Что такое вербальное развитие ребенка

Вербальное и невербальное мышление: особенности, различия и развитие

Каждый человек в своём мыслительном процессе опирается на наглядные образы, использует определённые понятия или концепции. Помимо этого, он способен думать с помощью слов. Таким образом, люди применяют оба способа мышления: с невербальным и вербальным компонентом.

Что это такое?

Все люди размышляют об одном и том же действии, явлении или предмете по-разному. Каждый интеллектуальный стиль мышления напрямую зависит от умения думать с привлечением наглядных образов (невербальный тип) или отвлечённых знаковых структур (вербальный вид).

В психологии считается, что вербальное (абстрактное) и невербальное (пространственное) мышление зависит от типа интеллекта. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью. Он отражает словесно-логическое мышление. Невербальный интеллект оперирует пространственными объектами и зрительными образами.

Оба вида мышления взаимосвязаны. Снижение одного из них влияет на другой вид. Недоразвитое вербальное мышление отражается на восприятии и понимании информации. Низкий уровень невербального мыслительного процесса тормозит развитие речи. Например, если человек плохо ориентируется при распознавании формы, размера и соотношения предмета, то он может путаться в буквах, схожих по изображению.

Без наличия пространственного мышления невозможно развить речевой аппарат.

Что такое вербальное развитие ребенка

Невербальное мышление

Этот вид мыслительного акта основывается на базе наглядных объектов. С его помощью человек может находить сходства и различия изображённых предметов и точно определять их положение. Представление предметов и наглядно-чувственные образы возникают в процессе восприятия.

Вербальное мышление

Основой этого вида мыслительной деятельности выступает речь. Она может осуществляться в процессе внутреннего или внешнего размышления. Человеку свойственно отражать объективный мир в словесной форме. Хорошее владение словом даёт возможность человеку донести нужную мысль до другой личности. Неумение выражать словами свои мысли затрудняет контактирование с окружающими.

Люди с хорошо развитой словесно-логической мыслительной деятельностью имеют гибкий ум, могут легко переключаться с одной задачи на решение другой проблемы. Они обладают богатой фантазией и высоким эмоциональным уровнем, могут свободно оперировать понятиями, суждениями и умозаключениями.

Вербальные способности проявляются в умелом применении речевых навыков для выражения мыслей, полученных в результате словесно-логического мышления. Люди могут анализировать, обобщать, строить теории и гипотезы.

Что такое вербальное развитие ребенка

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога. Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав.

Для осуществления устной речи важно овладеть фонетикой, то есть способностью различать звуки на слух, и правильностью произношения.

Что такое вербальное развитие ребенка

Как развить?

Словесное мышление помогает людям познавать и совершенствовать себя, общаться и взаимодействовать с другими людьми. Развивать его нужно у детей с младенческого возраста. Малышам свойственно наглядно-образное мышление, то есть преобладает невербальный компонент. Маленькие дети обращают внимание на внешние и часто несущественные признаки. Неумение выразить свою мысль словами означает, что вербальный образ ещё не сформирован.

Для развития словесно-логического мыслительного процесса дошкольникам нужно предлагать сочинение сказок, разгадывание загадок, пересказ мультфильмов. Они должны решать несложные логические задачки, объяснять значение поговорок и пословиц. Со временем ребёнок приобретает способность пересказывать смысл полученной информации. От уровня, сложившегося в младшем возрасте, зависит дальнейшее обучение. Чем раньше начинается формирование вербального мышления, тем легче даётся ребёнку усвоение учебного материала.

Развитие мыслительной деятельности у младших школьников проходит ряд этапов.

  • Сначала дети свои умозаключения строят на основе наглядных предпосылок, полученных непосредственно в наблюдении.
  • Затем умозаключения создаются на базе абстрактных постулатов. При этом школьники опираются на знакомые примеры и наглядный материал.
  • И, наконец, ученики обучаются самостоятельному обобщению данных и извлечению соответствующих выводов.

Что такое вербальное развитие ребенка

Результативность прохождения всех этапов напрямую зависит от развития вербального мышления. Речь ребёнка складывается под влиянием общения с окружающими. Развитие речи отражается на формировании мыслительного процесса. Существует немало эффективных способов его совершенствования. Незатейливые групповые игры хорошо подходят для детей и взрослых.

