Деятельность как важный фактор развития личности ребенка

Деятельность как важный фактор развития личности ребенка thumbnail

Развитие
личности возможно только в деятельности.

Деятельность
– это все многообразие занятий
человека, все то, что он делает

Основными
видами деятельности ребенка являются:
учение, игра, труд, общение.

Вид
деятельности

Эта
деятельность направлена:

Учение

на
усвоение компонентов человеческой
культуры (знаний, умений, навыков,
ценностных установок и др.).

Труд

на
создание материальных и духовных
ценностей

Игра

на
создание чувство радости, удовольствия
от достижения игрового результата,
носит не обязательный характер

Общение

на
установление и развитие контактов
между людьми, в формировании межличностных
отношений

Каждому
периоду развития ребенка соответствует
своя особая ведущая деятельность,
которая в определенном возрасте играет
основную роль, обуславливает его
развитие.

Возрастной
период

Ведущая
деятельность

Младенчество
(от рождения до 1 года).

Эмоциональное
общение ребенка с взрослыми. Это влияет
на формирование зрительных, слуховых,
мышечно-двигательных ощущений и
восприятий

Раннее
детство (от 1 – 3 лет)

Предметная
деятельность (манипулятивная), где
ребенок овладевает способами действий
с предметами

Дошкольный
возраст
(от
3 – 6-7 лет)

Ролевая
или сюжетная игра, в процессе которой
ребенок овладевает жизненным опытом

Младший
школьный возраст (1-4 кл.)

Учебная,
в процессе которой активность ребенка
направлена на усвоение знаний, умений,
навыков, и других компонентов
человеческой культуры, что способствует
всестороннему развитию личности
ребенка,
удовлетворению
потребности в познании окружающего
мира

Подростковый
возраст (5-9 кл.)

Ведущая
— общение, заключающееся в построении
взаимоотношений со сверстниками.

Вторая
по значению — учебная деятельность,
удовлетворяющая потребность в познании
окружающего мира

Старший
школьный возраст (10-11 кл.)

Ведущая
— учебно-профессиональная деятельность,
направленная на профессиональное
самоопределение.

Вторая
по значению — Общение, заключающееся
в построении взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми, способствующая
определению морально-этнических норм
в общении с окружающими

Виды
деятельности так же могут классифицироваться:


по направленности: познавательная,
общественная, спортивная, художественная,
техническая, ремесленническая,
гедоническая (направленная на получение
удовольствия) деятельность;


по аспекту воспитания: экономическая,
экологическая, эстетическая, нравственная,
трудовая, патриотическая и др.

Деятельность
бывает активной и пассивной.

В
пассивной деятельности человек работает
без желания, без настроения. Успешное
развитие человека происходит только в
активной деятельности, в которой
человек
вкладывает всю душу, полностью реализует
свои возможности, выражает себя как
личность. Такая деятельность приносит
удовлетворение, становится источником
вдохновения.

Развитие
личности при одинаковых внешних условиях
во многом зависит от ее собственных
усилий, от ее активности, от той энергии
и работоспособности, которые она
проявляет в различных видах деятельности.

Итак,
активность человека в деятельности
непременное условие развития его
способностей, достижение успеха.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Влияние
на развитие наследственности, среды и
воспита­ния дополняется еще одним
чрезвычайно важным фактором —
деятельностью личности. Под этим
понимается все многообра­зие занятий
человека, все то, что он делает. Из глубины
веков дошли до нас мудрые наблюдения:
«Скажите мне, что и как делает ребенок,
и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни
один бездельник еще ничего не достиг»;
«Сколько пота — столько успеха»; «Человек
сам кузнец своего счастья»; «Кто рано
вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и
честь»; «Творение указывает на творца»
и т. п. Словом, очевидна прямая связь
между результа­тами развития и
интенсивностью деятельности. Это еще
одна общая закономерность развития,
которую можно сформулировать так: чем
больше работает человек в определенной
области, тем выше уровень его развития
в этой области. Разумеется, пределы
действия этой закономерности не
безграничны, а оп­ределяются
«сдерживающими» факторами — способностями,
возрастом, интенсивностью и организацией
самой деятельно­сти и другими.

