Деятельность социального педагога по воспитанию и развитию личности ребенка

Деятельность социального педагога по воспитанию и развитию личности ребенка thumbnail

Педагогическая
деятельность — это разновидность
профессиональной деятельности,
направленная на передачу социокультурного
опыта посредством обучения и воспитания,
на создание условий для личностного
развития обучаемых.

Педагогическая
деятельность имеет непрерывный,
планомерный характер, поскольку все
дети обязательно должны пройти
определенные образовательные уровни,
т. е. она равно направлена на всех детей.
Кроме того, объектом педагогической
деятельности могут быть и взрослые,
как, например, в системе профессионального
образования.

Социально-педагогическая
деятельность — это разновидность
профессиональной деятельности,
направленная на оказание помощи ребенку
в процессе его социализации, освоения
им социокультурного опыта и на создание
условий для его самореализации в
обществе. Осуществляется она социальными
педагогами как в различных образовательных
учреждениях, так и в других учреждениях,
организациях, объединениях, в которых
может находиться ребенок.

Специфика профессиональной деятельности социального педагога

Название
специалиста «социальный педагог»
является производным от слова «педагог,
которое ассоциируется прежде всего с
учителем. Действительно, в профессиональной
деятельности учителя и социального
педагога есть много общего. Прежде всего
эти две профессии роднит то, что объектом
их внимания является ребенок (согласно
Конвенции ООН о правах ребенка—
«человеческое существо до достижения
18-летнего возраста»), его развитие и
социальное становление. Вместе с тем
профессиональная деятельность этих
специалистов имеет и ряд существенных
отличий, позволяющих выявить специфику
двух родственных профессий. Учитель,
выполняя свою главную образовательную
функцию, передает молодому поколению
знания и социокультурный опыт, накопленный
обществом, в процессе чего осуществляется
развитие и воспитание ребенка. В центре
же внимания социального педагога
находится социализация ребенка, его
успешная интеграция в общество как
альтернатива обособлению, «выпадению»
из нормальных социальных отношений.

Отличаются
эти профессии и с точки зрения сферы
деятельности. Если учитель ориентирован
уже в процессе профессиональной
подготовки на работу в учреждении
определенного типа, а именно в
общеобразовательном учебном заведении,
то социальный педагог может осуществлять
свою деятельность в самых разных
учреждениях. С этой точки зрения, а также
функционально деятельность социального
педагога гораздо ближе к профессиональной
деятельности специалиста по социальной
работе. Разграничить социально-педагогическую
сферу и сферу социальной работы
чрезвычайно трудно еще и потому, что
обе они только формируются. Вместе с
тем, по крайней мере одно существенное
отличие, определяющее специфику этих
двух сфер профессиональной деятельности,
может быть отмечено. Оно заключается в
том, что в отличие от социального
педагога, который в своей профессиональной
деятельности имеет дело с ребенком в
процессе его развития, воспитания,
социального становления, объектом
социальной работы могут оказаться люди,
имеющие те или иные социальные проблемы
или затруднения, независимо от возраста.

Социально-педагогическая
деятельность является адресной,
направленной на решение проблем
конкретного ребенка.

Сферы и направления
социально-педагогической деятельности

Основными
направлениями социально-педагогической
деятельности являются:


деятельность по
профилактике явлений дезадаптации,
повышению уровню социальной адаптации
детей посредством их личностного
развития;


деятельность по
социальной реабилитации детей, имеющих
те или иные отклонения от нормы.

Социально-педагогическая
деятельность обычно включает две
составляющие:


непосредственную
работу с ребенком;


посредническую
деятельность во взаимоотношениях
ребенка со средой.

Должность
социального педагога на сегодняшний
день официально установлена в учреждениях
двух ведомств — образования и комитетов
по делам молодежи.
В системе учреждений
комитетов по делам молодежи должность
«социальный педагог» введена в штатное
расписание 8 типов учреждений: дворовые
детские клубы, дома детского творчества,
молодежные общежития, дома отдыха для
подростков, образовательные молодежные
центры, центры профориентации, центры
занятости, детские и молодежные биржи
труда.

