Детская литература как средство интеллектуального развития ребенка
Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии младшего школьника
В связи с развитием информационно-компьютерных технологий на сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать. Следовательно, страдают речь, грамотность, моральное воспитание, аффективная сфера, а самое главное интеллект. Неслучайно роль художественной литературы в умственном развитии младшего школьника так внимательно и предметно изучалась отечественными и зарубежными учеными: Н.Н. Черевичной, В.П. Ягунковой, А.В. Пионтек, З.Н. Клопертанец, П.М. Якобсоном, Г.Нилом и др.
Согласно исследованию детского внеклассного чтения, проведенного в нескольких регионах России (2014), большинство школьников уделяют чтению 1–2 часа в неделю, прочитывая за месяц 1–2 книги. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране. Статистический анализ, показывает: 30 % школьников6–11 летчитают 1–2 часа в неделю; 29,8 % посвящают чтению 3–4 часа; 41 % школьников указанного возраста прочитывают 1–2 книги в месяц; у 37,8 % количество книг в месяц возрастает до 3–5. Более 10 книг читают за месяц только 5 % ученики младших классов [3, с. 178].
В ФГОС начального образования заложены возможности и ресурсы воспитания у детей интереса к чтению и книге. Пожалуй, можно согласиться с тем, что стремление ребенка обучаться и успех обучения подчиняются желанию читать. Неслучайно А. С. Макаренко подчеркивал: «Этот период имеет огромную значимость в жизни ребёнка. Ребёнок входит в отрасль книги и печатного слова, иногда входит неохотно, с трудом справляется с теми техническими трудностями, которые ставит перед ним буква и самый процесс прочтения» [1, с. 33].
Желание читать сопровождает детей с первых лет жизни, а результат приобщения к литературе будет базироваться опыте эмоциональных переживаний сюжетов и ролей, полученном в дошкольном возрасте. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Большинство педагогов убеждены, что успех развития интереса к чтению поэтической литературы у младших школьников зависит от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать.
Исследователи детского чтения отмечают, что литературное творение выступает перед ребенком в целостности фабулы и поэтической формы. Если ребенок настроен к литературному творению, то его восприятие будет стопроцентным. А для этого необходимо акцентировать внимание детей не только на сюжете, но и на драматических способах языка сказки, повести, элегии и других творениях поэтической литературы. Со временем у младших школьников складывается предпочтительное отношение к литературным творениям, а также поэтический вкус [3, с.179].
Анализ исследований показывает, что чтение художественных произведений всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения — формирование личности учащегося [5, с.139].
Ученые отмечают, что прочтение поэтической литературы способствует обретению эстетичного блаженства, а, значит, воспитывает младшего школьника чувственно. Благодаря чувственным импрессиям осуществляется и фиксация визуального восприятия. В это связи, считает О.В.Ткаченко, чтение художественных произведений решает следующие задачи: расширяется и углубляется кругозор ребенка, обогащаются его знания и эмоции; посредством книги усиливается воспитательное воздействие на ребенка; книги способствуют обогащению и развитию языка [5, с.139]. По мнению автора, влияние литературы на формирование личности младшего школьника осуществляется посредством восприятия. Восприятие тесно связано с пониманием — проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Познание художественной литературы имеет огромное значение для развития творческих задатков ребенка. Глубина восприятия художественной литературы отражает понимание художественного образа как обобщенной картины человеческой жизни, созданной при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [5, с.139].
Анализ литературных сведений и собственных наблюдений позволяет утверждать, что поэтическая литература служит разносторонне-развивающим средством. Благодаря чтению художественной литературы, отмечает И..Н.. Чакова, у младшего школьника развивается речь, обогащается словарный запас, что помогает ему выражать свои мысли в устной и письменной форме, и понимать сказанное другими людьми, грамотно строить предложения [6, с.127]. В процессе чтения произведений художественной литературы, подчеркивает исследователь, у ребенка развивается логическое мышление, формируются конкретные понятия и представления; он учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира, учится объяснять жизнь и видеть связь одного явления с другим, что обеспечивает познание реальной действительности [6, с.127].
Чтение художественной литературы стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Ребенок из книг узнает обо всем, что его интересует. Поэтическая литература влияет на развитие образной памяти и совершенствование оперативной памяти и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Через знакомство с художественной литературой развивается активность, любознательность, общая культура и эрудиция детей [6, с.127].
На основании этого можно утверждать, роль поэтической литературы в умственном развитии младшего школьника, является неоспоримой. Однако наряду с этим встает проблема чтения книг современными детьми. Педагоги, психологи, филологи озабочены тем, что в век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Педагогамии психологами давно доказано, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Между тем доказано, что так называемая «врожденная грамотность» тоже результат начитанности человека. Исследователи отмечают, что в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов, а при письме эти образы «всплывают в голове» автоматически, и человек, не задумываясь, пишет грамотно, и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге [2, с.2310]. В связи с этим, главной целью в деятельности педагога начальной школы должно быть приобщение детей к сфере книг и поэтической литературе, развитие интереса к чтению, стремления слушать сказки, стихи, рассказы. В младшем школьном возрасте дети должны научиться внимательно слушать сказки, повести, элегии, потешки, а также наблюдать за развитием сюжета в сказке, переживать персонажам [2, с.2310].
