Что такое социально реабилитационный центр развития ребенка

Что такое социально реабилитационный центр развития ребенка thumbnail
Что такое социально реабилитационный центр развития ребенка

Вашему ребенку поставлен непростой пожизненный диагноз — ДЦП, аутизм, синдром Дауна или Вильямса, любое другое генетическое нарушение… Или же вы пока только замечаете, что с вашим малышом «что-то не так» — он явно отстает в развитии от сверстников, значит надо как можно скорее установить диагноз и немедленно вступать на путь реабилитации и коррекции развития ребенка. Возможностей для этого много.

Если диагноз неизвестен

Вы замечаете, что ваш ребенок позже других своих ровесников встал на ножки, пошел, заговорил, если у него проблемы с приучением к горшку, энурез (ночное недержание мочи) — это верные сигналы к тому, чтобы обратиться к участковому врачу, чтобы он направил вас:

  • во-первых, к неврологу;
  • во-вторых, к генетику;
  • в-третьих, к психиатру.

Родителям не стоит занимать позицию страуса: «Нет, этого не может быть! Почему это произошло с моим ребенком?!» Пока вы рефлексируете, страдаете или сомневаетесь, вы упускаете драгоценное время. Чем раньше будет установлен диагноз, тем скорее надо приступать к реабилитации. В этом случае выше вероятность, что ваш малыш, когда вырастет, станет социально адаптированным человеком, сможет обслуживать себя сам и идти по жизни самостоятельно.

Диагноз известен? Приступаем к реабилитации

Врачи, когда выносят родителям суровый приговор в виде неизлечимого диагноза, как правило, говорят следующее: «Чем больше вы вложите в своего ребенка, чем больше будете его развивать, тем лучше будет результат, тем больше отдача». Да, это касается абсолютно каждого ребенка! Но развитием «особого ребенка» надо заниматься в 10 или в 100 раз больше. Ведь ваша задача – как бы это сурово ни прозвучало — сделать его самостоятельным человеком до того момента, как вы уйдете из жизни. Сейчас без вас ребенок не может одеться-раздеться, помыть посуду, приготовить себе еду, распоряжаться деньгами, делать необходимые покупки… Такие дети могут быть безмерно добры, сочувственны, чистосердечны и при этом абсолютно беспомощны в быту. Ваша задача научить их обслуживать себя. И кроме того, научить их радоваться жизни, находить в ней прекрасное! Для этого жизненно необходимы не только занятия лечебной физкультурой, но и творчеством — рисованием, лепкой, пением, игрой на музыкальных инструментах — в меру сил и возможностей, разумеется.

Методики коррекции и развития индивидуальны

Рекомендовать конкретную программу развития в данном случае невозможно, потому что диагнозы и нарушения у всех особых детей настолько разные, что и подход к их реабилитации и коррекции развития сугубо индивидуален. Методики определяет только специалист, в каждом конкретном случае.

Вот список проблем в развитии или диагнозов с их аббревиатурами:

ДЦП — детский церебральный паралич;

ЗПР — задержка психического развития;

ЗРР — задержка речевого развития;

ММД — минимальная мозговая дисфункция;

ОДА — опорно-двигательный аппарат;

ОНР — общее недоразвитие речи;

РДА — ранний детский аутизм;

СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья.

Главное — не воспринимать любой из диагнозов или отклонений в развитии как окончательный приговор, который «изменению и обжалованию не подлежит». Медицина и наука не стоят на месте. Врачи, психологи и педагоги, их опыт убеждают: и правильные методики, и родительская любовь творят чудеса.

Одна из ошибок родителей особых детей заключается в том, что они надеются вылечить болезнь лекарствами — дорогими, привезенными из-за границы, чудодейственными… Пытаются применять и стволовые клетки, и новейшие препараты — тщетно. Например, если ребенок не держит в руке карандаш, тут никакие таблетки не помогут — только занятия, занятия и еще раз занятия. И в результате ребенок, пусть и позже своих ровесников, но все-таки научится писать!

Куда обращаться?

