Что такое сенсорно математическое развитие ребенка

Екатерина Шашнова
Образовательная область «Сенсорно-математическое развитие»

Пояснительная записка

обеспечивает развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через организацию образовательной деятельности: использование обследования, группировки, действий по увеличению, уменьшению и отображению количества в овладении математическими умениями, использование этих навыков в повседневной жизни.

Задачи образовательной деятельности:

1. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, зависимостей между предметами в повседневных видах деятельности

2. Развивать использование освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий; развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;

Цель: формирование и развитие элементарных математических представлений у детей раннего возраста, овладение понятиями, свойствами, действиями предметов. Непосредственно образовательная деятельность должна реализовываться через самостоятельную детскую, совместную деятельность педагога с детьми.

Содержание образовательной области:

Работа по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помощь им в обследовании предметов, выделении цвета, величины, формы.Побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч — маленький синий мяч).

Формировать умение называть свойства предметов.

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов.Формировать умение различать количество предметов: много — один (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.)

Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар).

Ориентировка в пространстве.

Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Целевые ориентиры:

-Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие

признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

-Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и

другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.

-Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения

формы.

-Начинает пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто еще

в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый

предметы).

.

Комплексно-тематическое планирование «Сенсорно-математическое развитие» (2-3)

Месяц Неделя Тема ОД Цель Форма организации совместной образовательной деятельности Методическая литература

сентябрь 3 неделя

«Любимые игрушки» различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки);

развитие умения играть с игрушками;

Беседа с детьми о любимых игрушках; показ воспитателем знакомых игрушек, игры, подведение итога. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№1 стр 10

4 неделя «Большие и маленькие игрушки» группировка игрушек по размеру (большой, маленький);

Двигательная импровизация «Большие ноги,шли по дороге», предложить детям отыскать в групповой комнате, большие и маленькие игрушки Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№2 стр. 12

октябрь 1 неделя «Одинаковые-разные игрушки» сравнение игрушек с использованием слов «одинаковые», «разные»;

различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки, овощи, фрукты);

Загадывание загадки и чтение стихотворения, игровая мотивация, самостоятельная работа детей; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№3 стр. 14

2 неделя «Круг» различение и называние геометрической фигуры (круг);

развитие умений находить игрушки круглой формы, называть круг по цвету (синий, красный, по размеру (большой, маленький);

Создание игровой мотивации; предложить детям отыскать вокруг себя, похожие на круг предметы, игра «Соберем шарики»

Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№4 стр. 16

3 неделя «Разноцветные круги» группировка игрушек, овощей и фруктов по размеру (большой, маленький, цвету (красный, синий, зелёный); Рассматривание с детьми картинки с разноцветными кругами; из разноцветных кругов; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№4 стр. 17

4 неделя «Собираем урожай овощей и фруктов»различение и называние овощей и фруктов: помидоры, огурцы, капуста, морковь, слива, груша, яблоко;

развитие умения сравнивать овощи и фрукты с использованием слов «одинаковые», «разные»; группировка овощей и фруктов по форме и размеру (большой круглый, маленький круглый), по цвету (красное яблоко, синяя слива, зеленый огурец);

Рассматривание игрушечных овощей и фруктов;

игра «Не зевай- собирай урожай!» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№5 стр. 18

ноябрь 1 неделя «Весёлые предметы» развитие умений детей различать предметы по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый, по размеру (большой, маленький, создавать и изменять группы предметов путём увеличения или уменьшения предметов; Создание игровой мотивации; дидактическая игра «Что на чем?»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

Читайте также:  Осанка ребенка правильная осанка физическое развитие

№6 стр. 20

2 неделя «Много-один» закрепление навыков в умении различать предметы круглой формы; с использованием слов «много», «мало», «один»;

Загадывание загадок ; рассматривание иллюстрации; игра «Один-много». Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№7 стр21

3 неделя «Много, мало, один» сравнение игрушек с использованием слов «одинаковые-разные»; «большие-маленькие»; Создание игровой мотивации; выполнение детьми заданий по теме. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