Правовой
основой деятельности социального
педагога в этой сфере является закон
РФ «Об общественных объединениях». В
сфере образования эта должность введена
в штатное расписание 6 типов образовательных
учреждений, сеть которых динамично
развивается: дошкольные образовательные
учреждения; общеобразовательные
учреждения; общеобразовательные
школы-интернаты; образовательные
учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
специальные учебно-воспитательные
учреждения для детей и подростков с
девиантным поведением; образовательные
учреждения начального профессионального
образования.
Несмотря на то, что
должность «социальный педагог»
установлена только в двух ведомственных
сферах, практическая потребность в
такого рода специалистах гораздо шире.
Фактически эта должность может вводиться
во всех социальных учреждениях, которые
оказывают помощь нуждающимся в ней
детям. Поэтому типология учреждений, в
которых может работать социальный
педагог, основанная на их ведомственной
принадлежности, включает:


учреждения
образования;


учреждения комитетов
по делам молодежи;


учреждения
здравоохранения (детские больницы,
спецбольницы для психически больных
детей, детей-наркоманов, санатории для
детей и др.);


учреждения
социальной защиты населения (центры
социального обслуживания, центры
социальной помощи семье и детям,
социальные приюты, социально-реабилитационные
центры для несовершенно летних, центры
помощи детям, оставшимися без попечения
родителей, реабилитационные центры для
детей и подростков с ограниченными
возможностями и др.);

Читайте также:  Дидактическая игра в развитии ребенка


учреждения,
относящиеся к системе органов внутренних
дел (приемники-распределители для детей
и подростков, специнтернаты и специальные
профессиональные училища для детей,
совершивших правонарушения, воспитательные
колонии, ювенальные суды для подростков,
которые в России делают свои первые
шаги, и др.).

В
зависимости от условий региона (села,
города, района города и др.) учреждения,
оказывающие помощь детям, могут носить
комплексный межведомственный характер
(центры семьи и детства, центры досуга,
центры здоровья и др.). Социальные
педагоги, работающие в этих учреждениях,
проводят первичную диагностику социума
и выявляют детей с проблемами,
дифференцируют проблемы детей, определяют
их причины, пути и способы решения. Они
также должны быть хорошо информированы
о возможностях всех социальных учреждений
города, села, поселка и т. д. Если личностные
проблемы ребенка не могут быть сняты в
условиях естественной среды его развития,
ребенок направляется в учреждения,
имеющие ту или иную специализацию
(учреждения социальной реабилитации
детей с физическими и психическими
недостатками, учреждения социальной
реабилитации детей, не получивших общего
и профессионального образования, и
др.).

В зависимости от
профиля местом работы социаль­ного
педагога могут быть:


социально-педагогические
службы образова­тельных учреждений
(дошкольных, учреждений дополнительного
образования, общеобразовательных и
профессиональных школ, колледжей,
лицеев, школ-интернатов, детских домов,
средних специальных учеб­ных заведений,
вузов);

– социальные
службы специализированных учреж­дений
(домов престарелых, семейных детских
домов, центров реабилитации, социальных
приютов, спецшкол для детей с отклонениями
в умственном и физическом развитии,
центров занятости, бирж труда и др.);

– социальные
службы предприятий, организаций и
учреждений, общежитии, коммерческих
структур, творческих, общественных
организаций, различных фондов, банков,
благотворительных организаций;

– службы
муниципальных органов (социально-педагогических,
культурно-спортивных комплексов, центров
социальной педагогики и социальной
работы, отделов по социальной защите
населения, отделений социальной помощи
на дому);

– службы
культурной анимации (подростковые
клубы, дома культуры, сельские клубы,
школы народ­ных ремесел, семейные
клубы, семейные гостиные, парки, игровые
площадки и др.);

– валеологические
службы (профилактории, реа­билитационные
залы и комплексы, центры народных средств
оздоровления и лечения при больницах,
мед­пунктах, на дому);

– частная
практика.

