Что уже умеет ребенок в 1 месяц развитие малыша

Что уже умеет ребенок в 1 месяц развитие малыша thumbnail

Первый месяц жизни ребенка, период новорожденности, – ответственный промежуток времени, который является достаточно стрессовым как для родителей, так и для малыша. Сразу после рождения сыну или дочери приходится адаптироваться к жизни вне утробы, получать первую вакцинацию (против вирусного гепатита). Все системы органов начинают перестраиваться для обеспечения самостоятельной жизни. В это время нужно быть особенно внимательным к тому, как развивается малыш, водить его к педиатру.

Ребенок в 1 месяц активно развивается

Ребенок в 1 месяц активно развивается

Так какие навыки должен получить сын или дочь к месячному возрасту?

Физическое развитие месячного ребенка

Физическое развитие всех детей проходит индивидуально. Поэтому незначительные отклонения от нормативов вполне допустимы. Отличаются и реакции родителей. Одни склонны преувеличивать достижения своего малыша, другие тревожатся по малейшему поводу. Обычно каждый тип родителей оказывается в определенной степени неправым.

Месячный младенец лежит

Месячный младенец лежит

Во время первой недели жизни ребенок может потерять 10 процентов своего веса. Это нормальная реакция на изменение внешней среды. После этого малыш снова начинает набирать драгоценные граммы. К концу второй недели он весит приблизительно столько же, как и на момент рождения. К рубежу в один месяц ребенок начинает активно набирать вес. В среднем прирост может колебаться от 15 до 30 граммов в сутки. Сын или дочь может развиваться не так, как написано в учебниках. Важно регулярно посещать врача, чтобы он смог определить отклонения и вовремя их ликвидировать.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Рост и вес девочек может быть в среднем несколько меньше, чем у мальчиков: 3,6-4,8 килограммов и 51,7-55,7 сантиметров против 3,9-5,1 килограммов и 52,7-56,7 сантиметров. Причем, чем больше рост, тем больше должен быть вес и, наоборот. Существуют специализированные калькуляторы, которые позволяют рассчитать нормы в режиме онлайн.

Милый ребенок 1 месяц

Милый ребенок 1 месяц

Важно! Нормы только приблизительные. Не стоит бить тревогу, если вес или рост меньше среднего. Для девочек допустим вес в 3,2 килограмма и рост 50 сантиметров, для мальчиков возможен вес 3,4 килограмма при росте в 51,1 сантиметр.

Что умеет месячный малыш

От малыша в 1 мес. не стоит ожидать чего-то особенного. Нервная система только развивается, но даже в этом возрасте у ребенка есть некоторые навыки.

Среднестатистический малыш этого возраста не многому может научиться. Так что должен уметь новорожденный в 1 месяц? Этот список навыков не всегда точно соответствует реальной картине, но приблизительный набор следующий:

  1. Автоматическая походка новорожденного. Если придерживать малыша и попытаться поставить его ступню на пол, он попробует ходить. Не стоит пытаться в этом возрасте делать какие-то попытки научить ходить ребенка. У него еще очень слабый позвоночник.
  2. Поворот головы. Если положить малыша на живот, он может поворачивать голову. Но шея еще достаточно слабая, поэтому нужно придерживать головку.
  3. Видеть на расстоянии двадцати-тридцати сантиметров. Новорожденные плохо видят, к возрасту 1 месяца у них немного начинает появляться зрение. Месячные малыши все равно остаются близорукими. Также они лучше видят высококонтрастные объекты.
  4. Определять человеческое лицо. Ученые доказали, что малыши в возрасте одного месяца больше реагируют на живые человеческие лица, чем на мордочку какой-то обезьянки.
  5. Слышать голоса родителей, а также высокочастотные звуки.
  6. Различать запах соска матери и грудного молока.
  7. Плакать. Дети в этом возрасте умеют общаться только таким способом. В течение дня ребенок может плакать до 3 часов.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Малыш рождается с определенным количеством безусловных рефлексов. Со временем они угасают, если ребенок развивается правильно. В 1 месяц особенно хорошо выражены сосательный, глотательный, кашлевой и ряд других рефлексов. Такие исчезают с течением времени:

  1. Хоботковый. Если поколоть щеку ребенка около угла рта, он вытягивает губы трубочкой. Таким образом пытается найти материнскую грудь.
  2. Положительный рефлекс Бабинского. Если кожа внутренней поверхности стопы раздражается, пальцы сгибаются.
  3. Рефлекс схватывания Моро. Если хлопнуть ребенка по ягодицам или стукнуть по поверхности, на которой он лежит, малыш совершит двустороннее охватывающее движение руками.
  4. Поворот головы в сторону, если младенца положить на живот. Таким образом он защищается от удушья. Поэтому даже самые маленькие дети, если они здоровые, могут лежать на животе.
  5. Рефлекс «хождения». Необходимо взять ребенка вертикально и поставить его на твердую поверхность, при этом держа малыша за руки. Если его немного наклонить, будут заметны непроизвольные попытки идти. Но в таком раннем возрасте не стоит увлекаться этим упражнением, поскольку позвоночник крохи еще недостаточно сформированный.
  6. Ладонно-ротовой. Открытие рта с последующим легким наклоном головы вперед при нажатии на ладонь грудничка.
  7. Тонический рефлекс рук Робинсона. Если дотронуться пальцем или предметом до внутренней поверхности ладони, малыш схватит его.
  8. Симптом Кернига. Если нога согнута в тазобедренном суставе, то ребенок не может полностью разогнуть ее в колене.
  9. Феномен ползания. Если ребенка положить на животик и приставить к внутренней части стопы ладонь, малыш будет отталкиваться от нее.
Читайте также:  Анкета развитие ребенка детский сад

Из этих рефлексов чаще всего сохраняются три последних.

Двигательная активность месячного ребенка

В целом, двигательная активность ребенка в 1 месяц слабая. Большая часть мышц еще не развита. Все движения, которые совершает малыш в этом возрасте, заложены генетически на уровне рефлексов. Большую часть времени чадо находится во сне. В этом возрасте время бодрствования составляет всего 45 минут – 1 час. Дневной сон может длиться от 15 минут до 2-3 часов. Так от 4 до 8 раз. Ночью ребенок спит так, как и взрослые – 8-10 часов, но может просыпаться среди ночи.

Уже месяц, скоро будет взрослым

Уже месяц, скоро будет взрослым

Забота о здоровом сне ребенка чрезвычайно важна. Известный педиатр, Евгений Комаровский, привел несколько рекомендаций по обеспечению здорового сна, которые родителям надо знать:

  1. Высыпаться самим родителям. Ребенку нужны здоровые и отдохнувшие родители.
  2. Готовить ребенка к ночному сну заранее. Сон малыша должен быть синхронизирован с режимом дня семьи.
  3. Малыш в возрасте одного месяца должен спать в детской кроватке в спальне родителей.
  4. Дневной сон должен быть нормированным. Только тогда ребенок будет нормально высыпаться ночью.
  5. В возрасте одного месяца младенец может есть за ночь 1-2 раза. Это нормально. Уже после 6 месяцев такой необходимости не будет.
  6. Важно поддерживать правильный микроклимат в помещении. Оптимальная температура в комнате – 18-20 градусов тепла при влажности в 50-70 процентов.
  7. Обязательно нужно купать ребенка. Это полезно для его гигиены, так еще и положительно сказывается на сне.
  8. Нельзя пользоваться подушками, пока малыш не достиг двухлетнего возраста.

Важно! Поскольку особой двигательной активности в месячном возрасте еще нет, то сну нужно уделить особое внимание.

Психическое развитие грудничка в 1 месяц

В первый месяц жизни начинается активное психическое развитие мальчика или девочки. Уже через несколько недель жизни ребенок обретает небольшую способность обучаться. Например, если малыш хочет кушать, или он ощущает дискомфорт, начинает плакать.

В месячном возрасте становится возможным приучение ребенка к режиму питания или сна. Делать это нужно предельно осторожно. В месячном возрасте психика ребенка очень ранима, поэтому, если долго не реагировать на его плач, может возникнуть серьезный стресс.

В этом возрасте обязательно много общаться с малышом. Можно рассказывать о своих делах, что происходит у папы, бабушки, дедушки, петь песни. Тогда список того, что умеет ребенок в 1 месяц, 2, 3 и так далее будет расти очень быстро.

Насколько развиты эмоции

Невозможно искусственно отделить психическое развитие от эмоционального. Первое понятие более широкое и включает в себя развитие мышления, ощущений, восприятия, внимания и других психических процессов. Эмоции – один из них. Настроение, в котором большую часть времени пребывают взрослые, очень сильно влияет на психическое развитие ребенка.

Даже самые маленькие младенцы хорошо понимают эмоциональное состояние мамы и отзеркаливают его. Если она раздражена, взволнована или просто уставшая, ребенок чувствует дискомфорт, который выходит наружу через плач. В возрасте одного месяца по-другому выражать свои эмоции ребенок еще не умеет. Есть зачатки радости, но значительно чаще ребенок плачет.

У карапуза бывает комплекс оживления, который начинает формироваться где-то на третьей недели, к концу первого месяца раскрывает себя в полной красе. Далее он нарастает до 3-4 месяцев, после чего у малыша формируются более сложные модели поведения.