№8 стр. 22

4 неделя «Квадрат» различие и называние геометрической фигуры (квадрат);

развитие умений находить и называть квадрат по цвету (синий, красный, зелёный, жёлтый, по размеру (большой, маленький);

Объяснение нового материала, игра – танаграм «Собери квадрат», подведение итога. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№9 стр. 23

декабрь 1 неделя «Посуда». знакомство с назначением посуды, группировка предметов посуды по цвету, форме;Создание игровой мотивации: беседа о назначении посуды; сколько посуды у нас на игрушечной кухне, подведение итога. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№10 стр. 25

2 неделя «Одежда. Мебель»

различение предметов одежды по цвету, размеру;

знакомство детей с последовательностью (алгоритмом) одевания на прогулку;

Рассматривание кукольной одежды, и мебели соревнование между мальчиками и девочками; игра «Оденем куклу на прогулку»; подведение итогов.

Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№11 стр. 27

январь

3 неделя «Живые предметы вокруг нас» закрепление знаний о назначении предметов;

создание и изменение групп предметов путём увеличения и уменьшения их количества с использованием слов «много», «один», «мало»;Создание игровой мотивации: беседа «Во что вы любите играть зимой на улице?»; рассматривание зимующих птиц, за окном. Т. М, Бондаренко

«Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№12 стр. 29

4 неделя «Группировка предметов по размеру» нахождение предметов и сравнение их по форме (как мячик, как кирпичик, как квадратик); группировка предметов ближайшего окружения по размеру (большой, поменьше, маленький); Игра – сортировка «Мячики и кубики».; беседа по теме. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№13 стр. 31

февраль 1 неделя «Сравнение предметов» определение цвета, размера, формы предмета, геометрических фигур путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; Создание игровой мотивации; показ предметных картинок; дидактическая игра «Теневой театр»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

2 неделя «Сравнение предметов по количеству. Счёт 1,2» освоение способа складывания узора из кубиков по образцу;

закрепление умений подбора предметов одинаковых и разных по форме, размеру (большой, поменьше, маленький) и их группировка;

Загадывание загадки об аквариуме; рассматривание аквариума или его иллюстрации; игра с кубиками. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№14 стр. 32

3 неделя «Столько-сколько», «поровну»группировка предметов по количеству: 2 машины, 2 зайца с использованием слов «столько», «столько-сколько», «много», «мало», «один», «поровну», «здесь столько же, сколько и там»; Беседа по теме ;игра с машинами, постройка гаража из строительных кубиков Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№15 стр. 34

4 неделя «Победный салют. Шар» знакомство с шаром и его свойствами;

Объяснение нового материала: выполнение заданий детьми; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№16 стр. 35

март 1 неделя «Счёт до 3» подбор и складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

развитие умений, сосчитывать предметы в пределах трёх составление композиции из фигурок; подведение итога;

дидактическая игра «Зоопарк из Тарамбукки»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

2 неделя

«Куб» освоение простейших геометрических фигур (шар, куб) Беседа по теме, рассматривание картинок ;игра со строительными кубиками. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№17 стр36

3 неделя «Сравнения совокупностей предметов по количеству. Столько же» выделение части совокупности — «поровну», «здесь столько же, сколько и там» показ предметных картинок; создание игровой мотивации; показ предметных картинок; дидактическая игра «Геометрические фигуры»; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№18 стр. 38

4неделя «Длинный-короткий»сравнивать предметы по признакам: длинный-короткий двигательная импровизация «По узенькой дорожке»; чтение стиха по теме ;игровая ситуация, соревнование между мальчиками и девочками, подведение итогов Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе»Воронеж, 2004 ,

Читайте также:  Ооо центр развития ребенка эрудит

№19 стр. 40

апрель 1 неделя «Птицы. Разноцветные полоски-хвостики».