Профессия
социального педагога имеет ряд
спе­циализаций. Специализация может
определяться регионально-этническими
особенностями, потребностя­ми
конкретного социума (города, района,
села), а также личностными и профессиональными
возможностями специалиста:

По
профилю деятельности социального
педагога различают специализации:

– социальный
педагог по работе с семьей;

– социальный
педагог – руководитель детских
объединений и организаций;

– социальный
педагог – валеолог;

– социальный
педагог
дефектолог;

– социальный
педагог – эколог;

– социальный
педагог
этнолог;

– социальный
педагог – организатор культурно-досуговой
деятельности;

– социальный
педагог – организатор
физкультурно-оздоровительной деятельности;

– социальный
педагог– организатор техничес­кого
творчества;

– и
др.

Основанием
специализации может служить опре­деленная
категория людей, на работу с которой
сори­ентирован социальный педагог.
В соответствии с этим существуют,
например, специализации:

– социальный
педагог по работе с подростками-девиантами;

– социальный
педагог по работе с инвалидами;

– социальный
педагог по работе с сиротами;

– социальный
педагог по работе с беженцами;

– социальный
педагог – геронтолог;

– и др.

Специализация
может быть связана также с мес­том
работы. В зависимости от этого определяют
специ­ализации:

– школьный
социальный педагог;

– социальный
педагог учреждения дополнитель­ного
образования;

– социальный
педагог в детском доме;

– и т д.

Из
широкого спектра специализаций можно
выде­лить наиболее востребованную в
современных услови­ях. Это социальный
педагог по работе с семьей, специ­алист
широкого профиля, компетентный в вопросах
оказания разносторонней квалифицированной
помощи семье, координирующий свою
деятельность с различ­ными институтами.

Направления
деятельности социального педагога:

Направление
деятельности

Содержание

1.  
Социально-педаго­гическое исследование
с целью выявления социальных и
личностных проблем детей всех возрастов

— проведение
социальной паспортизации классов,
учебного учреждения, микрорайона;

— изучение и
анализ культурно-бытовых отно­шений
в семьях учащихся;

— изучение и
анализ морально-психологического
фона учебного учреждения с целью
выявления его воздействия на личность
ученика и разработка мер по его
оптимизации;

— определение
центров социально культурного влияния
на учащихся в микрорайоне школы с
целью изучения их воспитательного
потенциала и организации взаимодействия;


социально-педагогическая диагностика
с целью выявления личностных проблем
учащихся, семьи и др.

2. 
Социально- педа­гогическая защита
прав ребенка

— выявление и
поддержка учащихся, нуждающихся в
социальной защите (дети — инвали­ды,
одаренные дети), опеке, попечительстве;

— защита прав и
интересов учащихся (обращение особого
внимания на оказавшихся в трудной
жизненной ситуации) в различных
инстанциях (педсовет, Совет по
профилактике правонарушений и
преступлений, Комиссия по делам
несовершеннолетних, суд, прокуратура
и т. д.);


защита и индивидуальная работа с
учащимися, подвергающимися насилию
и агрессии со стороны взрослых и т.
п.

3.
Обеспечение соци­ально-педагогичес­кой
поддержки семье в формировании
личности учащегося

— раннее выявление
неблагополучных семей;

— создание банка
данных по неполным семьям, семьям,
имеющим детей с особенностями
психофизического развития, опекунским
семьям, семьям с приемными детьми и
т. д.;

— пропаганда
здорового образа жизни в семье как
необходимого условия успешной
социализации детей и подростков;


психолого-педагогическое просвещение
с целью создания оптимальных условий
для взаимопонимания в семье;

4.  
Социально- педаго­гическое
консульти­рование

— духовно-ценностное
просвещение;

— содействие
включению родителей в учебно-воспитательный
процесс;

— организация
«круглых столов», семинаров, встреч
для родителей, педагогов, учащихся
по социально-педагогической проблематике
и др.

