подразделяются на 4 вида в зависимости от характера их звучания:

  • Игрушки — инструменты со звуком нефиксированной (неопределенной) высоты — погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т. д.;
  • Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке — свирели, дудки, рожки и т. д.;
  • Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы) — органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т. д.;
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом — металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т. д.
Читайте также:  Пример психологической карты развития ребенка

Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по следующим группам:

  • Группа струнных — цитра, домра, балалайка и т. д.;
  • Группа духовых — флейта, саксофон, кларнет, губная гармошка;
  • Группа ударно-клавишных — пианино, рояль и т. д.;
  • Группа клавишно-язычковых — баян, аккордеон, гармоника и т. д.;
  • Группа ударных — бубен, барабан, тарелки, металлофон и т. д.

Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, типом вибратора (источником звукообразования) и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона — тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебания металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. У цитры — тембр светлый, нежный мягкий; звук образуется в результате вибрации струн, а извлекается с помощью медиатора. Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка — его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Источник

«О пользе обучения детей дошкольного возраста  игре на детских музыкальных инструментах»

Одной из основных задач музыкального  воспитания в детском саду является раскрытие творческого потенциала дошкольника. Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей очень высоко. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового и  динамического. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Игра на музыкальных инструментах  входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Наблюдая за  детьми на занятиях, в играх, я заметила, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками; с помощью барабана, бубна, колокольчиков, треугольников, погремушек, кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей.

Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

На каждом музыкальном занятии необходимо уделять  несколько минут знакомству детей с музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных способностей. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения, распевания также учим детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику и ритм. Например, развивая ритмический слух, учим распевку, прохлопываем и выкладываем её ритм на фланелеграфе, а затем даём детям палочки, деревянные ложки,бубны и т.д. и просим пропеть и простучать заданный рисунок.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. И этому во многом помогают музыкально- дидактические игры, проведение которых способствует развитию у детей музыкально-сенсорных способностей, закреплению приёмов игры на ДМИ.

В музыкально-дидактических играх часто встречается игра на инструментах. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Например, игра «Определи инструмент» даёт возможность детям сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

Для малышей проводим развлечениедидактическую игру «Весёлые музыканты», где уже закрепляем в игровой форме знания, полученные на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а потом и сами становятся участниками спонтанно организованного оркестра.

Разучиванию любого музыкального произведения предшествует осмысление его эмоционально – образного строя, его настроения, характера музыки, то есть его восприятие. Затем – непосредственно исполнительская деятельность.

Музицирование в детских садах осуществляется сначала в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой. В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты.

Читайте также:  Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка

В работе используются различные их группы:

· ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны,  палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

· ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино);

· духовые однозвуковые (дудки);

Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.)

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними

Техническая лёгкость игры на детских музыкальных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, эти инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал: музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие способности детей, можно  предложить с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку, театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра. Для этого хорошо посоветоваться с детьми, сочинить,  придумать вместе с ними соответствующие инструменты для персонажей сказки.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической и другой музыкой .

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности. У них улучшается качество пения (поют чище и выразительнее), музыкально – ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы,  отношений между детьми

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.

Идея  использовать для  обучения самодельные  шумовые инструменты проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки

Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая позволяет решать множество разных педагогических задач:

· развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру звуков и звучанию разных предметов:

· развитие способности различать звучание разных предметов и дефферинцировать звуки по высоте, интенсивности:

· развитие мелкой моторики кистей рук;

· формирование чувства ритма.

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам.

Источник