развитие умений различать предметы по размеру; осваивать простейшие геометрические фигуры (шар, куб). рассматривание прилетевших на участок птиц, за окном; аппликация «Хвостик для птички» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№20 стр. 41

2 неделя «Шар и куб. Космос»сравнение геометрических фигур: куба и шара;

выделение части совокупности-«поровну», «здесь столько же, сколько и там»;

закрепление умения называть предметы ближайшего окружения предложить детям отыскать в групповой комнате, круглые и квадратные предметы,

самостоятельная работа детей; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№21 стр. 42

3 неделя «Числовая оценка предметов» объединение предметов в совокупность по общему признаку.

Беседа по теме; настольная игра «Тактильные ладошки»; дидактическая игра «Скажи сколько матрешек». Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№23 стр. 44

4 неделя «Высокий-низкий» знакомство детей со словами обозначающими высоту;

развитие умения сравнивать предметы по высоте;

Создание игровой мотивации; выполнение детьми аппликации «Высокий и низкий домики» ; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№24 стр. 45

май 1 неделя «Сравнение предметов по высоте»

развитие умений сравнивать предметы по высоте, длине и находить их в группе, используя предлоги (над, на под, за, в); Рассматривание плаката с игрушками, беседа по теме. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№25стр. 46

2 неделя «Весёлый магазин» закрепление умений сосчитывать предметы и сравнивать их по количеству, называть предметы и группировать их по общим признакам;

ориентирование в помещении группы;

Игра «Чудесный мешочек»,

беседа по теме; подведение итогов. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№26 стр. 47

3 неделя «Найти нужный предмет»

развитие навыков игрового и речевого умения; развитие внимания, памяти.

Создание игровой мотивации; игра на тренировку внимания и памяти «Чего не стало?» Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№27 стр. 49

4 неделя Диагностика. Определение уровня развития интегративных качеств личности ребенка, уровень развития сенсорно-математических способностей ребенка. Индивидуальная работа по тестированию; подведение итога. Т. М, Бондаренко «Комплексные занятия в 1 младшей группе» Воронеж, 2004 ,

№28 стр. 51

Источник

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПАРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова Лариса Павловна воспитатель

МБДОУ « Детский сад №73 – ЦРР», г. Бийск

Дошкольники интенсивно растут, познают окружающий мир и более осознанно его воспринимают. В силу своего природного любопытства, ребёнок учится обследовать предметы разделяя их на группы и находит между ними соотношения. Задавая вопросы взрослым, дети, однако, пытаются найти ответ сами путём опытов и экспериментов.  Ведь ещё В. Сухомлинский писал: «мышление начинается с удивления».  

Воспринимать окружающий мир ребёнок умеет с рождения: зрением, слухом и т.д.

И всё же, жизнь предъявляет свои требования: нужно уметь не только видеть, слышать, чувствовать, но и правильно разделить предметы на всех присутствующих (торт поровну на гостей, стулья для всех поставить), передавать контуры предметов  определённой формы и цвета. Для всех этих действий требуются математические зная. Природное любопытство ребёнка, его стремление побольше узнать об окружающем дают возможность начать обучение в раннем детстве. Дети многое узнают друг от друга в общении и игре, но без участия взрослых эти знания не систематизированы и даже случайны.

Дошкольников необходимо знакомить не только со свойствами предметов, но и учить детей выделять свойства, которые называют величиной: учить измерять при помощи промежуточных мер и самому принципу измерения величины.

Математическое развитие – это изменения в познавательной деятельности, в результате которой у детей происходит формирование элементарных математических представлений и логики.

У дошкольников интерес к цвету, форме и другим признакам предмета – спонтанен. Они помогают детям лучше ориентироваться в предметах и ситуациях. Упорядочивая и связывая их друг с другом мы способствуем формированию понятий.

Чтобы научит ребёнка устанавливать взаимосвязь знаний о признаках цвета, формы и количества, координировать их и выражать в речи – нужно целенаправленно и систематично различать, называть, сравнивать и упорядочивать свойства предметов.