— организация и
проведение индивидуальных консультаций
для учащихся, оказавшихся в трудных
жизненных ситуациях;

— консультирование
и специализированная помощь учащимся
в профессиональном определении;


консультирование родителей, педагогов,
администрации, классных руководителей
по разрешению социально- педагогических
проблем и др.

5.
Социально-педаго­гическая
профилак­тика, коррекция и реабилитация

— Раннее выявление
и предупреждение фактов отклоняющегося
поведения учащихся;

— обеспечение
профилактической и коррекционной
работы с детьми и подростками,
состоящими на различных видах учета
(«группа риска», внутришкольный
контроль (далее — ВШК), инспекция по
делам несовершеннолетних (далее —
ИДИ));

— организация
превентивно-профилактичес­кой
работы с учащимися «группы риска»;

— способствование
пропаганде здорового образа жизни;

— повышение
уровня правовой грамотности учащихся
и их родителей с целью профилактики
девиантного поведения;


организация реабилитации детей
испытывающих различные затруднения
в системе разнообразных отношений,
которые вызывают дезадаптацию
(болезнь, инвалидность, стресс и пр.),
а также подростков, вернувшихся из
мест лишения свободы, спецучреждений.

6.
Содействие созда­нию педагогически
ориентированной среды для оптималь­ного
развития лич­ности ребенка


сосредоточение внимания администрации
учебного учреждения на проблемах и
потребностях учащихся, учителей,
родителей при планировании и организации
учебно-воспитательного процесса,
социально-педагогической деятельности;

7.
Поддержка социаль­но ценной
деятель­ности детей и под­ростков
(возможна в виде волонтерства, проектной
деятель­ности)

— забота о больных,
инвалидах и бедных;

— благотворительные
мероприятия для сверстников и пожилых
людей;

— работа в службах
социальной защиты;

— благоустройство
города, поселка, двора;

— охрана природы
и памятников культуры;

— проведение игр
и творческих занятий с детьми;


другое, все, что способствует личностному
и профессиональному самоопределению
подростка, приобщает его к общечеловеческим
ценностям.

8.
Организационно-ме­тодическая
деятель­ность

— анализ и
обобщение опыта социально-педагогической
деятельности;

— участие в
методических секциях, семинарах,
практикумах, конференциях различного
уровня по социально-педагогическим
проблемам;


накопление банка данных по методикам
работы на основе изучения методической
литературы, специальных изданий по
социальной педагогике, достижений
науки и практики, а также результатов
проведенных социально-педагогических
исследований.

Читайте также:  Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

 
План:

  • Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности
  • Профессиональные обязанности социального педагога как субъекта социально-педагогической деятельности
  • Проблемы, возникающие в процессе социализации человека и методы их выявления.

  

Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности

 
Социально-педагогическая деятельность — это профессиональная деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.
Для полноценного понимания сущности всякого вида деятельности необходимо определить его концептуальные и процессуальные составляющие, прежде всего его объект и субъект.
К объектам принято относить те элементы действительности, на которые направлено действие. Назначение социально-педагогической деятельности — оказание профессиональной социально-педагогической помощи населению, повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков, юношей. Объектом социальной педагогики, с одной точки зрения, является растущий и взрослеющий человек во всем комплексе его жизнедеятельности, а с другой — элементы общественной культуры, которые применяет педагог и которые служат неким «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, также не снимающее двойственности объекта социально-педагогической деятельности. В широком смысле к объекту социально-педагогической деятельности относят связи, взаимодействия, способы и средства регуляции процессов социализации, социального воспитания, поведения социальных групп и личностей в обществе.
В узком контексте —ситуации риска, проблемы нарушения социализации тех, кто нуждается в помощи (социально незащищенные, маргинальные, имеющие различного рода отклонения в поведении люди, группы людей).
Наиболее лаконичная формулировка: объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и взаимодействующий на него в своей практической деятельности. Можно выделить три уровня учреждений, организаций, специалистов, решающих задачи социального воспитания и социально- педагогической защиты:
1)первоочередные, ведущие (социальные педагоги, социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми, молодежью, различными категориями семей и т.п.; социально-педагогические центры системы социальной защиты населения и др.);
2) сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты, внутренних дел и др.);
3) оказывающие косвенное, опосредованное влияние на реализацию другими учреждениями, организациями и специалистами этих задач (учреждения и организации финансово-экономической сферы, пищевой и легкой промышленности, топливно- энергетического комплекса и др.). Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог. Однако социальное воспитание и социально-педагогическая защита эффективны лишь в случае активной позиции тех, на кого они направлены, — самой личности, ее семьи, группы общения.
 

Читайте также:  Журнал мой ребенок календарь развития ребенка

Профессиональные обязанности социального педагога как субъекта социально-педагогической деятельности

Обязанности социального педагога зависят от конкретного направления его деятельности либо специализации учреждения, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность. В связи с этим выделить какой-либо конкретный перечень его обязанностей довольно проблематично. Однако, весьма репрезентативным подходом видится рассмотрение профессиональных обязанностей социального педагога, указываемые в должностных инструкциях социально-педагогических учреждений.
Согласно образцу такой инструкции социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей).
Исследует психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни.
Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
Формулирует задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы разрешения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей).
Выполнять посреднические функции между личностью учащихся (воспитанников, детей) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, сотрудникам других учреждений.
 
При этом социальный педагог несет ответственность:
За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
 

Проблемы, возникающие в деятельности социального педагога и методы их выявления

Социальная проблема – это социальное противоречие, осознаваемое человеком как значимое для него (окружающих людей) несоответствие между целью и результатом.
Практикующие социальные педагоги определили несколько видов социальных проблем, возникающих в жизни ребенка.
Проблемы, связанные с положением ребенка в семье:
— психологическое неблагополучие в семье;
— агрессия, насилие в семье;
— нарушение прав ребенка в семье;
— тяжелое материальное положение семьи;
— безработица родителей;
— беспризорность, безнадзорность детей;
— алкоголизм или (и) наркомания родителей;
— проблемы, сопутствующие опеке, попечительству;
— проблемы, возникающие в неполной семье и пр.
2. Проблемы, связанные с дезадаптацией ребенка в социальной среде.
— затрудненное профессиональное самоопределение;
— невозможность реализовать свои способности в социальной среде;
— проблемы, связанные с адаптацией к новой среде (классу, школе, деловому коллективу);
— проблемы личностного самоопределения (завышенная, заниженная самооценка);
— психологическая дезадаптация (тревожность, страхи);
— одиночество, дефицит общения в коллективе и пр.
3. Проблемы, связанные с девиантным и делинквентным поведением.
— «трудные дети»: неуправляемые, педагогически запущенные, ведущие себя вызывающе, агрессивно;
— нахождение в дурной компании;
— употребление алкоголя, наркотиков;
— проституция;
— криминальный контакт;
— учет в милиции;
— преступность и пр.
4. Проблемы, связанные с конфликтами и нездоровым морально-психологическим климатом в школе:
— агрессивное поведение учителей (придираются, кричат);
— конфликты с учителями;
— отказ учителя работать с ребенком;
— угнетенность из-за непонятого учебного материала;
— низкая успеваемость;
— уклонение от учения;
— отсутствие интереса к школьной жизни;
— неумение выстраивать отношения, общение с учителями и одноклассниками и пр.
Методы выявления и изучения проблем: беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документации; социометрия, изучение продуктов детского творчества и

Источник