Деятельность как фактор развития ребенка дошкольников

Деятельность как фактор развития ребенка дошкольников thumbnail
Деятельность как фактор развития ребенка дошкольников

ТОП 10:

Влияние на развитие наследственности, среды и воспи­тания дополняется еще одним чрезвычайно важным фак­тором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано встает, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т.п. Словом, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформу-чировать так: чем больше работает человек в определен­ной области, тем выше уровень его развития в этой обла­сти. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими» фактора­ми — способностями, возрастом, интенсивностью и органи­зацией самой деятельности и др.

В процессе деятельности происходит всестороннее и це­лостное развитие личности человека, формируется его от­ношение к окружающему миру. Чтобы деятельность при­вела к формированию запроектированного образа лично­сти, ее нужно организовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К

сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспитанники порой лишены самого необходимого — активного участия в обществен­ной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков— игра, учение, труд. По направленности выделяется позна­вательная, общественная, спортивная, художественная, тех­ническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность. Особый вид деятельности общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как актив­ное существо. Он предъявляет требования к взрослым, свер­стникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться. Можно привес­ти сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Разумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обес­печивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлет­ворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности прояв­ляющаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает комму­никативные способности, формирует отношение к окружа­ющей действительности. Познавательная активность обеспе­чивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее харак­терна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на прак­тике. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, оп­ределяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же по­стоянный источник — потребности. Многообразие челове­ческих потребностей порождает и многообразие видов де­ятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направ­ления активности — постоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потреб­ности и мотивы деятельности в период интенсивного ста­новления человека очень подвижны и переменчивы. На различных возрастных ступенях должны оперативно ме­няться виды и характер деятельности. Массовое школь­ное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых

последствий.

Активность самого человека — непременное условие развития его способностей и дарований, достижения ус­пеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ре­бенка, без собственного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учеб­ным процессом. Следовательно, при правильном воспита­нии школьник не столько объект педагогического воздей­ствия, сколько су§ъект, т. е. активный участник собствен­ного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет из­бирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а глав­ным образом тех из них, которые выражают потребно­сти самого человека, обращены к его личности, опирают­ся на его собственное отношение к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключает­ся, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тысячами ни­тей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего по­тому, что главный источник всех нравственных непола­док, всех вывихов в поведении — это та душевная пус­тота, которая образуется у людей, когда они становятся

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста

безучастными к окружающей их жизни, отходят в сто­рону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателя­ми, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все становится нипочем».

Активность личности не только предпосылка, но и ре­зультат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициатив­ную, творческую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьника обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в пози­цию активного деятеля, вооружать его такими способами деятельности, которые дают возможность активного при­ложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возможности — таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен на­шего существования.

По определению, игра — это вид деятельности в усло­виях ситуций, направленных на воссоздание и усвоение об­щественного опыта, в котором складывается и совершен­ствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выпол­няет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодоление различных труд­ностей, возникающих в других вида жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от норма­тивного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесение позитивных измене­ний в структуру личностных показателей;

— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Структура детской игры включает следующие компо­ненты: 1) роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя; 2) мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки); 3) игровые действия; так как ребенок имеет дело не с теми предме­тами, которые использует взрослый, то с ними нельзя ра­ботать так, как работает взрослый. Таким образом, игра сенситивна к сфере человеческих отношений и обще­ственных функций. В игре воссоздается общий смысл человеческой деятельности и ситема тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка.

Развитие игры на протяжении дошкольного возраста идет по нескольким линиям.

1. Сюжеты игр бесконечно многообразны, и у разных народов преимущество отдается своим сюжетам. Однако можно выявить общую линию их развития: от игр с бы­товыми сюжетами к играм с «производственными» сю­жетами (труд, обслуживание), а далее — с общественно-политическими сюжетами. Это дает детям возможность воспроизводить самые различные свойства человеческой деятельности и, кроме того, позволяет вовлекать в игру любое количество детей, т. е. воспроизводить более широ­кую систему отношений. Через игру ребенок может, од­нако, воспринять любую мораль — и хорошую, и плохую, ибо он играет в реальную жизнь.

2. Отношение между воображаемой ситуацией и пра­вилом. Вначале правило игры скрыто за ролью. Л. С. Вы­готский полагал, что все игры с правилами возникли из игр в мнимой ситуации. Когда воображаемая ситуация свертывается, то правило развертывается.

3. Изменяется характер переноса значений с одного предмета на другой. Сначала требуется какое-то внешнее сходство игрушки с реальным предметом. Позднее сход­ство постепенно теряет свою важность.

4. Сами действия ребенка становятся все более и более сокращенными, превращаясь в символические. К. Оталора выявила наиболее характерные виды игр:

• игра-развлечение — ее цель развеселить участников (например, догнать друг друга и пощекотать);

Читайте также:  Дидактическая игра и ее значение в развитие речи ребенка

• игра-упражнение — отсутствует сюжет, преобладают физические действия, которые несколько раз повторяют­ся (ползать по бревну, бороться друг с другом и т. п.)

• сюжетная игра есть воображаемая ситуация и игро­вые действия;

• процессуально-подражательная игра — воспроизве­дение действий или ситуаций, которые ребенок наблюда­ет в реальной жизни;

• традиционная игра — та, которая передается из по­коления в поколение, имеет правила. Детская игра имеет историческую и социальную природу, а не биологическую. В разных культурах и обществах детские игры меняют свое содержание и формы.