В первую очередь к лечащему врачу — педиатру или психиатру. Если ребенку положена инвалидность — оформляйте и проследите, чтобы в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) были заполнены все важные для вашего диагноза пункты (ортопедическая обувь, слуховой аппарат, инвалидное кресло). Тогда все необходимое органы соцзащиты будут выдавать вам бесплатно. Кроме того, в ИПР должны написать и меры реабилитации — например, массаж, услуги логопеда, психолога и дефектолога. Услуги всех этих специалистов вам должны предоставить в районной детской поликлинике. Только не ждите, что вам оттуда позвонят и скажут: «Приходите на занятия с логопедом и психологом». Скорее всего, вам надо будет взять с собой ИПР, удостоверение ребенка-инвалида и пойди в поликлинику, чтобы выяснить, в какие дни недели и часы с вашим ребенком будут заниматься специалисты.

Итак, детская поликлиника — первое место, где вам обязаны предложить помощь. Кроме того, в тоже каждом районе округа есть Центры социального обслуживания. Найдите в интернете их адреса, например, наберите в поисковике: ЦСО «Коптево» — и выпадет адрес и телефон, куда можно обратиться.

Затем обратитесь в окружное управление образования, в ведомстве которого находятся центры развития особых детей. В управлениях образования работают знающие специалисты — они знают каждого особого ребенка лично! Если, конечно, родители обращаются к ним за помощью и советом. Там вам порекомендуют и центр развития и реабилитации, и дошкольное учреждение, куда принимают особых детей, и коррекционную школу, подходящую именно вашему чаду. Есть инклюзивные школы (инклюзия — от слова «включение», это когда одного или двух особых детей) принимают в обычный класс. Но пока, скажем честно, инклюзия не очень-то приживается на нашей почве: настолько велика разница в способностях и возможностях детей, что трудно становится всем — и здоровым детям, и особым, и главное — учителям, которым надо, по сути, разрываться на части между одними учениками и другими.

В каждом округе есть Центр социальной помощи — постучитесь и в эти двери! Там тоже занимаются с детьми творчеством, играют в развивающие игры, психологи консультируют семьи в разных ситуациях.

Читайте также:  Доу индивидуальный маршрут развития интеллектуально одаренного ребенка

Поскольку особых детей с каждым годом почему-то рождается все больше, то и центров для их развития, коррекции и реабилитации возникает достаточно: как государственных, так и частных. В приложении к этому тексту дан длинный список адресов, где указаны развивающие центры, работающие в каждом округе. Пообдерите, какой именно подходит вашему ребенку. 

Чем там занимаются?

Обязательно проходят занятия с дефектологом, логопедом, психологом. Важный предмет — социальная адаптация, где ребенку в игровой форме объясняют, как вести себя в обществе, прививают навыки общения. Развитие речи, расширение кругозора, познание мира — все происходит в доступной для особых детей форме. Разработка мелкой моторики полезна для развития мозговой деятельности, поэтому с детьми обязательно занимаются лепкой из пластилина или соленого теста. Потом игрушки из текста раскрашивают красками — получаются очень милые поделки! В некоторых центрах с детьми занимаются даже иностранными языками. Театр и музыкальные занятия неотъемлемы, потому что педагоги готовят с детьми утренники и праздники. В таких центрах делают все, чтобы дети не чувствовали себя на обочине жизни.

Предварительно позвоните в центр, расспросите условия приема: там, например, могут специализироваться на работе со слабослышащими детьми, а у вас может быть совершенно другая проблема.

Выбирайте центр поближе к дому. Особенность таких деток — быстрая утомляемость. Не стоит испытывать их силы и ездить через весь город. Залог успеха ваших занятий — стабильность, регулярность. А если ребенок будет утомляться, он начнет часто болеть, и тогда ожидаемого результата от занятий не будет.

Со здоровыми детьми — вместе!

