Что такое раннее развитие ребенка своими словами

Что такое раннее развитие ребенка своими словами thumbnail

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее… Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» — интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие — это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Читайте также:  Что должен знать ребенок в шесть лет по речевому развитию

Раннее развитие — это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие — это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе — не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке — речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Читайте также:  Развитие ребенка раннего возраста с нарушением слуха

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать — интересно, необходимо каждому.

Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Источник

Ксения ИльяновичРанее развитие, как быть с ним? Попробуй скажи в женском коллективе, что занимаешься с ребенком чтением, и в тебя тут же полетят помидоры от сторонников «отнятого детства». В другом месте скажешь, что ничем особенным не занимаешься, «добрые» люди тут же посетуют на отсутствие необходимого развития у «несчастного» ребенка. С одной стороны, все пишут о необходимости раннего развития, но другие авторы предупреждают об опасности и требуют от него отказаться.

Я хочу прояснить свою позицию и рассказать, что для меня — раннее развитие. Моя история тоже может показаться противоречивой: я занималась с сыном ранним развитием, в т.ч. и по специальным методикам, благодаря чему он умеет читать где-то с года. В то же время, я сторонник рационального подхода к развитию без лишней шелухи, которую нам продает реклама и ушлые производители пособий для детей. Развитие ребенка происходит практически каждую минуту, и можно развивать ребенка, используя совместные повседневные занятия, окружающую среду и все, что попадется под руку.

Начнем, как в школе, с определения:

Раннее развитие — удовлетворение познавательной активности малыша в игре к взаимному удовольствию ребенка и мамы.

На самом деле, можете смело убрать слово «раннее», ведь именно оно вызывает большинство споров.

Я выделила некоторые слова и расскажу подробнее:

  • активности — мы ожидаем, что ребенок будет активным участником (в силу возраста) собственного развития, а не пассивным поглотителем информации. Именно поэтому на мой взгляд нет смысла учить энциклопедию о всех животных или растениях мира, лучше понять, что именно вызывает интерес ребенка и следовать за этим интересом. Возможно, флора и фауна ребенка и не заинтересуют на данном этапе, зато влекут к себе технические устройства.
  • познавательной активности — малыши любят узнавать что-то новое и неустанно изучают новый для себя мир. Задача родителей — предоставить эти возможности для изучения вместо комментариев «Немедленно выйди из лужи» или «Хватит уже краски переводить, какая-то каляка-маляка только получается».
  • в игре — только так дети познают мир. Мы, взрослые, иногда склонны судить по себе, но ребенок не должен сидеть за партой и специально что-то изучать. Мало того, это и не эффективно! Дети любят играть, и сами того не замечают, как осваивают новые навыки и умения в игре.
  • к удовольствию — если то, чем вы с ребенком занимаетесь, ему не нравится — прекращайте. «Насильно мил не будешь» — это применимо и к любой игре. Настаивая на чем-то неприятном для малыша, вы портите свои отношения, а также внушает будущее отвращение к этой деятельности. Никто не любит, когда давят, даже самые маленькие личности.
  • к взаимному удовольствию — мама — тоже человек, если вам не нравится или не интересно рисовать зайчика, то и ребенок в большой доли вероятности не включится в игру. Занимайтесь тем, что нравится вам обоим, иначе надолго вашего жертвенного энтузиазма не хватит.

Общая парадигма раннего развития:

парадигма раннего развития1) Основа — любовь. В центре сердечко как символ того, что самое важное в развитии ребенка — это быть любимым своими родителями, чувствовать, что его принимают и любят безусловно, что с родителями безопасно не только физически, но и морально. Это основа основ и по моему мнению, и по мнению всех психологов и педагогов, которым я задавала этот вопрос. Все они были поразительно единодушны в том, что самое важное для развитие ребенка — любовь родителей.

2) Первый слой: базовое развитие. Все то, что мы считаем нормой ухода и развития малыша, в т.ч. эмоциональный контакт с мамой, песенки, потешки, поглаживания, прогулки на свежем воздухе, общение даже с грудничком, совместное время вместе. Иногда ко мне на консультацию приходят мамы и говорят: «Я совсем не занимаюсь с ребенком. Нет, мы конечно читаем книжки, лепим вместе, песни поем и танцуем, иногда готовим…» Это и есть развитие вашего малыша! Все игры и привычные занятия, все это вносит вклад в формирование навыков и умений. И когда вы на прогулке остановились понаблюдать за гусеницей, и когда в кидаете камни в лужу, и даже когда малыш смотрит в окно — он анализирует и обрабатывает информацию, узнает что-то новое.