  • Организация мыслей с помощью кластеризации подразумевает подбор темы, которая фиксируется на листке и обрамляется. Затем записываются ассоциации и эмоции, связанные со словом. Каждую из них заключают в рамку и стрелками указывают связь между ними.
  • Объяснение инопланетянину значения слова является эффективным упражнением для развития вербального мыслительного процесса. Участникам игры предлагают представить разговор с инопланетным существом. Надо доступным языком раскрыть содержание какого-нибудь явления или предмета. Начинают с объяснения смысла простых слов таких, как «пчела», «мёд», «полёт». Затем берут более сложные понятия: «успех», «удача», «счастье».
  • Скороговорки знакомят с богатством русского языка, помогают ощутить красоту чистой речи, вникнуть в новые поэтические образы. Для совершенствования вербального мышления рекомендуют придумывать продолжение 3–4 скороговорок. Коллективная игра строится на передаче скороговорки по цепочке. Хорошо развивает этот вид мышления самостоятельное придумывание новой скороговорки.
  • Инакомыслие предполагает переименование предмета. Например, шкаф – хранилище, радио – громкоговоритель. Допускаются несуществующие слова. Лучше всего задание выполнять в процессе соревновательной игры. Выигрывает команда, которая сочинит больше слов для предмета.
  • Существует игра «Аббревиатура». Заранее на карточках записывают любые не слишком длинные слова, выполняющие роль аббревиатуры. Игроки вытягивают одну из них. Через минуту выдают расшифровку слова. Например, в итоге составленная фраза может выглядеть так: «фонтан» – фокусник оригинально напилил трубочками ароматные нарциссы.
  • Внутренний диалог с самим собой в различных бытовых ситуациях хорошо тренирует вербальный мыслительный акт. Присутствие внутреннего собеседника может быть при выполнении уборки квартиры, приготовлении пищи, выборе одежды для прогулки.
  • Тренировочное чтение, сопровождающееся охватом большого обзора слов, способствует развитию этого вида мышления.
  • Шахматы заставляют личность размышлять и просчитывать ходы на несколько шагов вперёд.

Что такое вербальное развитие ребенка

Что такое вербальное развитие ребенка

Источник

Вербальный интеллектСпособность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется интеллектом. Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов. Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами. В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным. Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью. Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче. В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

Игры на логикуКакие игры на логику и мышление вы знаете? Игры для маленьких и взрослых.

Что такое «Шесть шляп мышления»? Читайте о методике развития мышления.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы. Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве. Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Вербальные способности Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия  у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Аналитические способностиЗнаете, как тренировать память и внимание? Улучшение слуховой памяти.

Узнайте, как развивать абстрактное мышление. Возможности абстрактного мышления.

Читайте, что такое аналитические способности. Как развить аналитический склад ума.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…

.

Источник

Дата: 12 мая 2016 в 12:48, Обновлено 19 сентября 2018 в 13:52

Вернуться на главную

Этапы довербального и начального вербального развития
детей до трех лет

Период до трех лет — наиболее важен для развития речи ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.

  • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач;
  • 1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком. Улыбка при общении;
  • 3 месяца. Комплекс оживления (т.е. эмоционально-двигательная реакция) при общении со взрослыми. Появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета). Обычно гуление — это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;
  • 4 месяца. Дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех;
  • 5 месяца. Ребенок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
  • 6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е. многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,“ма-ма-ма”. Появляется готовность к совместной игровой деятельности;
  • 8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо. Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к похожим на слова т.е. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в “ладушки”;
  • 10-12 месяцев.Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций, дополняемых жестами;
  • 15 месяцев. Словарный запас увеличивается до 6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
  • 18 месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
  • 21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов, использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей тела;
  • 24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50 слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
  • 30 месяцев. Адекватно использует местоимения “я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной последовательности, имеет представление о числе “один”;
  • 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.

Источник

Речь пойдет о разных видах интеллекта ребенка и способах их развития. Не претендуя на строгую академичность, предлагаем взять за отправную точку позицию психолога и образовательного консультанта Тони Бьюзена, подробно изложенную в его книге «Умные родители — Гениальный ребенок». Модель, предложенная в этой книге, предполагает наличие у ребенка целого набора различных видов интеллекта. Мы поговорим об их особенностях и практических подходах к их развитию в русле естественного образа жизни.

Итак, согласно Тони Бьюзену, вот какие виды интеллекта есть у вашего ребенка (и у вас :)):

— вербальный (словесный)
— логический (числовой)
— конструктивный (пространственный)
— чувственный
— кинестетический (телесный)
— творческий
— личностный
— социальный
— духовный

1. Вербальный интеллект.
Кроме непосредственно лексического запаса человека в каждый момент его жизни, этот вид интеллекта помогает нам разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.