Комплекс оживления содержит четыре компонента:

  1. Долгий сосредоточенный взгляд в сторону взрослого.
  2. Радость, сопровождаемая улыбкой.
  3. Оживление двигательных реакций – ребенок может начать более активно двигать головой, ручками и ножками, прогибать спинку и так далее.
  4. Вокализация – простейшие звуки, издаваемые ребенком: гуканье, гуление и вскрики.

Если недостаточно общаться с ребенком в первые недели жизни, то комплекс оживления проявляется гораздо позднее, причем частично. Изначально считалось, что комплекс оживления является первой осознанной реакцией ребенка на действия взрослого, но через некоторое время было установлено, что это всего лишь рефлекс.

Таким образом, перечень того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, не очень большой. В таком возрасте о каких-то навыках говорить не приходится, поскольку одномесячный грудничок еще очень маленький. Набор того, что умеет малыш в 1 месяц, можно описать несколькими словами: есть, спать, радоваться появлению взрослого и еще несколько элементарных рефлексов, которые с возрастом сами уходят.

Видео

Источник

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Ребёнок в 1 месяц

Один месяц жизни для грудничка – целая веха. Малыш набирает в весе около 700 граммов, вырастает на несколько сантиметров. Увеличиваются в объёме голова и грудь. И как рост ребёнка не стоит на месте, так и развитие шагает семимильными шагами. За это время младенец успевает приобрести определённые навыки и умения.

Под действием информации от органов чувств, эмоций, впечатлений от окружающего мира не перестаёт развиваться нервная система. И, прежде всего, головной мозг. Именно это обеспечивает развитие моторных функций организма. Ребёнок начинает учиться управлять движениями частей своего тела. В первую очередь, взглядом.

Фиксация в определенной позе тела или его частей свидетельствует о развитии статики. Самый первый её признак у грудничка – попытка удержать головку.

Адекватные реакции малыша на раздражающие факторы отражаются в условно-рефлекторной деятельности. Когда ребёнок голоден, выражает недовольство криком. Поел – успокоился. К концу первого месяца жизни ответные действия становятся сложнее.

Младенец рассматривает лицо матери, трогает грудь, начинает улыбаться. При виде близкого человека оживлённее перебирает в воздухе ручками и ножками. Так формируются условные рефлексы.

Изменяется и поза ребёнка. У здорового новорождённого тело находится в состоянии физиологичного гипертонуса. Руки и ноги согнуты в суставах. Кулачки сжаты и прижаты к груди. Бедра слегка разведены.

Эта поза не меняется даже во время сна. Движения дрожащие, хаотичные. И физиологический тремор, и физиологический гипертонус начинают угасать после первого месяца жизни.

Читайте также:  Характеристика нервно психического развития ребенка 3 лет

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Это основное, что должны уметь делать дети в возрасте одного месяца.

Создание идеальных развивающих условий

Для создания оптимальных условий развития навыков и умений нужно приложить определённые усилия:

  • благоприятная обстановка.

Малыш воспринимает окружающий мир, впитывая впечатления и эмоции, как губка. И не только свои, но и родителей. Спокойная атмосфера в доме, размеренные разговоры, улыбки близких. В таких условиях у ребёнка формируется базовое чувство безопасности и доверия к окружающему миру.

  • тактильный контакт.

Малышу это жизненно необходимо. В условиях дефицита внимания формируются тревожные наклонности, развиваются фобии.

Ребёнок растёт капризным, страдает сон и аппетит. Достаточный же контакт способствует развитию органов чувств и, как следствие, нервной системы.

  • массаж и гимнастика.

В идеале такие процедуры проводятся ежедневно перед вечерним купанием. Способствуют нормализации мышечного тонуса, благоприятно действуют на кровообращение.

  • развивающие игрушки.

В возрасте одного месяца выбор ограничен. Самая главная из игр – погремушка. Яркий цвет привлекает внимание, фокусирует взгляд. Звук заставляет пытаться крутить головой, что развивает шейные мышцы.

Попытка захватить игрушку рукой запускает целую цепочку реакций в нервной системе малыша, заставляя согласованно работать мозг и мышцы конечностей.

  • кормление грудью.

Целый развивающий комплекс. Во время кормления стимулируются все органы чувств. С молоком поступают факторы роста и развития, наличие которых благоприятно сказывается, в первую очередь, на созревании структур головного мозга.

  • регулярно посещайте доктора. Если есть какие-либо отклонения в развитии, педиатр их заметит и примет необходимые меры.

Родителям важно знать, что рост и развитие ребёнка сугубо индивидуальны.  Этот перечень – не обязательная цель, а лишь ориентир.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник