Что такое пмпк и ее роль в предупреждении и развитии роли ребенка

Что такое пмпк и ее роль в предупреждении и развитии роли ребенка thumbnail

Для достоверной диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, определения их специальных образователь­ных потребностей, для консультирования родителей по вопросам физической и (или) психической недостаточности детей субъекты Российской Федерации создают на своей территории сеть посто­янных межведомственных психолого-медико-педагогических кон­сультаций (комиссий — ПМПК) из расчета одна комиссия на не более чем 100 тысяч детей, проживающих на одной территории, но не менее одной ПМПК на территории каждого субъекта Российской Федерации.

Руководит ПМПК председатель, представитель Комитета на­родного образования, заместитель председателя — представитель Комитета здравоохранения.

В состав ПМПК обязательно входят следующие специалисты:

• психолог;

• врачи: психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, оку­лист, терапевт (педиатр);

• специальные педагоги: логопед, олигофренопедагог, сурдо­педагог, тифлопедагог, социальный педагог;

• юрист;

• представители соответствующих органов управления образо­ванием, здравоохранением и социальной защитой.

Наличие такого количества специалистов позволяет сделать процесс обследования детей более организованным, продуктив­ным, последовательным, дает возможность проведения более ран­него обследования, получения точных результатов.

Перед ПМПК стоят сложные задачи, решение которых требует взаимодействия всех перечисленных специалистов. Одной из самых важных задач является проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития, установление диагноза. Решение этой задачи позволяет начать своевременную коррекцию и применить индивидуальный подход в обучении. Такая ранняя коррекция позволяет предупредить развитие заболевания или его тяжелых последствий.

На следующем этапе необходимо решить такую задачу, как под­тверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза. Также необходимо оказать консультативную помощь родителям, имеющим детей с физическими и (или) психическими недостатками. Основной задачей является и консультирование педагогиче­ских, медицинских, социальных работников по вопросам, связан­ным с образовательными потребностями детей, их правами и пра­вами родителей. А также очень важно формирование банка дан­ных о количестве детей, имеющих физические и (или) психические недостатки, о структуре детской патологии (недостаточности).

В ПМПК направляются дети по заявлению родителей или по инициативе образовательных учреждений, учреждений здравоохра­нения, органов и учреждений социальной защиты с согласия роди­телей. Если это происходит по решению суда, то согласие родите­лей не требуется. Родители имеют право присутствовать при обследовании детей.

В заключении ПМПК содержатся результаты обследования, и оно служит основанием для направления детей (с согласия роди­телей) в специальные образовательные учреждения либо органи­зации интегрированного обучения. Члены ПМПК обязаны соблю­дать конфиденциальность заключения.

Когда родители не согласны с заключением ПМПК, по их за­явлению государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защитой назначается независимая экспертиза, где родителям представляется право выбора (отвода) экспертов и экспертного учреждения.

Заключение независимой экспертизы может быть обжаловано в суде в порядке гражданского судопроизводства по делам, возни­кающим из административно-правовых отношений. Правительст­во РФ, осуществляя свои конституционные полномочия по обеспе­чению проведения государственной политики в области образова­ния, принимает Положение о ПМПК и Положение о независимой экспертизе.

Списки детей для обследования и документы на каждого ре­бенка направляются в комиссию районными отделами образова­ния. Комиссия ведет журнал приема, в котором записываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, диагноз и тип учреждения, куда рекомендовано направлять ребенка.

Данные психолого-медико-педагогической комиссии протоколи­руются. Личное дело обследованного ребенка, протокол с заключе­нием комиссии и рекомендациями по организации обучения и лече­ния передаются в то учреждение, куда ученик направлен. Без заключения областной (районной, городской) ПМПК не разрешается при­ем детей в специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения, отчисление или перевод из учреждения одного вида в другой.

Окончательный диагноз о степени умственной отсталости при тяжелых задержках психологического развития или пограничных состояниях между дебильностью и имбецильностью может быть установлен только в процессе учебно-воспитательной работы; ребенок направляется в специальное (коррекционное) учреждение VIII вида с целью уточнения диагноза на срок не более одного года. Через год в случае необходимости ребенок повторно направляется на ПМПК для определения типа учреждения, в котором он должен обучаться.

Если имеется необходимое количество таких детей, могут быть организованы диагностические классы и дошкольные группы для каждой категории детей в составе школьных или дошкольных учреждений специального назначения.

Контроль за правильной организацией работы областной пси­холого-медико-педагогической комиссии возлагается на руково­дителей областными комитетами народного образования и здра­воохранения. Работа по отбору детей с отклонениями в развитии в специальные учреждения осуществляется на основе соответствую­щей инструкции.

Когда дети направляются на консультацию по инициативе уч­реждений народного образования для уточнения их психофизиче­ского состояния и решения вопроса для дальнейшего воспитания, обучения, лечения, обязательны документы:

• свидетельство о рождении (предъявляется);

• подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офталь­молога, ортопеда);

• педагогическая характеристика, отражающая подробный ана­лиз развития с указанием педагогической помощи и ее эффектив­ности;

• письменные работы, раскрывающие динамику развития ре­бенка, рисунки.

В педагогической характеристике необходимо указать не только недостатки ребенка, но и характер затруднений, которые ребенок испытывает, какая оказывалась помощь в их преодолении. Следует отметить и положительные качества ребенка. Необходимо включить в характеристику формальные данные: количество лет обуче­ния в школе; сведения о семье, об особенностях познавательной деятельности ребенка; данные о школьных знаниях; сведения об особенностях эмоционально-волевой сферы, личности.

Это поможет членам консультации правильнее построить об­следование, выявить и установить причины трудностей, препятст­вующих развитию ребенка.

Ход обследования ребенка фиксируется в протоколе и хранится в личном деле. Это позволяет учителям заранее познакомиться и учесть особенности личности, качество знаний, особенности психо­физического развития ребенка, а также фиксировать динамику раз­вития, особенно в тех случаях, когда ребенок повторно направля­ется на ПМПК. Это позволяет судить об изменениях, которые произошли за определенный период. Протокол помогает членам ПМПК составить подробное заключение о ребенке.

На основании данных обследования составляется заключение о характере отклонений. Принимается решение о месте воспитания и обучения. Даются конкретные рекомендации.

Изучение детей включает медицинское, психолого-педагоги­ческое и логопедическое обследование.

Медицинское обследование проводится врачами и включает офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, невро­логическое и психиатрическое исследования. Диагноз устанавли­вают только врачи. Данные из истории развития ребенка, полу­ченные врачом из беседы с матерью, а также объективные показа­тели состояния ребенка по материалам врачебных заключений помогут выбрать стратегию психолого-педагогического обследо­вания. В ходе психолого-педагогического обследования выявляют­ся особенности психологического развития ребенка (время сензи-тивных периодов развития речи, движений и т.п.); выявляется на­чало формирования навыков опрятности, самообслуживания, на­выков общения с детьми, состояние моторики, характеры игровой деятельности. Обязательно изучение личности в целом, а не отдель­ных психологических процессов.

Необходимо определить готовность детей к школе: уровень умственного развития, эмоционально-волевой и социальной зре­лости. Ребенок должен обладать определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, необходима сформированность моторики, произвольного внимания, осмысленной памяти, пространственного восприятия. Важно наличие способности к регуляции поведения и к самоконтролю.

Если дети учились в школе, необходимо установить причины имеющихся у них трудностей в учении, вскрыть структуру дефекта. Особо надо обратить внимание на обучаемость, показателями ко­торой являются способность к обобщенной мыслительной деятель­ности, гибкость мыслительных процессов, темп усвоения учебно­го материала, как ребенок использует помощь. Педагогическое и психологическое обследование проводят специальные педагоги и психолог.