Способы развития вербального интеллекта:
— с самого раннего возраста, в идеале с рождения, разговаривайте с малышом и пойте ему. Именно из речи значимого взрослого ребенок усваивает мелодику и структуру родного языка, накапливает информацию о различных речевых ситуациях, и формирует словарный запас — сначала пассивный, а затем активный. Чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.
— включайте ребенка в совместные беседы, например, за столом.
— эмоционально декламируйте ребенку, а потом и вместе с ним, прибаутки и скороговорки; придумывайте речевые игры, например, рифмуя имя ребенка со смешными словами.
— ставьте перед ребенком речевые задачи, провоцируя его на перевод слов из пассивного словаря в активный. Например, если ребенок требовательным криком просит пить, не бросайтесь сразу удовлетворять его желание, а попросите сказать, что он хочет, проговаривая: «Скажи, я хочу пить! Мама, дай попить!»
— с малышом постарше, решайте словесные головоломки, например, когда нужно закончить последовательность «лошадь-жеребенок, курица — …».

2. Логический интеллект.
Этот вид интеллекта помогает человеку манипулировать числами, начиная от простого счета и заканчивая сложными вычислениями в уме.

Способы развития логического интеллекта:
— сделайте обучение счету частью повседневных игр с раннего возраста. Например, вместе пересчитывайте деревья на прогулке, плитки на тротуаре, вагоны проходящего поезда. В домашних играх используйте вальдорфский счетный материал, для того чтобы числа ассоциировались с объектами и одновременно развивалось тактильное восприятие.
— играйте с цифрами. Например, в дороге, подсчитывайте количество встреченных синих машин, для детей постарше — перемножайте в уме цифры номеров автомобилей.
— решайте вместе с ребенком числовые головоломки и последовательности. И избавьтесь от калькулятора!

3. Конструктивный интеллект.
Это вид интеллекта помогает нам определять взаимное положение предметов в пространстве. Навыки архитекторов, инженеров, хирургов, художников неразрывно связаны с этим видом интеллекта.

Способы развития конструктивного интеллекта:
— играйте в пазлы, выбирайте для ребенка игрушки и игры, в которых активно задействованы все три измерения (конструкторы, игра «Го», лабиринты, кубики Рубика).
— с раннего возраста, как только ребенок начнет проявлять к этому интерес, разбирайте вместе те предметы, которые можно разобрать, а потом вместе собирайте их обратно, обращая внимание ребенка на их внутреннее устройство.
— как только ребенок начнет ползать, обращайте его внимание на направления движения, проговаривая, например, что вы двигаетесь направо или налево, что тот или иной предмет остался позади, а другой — находится впереди. Поощряйте активное освоение пространства ребенком.

4. Чувственный интеллект.
Включает в себя 5 органов чувств (зрение, обоняние, вкус, слух и осязание).

Способы развития чувственного интеллекта:
— с рождения показывайте ребенку разницу между различными фактурами, например, прикасаясь к нему сначала кусочком меха, затем гладкой тканью, затем кусочком дерева. Проговаривайте их особенности, желательно, меняя тембр голоса. Например, слово «мягкий» произносите мягким протяжным голосом, а «жесткий» — громко и отчетливо.
— активно включайте ребенка в повседневную жизнь, давая ему возможность, например, потрогать ручками те продукты, которые вы готовите, ткани, из которых вы шьете, а деткам постарше и помочь вам — помесить тесто, промыть крупу. Проговаривайте сами и просите ребенка проговорить его впечатления.

— добавляйте в пищу, которую готовите для малыша, неострые специи: майоран, базилик, мяту. Играйте с вкусовыми характеристиками еды, экспериментируйте, добавляя ребенку разных вкусовых впечатлений.
— поиграйте в такую игру: предложите вместе понюхать разные продукты (кофе, молоко, лимон и т.д.) а затем нарисовать цвет каждого запаха.
— давайте ребенку послушать музыку самых разных стилей (исключение, пожалуй, составляет тяжелый рок :))

5. Кинестетический интеллект.
Включает в себя способность тела реагировать на свое положение и место в окружающем мире. Анализирует скорость движения свою и окружающих объектов, относительное местонахождение и скорость, а также соотносит эти данные с мышечной силой и интенсивностью работы сердечно-сосудистой системы.

