Что вы думаете о перспективах развития ребенка

Что вы думаете о перспективах развития ребенка thumbnail

Развитие ребенка на перспективу

Педагоги и психологи сегодня имеют все доказательства, чтобы утверждать: развитие ребенка должно начинаться в раннем возрасте и служить основой для перспектив последующего развития, обучения в течение всей жизни. Прогрессивные центры для детей (в том числе Семейный центр «Азбука для родителей») предлагают развивающие занятия с 6 мес. Задача родителей – содействовать этому развитию ребенка, думая о его будущем. Как же осуществлять развитие ребенка на перспективу?

  • Чтобы видеть перспективы ребенка, нужно понимать, на каком этапе он находится сейчас, осознавать его «багаж». Соответственно важно знать и нормы развития данного возрастного периода. Должна быть четко установлена зона ближайшего развития. Не всегда возможно это оценить самостоятельно – поговорите с педагогом по развитию. Перспективное развитие должно опираться на имеющуюся базу у ребенка. Иначе все планы будут слабо реализуемы.
  • Если ребенок хорошо освоил ту или иную информацию, навыки, ему легче будет раскрыть свои творческие способности, оперируя изученным и создавая новую ступень для перспектив.
  • Перспективы открываются только тому ребенку, чьи возможности заведомо не занижаются родителями.
  • Для перспективы развития ребенка должен быть простор. Создавайте каждый раз условия для развития новых умений после уже освоенных.
  • Давайте ребенку выбор. Даже развивающие игры и игрушки нужно предлагать в разных вариантах. В том числе игры и игрушки должны немного отличаться и по уровню сложностью — в бóльшую степень сложности. Пусть ребенок выберет то, что ему сейчас интересно. Умственная активность ребенка значительно возрастает, если он осуществляет самостоятельный выбор занятия, действия, партнера для деятельности. Для перспективного развития поощрять это особо важно.
  • Перспективное развитие ребенка включает не только конкретные знания, умения, навыки, но и формирование социально значимых качеств, основ мировоззрения, познавательных способностей, многообразных отношений с окружающим миром.
  • Развитие ребенка с перспективой легче осуществлять с активным использованием художественных средств познания окружающего мира (в том числе детских книг), с познанием природы в разнообразии, в знакомстве с запахами, красками, звуками, в движении и с изменениями. Идеален игровой подход в развитии и обучении.
  • С перспективой должны решаться все образовательные задачи: развитие внимания, речи, памяти, наблюдательности, формирование представлений о мире, первоначальных математических, географических и исторических понятий.
  • Перспективное развитие ребенка должно дать главный результат – саморазвивающуюся и самоопределяющуюся личность, которая открыта к творческому взаимодействию с обществом, со всем окружающим миром.
  • Следите, чтобы ребенка не перевозбуждало и не утомляло развитие и обучение – должен быть регулярный отдых. Перспективы у детей индивидуальны и не стоит добиваться большего за счет здоровья ребенка.

Будьте уверены, что развитие ребенка на перспективу станет надежной базой его успешного будущего.

Что вы думаете о перспективах развития ребенка

Новости портала

25.02.2020

Під Києвом відсвяткують Масляну за стародавніми традиціями 29 лютого і 1 березня Древній Київ у Князівстві Київська Русь («Парк Київська Русь») запрошує на наймасштабніше в Україні святкування Масляної за старослов’янськими традиціями. подробнее

20.02.2020

На Київщині влаштують проводи зими з «хмільними гуляннями» 22 і 23 лютого в Древньому Києві Князівства Київська Русь («Парк Київська Русь») пройдуть проводи зими за давньослов’янськими традиціями з розмахом і нестримними веселощами. подробнее

Источник

Мои мысли более менее систематизировались и я хотела бы с вами поделиться. Хочется верить, что эта информация окажется кому-нибудь полезной.

Когда моей дочки было около 10 месяцев и я уже медленно начинала сходить с ума по причине того, что не знала как еще можно организовать ее досуг, который повторялся изо дня в день … по случаю судьбы наткнулась на один интересный сайт. Поскольку я человек, который обожает все планировать, расписывать и составлять во единое целое, мне требовалось найти подходящую структуру, чтобы свести все свои мысли в один большой «план развития». Этот «план развития» в дальнейшем стал отправной точкой в наших каждодневных занятиях с ребенком.

Чтобы составить план развития ребенка, я вела заметки по следующим пунктам:

1. Хронометраж

Прежде чем составлять наш план развития, я вела хронометраж дня в течении недели. Цель этого 1. знать точный график по которому живет ребенок (с учетом каких-либо отклонений. Поэтому хронометраж лучше вести минимум неделю); 2. рассчитать сколько времени мама проводит с ребенком (именно с ребенком, без отвлечения на свои домашние хлопоты); 3. знать на что уходит время мамы; 4. подумать, как тратить больше времени на проведение его с ребенком (в случае, если с этим есть проблемы). По моим прежним подсчетам за 14 часовой день, проведенный с ребенком вместе, мое время рядом с ней в процессе игр было от 2,5 до 3 часов. Сейчас получилось выкроить еще и играя вместе мы проводим 4-4,5 часа (чистое время игр, без гулянья, еды и прочего).

Читайте также:  Как сделать пособия для развития ребенка

2. Зона ближайшего развития — это те умения, которыми ребенок владеет еще не твердо, с которыми он справляется, но только с помощью взрослых. Например, ребенок учится ходить на горшок (самостоятельно есть, говорить, читать, писать и т.д) Он в он в общем-то уже почти готов к самостоятельным действия, но навыков еще не всегда хватает, и для их освоения ребенку еще требуется помощь взрослого. Вот это самое формирующееся умение и находится в зоне ближайшего развития (использовано с сайта Марии Потаповой). На момент написания плана развития, тогда малышке уже было 11 месяцев и зону ближайшего развития я писала именно на тот период. Позже, около 1.2 я корректировала план. Более подробно,что это такое можно почитать здесь или вбив в строку поиска.

3. Нормы развития детей. Мне нравится как это описывается здесь

4. Законы развития личности по Выготскому, можно скачать здесь.

5. Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет по Монтессори, почитать здесь

Учитывая все вышеизложенные пункты + добавив свои «хотелки» вот какой стратегический план (общий) получился у меня на ближайшие полгода развития ребенка (с 1.2 до 1.8)

1. Физическое развитие — освоить самостоятельно подъем и спуск по ступенькам, прыжки, бег по дорожке, залезание по турнику + висение, толкать мяч ногой (футбол), бросать мяч кому-то, подтягивание, забирание на горку, игра с фитболом (посмотреть упр), гуляние без коляски, массаж ножек и ручек, хождение на мысочках, плавание ( с 1.5 лет), зарядка дома и на улице, беговел, хождение назад, ходьба по бревну/доске, ходьба в горку, по кочкам.

2. Моторика (мелкая и крупная) — пальчиковые игры, игра с песком (в песочнице и дома), куличики, сенсорные коробки (трогать, перебирать, пересыпать, сортировать), шнуровки (различать, нанизывать, придумывать), рвать бумагу/салфетки, стройка башенок из разных предметов (коробки. кубики, стаканчики и т.п.), сбивать башни мячом (не рукой), игра с пуговицами, молнией, петельками (застегивать, трогать, расстегивать), конструкторы, мозаики, кубики, сортеры, откручивание и закручивание крышек у банок, игры с водой (переливание), прищепки, рисование, пластилин, аппликации

3. Развитие речи — чтение книг, сказки, аудиосказки, стишки, потешки, прослушивание музыки со словами, обучающие видеозанятия, мультики, фильмы, знакомство с цифрами, буквами, звуками, количественное понятие (много/мало), наводящие вопросы при чтении, рассматривание картинок + пояснение если не знает и не показывает, артикуляционная гимнастика

4. Эстетическое развитие

4.1. Музыка — игра на муз инструментах, музыка по Железновым, классика, детская музыка, современная музыка (составить полный плейлист)

4.2 Рисование — пальчиковые краски, гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры, ручки (научить имитировать штрихи);

Пластилин — катать колбаски, шарики, отщипывать, вдавливать пальцем, крупой, поделки простые;

Аппликации (особенно осенью)

4.3 Танцы — изучение простых движений (наклоны, фонарики, повороты бедрами, топание ножками, кружение, наклоны головой и .т.п.)

4.4. Живопись/искусство — устраивать музей дома (развешивание картин), посещение, по возможности, музея 1 раз в месяц, рассматривание и дискуссии на тему художественной литературы

5. Когнитивное развитие — память, логика, цвет, форма, мышление (пазлы, подбор форм, сортеры, разрезанные картинки, систематизация и сопоставление фигур, карточек, игрушек (по форме, объему, цвету, текстуре и т.п.), последовательность (бусины, карточки, кубики), домино

6. Эмоциональное развитие — рассматривание карточек «Маленький гений — Эмоции», обращать внимание на эмоции людей, героев сказок, рассуждать почему у людей возникают те или иные эмоции научить выражать свои эмоции

7. Развитие правого полушария по методике Макато Шичида — разобрать, подготовить материал и ввести (ввела сразу после написания плана, осталось только совершенствовать) =))

8. Сенсорное развитие

8.1 Зрение — различные цвета, формы, объемы

8.2 Слух — музыка, звуки, уровень шума, игры что как звучит (продумать)

8.3 осязание — сенсорные коробки, ткани, вода разной температуры, игра со льдом

8.4 обоняние — нюхать, угадывать (продумать какие ароматы собрать по баночкам)

Читайте также:  Развитие ребенка при заболевании эпилепсией

8.5 Вкус — продумать меню!

