Что такое норма психического развития ребенка
Екатерина Мокрова
Возрастные нормы психического развития детей от рождения до семи лет
Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые должны возникать на каждом этапе развития ребенка.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная «комплексом оживления» должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.
К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я. » Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название «кризиса 3-х лет». Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный вывод. К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности — учебной.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
К 4 годам
Восприятие
Цвета | Красный, синий, зеленый, | Узнавание, называние, |
желтый, коричневый, черный, | соотнесение | |
белый | ||
Формы | Шар — круг, | Узнавание, называние, |
куб — квадрат, | соотнесение | |
треугольник | ||
Величины | Большой — маленький, | Узнавание, называние, |
длинный — короткий, | соотнесение | |
высокий — низкий, | ||
широкий — узкий, | ||
толстый — тонкий | ||
Пространства | Далеко — близко, | Узнавание, называние, |
высоко — низко | соотнесение | |
Эмоционального | Радость, грусть, гнев | Узнавание, называние, |
состояния | соотнесение |
Память
Зрительная образная: объем — 4-5 предметов. Слуховая образная: объем — 3-4 звука. Слуховая вербальная: объем — 4 слова. Тактильная: объем — 3-4 предмета.
Внимание
Объем — 4 предмета. Устойчивость — 10-12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное | Раскрашивание или рисование по представлению (например, |
нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию | |
(например, скатай шарик, — взрослый не показывает) | |
С элементами | Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора |
творческого | и/или предмета из мелких деталей без образца (например, |
придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов | |
или живых существ со зрительной инструкцией. | |
Использование в игре предметов-заместителей |
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение
—по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
—животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) —
ребенок должен уметь самостоятельно называть 4-5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).
Сериация
—по цвету — 3 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по расположению в пространстве — 3 положения;
—серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура. Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы. Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи
мимики и жестов.
К 5 годам
Восприятие
Эмоциональных | Радость, грусть, гнев, | Узнавание, называние, |
состояний | удивление, испуг | соотнесение |
Звука | Колокольчик, свисток, бубен, | Узнавание, описание |
деревянные ложки, хлопки в | (громкий — тихий, низкий | |
ладоши, погремушка | — высокий, звонкий — | |
глухой), подражание | ||
Запаха | Цветочный, фруктовый, | Узнавание, описание |
хвойный, медовый, цитрусовый, | (слабый — резкий, | |
ванильный | приятный — неприятный, | |
сладкий) | ||
Вкуса | Сладкий, горький, кислый, | Узнавание, соотнесение |
соленый | (назови, что имеет такой | |
же вкус, как…) | ||
Свойства | Тяжелый — легкий, жесткий — | Узнавание по внешнему |
предметов | мягкий, шершавый — гладкий, | виду и на ощупь с |
прозрачный — непрозрачный, | закрытыми глазами, | |
горячий — холодный, светлый | называние, описание | |
— темный, сухой — мокрый. | ||
По материалу (деревянный, | ||
железный, тканевый, | ||
стеклянный, бумажный и т. д.) | ||
Пространства | Высоко — низко, слева — | Определение |
справа, впереди — сзади | местонахождения | |
предмета, расположение | ||
предмета по инструкции в | ||
определенном месте | ||
Времени | Утро, вечер, день, ночь | Соотнесение события со |
Вчера, сегодня, завтра | временем его | |
происшествия | ||
Память | ||
Зрительная образная: объем — 5 предметов. | ||
Слуховая образная: объем — 4—5 звуков. | ||
Слуховая вербальная: объем — 5 слов. | ||
Тактильная: объем — 4—5 предметов. |
Внимание
Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15—20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5
отличий.
Обобщение
—на основе изученных свойств;
—по материалу;
—по эмоциональному состоянию;
—времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
—по цвету — 4 оттенка;
—по величине — 5 предметов;
—по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
—по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила—в учебной ситуации.
К 6 годам
Восприятие
Оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 6 предметов. Слуховая образная: объем — 6 звуков. Слуховая вербальная: объем — 6 слов. Тактильная: объем — 6 предметов.
Внимание
Объем — 6 предметов. Устойчивость — 20-25 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
—дикие и домашние животные;
—растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
—вещи (головные уборы, одежда, обувь);
—рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые. Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериации
—по цвету — 5 оттенков;
—по величине — 7 предметов;
—по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
—по возрасту — 4 возрастные группы;
—по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
—серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
К 7 годам
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная: объем — 7 звуков. Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов. Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» потрем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка: Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся
обобщений.
Сериация
По всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации. Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Родителям необходимо знать нормальные этапы психического развития своих детей. Эти нормы подтверждены международными научными исследованиями последних лет.
Считается, что, если ребенок отстает в своем развитии или, наоборот, опережает сверстников в чем-то, это может послужить поводом обращения к специалисту для выяснения причины. Такие данные могут быть полезны не только родителям, но и всем, кто работает с детьми-дошкольниками (педиатрам, детским неврологам, детским психологам, логопедам, воспитателям и т.д.). О том, как развиваются дети-дошкольники в разном возрасте, мы поговорили с детским психиатром высшей категории, вице-президентом Всеукраинской Ассоциации детских психиатров, специалиста по эмоциональному воспитанию и нарушениям развития у детей Юрием Стратовичем.
Периоды нормального развития
От рождения до 6 месяцев. К 6 неделям у ребенка появляется реакция на знакомые лица и эмоции: разочарование, гнев, печаль, улыбка. В этом возрасте ребенок уже может уметь распознавать выражение лица другого человека, начинает реагировать на внешние стимулы. Появляется так называемое «совместное внимание», когда ребенок и родитель поочередно подражают выражению лица друг друга, обмениваются звуками.
У детей в этот период улучшается различение звуков и цветов. Они используют плач для выражения своих базовых потребностей: голода, жажды и т.д. Циклы сна становятся более предсказуемыми к 8 неделям.
В это время появляются начальные проявления речи: гуление в 2 месяца и лепет в 4 месяца.
В этом возрасте также появляются индивидуальные различия темперамента детей: один может быть более спокойным, другой – более энергичным, возбудимым.
Полгода-год. Дети в этом возрасте начинают реагировать на собственное имя. В год уже могут указывать на объект, например, на игрушку. У них появляются языковые навыки, а у большинства детей к году появляются первые слова. Начинают формироваться отношения привязанности между ребенком и родителями. В этот период у ребенка также может возникать тревога отделения – он демонстрирует беспокойство, когда родитель уходит.
Происходит улучшение навыков запоминания и концентрации внимания. К 8 месяцам дети начинают понимать, что люди и объекты продолжают существовать несмотря на то, что их не видно и не слышно.
От года до полутора лет. В этом периоде жизни дети начинают демонстрировать первые проявления эмпатии – способности понимать, отражать эмоции, демонстрируемые другим людям. Например, если ребенок видит негативное состояние или выражение лица своей мамы, то он демонстрирует то же самое, и уже в этом возрасте у него появляются попытки ее успокоить. К полутора годам словарный запас у ребенка увеличивается до 200 слов. Если что-то спрятать, дети будут искать это уже не в одном месте, а в нескольких.
Полтора-два года. В речи детей начинают появляться первые фразы. И если ребенок не говорит, надо начинать искать причины этого. Начинается комбинирование двух и более слов, увеличение словарного запаса, разработка и выполнение какого-то плана действий, к примеру, строительство из кубиков какой-то фигуры. Появляются сложные эмоции, такие как смущение, вина, стыд, улучшается понимание других людей. Ребенок начинает демонстрировать первые признаки самоконтроля: способность откладывать увлечения и неприятные занятия, а не делать все моментально. В игре появляется имитация, подражание другим людям. Выбор игр делается на основе гендерных признаков. Например, мальчики выбирают одни игры, более мужские (машинки, войны), а девочки – другие, более женские (куклы, семья). Дети играют в игры, в которых воображают себя кем-то.
Ребенок начинает использовать язык и другие поведенческие навыки (может побегать, обнять маму) для регулирования своих эмоциональных переживаний.
В этот период снижается выраженность тревоги отделения от родителей.
От двух до пяти лет. У большинства детей в этом возрасте начинается формирование первых дружеских взаимоотношений. Нормальные вспышки раздражения появляются у них в период от года до трех, бывает, к четырем годам. В норме эти вспышки ослабевают к четырем-пяти. Ребенок может громко разговаривать сам с собой, объяснять себе что-то и лучше контролирует себя.
К трем годам игры детей становятся социально-драматическими, также считается нормой, если у ребенка появляется «воображаемый» друг.
В этом возрастном промежутке у детей появляются нравственные убеждения, правила демонстрации эмоций, культурные нормы. Фотография для них является одновременно объектом и символом чего-то, что существует отдельно от него.
Объем памяти у детей увеличивается до 4 единиц. К примеру, если ребенку несколько раз назвать 4 слова «дом, стул, стол, окно», то он их запомнит. Словарный запас к 5 годам составляет 2 тысячи слов. К 4-5 годам ребенок уже использует грамматически сложные предложения и разные времена глаголов. Появляются ранние навыки письма, счета и чтения.
В этом возрасте у ребенка также наступает период вопросов «Почему?», на которые взрослым всегда нужно отвечать.
К 4-5 годам дети начинают осознавать, что пол нельзя изменить, понимают половые или гендерные стереотипы поведения, чем отличаются мальчики и девочки.
В возрасте от двух до пяти лет у детей также появляются навыки опрятности и самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование туалетом). Существенных различий в поведении и нормах для мальчиков и девочек нет, но в этом периоде развития, от двух до пяти лет, сексуальный интерес и исследование самих себя до определенной степени – это нормальное поведение.
Марина Фролова