Постепенно мышление ребёнка теряет свою непосредственность и становится более схематичным, подвижным и динамичным.

Сенсорное воспитание занимает одно из центральных мест в дошкольной педагогике. В жизни ребёнок сталкивается с огромным количеством форм, красок и величин, а так же других признаков окружающих предметов (игрушки, домашняя утварь). В природе имеются свои сенсорные признаки: разнообразие цветов, звуков, запахов. Дети всё это воспринимают и без направленных воспитательных мероприятий.

Читайте также:  Особенности развития взаимоотношений ребенка со сверстниками

Отличительной особенностью сенсорного развития дошкольников  является то, что зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет рассмотреть все детали, их качество и взаимосвязь. Таким образом, формируется акт рассматривания, а ведь дошкольники рассматривают предмет только при действии с ним. В ходе рассматривания они решают такие задачи: найти и выделить нужный предмет, установить его особенность, индивидуальность, определить признаки или части отличающие или объединяющие его с другими предметами, создать образ нового предмета.

Сенсорное развитее дошкольников – это особая познавательная деятельность, которая имеет свои цели и задачи, способы и средства  для их осуществления. Чем точнее сформированы способы обследования предмета, тем совершеннее будет восприятие образа. Поэтому главным в развитии восприятия дошкольника является освоение новых обследовательских действий (по содержанию, структуре, характеру) и освоение сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание необходимо для полноценного восприятия окружающей действительности, познания мира, это первая ступень в чувственном опыте. От уровня сенсорного развития, зависит умственное, физическое, эстетическое воспитание, т.е. его умение слышать, видеть, осязать окружающее.

Сенсорное развитие ребёнка – это его восприятие внешних свойств предметов: формы, цвета, величины, положения в пространстве, запахов и т.д. Именно в раннем и дошкольном возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, накапливается представление об окружающей действительности. Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. У ребёнка повышается активность, становятся более разнообразными и скоординированными их действия.

От того, насколько развиты сенсорные эталоны у ребёнка, будет зависеть его готовность к обучению в школе. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей при начальном обучении, связано с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Как результат: искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в поделках на уроках ручного труда, невозможность восприятия образов движений на уроках физкультуры.           

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет связывать между собой временные пространственные и причинные последовательности и включать их в широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваивает при непосредственном восприятии вещей и деятельности с ними. Ребёнок обращает внимание на видимые признаки предметов, но не учитывает «невидимые» черты.

При математической подготовке важно обучать измерению, как способу количественной характеристики окружающего. Это даёт возможность детям пользоваться условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяжённостей. При этом у детей развивается глазомер, что важно для сенсорного развития.

При классификации предметы объединяют по общим признакам. Объединение группировок упорядочивает представление детей об окружающем и к 4-5 года ребёнок классифицирует предметы по цвету и форме. Он чаще использует общие признаки для группировок и может разделять группы на подгруппы.

Способность различать – это определение предметов окружающего мира. Ориентируясь вначале на явно выступающие признаки, ребёнок постепенно узнаёт: как выглядит предмет, каков на ощупь, что можно делать с ним, предмет существует независимо от ребёнка.

Самая трудная тема при обучении математике —  временные представления (время).  В дошкольном возрасте формируют такие представления как: смена времён года, смена дня и ночи, последовательность понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Сложность заключается в большом количестве понятий, которые ребёнку необходимо просто заучить.

Бесценный материал для формирование количественных представлений – геометрический материал. (Длина – пространство, но выражается числом). Геометрические фигуры имеют ориентацию (на плоскости, в пространстве), они обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в математическом развитии ребёнка едва ли не с первых дней его жизни.

Литература

  1. Альтхаус Дагмар, Дум Эрна Цвет – форма-количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина.  —  М.: Просвещение, 1984, — 64с., ил.
  2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – 14: Просвещение, 1983. – 96с., ил.
  4. Хамидулина Р. М. Математика. Подготовка к школе. Сценарии занятий. / Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 302с. (Серия «Дошкольное образование»)

Источник