Способы развития кинестетического интеллекта:
— полная свобода движений ребенка с рождения. При отсутствии медицинских показаний, не используйте пеленки, ходунки, прыгунки и прочие подобные приспособления. Не ограничивайте двигательную активность малыша, позвольте ему методом проб и ошибок набрать как можно больший багаж знаний о возможностях его тела.
— подвижные игры, вестибулярная гимнастика на фитболе, динамическая гимнастика — все это прекрасный источник кинестетического опыта вашего малыша.
— доверяйте своему ребенку. Не злоупотребляйте приспособлениями безопасности, позвольте малышу необходимое количество раз упасть, прищемить палец, удариться, чтобы приобрести его собственный опыт проживания этих ситуаций.

6. Творческий интеллект.
Этот вид интеллекта, в отличие от логического, базируется на непредсказуемых ассоциациях, и помогает нам вырабатывать новые идеи и нестандартным образом решать и ставить задачи. Напрямую влияет на нашу продуктивность, особенно в условиях интенсивного информационного обмена.

Способы развития творческого интеллекта:
— создайте вокруг ребенка среду, способствующую развитию творческих способностей (музыкальных, изобразительных, танцевальных). Обеспечьте ему прямой открытый доступ к принадлежностям для рисования и лепки, так чтобы он мог этим заняться в любое время. Слушайте вместе музыку и проговаривайте впечатления от услышанного. Танцуйте, держа малыша на руках или стоя рядом на полу на коленях. Отбивайте ритм в такт музыке, помогая малышу фиксировать ритм мелодии.
— привлекайте ребенка к бытовым занятиям, требующим проявления творческих способностей. Например, вместе рисуйте орнаменты на домашнем печенье, так, чтобы ни один не повторялся. Предложите малышу постарше вместе пойти в магазин тканей и выбрать ткань для игрушки или для новогоднего костюма (если вы шьете их сами разумеется :)). Импровизируйте!
— отдавайте предпочтение игрушкам, стимулирующим воображение, а не лишающим ребенка инициативы. Баночки из-под йогуртов, коробки из-под молока, картонные упаковки от яиц, большие картонные коробки — всему этому найдется тысяча и одно применение в играх, развивающих воображение.

7. Личностный интеллект.
Определяет взаимоотношения человека с самим собой. Высокий уровень его развития помогает нам чувствовать себя комфортно и в одиночестве, и в обществе, и быть в ладах с собой независимо от ситуации.

Способы развития личностного интеллекта:
— уделяйте внимание самостоятельным занятиям ребенка, учите его находить радость в одиночестве, и одновременно любить находиться в компании других людей.
— поощряйте его стремление к самопознанию, например, рассказывайте об особенностях развития его интеллекта, об уникальности личности, и т.д.

8. Социальный интеллект.
Определяет наши способности ладить с людьми. Зачастую люди с развитым именно социальным интеллектом добиваются большого успеха в жизни, при этом не отличаясь, например, высоко развитыми творческими или логическими способностями. Значение этого вида интеллекта в современном мире очень высоко.

Способы развития социального интеллекта:
— расширьте круг общения своего ребенка, обеспечив ему общение не только со сверстниками, но и с людьми других возрастов, разных национальностей, профессий и т.д. Познакомьте малыша с как можно большим количеством социальных ролей

— поощряйте выступления ребенка на публике — декламирование стихов, исполнение песен, танцы. Кроме опыта исполнения различных ролей, это повысит его уверенность в себе, что является необходимым условием развития социального интеллекта.

9. Духовный интеллект.
Считается прерогативой зрелого возраста, однако его основы закладываются в детстве. Определяет духовное развитие, степень позитивного отношения к миру, ощущение себя как части Вселенной, стремление к самопознанию, гармоничное сочетание смирения и уверенности в себе.

Способы развития духовного интеллекта:
— показывайте ребенку многообразие окружающего мира, рассказывайте о его устройстве, о взаимосвязях, о вкладе каждого живого организма. Учите его бережному отношению к природе, как к своему дому. Ходите вместе в музеи естественной истории, зоопарки, планетарии, и т.д.
— стимулируйте развития в ребенке чувства юмора и самоиронии. Не бойтесь посмеяться над собой и дать понять ребенку, что это здорово.
— заведите домашних животных.

Вопросы, предлагаемые к обсуждению:

— нужно ли вообще стимулировать развитие того или иного вида интеллекта, или лучше все оставить на самотек и не мешать? Где золотая середина?

— что важнее — интеллект или коммуникабельность? Конечно, хорошо если в человеке развиты оба качества, а если бы пришлось выбирать?

— что лучше — развивать энциклопедические знания и непогрешимую логику или умение удивляться миру и наивно радоваться новому?

Автор статьи Вероника Трубникова.

Взято здесь.

Источник