9. Навыки самообслуживания — отойти от подгузников днем, самостоятельно залезать на унитаз, когда хочется в туалет, самостоятельно держать ложку при еде, пить из трубочки и стакана, чистка зубов, совместная самостоятельная трапеза за столом с мамой и папой, одевание/раздевание

10. Я-концепция — ролевые игры с куклами (покормить, одеть, покупать, покатать в коляске, убаюкать, уложить спать)

11. Социализация — привлечение к дом делам, общение с другими детками (поделиться, попросить, предложить), говорить словами (не только показывать) привет/пока

12. Пространственное ориентирование — внутри/снаружи, слева/справа, спереди/сзади, внизу/вверху, предлоги — на, под, за и т.п, количественное понятие

13. Мир вокруг нас — семья (кто есть кто, фото, рассказы), кукольные постановки дома, животные, птицы, деревья, растения время, погода и явления, предметы и их предназначение, транспор, противоположности, художники (книги, презентации и т.п.), превращения (лед-вода, сахар в воду, смешение красок и т.п.), зоопарк, общение с детками

14. Иностранный язык — книги, презентации, аудиосказки.

Далее, я учитываю какие планы в нашей семье присутствуют на месяц (подробный план по развитию на месяц я не делала). Например, по субботам я учусь, в какой-то будний день надо отвезти ребенка к врачу, в выходной мы идем в гости или гости приходят к нам, и тому подобное.

После этого я прописывала недельный план по сферам развития в общем виде и затем делала шаблон на неделю с детализацией, где соблюдается «баланс» по каждой сфере, чтобы не перегружать ребенка изо дня в день =)

И уже отталкивая от этого плана я могу каждый день придумывать новые темы, либо делать тематические недельки и прочее, но все это рамках плана развития на ближайшие полгода… =)

А уже какие темы и тематические недельки мы делаем, это я оставлю для следующего поста.

Надеюсь не слишком вас загрузила, но все же спасибо, что дочитали до конца! =)

При возникновении вопросов, пожалуйста пишите, буду рада помочь еще чем-нибудь.

P.S. Отдельное спасибо хочу выразить Марии Потаповой

Источник

Мартынович Раиса Валентиновна
Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»

Дошкольное образование будущее и перспективы развития.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»

«Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон. Мир не может стоять на одном месте. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Перед нами появляются новые задачи, которые необходимо решать в современных условиях.

Дошкольное образование является самой первой общественно — государственной формой. А детский сад — это модель устройства мироздания, в центре которого — развитие человека, ребенка. Дошкольный же возраст является важнейшим период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

В Древней Руси детей называли «зёрнышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать.

Я считаю, что содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Сегодня мы, педагоги, чутко реагируем на те изменения, которые происходят в стране. Мне кажется, что именно инновация в ДОУ позволяет обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентироваться на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Активное внедрение инновационных технологий позволит обеспечить современное качества образования. Инновационная деятельность создаст условия для духовного развития детей, повышают профессиональный уровень педагогов.

Инновационное учреждение — это учреждение, работающее в режиме развития. Признаками инновационной деятельности являются актуальность проводимой работы, включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, эффективность результатов. Инновационным можно назвать учреждение, которое стремится в своей деятельности использовать достижения современной педагогической науки, новые технологии дошкольного образования, где реализуются творческие возможности всех членов коллектива ДОУ.

К примеру, это может быть разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является — разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения нового типа через социально — экологический проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

Читайте также:  Программа развития ребенка в доу

Особый интерес будут представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей. Спланированный общий маршрут «Сенсорного сада» объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). На основе этого же принципа необходимо организовать работу по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов возможны сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем. Выработка такого подхода к новому детскому саду можно реализовать через проектную модель «Педагогический портфель», который будет направлен на обсуждение и распространение лучших идей и опыта педагогического труда.

Предполагаю, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего» будет способствовать:

-изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

-заинтересованность родителей в качестве предоставляемых услуг детям;

-создание имиджа детского сада как одного их лучших и обеспечение его конкурентоспособности.

В ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным.

Кроме того, необходимо помочь родителям подготовить к школе детей, не посещающих по какой-либо причине дошкольные образовательные учреждения. Возникает новая задача – расширение спектра вариативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Это могут быть группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, семейные группы, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, клубы будущего родителя, оказывающих помощь родителям, воспитывающим дошкольников на дому, в обеспечении равных стартовых возможностей ребенка при поступлении в школу.

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в целом. Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Главная задача воспитателя – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и настроится на сотрудничество, взаимодействие. При организации дифференцированного подхода к родителям должны соблюдаться следующие условия: соблюдение такта, чуткости, отзывчивости; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраст её членов, уровень подготовленности в вопросах воспитания; сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией групповой работы и др.

Сегодня можно отметить, что наше дошкольное образование делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллективы детского сада с уверенностью смотрят в будущее. Наша деятельность направлена на особый подход пребывания ребенка в детском саду — чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной задачей является развитие системы дошкольного образования, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

Источник