В
процессе деятельности происходит
всестороннее и цело­стное развитие
личности человека, формируется его
отношение к окружающему миру. Чтобы
деятельность привела к формиро­ванию
запроектированного образа личности,
ее нужно органи­зовать и разумно
направить. В этом самая большая сложность
практического воспитания. К сожалению,
во многих случаях оно не может предоставить
возможностей для развития; воспи­танники
порой лишены самого необходимого —
активного участия в общественной,
трудовой, познавательной деятельно­сти,
обречены на ее пассивное созерцание и
затверждение го­товых истин.

Основные
виды деятельности детей и подростков
— игра, учение, труд. По направленности
выделяется познавательная, общественная,
спортивная, художественная, техническая,
ремес­ленническая, гедоническая
(направленная на получение удоволь­ствия)
деятельность. Особый вид деятельности
— общение.

Деятельность
может быть активной и пассивной. Даже
са­мый маленький ребенок уже проявляет
себя как активное су­щество. Он
предъявляет требования к взрослым,
сверстникам, выражает свое отношение
к людям, предметам. В дальнейшем под
влиянием среды и воспитания активность
может как повы­шаться, так и снижаться.
Можно привести сколько угодно примеров,
когда человек занят, много работает, но
действует без желания, без настроения,
как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется,
такая деятельность к высоким результатам
не ведет. Хорошее развитие обеспечивается
только активной, эмоцио­нально
окрашенной деятельностью, в которую
человек вклады­вает всю душу, в которой
полностью реализует свои возмож­ности,
выражает себя как личность. Такая
деятельность прино­сит удовлетворение,
становится источником энергии и
вдохно­вения. Вот почему важна не
столько деятельность сама по себе,
сколько активность личности, в этой
деятельности проявляю­щаяся.

Активность
в обучении позволяет школьнику быстрее
и ус­пешнее осваивать социальный
опыт, развивает коммуникативные
способности, формирует отношение к
окружающей дей­ствительности.
Познавательная активность обеспечивает
ин­теллектуальное развитие ребенка.
Для нее характерна не только потребность
решать познавательные задачи, но и
необходи­мость применять полученные
знания на практике. Трудовая ак­тивность
стимулирует быстрое и успешное
формирование ду­ховного и нравственного
мира личности, определяет готов­ность
много и успешно трудиться.

Все
проявления активности имеют один и тот
же постоян­ный источник — потребности.
Многообразие человеческих по­требностей
порождает и многообразие видов
деятельности для их удовлетворения.
Показать растущему человеку полезные,
максимально ослабить ложные направления
активности — по­стоянная и одновременно
очень сложная задача воспитания.
Сложность в том, что потребности и мотивы
деятельности в пе­риод интенсивного
становления человека очень подвижны и
пе­ременчивы. На различных возрастных
ступенях должны опера­тивно меняться
виды и характер деятельности. Массовое
школьное воспитание не всегда успевает
за этими переменами, а должно успевать,
чтобы не допускать необратимых
последствий.

Активность
самого человека — непременное условие
разви­тия его способностей и дарований,
достижения успеха. Какие бы прекрасные
воспитатели ни опекали ребенка, без
собствен­ного труда он мало чего
достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что
ученик должен учиться сам, а педагог
дает ему материал для учения, руководит
учебным процессом. Следовательно, при
правильном воспитании школьник не
столько объект пе­дагогического
воздействия, сколько субъект, т. е.
активный участник собственного
воспитания.

Активность
личности, как и деятельность, имеет
избира­тельный характер. Развитие
личности происходит под воздей­ствием
не любых, не всяких влияний, а главным
образом тех из них, которые выражают
потребности самого человека, обра­щены
к его личности, опираются на его
собственное отноше­ние к действительности.
«Главное дело воспитания как раз в том
и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн,
— чтобы тыся­чами нитей связать
человека с жизнью — так, чтобы со всех
сторон перед ним вставали задачи, для
него значимые, для него притягательные,
которые он считает своими, в решение
которых он включается. Это важней всего
потому, что главный источник всех
нравственных неполадок, всех вывихов
в поведении — это та душевная пустота,
которая образуется у людей, когда они
становятся безучастными к окружающей
их жизни, отходят в сторону, чувствуют
себя в ней посторонними наблю­дателями,
готовыми на все махнуть рукой, — тогда
им все ста­новится нипочем».