В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению [4, с.245]. Чтобы процесс декламации стал для младших школьников личной необходимостью, очень полезны игры. Огромную роль играют вечера чтений, наполненные живым, умным словом. Плохо читающие школьники обречены на неуспеваемость в средних и старших классах. Для формирования у ученика потребности в декламации и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя –способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель [3, с.178]. В связи с этим, предлагают Максимова А.А. и Саввинова Р.В., в рамках проверки знаний младших школьников по поэтической литературе надо организовывать викторины, кроссворды. При заполнении опросных листов по викторине школьники ещё раз применяют источник, заостряют внимание на определенные фрагменты, кажущиеся раньше не значительными, думают, лучше запоминают [3, с.179].
Таким образом, подводя итоги, мы пришли, к выводу — роль поэтической литературы в умственном развитии младшего школьника, является неоспоримой. Поэтическая литература служит разносторонне-развивающим средством: развивается память, речь, творческое воображение, учит детей мыслить образами, расширяется словарный запас и кругозор. Также развивается образная память и совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Через знакомство с художественной литературой развивается активность, любознательность, общая культура и эрудиция детей. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений. В связи с эти педагоги и родители, должны знакомить и приобщать детей к чтению художественной литературы.
Литература:
- Васинская Н.В., Щербинина Н.А. Технология продуктивного чтения // Тр. междунар. конф. «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности». — Махачкала, 2014. — С.33–34.
- Исаева О.В., Слонь О.В. Продуктивное чтение как способ формирования личностных достижений младшего школьника // Фундаментальные исследования. — 2014. — №9–10. — С. 2308–2311.
- Максимова А.А., Саввинова Р.В. Развитие читательской деятельности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Научный поиск в современном мире». — Саратов, 2014. — С. 178–179.
- Немов Р.С. Психология. В 3 книгах. Книга 1: Общие основы психологии. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2010. — 687 с.
- Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. — 2015. — №1(40). — С. 138–146.
- Чакова И.Н. Влияние художественной литературы на формирование личности младших школьников // Тр. междунар. конф. «Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания». — Оренбург, 2013. — С.126–129.
Источник
Елена Рыжкина
Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника
В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного образования. В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольноедетство особенно сентизивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду при чтении специально подобранной художественной литературы (на занятиях и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный период.
Принципиальным является тезис: на развитие ребенка — дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» на обязательных обучающих занятиях. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным.
Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие проводить книгу через весь образовательный процесс.
Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу — это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дошкольники достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Чтение художественной литературы в условиях целостного образовательного процесса создает у детей дошкольного возраста интерес к родному языку и способствует творческому отношению речи. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом и взаимосвязан с умственным, познавательным и интеллектуальным развитием. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении — от интеллекта к языку. Под этим понимается определение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.
Художественная литература является универсальным развивающе- образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую и интеллектуальную среду.
Источник
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №153»
Коминтерновский район
г. Воронеж
Тема: «Развитие умственных способностей детей посредством детской литературы ».
Воспитатель: Минакова Наталья Алексеевна
Воронеж 2016
Современное общество предъявляет всё более высокие требования к знаниям, умениям и навыкам дошкольников, ведь дошкольный возраст является ответственным этапом детства.
Ни у кого не вызывает сомнение, что детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъективности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания.
Включение литературных произведений во все ситуации общения с малышом способствует развитию не только словесной, но и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художественное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, основываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный подбор художественных произведений .
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
С течением времени, расширяя словарь (на основе формировании представлений об окружающем), дошкольники все в большем разъеме понимают речь. Сказки, рассказы, стихи занимают соответствующее место в их занятиях. Понимание речи движет развитие детей. Усвоение грамматических конструкций в процессе pазговорной речи, развитие связной речи, формирование внутренней речи дают основу для восприятия произведения в любой форме.
Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ художественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем детстве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-картинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.
В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание малыша на разные стороны объектов, организуя деятельность Детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.
Память ребенка — это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обеспечивая запоминание.
Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, организуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.
Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование запомнить было вызвано потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать. Использование усвоенных знаний должно следовать вскоре за запоминанием.
Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников — обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно 5-6-летние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.
Развитие мышления приводит к тому, что дети начинают прибегать к простейшим формам обобщения, а это в свою очередь обеспечивает систематизацию представлений. Закрепляясь в слове, последние приобретают «картинность». Совершенствование аналитико-синтетической деятельности влечет за собой преобразование представления.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило попутно с выполнением какой-либо деятельности: малыш играл и запомнил игрушку, слушал сказку и запомнил ее, рисовал и запомнил названия цветов спектра. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Художественная литература является универсальным развивающее -образовательным средством.
Отгадывая загадки — у ребенка развивается логическое мышление.
А развивая мышление ребенка, мы развиваем и речь.
Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Основой все считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, что приводит к развитию математических способностей.
С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают: учат товарищей, и сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности.
Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений, мы развиваем и воображение, восприятие, мышление, память.
Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.
Источник