3) Второй слой: развитие по специальным методикам. Когда вы нашли методику, которая нравится вам и ребенку, и готовы заниматься системно. Это может быть Доман, Монтессори, Теплякова и другие. Ключевое здесь то, что все эти занятия не заменяют предыдущий слой базового развития, а становятся дополнением к нему. Почему-то всегда противопоставляются методики и совершенно необходимые ребенку контакт с мамой, прогулки, развитие базовых навыков. Но это не вместо, это — дополнительно! Если вы показываете малышу карточки, это не значит, что вы теперь не будете рассказывать ему стишки и собирать вместе шишки. Как будто есть хоть одна мама, которая после занятия с материалами Монтессори скажет: «Ну все, позанимались, можно больше на ручках не носить, не гулять и не играть». Я не одной такой мамы не знаю, а вы?

Читайте также:  Параметры развитие ребенка по месяцам до года

4) Третий слой: принципы развития. Для примера приведу принципы организации занятий, которых рекомендует придерживаться Глен Доман. В его методике есть принципы занятий, по которым видно, с какой любовью и уважением он относится к детям.

  • Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.
  • Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
  • Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
  • Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
  • Не проверяйте знания своего ребенка.
  • Если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.

Опять же, большинство противников раннего развития приводят примеры, когда эти принципы нарушаются: ребенка дрессируют, устраивают «экзамен», заставляют заниматься. В таком случае, можно не только навсегда отбить охоту изучать что-то новое, но и отношения с родителями испортить. Но если все ваши игровые занятия (не важно, из первого или второго слоя) проводятся в соответствии с этими принципами, но такое развитие принесет пользу и будет в радость.

Основные выводы из парадигмы:

1) самое важное в развитии ребенка — любовь родителей и качественное время вместе
2) специальные методики вводятся в качестве дополнения к базовым вещам, не вместо
3) любые занятия с ребенком стоит проводить в соответствии с принципами развития: с уважением к мнению ребенка, в удовольствие, без дрессуры и академических уроков.

Обсудили то, как развивать, теперь переходим к вопросу «Что развивать»? Следующее определение:

Гармоничное развитие — развитие всех важных жизненных сфер без перекосов в ущерб другим областям

гармоничное развитие

Я выделяю следующие области:

  • Интеллектуальное развитие
  • Физическое развитие
  • Эмоциональный интеллект
  • Навыки самообслуживания

Для гармонично развитой личности требуются владеть навыками из всех четырех сфер жизни. Вряд ли кто-то из нас хочет видеть своего ребенка гениальным математиком, но не способным коммуницировать с людьми, или обаятельного сильного юношу, который не может сам сварить себе макароны.
Часто противники раннего развития сетуют на то, что некоторые родители, стремясь вырастить самого умного малыша в мире, забывают о важности других сфер жизни, когда интеллектуальное развитие превалирует и наносит ущерб другим сферам. И кстати, дети лучше усваивают информацию в движении, есть результаты соответствующих исследований. Поэтому даже занятия математикой и чтением можно совмещать с подвижными играми. Я — за сбалансированный подход, каждая из областей важна для дальнейшей жизни ребенка.

Эта схема также наглядно иллюстрирует мое убеждение, что развитие ребенка происходит в совместных делах с родителями, в каждодневных заботах, и для этого часто не требуется специальных пособий или умений (мы говорим про базовый уровень развития). Эмоциональный интеллект развивается в вашем взаимодействии с ребенком и не только с ним. Каждый раз, когда вы вступаете в перепалку с кассиром или реагируете на случайный толчок в метро, когда вы разговариваете с подругой или мужем, ваш ребенок считает ваши модели поведения и скоро их отзеркалит. Невозможно научить распознавать эмоции людей по карточкам с эмоциях (но с ними можно интересно поиграть в качестве дополнения) или научиться завязывать шнурки, просто читая об этом книги. Зато за один поход в магазин можно потренировать все четыре сферы: помочь найти нужные продукты по списку, узнать все овощи на витрине, отсчитать три бутылки молока, проверить жирность сметаны, позволить выбрать себе вид хлопьев для каши или йогурт, обсудить диалог с продавцом, позволить сложить в пакет продукты, по дороге домой пойти пешком и дать ребенку понести маленький пакет с продуктами. Обратите внимание, вы не сидели за столом и не выделяли специального времени, но в ходе обычных домашних дел можно тоже проводить развивающих, и даже очень практические и актуальные занятия.

Выводы из основных жизненных сфер для развития:

1) Стоит развивать все важные сферы без перекосов
2) Для базового уровня развития не нужны дополнительные пособия и специальное время за партой, можно развивать ребенка в повседневных делах.

И в качестве завершения, мои убеждения в сфере раннего развития свела в сводную таблицу, которую можно назвать моим манифестом:

Манифест раннего развития от Ксении Ильянович

манифест раннего развития

Именно таких убеждений я придерживаюсь, об этом пишу статьи и эти принципы лежат в основе моих курсов. Надеюсь, мне удалось прояснить свое видение раннего развития. Если есть вопросы — задавайте в комментариях. Буду рада обсудить эту тему ????

Источник