Активность
личности не только предпосылка, но и
резуль­тат развития. Воспитание
достигает цели, когда ему удается
сформировать общественно активную,
инициативную, творчес­кую личность,
приносящую радость себе и людям. Разумная,
педагогически выверенная организация
деятельности школьни­ка обеспечивает
активность во всех ее проявлениях.
Ставить подрастающего человека в позицию
активного деятеля, воору­жать его
такими способами деятельности, которые
дают воз­можность активного приложения
сил, изучать его личностное своеобразие,
всемерно раскрывать его потенциальные
возмож­ности — таковы функции
воспитателя, разумно направляюще­го
процесс развития личности.

VI.
Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно
обучает всех учеников независимо от
способностей и домашних условий. Секрет
своих успехов Виктор Федорович выражает
словами: «Ученик должен учиться победно!»
Что играет решающую роль в достижении
высоких школьных успе­хов его учеников?

1. Хорошая
наследственность.

2. Благоприятная
среда.

3. Воспитание в
семье.

4. Правильно
организованная познавательная
деятель­ность.

5. Отношение к
учебе.

6. Интерес к учебному
предмету.

7. Личность учителя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Влияние
на развитие наследственности, среды и
воспита­ния дополняется еще одним
чрезвычайно важным фактором —
деятельностью личности. Под этим
понимается все многообра­зие занятий
человека, все то, что он делает. Из глубины
веков дошли до нас мудрые наблюдения:
«Скажите мне, что и как делает ребенок,
и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни
один бездельник еще ничего не достиг»;
«Сколько пота — столько успеха»; «Человек
сам кузнец своего счастья»; «Кто рано
вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и
честь»; «Творение указывает на творца»
и т. п. Словом, очевидна прямая связь
между результа­тами развития и
интенсивностью деятельности. Это еще
одна общая закономерность развития,
которую можно сформулировать так: чем
больше работает человек в определенной
области, тем выше уровень его развития
в этой области. Разумеется, пределы
действия этой закономерности не
безграничны, а оп­ределяются
«сдерживающими» факторами — способностями,
возрастом, интенсивностью и организацией
самой деятельно­сти и другими.

В
процессе деятельности происходит
всестороннее и цело­стное развитие
личности человека, формируется его
отношение к окружающему миру. Чтобы
деятельность привела к формиро­ванию
запроектированного образа личности,
ее нужно органи­зовать и разумно
направить. В этом самая большая сложность
практического воспитания. К сожалению,
во многих случаях оно не может предоставить
возможностей для развития; воспи­танники
порой лишены самого необходимого —
активного участия в общественной,
трудовой, познавательной деятельно­сти,
обречены на ее пассивное созерцание и
затверждение го­товых истин.

Основные
виды деятельности детей и подростков
— игра, учение, труд. По направленности
выделяется познавательная, общественная,
спортивная, художественная, техническая,
ремес­ленническая, гедоническая
(направленная на получение удоволь­ствия)
деятельность. Особый вид деятельности
— общение.

Деятельность
может быть активной и пассивной. Даже
са­мый маленький ребенок уже проявляет
себя как активное су­щество. Он
предъявляет требования к взрослым,
сверстникам, выражает свое отношение
к людям, предметам. В дальнейшем под
влиянием среды и воспитания активность
может как повы­шаться, так и снижаться.
Можно привести сколько угодно примеров,
когда человек занят, много работает, но
действует без желания, без настроения,
как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется,
такая деятельность к высоким результатам
не ведет. Хорошее развитие обеспечивается
только активной, эмоцио­нально
окрашенной деятельностью, в которую
человек вклады­вает всю душу, в которой
полностью реализует свои возмож­ности,
выражает себя как личность. Такая
деятельность прино­сит удовлетворение,
становится источником энергии и
вдохно­вения. Вот почему важна не
столько деятельность сама по себе,
сколько активность личности, в этой
деятельности проявляю­щаяся.

Активность
в обучении позволяет школьнику быстрее
и ус­пешнее осваивать социальный
опыт, развивает коммуникативные
способности, формирует отношение к
окружающей дей­ствительности.
Познавательная активность обеспечивает
ин­теллектуальное развитие ребенка.
Для нее характерна не только потребность
решать познавательные задачи, но и
необходи­мость применять полученные
знания на практике. Трудовая ак­тивность
стимулирует быстрое и успешное
формирование ду­ховного и нравственного
мира личности, определяет готов­ность
много и успешно трудиться.

