Что тормозит развитие речи у ребенка

Что тормозит развитие речи у ребенка thumbnail

Слово — детскому врачу-­неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову.

В своей богатой врачебной практике наш эксперт сталкивается с различными заблуждениями родителей, связанными с задержкой речевого развития у детей. Вот самые распространённые из них.

Заблуждение 1. Ребёнок не говорит, потому что ленится.

На самом деле. Как правило, ребёнок не говорит не потому, что не хочет, а потому, что не может. Ситуации бывают разные: причиной задержки речевого развития может быть глухота, аутизм, генетические заболевания, органическое поражение головного мозга и др. причины, а возможно, у ребёнка просто темповая задержка речевого развития.

Чтобы правильно оценить ситуацию, необходимо обратиться к неврологу, который в случае необходимости назначит обследование и лечение.

Заблуждение 2. Если в возрасте трёх лет мальчик не говорит, это нормально: мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

На самом деле. Мальчики действительно начинают говорить позже, чем девочки, но в возрасте трёх лет, когда формируется центр активной (экспрессивной) речи, дети в независимости от пола должны говорить одинаково. Если этого не произошло, нужно обратиться к врачу.

Заблуждение 3. Для того чтобы ребёнок заговорил, надо делать вид, что вы его не понимаете.

На самом деле. Такие рекомендации встречаются очень часто, но следование им приведёт к обратному результату. Наоборот, чаще общайтесь с ребёнком. Уделяйте ему как можно больше внимания, стараясь использовать в речи жесты и мимику, говорите ему названия предметов, явлений и т. д.

Не требуйте от ребёнка того, что для него недоступно. К разговору можно побуждать, но нельзя принуждать. Обращаясь к ребёнку, подбирайте слова, доступные его пониманию. Говорите не торопясь, чётко, ясно и выразительно. Короткими фразами и правильным русским языком. Не стоит с ребёнком сюсюкаться.

Заблуждение 4. При задержке речевого развития нужно обязательно пройти обследование и пить лекарства.

На самом деле. В большинстве случаев при задержке речевого развития помимо консультации невролога дополнительного обследования ребёнку не требуется.

Однако бывают случаи, когда обследование пройти необходимо. Оно может включать в себя: аудиограмму (проверка слуха), электроэнцефалографию (ЭЭГ), в редких случаях — МРТ головного мозга и некоторые другие исследования. Очень важно, чтобы у ребёнка был хороший слух. Если он не слышит или плохо слышит, у него не будет формироваться активная речь.

Что касается лекарственной терапии, то она тоже показана далеко не всегда. Как правило, при задержке речевого развития, связанной с неврологическими проблемами, врач может назначить ребёнку приём витаминов группы В, аминокислоты и ноотропы.

Сравним нормы

Несмотря на то, что центры понимания и активной речи у детей формируются неодинаково, нормы у речевого развития всё же есть. В среднем активный словарь ребёнка должен составлять:

  • к году — около 8–12 слов;
  • к двум годам — около 300 слов;
  • к трём годам — около 1000 слов;
  • к пяти годам — около 2,5–3 тысяч слов.

Для стимуляции речи ребёнку необходимо:

  1. общаться с разговаривающими детьми;
  2. развивать мелкую моторику рук (пальчиковая гимнастика, конструкторы, мозаи­ка, пластилин, кинетический песок);
  3. заниматься с логопедом;
  4. слушать стихи, считалки, сказки, потешки, детские песенки;
  5. жить в доброжелательной атмосфере.

Смотрите также:

  • Сексологи: абсолютно все дети экспериментируют во время полового развития →
  • Дети — как товар? Плюсы и минусы суррогатного материнства →
  • Эксперт: «Нигде в мире аутистов не привязывают к стульям» →

Источник

Задержка речевого развития диагностируется в среднем у 40% детей в возрасте от 4 до 6 лет. Надо ли родителям бить тревогу, если ребенок не способен с пелёнок вести полноценный диалог?

Содержание статьи:

  • Речевая среда;
  • Внутренние факторы;
  • Ранняя диагностика;
  • Полезные упражнения;
  • Развитие головного мозга;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Структура слова и моторика;
  • Словарный запас;
  • Связная речь;
  • Развитие артикуляции.

Речевая среда

Логопедические занятия, игры — всего лишь часть коррекционного процесса. Куда важнее постоянно общаться с малышом, озвучивать свои действия и при этом следить за правильностью речи. Не будет адекватной речевой среды — не будет и результата.

Сразу обозначим: речь не является врожденной способностью человека. У новорожденного её нет, зато есть потребность в заботе взрослых и, как следствие, потребность в общении. Речь — это лишь способ её удовлетворить. Уже с двух месяцев малыш начинает упражняться в произнесении гласных, привлекая к себе внимание взрослых, сообщая о своих ощущениях и эмоциях. Если родители игнорируют эти призывы, речевая активность снижается, развитие замедляется. Навыки речи формируются, но в более поздние сроки, что негативно сказывается на общем психологическом развитии малыша. Он не может полноценно общаться, познавать мир, учиться, его отвергают другие дети. Хуже всего, что из-за отставания в речи замедляется и умственное развитие, иногда этот процесс необратим.

Диагноз «задержка речевого развития» обычно ставится детям в возрасте трёх лет в случае, если отсутствует фразовая речь, однако распознать отставание можно и в первые два года жизни.

Ребёнок может молчать по многим причинам. Бывает, что у него просто-напросто нет необходимости говорить. Так случается, если родители исполняют желания малыша ещё до того, как он их озвучит, или задают ему вопросы и сами на них отвечают. Но чаще всего дело в неблагоприятном домашнем климате: взрослые редко разговаривают с маленьким человеком (ведь он «всё равно ничего не понимает»), не озвучивают свои действия. Или говорят, но у них самих скудный словарный запас, а в речи преобладают короткие фразы, много грамматических и речевых ошибок.

Внутренние факторы

Существуют и внутренние факторы. Ключевой — замедленный темп созревания нервных клеток в речевых зонах головного мозга, обусловленный патологией беременности, родов, заболеваниями малыша на первом году жизни. Повлиять на формирование речи могут и черепно-мозговые травмы или оставленные без внимания частые падения. Нередко причина кроется в сниженном слухе, о чём родители узнают, только занявшись проблемами с речью.

В ряде случаев малыш не говорит в силу действия генетического фактора (в таких семьях отставание наблюдается практически во всех поколениях) или же общей задержки развития.

Процесс развития речи начинается с первых дней жизни и продолжается несколько лет:

  • В 1,5 месяца ребенок начинает прислушиваться к голосам и радоваться, когда слышит знакомые, постепенно осваивает гласные. Приблизительно в полгода уже вовсю лепечет. Параллельно малыш накапливает пассивный словарный запас, в возрасте до года он способен понимать от 50 до 100 слов.
  • В год-полтора малыш учится понимать речь окружающих, говорит первые слова. Он начинает осознавать, что комбинации звуков обозначают определённые предметы и что с помощью слова можно достичь своей цели.
  • В период с двух до шести лет речь становится всё более совершенной и похожей на речь взрослых.
  • В два-три года она приобретает связный характер, появляются простые фразы, которые постепенно усложняются. Поначалу ребёнок допускает грамматические ошибки, искажает звуки, но со временем ситуация выравнивается.
  • В норме к пяти годам человек пользуется всеми формами предложений, его речь полностью понятна всем взрослым, а не только близкому окружению.
  • К шести он уже может самостоятельно пересказывать тексты и описывать события. Словарный запас составляет не менее 2000 слов.

Задержка речевого развития

Читайте также:  Развития ребенка после рождения 8 класс

Ранняя диагностика

Чем раньше будет диагностирована задержка речевого развития, тем эффективнее будет лечение. Существуют признаки, позволяющие заподозрить неладное на начальных этапах. О посещении специалиста следует задуматься, если ребёнок:

  • Старше 3 месяцев. Не оживляется, услышав речь взрослого, не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • Старше 8 месяцев. Не лепечет;
  • Старше 1,5 года. Не произносит простых слов вроде «мама» или «дай», не может показать предметы на картинке в ответ на вопрос родителей;
  • Старше 2 лет. Обладает словарным запасом всего в несколько слов и не пополняет его, а также не способен выполнять инструкции взрослых («Подними куклу и дай ее мне»);
  • Старше 2,5 лет. Не составляет фразы из двух слов;
  • Старше 3 лет. Говорит так, что понять его могут только самые близкие люди.

Как только появились сомнения, развивается ли речь правильно, нужно обратиться к врачу. Лучше убедиться, что причин для беспокойства нет, чем опоздать с помощью.

Провести первичное обследование могут детский невролог, психиатр или логопед, но, как правило, одной консультации недостаточно — придётся посетить всех трёх специалистов. Перед тем как поставить диагноз и назначить лечение, они должны выяснить причину задержки. Будьте готовы к обстоятельной беседе о том, как протекала беременность и роды, как развивался малыш в первые месяцы.

Только после разговора с родителями начнётся диагностика: с ребенком проведут несколько тестов, чтобы установить соответствие речевого развития возрастным нормативам. Сначала проверят навыки понимания малыша, а уж затем — говорения. Это и звукопроизношение, и объём словарного запаса, и умение грамматически оформлять речь. Список разнится в зависимости от возраста ребенка. Так, у детей старшего дошкольного возраста будут оценивать еще и содержательность и связность речи, способность вести диалог, пересказывать услышанное.

Если основная причина задержки неврологическая и виной всему мозговые дисфункции, упор будет сделан на медикаментозное лечение и процедуры. Малышу назначат лекарственные препараты для улучшения работы.

Задержка речевого развития: Полезные упражнения

Даже если ваш ребёнок еще слишком мал, чтобы произнести своё первое слово, имеет смысл выполнить с ним несколько простых игровых заданий.

Развитие головного мозга

На консультации со специалистами вам порекомендуют пройти курс транскраниальной микрополяризации, чтобы активизировать деятельность речевых мозговых зон. Если же дело в недостатке общения со взрослыми, родителям придётся в первую очередь поработать над собой и пересмотреть свои подходы к воспитанию малыша. И в том и в другом случае ребенок должен посещать занятия с логопедом. Специалист поможет развить не только речь, но и внимание, память, мышление, воображение. Без этого задержка речевого развития так и может остаться, ведь преодолеть в подобных условиях будет крайне сложно. В ход идут артикуляционные гимнастики и всевозможные упражнения на развитие мелкой моторики. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и мелкой моторики, находятся близко друг к другу и функционально взаимосвязаны. Стимуляция одного приводит к активизации другого.

Заниматься с ребенком должны не только специалисты, но и родители. Даже если речь малыша развивается нормативно, нелишним будет регулярно делать с ним упражнения на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику. Подсмотрите у логопеда приёмы и регулярно тренируйтесь с малышом дома для закрепления результата. Занятия не должны быть продолжительными, чтобы малыш не переутомлялся.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух отвечает за восприятие звука человеческой речи. Если он не развит, дети нередко путают звуки, например «т» и «д», искажённо их произносят. В конечном результате писать и читать они будут тоже с ошибками.

В ходе игры малыш должен назвать как можно больше слов, которые начинаются на тот или иной звук, заканчиваются на него.

Структура слова и моторика

«Отхлопывание». Бывает, что малыш охотно говорит, оперирует целыми фразами, но при этом пропускает или переставляет слоги в словах. Вместо «остановка» у него получается «основка» или даже «оснотавка».

Для развития мелкой моторики играйте с ним в кубики, конструктор, собирайте мозаику и лепите из пластилина. Пусть малыш перед прогулкой самостоятельно застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Вспомните старые добрые пальчиковые игры («Сорока-белобока», «Ладушки») — они стимулируют разные точки и нервные окончания на ручках. Эффективен пальчиковый массаж, его можно делать с самого рождения. Не забывайте про считалочки и подвижные игры, в которых водящий или участники должны произносить стихотворный текст. Это развивает у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, работать с интонацией голоса и правильно ставить ударения. Правила любой игры, задания, инструкции формулируйте как можно чётче, повторяя по несколько раз. Суть упражнения в том, чтобы проговаривать слова по слогам, при этом хлопая в ладони на каждом слоге. Сначала отхлопываются простые слова, состоящие из двух слогов, затем из трех и более.

Словарный запас

«Назови как можно больше слов, обозначающих…».

Направлено на пополнение активного словаря ребенка и расширение его кругозора.

Малышу дается задание подобрать слова, обозначающие мебель, овощи, деревья, цветы, игрушки, профессии. Есть и другой вариант упражнения: мама перечисляет три предмета, а ребенок отвечает, как их можно назвать одним словом.

Связная речь

«Кто что делает?».

Развивает способности к рассказу и связную речь. Задача малыша — соотнести предмет и его действие.

«Я назову слово, а ты расскажешь, что этот предмет может делать. Снег — падает, а гром -…».

«Игра в описания».

Формирует речевые навыки и наблюдательность.

Читайте также:  Сорокинский центр развития ребенка детский сад 1

Сначала мама берёт в руки предмет и описывает: «Яблоко — зелёное, хрустящее, вкусное». Затем передает малышу, и он описывает предмет своими словами.

Видео «Школа Доктора Комаровского: Почему ребенок не говорит?»:

Развитие артикуляции

С детьми, у которых нарушено звукопроизношение, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Выполнять упражнения нужно не менее трех раз в день по 10 раз каждое.

«Улыбка-трубочка». Малыш попеременно улыбается и вытягивает губы в трубочку. Следите за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Лопата-иголочка». Исходное положение: губы в улыбке, зубы разомкнуты, резцы обнажены. Ребёнок должен положить расслабленный (как «лопата») плоский язык на нижнюю губу. Затем, не закрывая рта, как можно дальше высунуть язык, напрячь его и вытянуть в «иголочку». Лучше, если мама покажет ему пример.

«Часики». Начальное положение -как в предыдущем упражнении. Малыш высовывает язык и попеременно дотрагивается то до правого, то до левого уголка рта (имитируя маятник). Важно, чтобы челюсть не двигалась. Для наглядности можно предварительно показать картинку, на которой изображены часы с маятником.

«Открытое окно». Сначала ребёнок держит губы сомкнутыми, затем открывает рот таким образом, как будто собирается произнести очень чёткий гласный звук «о».

Желаю вам, чтобы задержка речевого развития у малыша (если таковая имеет место быть) осталась в прошлом. Будьте здоровы и счастливы!

Хотите что-то сказать? Пишите в комментарии в конце заметки. А еще буду признателен за ваш лайк и подписку. Давайте дружить! 🙂

Источник

Семнадцатого января в стенах Госдумы был сыгран очередной спектакль сторонников прививания населения страны с младенчества и до гробовой доски (о прошлогоднем аналогичном круглом столе в парламенте «Катюша» подробно рассказывала ). Речь идет о слушаниях на тему «Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Законодательное регулирование». И действующие лица снова были те же – официальный куратор ВОЗ для российской стороны, лоббисты прививок из Комитета по охране здоровья, Минздрава и подведомственных организаций.

В последний момент организаторы решили разбавить эту команду скептиками, представляющими родительское сообщество. Альтернативное мнение вроде бы пока готовы слушать, но при этом другой рукой вовсю затягивают гайки. 

Представители Минздрава сходу огорошили своими предложениями. По их мнению, система вакцинопрофилактики у нас одна из самых прогрессивных в мире, мы показываем замечательные результаты, а потому… надо ужесточить контроль над каждым ребенком, каждой семьей и расширить календарь вакцинации. 

«Следует постоянно расширять календарь прививок – не только в плане перечня инфекций, но и в плане создания т.н. корпоративных календарей, приоритет вакцинации взрослых и пожилых людей – концепция иммунизации на протяжении всей жизни», – четко повторил чиновник ведомства методички ВОЗ по взращиванию вакцинозависимого человечества (см. официальную стратегию ВОЗ:«Инициатива детских прививок – Стратегический план, возможности и шансы. Перспективы прививок в 21-м веке» (The CVI Strategic Plan, Managing Opportunity and Chance. A Vision of Vaccination for the 21-st Century))

Предложения депутатов и сотрудников Минздрава в рамках Стратегии развития иммунопрофилактики до 2035 года (в настоящее время проходят межведомственное согласование) впечатляют. Во-первых, это установление ответственности за распространение информации, содержащей публичные призывы к отказу от вакцинации. Во-вторых, предлагается пресекать распространение недостоверной информации о прививках, повышать ответственность родителей и законных представителей за отказ от вакцинации, наказывать врачей за критический подход к прививкам и т.п. 

В-третьих, один из главных радетелей за вакцины, зампред Комитета по охране здоровья Леонид Огуль продолжил поскорее внедрить национальный электронный реестр иммунизации и электронные паспорта прививок для детей, по примеру московского опыта. Родителей Москвы уже вовсю оповещают СМС-ками о несделанных вовремя прививках, но скоро многим из них может потребоваться вести более серьезные беседы – с педиатрами и представителями органов опеки.

«Московские власти ввели в электронных медицинских картах раздел «Вакцинация», где теперь содержится вся информация о сделанных ребенку прививках, информация том, когда нужно сделать следующую прививку. Считаю, что эта практика должна быть распространена на все регионы России. Тем более что теперь можно просто перенять этот положительный опыт у Москвы.

Такие паспорта позволят нам видеть реальную картину с ходом иммунизацией населения, вести статистику, проводить адресную работу с родителями. Важно и то, что история прививок будет сохранена в этом паспорте для самого ребенка, чтобы когда он вырос, то четко знал, что у него было с прививками, и как действовать дальше», 

– рассказал Огуль «Ленте.ру» после парламентских слушаний.

Обязательные электронные паспорта для медуслуги, которая оказывается только с согласия родителей – звучит уже довольно странно. Как и адресная работа с семьями-отказниками… Как она ведется в ряде регионов, нам хорошо известно – за отказ от прививки вменяемые родители могут попасть в психушку или вовсе лишиться детей.

В-четвертых, замминистра здравоохранения Сергей Краевой заявил, что необходимо в ближайшее время включить в нацкалендарь прививки от папилломавируса, менингококка, ветряной оспы и ротавируса. Его соратник Огуль предложил пойти еще дальше и добавить в календарь вакцины от гепатита А, папилломавирусной инфекции и клещевого энцефалита – то есть расширить их охват от эндемичных регионов на всю страну. 

Как следует из предложения замруководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Владимира Романова, оплачен весь этот прививочный банкет будет за счет налогоплательщиков, т.е. из федерального бюджета. На эти цели (вакцинация от ротавируса, ветрянки, менингококка и ряда штаммов папилломавируса) предлагается дополнительно выделить 27 млрд. рублей. Надо понимать, что пункты 3 и 4 перечисленного плана – фактически дело решенное, а вот цензуру и наказаниями для инакомыслящих, попахивающие реальным тоталитаризмом, гослоббисты обсуждали более аккуратно. 

«Давайте внесем в закон о приеме на работу дополнение – не принимать лиц, которые отказываются делать прививки. Они ведь нарушают права других граждан и заражают их», – отметился в дискуссии вездесущий Владимир Жириновский.

«Надо сказать прямо: наше законодательство в области иммунопрофилактики – либеральное. Отказы настолько заполонили участковых педиатров… Должно быть жесткое правило – не допускать в организованные коллективы детей, которые не привиты. Это право родителей. Но кто будет защищать право коллектива?», – заявил руководитель Аналитического центра РДКБ, д.м.н. Николай Ваганов:

За всем этим нагнетанием с удовлетворением наблюдала спецпредставитель ВОЗ в РФ Милита Вуйнович, задавшая вектор действия своим партнерам из Минздрава:

«Я очень внимательно посмотрела – Россия имеет уже очень хорошее законодательство, и усиление этого законодательства по иммунопрофилактике будет очень важно. Я хотела бы обратить внимание на тему универсального охвата здравоохранения. Это означает, что каждый человек, каждый ребенок должен иметь доступ к бесплатной, эффективной и безопасной вакцинации как основе защиты здоровья. Россия – огромная страна, дети часто перемещаются из одного региона в другой, и у меня просьба сделать систему, чтобы врачи могли знать, какими именно вакцинами привит каждый ребенок». 

Наконец, ближе к завершению этого вакцинобесия слово дали общественнице, координатору платформы Citizen.go Александре Машковой. Ее выступление, как и на прошлогоднем круглом столе в Думе, вызвало бурную ответную реакцию организаторов мероприятия.

«Людям, которые критикуют существующую политику вакцинации, ранее не давали слова. Их объявили «анприпрививочным лобби», хотя это значительная группа родителей, среди которых много медиков, в том числе с научными степенями, много бизнесменов и представителей Русской Православной Церкви. Они не зарабатывают на этом, они отстаивают закон и справедливость.

Год назад в ответ на инициативы Минздрава 72360 человек подписали обращение с весьма разумными требованиями и предложениями в сфере вакцинации. Я доставила эти подписи на круглый стол 11 апреля, который вызвал серьезное возмущение граждан и специалистов. Люди смотрели запись стола и были в гневе: вместо того, что улучшать сферу здравоохранения, представители Минздрава вели себя, как лоббисты, которым нужно сбыть товар. Они были готовы нарушить базовые права родителей, нарушить свободу выражения мнений, даже прозвучали решения лишать медиков дипломов, если они критикуют существующую политику вакцинации.

Нас не услышали, и в июне 2019 в 50 городах прошли митинги и пикеты в защиту требований соблюдать закон и решить проблемы. Обсуждения скандальных законодательных инициатив прекратились. Но развернулась травля несогласных в соцсетях и СМИ. Все, кто воспользовался своим законным правом, кто хотел индивидуального графика для своих детей, кто был возмущен сокращением мед. отводов, все, кто хотел качественных вакцин и обсуждал низкую квалификацию мед. персонала — все эти люди были объявлены «антипрививочниками». Пошла травля, их объявили виноватыми во вспышках заболеваний, началась охота на ведьм.

Закон в нашей стране не изменился, вакцинация по-прежнему добровольная, официальных эпидемий нет. Но к семьям стали приходить из КДН и органов опеки. Детей перестали допускать к занятиям в школе, они не могут посещать детские лагеря, есть случаи, когда их не допускали до детских праздников! 

Что хотят так называемые антипрививочники? Соблюдения действующего закона , защиты от произвола на местах и наказания тех, кто нарушает закон и права родителей. Свободной дискуссии внутри медицинского сообщества. Многие врачи не согласны с политикой массовой вакцинации и качеством вакцин! Прекратите угрожать им, что у них нужно отнимать дипломы, если они с вами не согласны. Вы итак лишаете их права голоса и лишаете премий, если они не вкололи людям нужное число вакцин. Допустите до обсуждений своих оппонентов!

Каждый ребенок индивидуален, почему нас заставляют участвовать в конвейере? Мы не нищая страна и можем себе позволить доп. анализы и доп. исследования перед прививкой! Мы не страна третьего мира, профилактика заболеваний – это не только ваши прививки, часто плохого качества!

Каждый год, по данным Роспотребнадзора, 260-300 человек получают Поствакцинальные осложнения. Выплаты пострадавшим – 10000 руб. единовременно. 1000 руб. прибавка к инвалидности. 30000 руб. – в результате смерти. Позор! В США выплаты достигают миллионы долларов! Никаких мероприятий по снижению этих несчастных мы не наблюдаем. Их как будто нет. Кстати, по закону производитель вакцины не несет никакой ответственности за поствакцинальные осложнения. 

В завершение хочу сказать: мы живем с свободном демократичном обществе, в котором право выражать свое мнение закреплено конституцией нашего государства. В соответствии с основным законом именно родитель имеет право принимать решение. Потому что вакцинация – это выбор между двумя рисками. И ответственность за последствия своего выбора будет нести только родитель», 

– заключила Машкова, которой не дали договорить до конца буквально одно предложение.

Иллюстрации из презентации Александры Машковой

Модератор мероприятия, глава думского комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов тут же бросил в ответ общественнице: 

«Я не очень понимаю, живя в социуме, какие взаимодействия и права социума вы берете на себя. Вот например, переходя дорогу, вы на зеленый обычно переходите, или вам претит соблюдать правила дорожного движения? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». 

Подобный аргумент от внедрителей поголовной вакцинации мы слышим очень часто. Но пример со светофором был приведен крайне неудачно. Во-первых, здесь на первый план выходят инстинкт самосохранения и здравый смысл. Во-вторых, есть закон, предписывающий переходить дорогу только на зеленый. Это все совершенно неоспоримо. А в нашей истории здравый смысл, имеющаяся в открытом доступе информация и инстинкт самосохранения как раз побуждают граждан не делать прививки. И такое право также есть у них по закону. Так что сравнение г-на Морозова – явная манипуляция. И потом – очень сложно воспринимать всерьез тезис о том, что «нельзя быть свободным от общества» в условиях, когда ужесточение вакцинации и дискриминация отказников лоббируется представителями власти, а вовсе не гражданского общества.

В завершение слушаний представители власти в очередной раз обещали учесть предложения противников принудительной вакцинации и подробно ответить по каждому пункту их предложений. Но очень слабо верится в то, что они откажутся хотя бы от части своих карательных планов и перестанут третировать население, нарушая наши законные права.

РИА Катюша

Источник