В игре существуют два плана отношений детей: 1) иг­ровые (отношения детей друг к другу как к ролям); 2) ре­альные (отношения детей между собой). На первых этапах ведущими выступают реальные отношения — они сохра­няются и в распределении ролей в игре. По мере развития игр реальные отношения начинают подчиняться игровым. Игра развивается не только вокруг мотивационой смысло­вой деятельности людей. Этому содействует сведение до минимума операциональной и увеличение символической стороны деятельности в игре. Значение символики заклю­чается не только в том, что она создает для ребенка поле значений, но и позволяет ему воспроизводить в игре сис­тему отношений взрослых, систему моральных отношений, абстрагируясь от вещной и операциональной сторон.

Перенос значений в игре — путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре — школа про­извольного поведения. Но эти два аспекта психики могут

12. Педагогика

развиваться у ребенка не только в игре, а, например, и в процессе рисования, конструирования и т. д.

Есть одна функция интеллекта, в которой роль игры еще не оценена должным образом. Детское мышление имеет свои характерные черты. Одна из них — феномен центрации; ребенок видит окружающий мир только с той позиции, в которой он стоит. В игре же ребенок все время «вращается», меняет свою позицию. Одни и те же предме­ты открываются перед ним с разных сторон. Иными сло­вами, игра служит децентрации детей, что способствует становлению у них логического мышления.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринима­емая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от са­мого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизацион­ный, очень активный характер этой деятельности («поде творчества»);

• эмоциональная приподнятость деятельности, сопер­ничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряже­ние»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражаю­щих содержание игры, логическую и временную последо­вательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реали­зует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбо­ра и элементами соревновательности, удовлетворения по­требности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство ре­ализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (со-

держание) — область действительности, условно воспроиз­водимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить раз­влекательно рекреативными возможностями. В том и со­стоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.



Источник

Ольга Аксенова
Продуктивная деятельность как основной фактор развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста

РМО №1: «Развитие творческого потенциала дошкольника через различные виды художественной деятельности»

Тема выступления: «Продуктивная деятельность как основной фактор развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста»

Форма выступления: опыт работы (доклад с презентацией)

Подготовили: Аксёнова О. Н., воспитатель первой квалификационной категории

Купцова Е. Н., воспитатель высшей квалификационной категории.

1 слайд

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческого потенциала ребёнка, его воображения. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются продуктивные виды деятельности, которые составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимому под руководством взрослого. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.

Читайте также:  Пмпк выписка из истории развития ребенка

Продуктивные виды деятельности – это тот или иной способ деятельности ребёнка, цель которого получить продукт.

2 слайд

Какова же цель педагога в этом направлении?

— создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей.

Задачи:

— создание эмоционально-положительного настроения;

развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности;

— формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности;

— воспитание умения выполнять совместную деятельность.

3 слайд

Продуктивную деятельностьможно разделить на два вида: изобразительную и конструктивную.

4 слайд

Изобразительная деятельность включает в себя: рисование, лепку, аппликацию.

5 слайд

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют всё,что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев, пейзажи и т. д.

6 слайд

Мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы рисования,такие как: метод мятой бумаги, пальчиковая живопись, кляксография, штампинг.

7 слайд

На этих фотографиях показаны методы традиционного рисования: дети рисуют карандашами, красками, восковыми мелками, цветными мелками на асфальте.

8 слайд

На этих фотографиях дети рисуют методом кляксографии.Он заключается в следующем: ставится краской клякса и при помощи коктейльной трубочки выдувается изображение. Особенно этот метод используется при рисовании деревьев.

9 слайд

Здесь дети применяют метод рисования – штампинг. Для этого используются печатки, заготовленные из различных материалов. В данном случае мы использовали штампы из овощей.

10 слайд

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объёмном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приёмами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, такими, как глиной, пластилином, солёным тестом.

На этих фотографиях дети лепят. Особенно им нравится работать с солёным тестом. Они сами замешивают тесто разных цветов и создают интересные композиции.

11 слайд

Ещё один вид изобразительной деятельности – аппликация. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений.

12 слайд

На этих фотографиях поэтапное создание коллективной работы «Дерево рябины».Здесь используются разные виды материалов: ткань, бумага, пластилин.

13 слайд

Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определённого цельного предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов продуктивной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она даёт возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Также следует томктить, что конструктивная деятельность –один из эффективных способов подготовки к школе: развивая необходимые для обучения качества, она делает это ненавязчиво, поскольку привлекательна и интересна для детей.

14, 15 16, 17 слайды

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, бумаги, природного и бросового материалов.

18 слайд

Так что же развивается у ребёнка в процессе продуктивной деятельности?

развивается речь: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь;

— формируются такие качества, как инициатива, умственная активность, любознательность и самостоятельность;

— происходит всестороннее развитие дошкольников;

— создаются свои впечатления об окружающем мире и выражается своё отношение к нему;

развивается мускулатура пальцев, рук;

— эстетическое восприятие.

19 слайд

Таким образом, продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

20 слайд

Спасибо за внимание!

Источник