Логопедическое обследование осуществляет логопед. Оно вклю­чает обследование артикуляционного аппарата, импрессивной (фо­нематический слух, понимание слов, простых предложений, логи­ко-грамматических конструкций) и эмпрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной речи). Исследуются письменная речь, речевая память. Логопеду необходимо выявить структуру ре­чевого дефекта и установить уровень речевого недоразвития детей.

Заключение делается всеми специалистами. Важно не просто поставить диагноз и написать заключение, необходимо обосновать его, выделив основные симптомы указанного состояния.

При решении вопроса о типе учреждения могут возникнуть раз­ные ситуации: перевод ребенка в специальное учреждение дейст­вительно необходим или достаточно правильно организованной работы в условиях образовательных учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи. Когда у ребенка глубокое сни­жение интеллекта, а родители против направления в коррекционное учреждение, особенно важна помощь родителям. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий. Важно, что­бы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.

Полезны советы дефектолога по использованию мер воспита­тельного воздействия, по установлению правильного отношения родителей к детям. Порой наблюдаются крайности. В данных семьях на ребенка смотрят как на больного и несчастного, делают все за него, приучая ребенка к полной бездеятельности. В другом случае ребенку предъявляют слишком высокие требования. Пере­грузка резко сказывается на его здоровье и поведении. В других семьях дети заброшены, так как родители уверены, что «все равно они ничего не могут».

Важны рекомендации по подготовке ребенка к школе. Необхо­димо развить качества, обеспечивающие обучение в школе, сфор­мировать устойчивую произвольную и целенаправленную деятель­ность.

В обязанности членов ПМПК входит и пропаганда необходи­мых медицинских, психолого-педагогических, дефектологических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, населе­ния. Эта работа должна способствовать профилактике аномалий развития и оказанию своевременной коррекционной помощи.

На базе ПМПК могут проводиться групповые и индивидуаль­ные занятия с детьми, которые не могут посещать дошкольные и школьные учреждения. Содержание и методика работы на этих занятиях определяются исходя из психофизического развития ре­бенка, возраста, поставленных задач.

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших пси­хических функций, является двигательное развитие. В коррекци­онной работе наряду со специальными упражнениями необходи­мы упражнения на:

• укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук (лепка, сжимание резиновых предметов, нанизывание пуговиц, штриховка и др.);

• развитие ориентировки в пространстве (определение правой -левой стороны, местоположения предметов, симметричное дори-совывание предметов и т.д.);

• развитие памяти (найти предъявленные фигуры, предметы в чис­ле других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов и др.);

• развитие мышления (рисование, лепка, аппликация);

• коррекционная работа должна быть направлена на коррек­цию развития всей личности ребенка.

Источник

Роль ПМПК в организации и сопровождении инклюзивного образования

Значительная  роль  в создании системы инклюзивного образования принадлежит психолого-медико-педагогическим консультациям, которые  являются начальным  и  связующим звеном между организациями общего  и  специального образования по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс.

В Государственной программе определены два магистральных направления развития инклюзивного образования в стране, в  реализации которых активное участие должны принять территориальные ПМПК.

Первое направление — это выявление нарушений психофизического развития у детей и  организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе (в возрасте от 0 до 3-х). Во всем мире образование  детей с ограниченными возможностями развернуто в сторону раннего вмешательства как наиболее гуманную, экономически эффективную и ресурсосберегающую педагогическую технологию. Оказание ранней коррекционно-педагогической помощи позволяет  к  школьному возрасту сократить количество детей с ОВЗ до 30%.

И здесь, несомненно, ведущая роль принадлежит ПМПК. Хотя возникает существенная проблема – сама организация коррекционно-развивающего обучения  детей  раннего  возраста, поскольку в районе еще недостаточно кабинетов психолого-педагогической коррекции и логопунктов, где оказывается помощь детям от 0 до 3-х лет.

Второе направление включение детей с ограниченными возможностями  в
общеобразовательный процесс путем создания для них безбарьерной среды,
 вариативных  условий обучения и воспитания с учетом их психофизических особенностей.

В связи с этим, изменились основные функции деятельности ПМПК, азначит, и цель комиссии сегодня – не комплектование специальных коррекционных классов и групп, а подготовка рекомендаций по оказанию помощи и определению специальных условий обучения ребёнка с ОВЗ, выбор оптимального маршрута, подбор и описание условий для адаптации в рамках этого маршрута.

При этом выделяются новые задачи деятельности ПМПК, связанные непосредственно с опытом инклюзивной практики:

  • Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение инклюзивного типа;

  • Выбор формы инклюзивного образования: в ППМС-Центре, структурном подразделении ДОУ, инклюзивном классе СОШ, диагностическом классе СКОШ, школы надомного обучения, учреждении дополнительного образования и т.п.;

  • Выбор оптимального уровня включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, интеграция в рамках дополнительного образования и т.д.

  • Определение условий, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников;

  • Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ;

  • оценка динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательные учреждения (совместно со специалистами ПМПк ОУ);

  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры и принятие инклюзивных ценностей.

Как видно, теперь задачей ПМПК является не только оценка особенностей и уровня развития ребёнка, но и видение его ресурсов, видение его дефицитов и понимание механизмов психического дизонтогенеза. Т.е. специалисты ПМПК должны спроектировать прогноз! В соответствии с ним, будут прописаны те или иные условия включения в обучение. А значит и сами специалисты ПМПК д.б. полифункциональными (каждый!), обладать знаниями дефектологии, основ генетики, спец. психологии, неврологии развития, психопатологии детского возраста, основ психологии семьи проблемного ребёнка.

Результатами проведения ПМПК является определение образовательного маршрута и условий пребывания ребенка.

  • Среда включения: в какое именно учреждение его подразделение направляется ребёнок (тип ДОУ, рекомендуемая группа: группа кратковременного пребывания «Особый ребенок»; инклюзивная группа – комбинированного типа). Для детей школьного возраста: тип школы — СОШ с инклюзивными классами или группами; школа надомного обучения; СКОШ (диагностический класс); учреждение дополнительного образования.

  • Определяются и условия пребывания ребенка, и здесь чётко прописывается:

  1. объём включения: на несколько уроков или полное включение на всю учебную неделю, или во вторую половину дня, т.е. указывается степень интеграции в среду обычных детей;

  2. рекомендуемая программа: спец. коррекционная, либо адаптированная образовательная программа;

  3. какова потребность в специальном оборудовании;

  4. потребность в сопровождении тьютором; направленность коррекционной работы специалистов сопровождения; рекомендуемый режим занятий и консультаций; срок повторного обращения к специалистам ПМПК.

  • Прописываются и сами специалисты сопровождения: и это не только специалисты, работающие в ОУ. Не секрет, что всё чаще у детей, обучающихся по специальным коррекционным программам наблюдается нарушение поведения. И без помощи врача-психиатра здесь не обойтись. Значит в рекомендациях он должен прописан, как обязательный специалист сопровождения.

Условиямиуспешной деятельности ПМПК является наличие как формальной базы данных по учреждениям образования района, реализующим различные формы инклюзивного образования или помощи детям с ОВЗ, так и неформальные связи со специалистами этих образовательных учреждений, что значительно облегчает выбор конкретного ОУ для ребенка. Ребёнок должен направляться именно в то учреждение, где будут реализованы те условия, которые прописаны в образовательном маршруте. Специалисты ПМПК осуществляют непосредственную связь с координаторами по инклюзивному образованию в ОУ и имеют представление о наличии мест в различных подразделениях и специфике комплектования инклюзивных групп и классов.

Для эффективной деятельности ПМПК необходима информация об организациях здравоохранения и учреждениях системы социальной защиты населения, реализующих свои программы по работе с детьми с ОВЗ, а также данные о негосударственных, некоммерческих организациях и фондах, центрах, других организациях. Только в этом случае деятельность ПМПК перестает быть формализованной и оторванной от реальной ситуации, а учитывает укладность и опыт каждого учреждения, наличие соответствующих ресурсов и позволяет гармонизировать процесс включения ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение.

Источник