Деятельность как важный фактор развития личности ребенка
Развитие
личности возможно только в деятельности.
Деятельность |
Основными
видами деятельности ребенка являются:
учение, игра, труд, общение.
Вид | Эта |
Учение | на |
Труд | на |
Игра | на |
Общение | на |
Каждому
периоду развития ребенка соответствует
своя особая ведущая деятельность,
которая в определенном возрасте играет
основную роль, обуславливает его
развитие.
Возрастной | Ведущая |
Младенчество | Эмоциональное |
Раннее | Предметная |
Дошкольный | Ролевая |
Младший | Учебная, |
Подростковый | Ведущая Вторая |
Старший | Ведущая Вторая |
Виды
деятельности так же могут классифицироваться:
—
по направленности: познавательная,
общественная, спортивная, художественная,
техническая, ремесленническая,
гедоническая (направленная на получение
удовольствия) деятельность;
—
по аспекту воспитания: экономическая,
экологическая, эстетическая, нравственная,
трудовая, патриотическая и др.
Деятельность
бывает активной и пассивной.
В
пассивной деятельности человек работает
без желания, без настроения. Успешное
развитие человека происходит только в
активной деятельности, в которой
человек
вкладывает всю душу, полностью реализует
свои возможности, выражает себя как
личность. Такая деятельность приносит
удовлетворение, становится источником
вдохновения.
Развитие
личности при одинаковых внешних условиях
во многом зависит от ее собственных
усилий, от ее активности, от той энергии
и работоспособности, которые она
проявляет в различных видах деятельности.
Итак,
активность человека в деятельности
непременное условие развития его
способностей, достижение успеха.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Влияние
на развитие наследственности, среды и
воспитания дополняется еще одним
чрезвычайно важным фактором —
деятельностью личности. Под этим
понимается все многообразие занятий
человека, все то, что он делает. Из глубины
веков дошли до нас мудрые наблюдения:
«Скажите мне, что и как делает ребенок,
и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни
один бездельник еще ничего не достиг»;
«Сколько пота — столько успеха»; «Человек
сам кузнец своего счастья»; «Кто рано
встает, тому Бог дает»; «По труду и
честь»; «Творение указывает на творца»
и т. п. Словом, очевидна прямая связь
между результатами развития и
интенсивностью деятельности. Это еще
одна общая закономерность развития,
которую можно сформулировать так: чем
больше работает человек в определенной
области, тем выше уровень его развития
в этой области. Разумеется, пределы
действия этой закономерности не
безграничны, а определяются
«сдерживающими» факторами — способностями,
возрастом, интенсивностью и организацией
самой деятельности и другими.
В
процессе деятельности происходит
всестороннее и целостное развитие
личности человека, формируется его
отношение к окружающему миру. Чтобы
деятельность привела к формированию
запроектированного образа личности,
ее нужно организовать и разумно
направить. В этом самая большая сложность
практического воспитания. К сожалению,
во многих случаях оно не может предоставить
возможностей для развития; воспитанники
порой лишены самого необходимого —
активного участия в общественной,
трудовой, познавательной деятельности,
обречены на ее пассивное созерцание и
затверждение готовых истин.
Основные
виды деятельности детей и подростков
— игра, учение, труд. По направленности
выделяется познавательная, общественная,
спортивная, художественная, техническая,
ремесленническая, гедоническая
(направленная на получение удовольствия)
деятельность. Особый вид деятельности
— общение.
Деятельность
может быть активной и пассивной. Даже
самый маленький ребенок уже проявляет
себя как активное существо. Он
предъявляет требования к взрослым,
сверстникам, выражает свое отношение
к людям, предметам. В дальнейшем под
влиянием среды и воспитания активность
может как повышаться, так и снижаться.
Можно привести сколько угодно примеров,
когда человек занят, много работает, но
действует без желания, без настроения,
как говорится, спустя рукава. Разумеется,
такая деятельность к высоким результатам
не ведет. Хорошее развитие обеспечивается
только активной, эмоционально
окрашенной деятельностью, в которую
человек вкладывает всю душу, в которой
полностью реализует свои возможности,
выражает себя как личность. Такая
деятельность приносит удовлетворение,
становится источником энергии и
вдохновения. Вот почему важна не
столько деятельность сама по себе,
сколько активность личности, в этой
деятельности проявляющаяся.
Активность
в обучении позволяет школьнику быстрее
и успешнее осваивать социальный
опыт, развивает коммуникативные
способности, формирует отношение к
окружающей действительности.
Познавательная активность обеспечивает
интеллектуальное развитие ребенка.
Для нее характерна не только потребность
решать познавательные задачи, но и
необходимость применять полученные
знания на практике. Трудовая активность
стимулирует быстрое и успешное
формирование духовного и нравственного
мира личности, определяет готовность
много и успешно трудиться.