Конечно, выбирая центр для развития своего ребенка, вы должны трезво оценить его способности, таланты и физические возможности. Дети со сложными диагнозами порой настолько разные по уровню своего развития, что иногда удивляешься, как они вообще могут, например, учиться в одном классе? Ведь их учебные знания и навыки — просто небо и земля. Скажем, у одного речь развита, а другой почти не разговаривает…

Поэтому, хорошенько подумайте, стоит ли вам вообще обращаться в центр реабилитации. Тот, у кого проблемы с речью в обществе детей, которые почти не говорят или заикаются, начнет подражать, следовать их примеру, по сути деградировать. Вам это надо?

Может, вашего ребенка можно отдать в обычную музыкальную школу? Пусть он не станет великим музыкантом, но для общего развития будет заниматься. Игра на любом музыкальном инструменте — это развитие координации, мелкой моторики, а значит — и головного мозга. Или может ваш ребенок, имеющий задержку речевого развития, прекрасно рисует? Тогда может отдать его в обычную художественную школу?

Ведь — давайте смотреть правде в глаза — в центрах развития и коррекции подбирается довольно трудное общество. С гиперактивными или, наоборот, аутичными детьми общаться непросто даже взрослому человеку. Очень непросто. Так зачем же тогда держать вашего ребенка в таком трудном обществе, если сам он социально адаптирован, не агрессивен, адекватен, умеет вести себя в обществе и главное — не мешает учебному процессу в классе с обычными здоровыми детьми? Пусть даже сам он чего-то недопонимает, главное — не мешает окружающим!

Если ваш ребенок именно такой — боритесь за то, чтобы его приняли в любое учреждение дополнительного образования — будь то Дом детского творчества, музыкальная или художественная школа. Не будут принимать — обращайтесь в Департамент образования города Москвы. Пока у нас действительно далеко не все люди готовы к тому, чтобы принять всех «немного странных» в свой круг. Наше с вами дело — постепенно стремиться к тому, чтобы ситуация изменилась.

В цивилизованном обществе давно поняли: пользу от такого общения получают обе стороны. Здоровые дети становятся более заботливыми, добрыми, внимательными. А проблемные детки совершают рывок в своем развитии, потому что пытаются следовать примеру здоровых.

Упорные занятия и интеграция, внедрение в здоровую среду — вот верный путь социальной адаптации и реабилитации особых детей.

Так что вы должны трезво оценить возможности вашего ребенка и понять, куда ему лучше направиться, где ему скорее помогут — в учреждении дополнительного образования или в центре реабилитации и коррекции.

Интернет вам в помощь!

Немного полезных ссылок:

www.osoboedetstvo.ru — сайт и форум, посвященные детям с особенностями развития;

www.terevinf.ru — сайт издательства, специализирующегося на лечебно-педагогической литературе для родителей и специалистов;

www.infodisability.org — база информационных ресурсов о помощи детям с нарушениями развития;

www.2008.childpsy.ru — сайт «Детский психолог»;

www.autism.ru — различные материалы, касающиеся раннего детского аутизма;

www.dorogavmir.ru — сайт родительской ассоциации «Дорога в мир»;

www.adhd-kids.narod.ru — сайт родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

www.acpp.ru — материалы Ассоциации детских психиатров и психологов;

www.sunchildren.narod.ru — сайт о синдроме Дауна;

www.infodisability.org — о методах коррекции;

www.terevinf.ru — сайт издательства, литература о помощи особому ребенку;

www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/ — электронная библиотека литературы о помощи особым детям;

www.lekoteka.edu.ru — сайт «Новые формы дошкольного образования». Информация о службах ранней помощи, консультативных пунктах, центрах игровой поддержки, группах «Особый ребенок», лекотеках для дошкольников.

Лилия Ященко

См. также:

  • Как оформить
    инвалидность ребенку
  • Обучение
    детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Коррекционные
    школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают
  • Как записать
    ребенка-инвалида в летний лагерь, какие льготы положены и куда обращаться?

Источник

Воспитание детей социально — реабилитационного центра посредством предметно — развивающей среды.

Авторы материала: педагог дополнительного образования

В.В. Родионова, социальный педагог Т.Н. Съедина.

МБУ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района

Белгородской области

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева.

Читайте также:  Развитие психики ребенка от года до двух лет

Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации; на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения. В числе таких мер наряду с социальными выплатами все большее развитие получают социальные услуги, которые предоставляются учреждениями социальной защиты с учетом специфики положения различных категорий населения. В последнее десятилетие стала создаваться принципиально новая, личностно-ориентированная разветвленная система учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов. В число таких учреждений входят социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной адаптации детей и подростков. Под социальной адаптацией ребенка понимается процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой. Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам, гласным и негласным правилам).

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет:

— реализацию индивидуальных программ предоставления социальных услуг подросткам оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— проведение консультирования по социально-правовым, социально-психологическим, социально-педагогическим вопросам несовершеннолетних, их родителей (законных представителей);

— организацию досуга детей и подростков асоциального поведения, детей и подростков, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении;

— оказание содействия в организации обучения и профориентации несовершеннолетних;

—  организацию оздоровления несовершеннолетних в летний период;

— участие в разработке и реализации межведомственных индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

Основная цель нашей деятельности: осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, работа с семьями несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или находящихся в социально-опасном положении.

В направления нашей деятельности входят:

— выявление несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении;

— разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями для проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий;

— осуществление социального патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;

— участие в реализации межведомственных индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних;

— организация летней занятости несовершеннолетних;

— осуществление сбора, хранения, использования информации, имеющейся в едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и их семьях.

В нашем центре находятся дети с трёхлетнего возраста. Группы, в которых проживают воспитанники, разновозрастные. Организуя взаимодействие детей разного возраста, педагоги руководствуются следующими требованиями:

1)    Обеспечение интеграции и дифференциации социальных интересов подростков в деятельности разновозрастной группы. Это учёт личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, нужное и полезное для всех дело, в котором каждый найдёт для себя личностно значимую и привлекательную сторону.

 2)  Забота об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста, что стимулирует добровольное включение детей во все сферы социальных отношений.

 3)  Развитие сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищённости каждого ребёнка, забота о равноправных отношениях детей независимо от возраста и социальной роли воспитанника.

4)  Работа по саморазвитию и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп детей. Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе.

Полноценные межличностные отношения между воспитанниками в разновозрастной группе — залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение имеет пример старших детей для младших. В результате взаимодействия детей в разновозрастной группе в процессе общения возникают некие устойчивые отношения: отношения друг к другу, отношения к окружающей действительности, отношения к событиям и фактам.

Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.  Окружающая среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. В последнее время в психологической и педагогической литературе появилось понятие «развивающая социальная среда» или сокращенно «развивающая среда». Что подразумевается под этим понятием? В широком плане под развивающей социальной средой понимается определенная общность людей или организация, созданная с целью реализации конкретных воспитательных и развивающих задач и дающая возможность детям, подросткам и юношам раскрыть свой личностный потенциал. Исходя из такого понимания, к развивающей социальной среде можно отнести любое учебно-воспитательное учреждение или организацию. Содержание развивающей социальной среды определяется системой различных отношений ребенка со сверстниками, более старшими детьми и подростками, педагогами, воспитателями, вступающими с ними в общение и многими другими факторами. Содержание этих отношений может носить различный характер: морально-нравственный (этический), интеллектуальный (познавательный), эстетический, бытовой. Ребенку или подростку, попавшему в такую развивающую социальную среду, представляется широкий выбор путей интеллектуального, физического, эстетического, морально-нравственного развития. Наряду с широким пониманием развивающей социальной среды существует более узкое определение, которое можно обозначить термином «специальная развивающая социальная среда». Специальная развивающая социальная среда представляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая атмосфера, способствующая проявлению гармоничного сочетания взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными. Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, накопленный А.С. Макаренко в организации обучения и воспитания беспризорных детей в условиях детской колонии. Идеи о создании специальной развивающей среды были развиты и продолжены А.С. Чернышевым, Л.И. Акатовым, Е.А. Шаниным и другими. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реабилитации детей является специальная развивающая социальная среда. Современное понимание среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными побуждениями к самовыражению.