Все
проявления активности имеют один и тот
же постоян­ный источник — потребности.
Многообразие человеческих по­требностей
порождает и многообразие видов
деятельности для их удовлетворения.
Показать растущему человеку полезные,
максимально ослабить ложные направления
активности — по­стоянная и одновременно
очень сложная задача воспитания.
Сложность в том, что потребности и мотивы
деятельности в пе­риод интенсивного
становления человека очень подвижны и
пе­ременчивы. На различных возрастных
ступенях должны опера­тивно меняться
виды и характер деятельности. Массовое
школьное воспитание не всегда успевает
за этими переменами, а должно успевать,
чтобы не допускать необратимых
последствий.

Активность
самого человека — непременное условие
разви­тия его способностей и дарований,
достижения успеха. Какие бы прекрасные
воспитатели ни опекали ребенка, без
собствен­ного труда он мало чего
достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что
ученик должен учиться сам, а педагог
дает ему материал для учения, руководит
учебным процессом. Следовательно, при
правильном воспитании школьник не
столько объект пе­дагогического
воздействия, сколько субъект, т. е.
активный участник собственного
воспитания.

Активность
личности, как и деятельность, имеет
избира­тельный характер. Развитие
личности происходит под воздей­ствием
не любых, не всяких влияний, а главным
образом тех из них, которые выражают
потребности самого человека, обра­щены
к его личности, опираются на его
собственное отноше­ние к действительности.
«Главное дело воспитания как раз в том
и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн,
— чтобы тыся­чами нитей связать
человека с жизнью — так, чтобы со всех
сторон перед ним вставали задачи, для
него значимые, для него притягательные,
которые он считает своими, в решение
которых он включается. Это важней всего
потому, что главный источник всех
нравственных неполадок, всех вывихов
в поведении — это та душевная пустота,
которая образуется у людей, когда они
становятся безучастными к окружающей
их жизни, отходят в сторону, чувствуют
себя в ней посторонними наблю­дателями,
готовыми на все махнуть рукой, — тогда
им все ста­новится нипочем».

Активность
личности не только предпосылка, но и
резуль­тат развития. Воспитание
достигает цели, когда ему удается
сформировать общественно активную,
инициативную, творчес­кую личность,
приносящую радость себе и людям. Разумная,
педагогически выверенная организация
деятельности школьни­ка обеспечивает
активность во всех ее проявлениях.
Ставить подрастающего человека в позицию
активного деятеля, воору­жать его
такими способами деятельности, которые
дают воз­можность активного приложения
сил, изучать его личностное своеобразие,
всемерно раскрывать его потенциальные
возмож­ности — таковы функции
воспитателя, разумно направляюще­го
процесс развития личности.

VI.
Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно
обучает всех учеников независимо от
способностей и домашних условий. Секрет
своих успехов Виктор Федорович выражает
словами: «Ученик должен учиться победно!»
Что играет решающую роль в достижении
высоких школьных успе­хов его учеников?

1. Хорошая
наследственность.

2. Благоприятная
среда.

3. Воспитание в
семье.

4. Правильно
организованная познавательная
деятель­ность.

5. Отношение к
учебе.

6. Интерес к учебному
предмету.

7. Личность учителя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита­ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообра­зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п.

Словом, очевидна прямая связь между результа­тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп­ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно­сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи­танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно­сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го­товых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес­ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь­ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са­мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су­щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы­шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет.

Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио­нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады­вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож­ности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно­вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю­щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей дей­ствительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи­мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак­тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду­ховного и нравственного мира личности, определяет готов­ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян­ный источник — потребности. Многообразие человеческих по­требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные максимально ослабить ложные направления активности — по­стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе­риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе­ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера­тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви­тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен­ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе­дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира­тельный характер. Развитие личности происходит под воздей­ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра­щены к его личности, опираются на его собственное отноше­ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся­чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решении которых он включается.

Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни’, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю­дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста­новится нипочем».

Активность личности не только предпосылка, но и резуль­тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес­кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни­ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору­жать его такими способами деятельности, которые дают воз­можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож­ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще­го процесс развития личности.



Источник