Все
проявления активности имеют один и тот
же постоянный источник — потребности.
Многообразие человеческих потребностей
порождает и многообразие видов
деятельности для их удовлетворения.
Показать растущему человеку полезные,
максимально ослабить ложные направления
активности — постоянная и одновременно
очень сложная задача воспитания.
Сложность в том, что потребности и мотивы
деятельности в период интенсивного
становления человека очень подвижны и
переменчивы. На различных возрастных
ступенях должны оперативно меняться
виды и характер деятельности. Массовое
школьное воспитание не всегда успевает
за этими переменами, а должно успевать,
чтобы не допускать необратимых
последствий.
Активность
самого человека — непременное условие
развития его способностей и дарований,
достижения успеха. Какие бы прекрасные
воспитатели ни опекали ребенка, без
собственного труда он мало чего
достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что
ученик должен учиться сам, а педагог
дает ему материал для учения, руководит
учебным процессом. Следовательно, при
правильном воспитании школьник не
столько объект педагогического
воздействия, сколько субъект, т. е.
активный участник собственного
воспитания.
Активность
личности, как и деятельность, имеет
избирательный характер. Развитие
личности происходит под воздействием
не любых, не всяких влияний, а главным
образом тех из них, которые выражают
потребности самого человека, обращены
к его личности, опираются на его
собственное отношение к действительности.
«Главное дело воспитания как раз в том
и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн,
— чтобы тысячами нитей связать
человека с жизнью — так, чтобы со всех
сторон перед ним вставали задачи, для
него значимые, для него притягательные,
которые он считает своими, в решение
которых он включается. Это важней всего
потому, что главный источник всех
нравственных неполадок, всех вывихов
в поведении — это та душевная пустота,
которая образуется у людей, когда они
становятся безучастными к окружающей
их жизни, отходят в сторону, чувствуют
себя в ней посторонними наблюдателями,
готовыми на все махнуть рукой, — тогда
им все становится нипочем».
Активность
личности не только предпосылка, но и
результат развития. Воспитание
достигает цели, когда ему удается
сформировать общественно активную,
инициативную, творческую личность,
приносящую радость себе и людям. Разумная,
педагогически выверенная организация
деятельности школьника обеспечивает
активность во всех ее проявлениях.
Ставить подрастающего человека в позицию
активного деятеля, вооружать его
такими способами деятельности, которые
дают возможность активного приложения
сил, изучать его личностное своеобразие,
всемерно раскрывать его потенциальные
возможности — таковы функции
воспитателя, разумно направляющего
процесс развития личности.
VI.
Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно
обучает всех учеников независимо от
способностей и домашних условий. Секрет
своих успехов Виктор Федорович выражает
словами: «Ученик должен учиться победно!»
Что играет решающую роль в достижении
высоких школьных успехов его учеников?
1. Хорошая
наследственность.
2. Благоприятная
среда.
3. Воспитание в
семье.
4. Правильно
организованная познавательная
деятельность.
5. Отношение к
учебе.
6. Интерес к учебному
предмету.
7. Личность учителя.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Влияние
на развитие наследственности, среды и
воспитания дополняется еще одним
чрезвычайно важным фактором —
деятельностью личности. Под этим
понимается все многообразие занятий
человека, все то, что он делает. Из глубины
веков дошли до нас мудрые наблюдения:
«Скажите мне, что и как делает ребенок,
и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни
один бездельник еще ничего не достиг»;
«Сколько пота — столько успеха»; «Человек
сам кузнец своего счастья»; «Кто рано
встает, тому Бог дает»; «По труду и
честь»; «Творение указывает на творца»
и т. п. Словом, очевидна прямая связь
между результатами развития и
интенсивностью деятельности. Это еще
одна общая закономерность развития,
которую можно сформулировать так: чем
больше работает человек в определенной
области, тем выше уровень его развития
в этой области. Разумеется, пределы
действия этой закономерности не
безграничны, а определяются
«сдерживающими» факторами — способностями,
возрастом, интенсивностью и организацией
самой деятельности и другими.
В
процессе деятельности происходит
всестороннее и целостное развитие
личности человека, формируется его
отношение к окружающему миру. Чтобы
деятельность привела к формированию
запроектированного образа личности,
ее нужно организовать и разумно
направить. В этом самая большая сложность
практического воспитания. К сожалению,
во многих случаях оно не может предоставить
возможностей для развития; воспитанники
порой лишены самого необходимого —
активного участия в общественной,
трудовой, познавательной деятельности,
обречены на ее пассивное созерцание и
затверждение готовых истин.
Основные
виды деятельности детей и подростков
— игра, учение, труд. По направленности
выделяется познавательная, общественная,
спортивная, художественная, техническая,
ремесленническая, гедоническая
(направленная на получение удовольствия)
деятельность. Особый вид деятельности
— общение.