Читайте также:  Гимнастика языка для развития речи ребенка дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних создана развивающая среда, способствующая росту личностного       потенциала каждого воспитанника. Она корректирует недостатки развития; способствует формированию основных ценностных ориентиров: основ здоровья, трудовой мотивации, духовно-нравственных качеств личности, творческих способностей. Воспитывает любовь к Родине, родному краю, к родным и близким людям. Развивающая среда дает возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.

В центре мы разработали программу студии «Страна рукоделия». Она включает в себя 3 раздела: Вышивка, бисероплетение и шитьё. Создали несколько зон, где ребёнок может попробовать свои силы под руководством педагога. У нас имеется зимний сад, где дети учатся ухаживать за комнатными растениями.  На территории разбиты цветочные клумбы, альпийские горки. Здесь дети учатся ухаживать за цветами в естественных условиях. Каждый воспитатель нашего центра ведёт занятия по интересам. Дети на таких занятиях учатся лепить, клеить, рисовать, работают с природным материалом, солёным тестом, глиной и др. В студии «Страна рукоделия» воспитанники занимаются разными видами ручного труда. Они вышивают, плетут из бисера, шьют.   В оборудованном кабинете педагога дополнительного образования есть все необходимые материалы для самовыражения и самостоятельной работы детей. Подобраны папки с образцами и схемами различных видов вышивки, канва, ткань различной фактуры, кусочки меха, иглы разных размеров, фурнитура, калька, копирка, ножницы, нитки мулине и нитки для шитья. В кабинете имеется оверлок и швейная машинка. Для бисероплетения и вышивки бисером приобрели ткань с рисунком, иглы для бисера, нитки, бисер разных цветов и оттенков, для плетения проволока разного диаметра.

Детские работы участвуют в постоянно действующей выставке детского творчества в социально-реабилитационном центре, которая систематически обновляется. С результатами достижений детей могут познакомиться родители, учителя школы, сотрудники и гости центра. Большую роль в социальной адаптации воспитанников играет включение их в занятия народно-прикладным творчеством.  Это способствует воспитанию любви к наследию прошлого, к Родине и родному краю, а также   формированию качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое занятие декоративно-прикладным творчеством даёт ребенку опыт в налаживании взаимоотношений, формирует навыки трудового общения, помогает осуществлять бытовую реабилитацию. Дети осваивают навыки хозяйственно — бытового труда, труда по самообслуживанию.  В нашем центре работа организована таким образом, что каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе. Дети шьют, вышивают, плетут, готовят сувениры и подарки друг для друга, для родителей, для педагогов и гостей центра.

Социальным педагогом была разработана программа «Я и мое окружение», которая помогает детям принять себя, освоить житейские нормы поведения, сформировать достойные отношения с окружающими людьми, адаптироваться к современным жизненным условиям.

Цель программы воспитывать качества личности, определяющие в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществлять взаимосвязь моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения. Занятия, проводимые по программе, способствуют сплочению группы, приобретению опыта конструктивного общения, преодолению трудностей во взаимоотношениях, формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку, помогают подростку раскрыть его внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе, овладению умениями рефлексии, самоконтроля. Воспитанники учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

Социально-реабилитационный центр находится около леса. Важно создать эмоциональный контакт воспитанника с природой. Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности. Экскурсии в лес-это не только любование красотой природы, сбор природных материалов, это и чистота прилегающей территории (уборка мусора, сухих веток, помощь птицам в зимне-весенний период: изготовление кормушек и скворечников) В.А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.» Потребность в красивом — говорил В.А.Сухомлинский, — утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому…Зло и подлинная красота несовместимы…»

Таким образом, развивающая предметная среда – совокупность природных, социальных, культурных, предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности. Большое влияние окружающая среда оказывает на воспитание любви к Родине, родному краю, к своим родным и близким. Она осуществляет развитие личности, формирует у подростков навыки социализации и дает установку на здоровый образ жизни, осуществляет формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействие с окружающими людьми, развивает творческую активность, служит профилактикой вредных привычек.

Источник