Деятельность
может быть активной и пассивной. Даже
самый маленький ребенок уже проявляет
себя как активное существо. Он
предъявляет требования к взрослым,
сверстникам, выражает свое отношение
к людям, предметам. В дальнейшем под
влиянием среды и воспитания активность
может как повышаться, так и снижаться.
Можно привести сколько угодно примеров,
когда человек занят, много работает, но
действует без желания, без настроения,
как говорится, спустя рукава. Разумеется,
такая деятельность к высоким результатам
не ведет. Хорошее развитие обеспечивается
только активной, эмоционально
окрашенной деятельностью, в которую
человек вкладывает всю душу, в которой
полностью реализует свои возможности,
выражает себя как личность. Такая
деятельность приносит удовлетворение,
становится источником энергии и
вдохновения. Вот почему важна не
столько деятельность сама по себе,
сколько активность личности, в этой
деятельности проявляющаяся.
Активность
в обучении позволяет школьнику быстрее
и успешнее осваивать социальный
опыт, развивает коммуникативные
способности, формирует отношение к
окружающей действительности.
Познавательная активность обеспечивает
интеллектуальное развитие ребенка.
Для нее характерна не только потребность
решать познавательные задачи, но и
необходимость применять полученные
знания на практике. Трудовая активность
стимулирует быстрое и успешное
формирование духовного и нравственного
мира личности, определяет готовность
много и успешно трудиться.
Все
проявления активности имеют один и тот
же постоянный источник — потребности.
Многообразие человеческих потребностей
порождает и многообразие видов
деятельности для их удовлетворения.
Показать растущему человеку полезные,
максимально ослабить ложные направления
активности — постоянная и одновременно
очень сложная задача воспитания.
Сложность в том, что потребности и мотивы
деятельности в период интенсивного
становления человека очень подвижны и
переменчивы. На различных возрастных
ступенях должны оперативно меняться
виды и характер деятельности. Массовое
школьное воспитание не всегда успевает
за этими переменами, а должно успевать,
чтобы не допускать необратимых
последствий.
Активность
самого человека — непременное условие
развития его способностей и дарований,
достижения успеха. Какие бы прекрасные
воспитатели ни опекали ребенка, без
собственного труда он мало чего
достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что
ученик должен учиться сам, а педагог
дает ему материал для учения, руководит
учебным процессом. Следовательно, при
правильном воспитании школьник не
столько объект педагогического
воздействия, сколько субъект, т. е.
активный участник собственного
воспитания.
Активность
личности, как и деятельность, имеет
избирательный характер. Развитие
личности происходит под воздействием
не любых, не всяких влияний, а главным
образом тех из них, которые выражают
потребности самого человека, обращены
к его личности, опираются на его
собственное отношение к действительности.
«Главное дело воспитания как раз в том
и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн,
— чтобы тысячами нитей связать
человека с жизнью — так, чтобы со всех
сторон перед ним вставали задачи, для
него значимые, для него притягательные,
которые он считает своими, в решение
которых он включается. Это важней всего
потому, что главный источник всех
нравственных неполадок, всех вывихов
в поведении — это та душевная пустота,
которая образуется у людей, когда они
становятся безучастными к окружающей
их жизни, отходят в сторону, чувствуют
себя в ней посторонними наблюдателями,
готовыми на все махнуть рукой, — тогда
им все становится нипочем».
Активность
личности не только предпосылка, но и
результат развития. Воспитание
достигает цели, когда ему удается
сформировать общественно активную,
инициативную, творческую личность,
приносящую радость себе и людям. Разумная,
педагогически выверенная организация
деятельности школьника обеспечивает
активность во всех ее проявлениях.
Ставить подрастающего человека в позицию
активного деятеля, вооружать его
такими способами деятельности, которые
дают возможность активного приложения
сил, изучать его личностное своеобразие,
всемерно раскрывать его потенциальные
возможности — таковы функции
воспитателя, разумно направляющего
процесс развития личности.
VI.
Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно
обучает всех учеников независимо от
способностей и домашних условий. Секрет
своих успехов Виктор Федорович выражает
словами: «Ученик должен учиться победно!»
Что играет решающую роль в достижении
высоких школьных успехов его учеников?
1. Хорошая
наследственность.
2. Благоприятная
среда.
3. Воспитание в
семье.
4. Правильно
организованная познавательная
деятельность.
5. Отношение к
учебе.
6. Интерес к учебному
предмету.
7. Личность учителя.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано встает, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п.
Словом, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и другими.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение готовых истин.
Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.
Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Разумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет.
Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.
Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.
Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник — потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные максимально ослабить ложные направления активности — постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в период интенсивного становления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.
Активность самого человека — непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект педагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.
Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решении которых он включается.
Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни’, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все становится нипочем».
Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.
Источник