Что такое литературное развитие и воспитание ребенка
Рита Муратшина
Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста
Книга — прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе, о мире чувств и взаимоотношений. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, прививает любовь к Родине, к природе. Следовательно, детскую художественную литературу можно считать основным источником воспитания, несущим в себе большой воспитательный и развивающий потенциал.
Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном развитии. Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем глубже формируется читатель, творческая личность.
Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художественной литературой у детей формируются основы базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе, предоставляются равные возможности для творческой деятельности, происходит полноценное развитие личности.
Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, успехами, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, знакомит с нормами поведения, дает знания о моральных качествах человека. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус.
Художественные произведения активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагоги должны обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми) [1].
В дошкольном возрасте дети только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому педагоги должны построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [2].
Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать». Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе.
Подбираемый для занятий материал должен быть ярким, весёлым, увлекательным, доступным для понимания ребёнка. В процессе образовательной деятельности дети должны понять, что интересным может быть не только сюжет произведения, но и сам процесс размышления над прочитанным; что восхищаться можно не только поступком героев книг, но и мастерством писателя или поэта, радоваться яркому, точному слову, которое нашел автор. Вглядываясь в текст и оценивая поступки героев, необходимо учить детей всматриваться в себя, в своё отношение к окружающим людям. Художественный текст сообщает читателю не только определённые сведения о жизни, мире, о прошлом и будущем, но и создаёт образы людей, изображая их в течение всей жизни. Отбор произведений строится по принципу «доступности» и с учётом возрастных особенностей. По возможности отбор произведений осуществляется по принципу интереса детей, с образами, вызывающими эмоциональный отклик в душе ребёнка.
Читать детям художественные произведения следует ежедневно: с одними дети знакомятся на занятиях, с другими – в процессе игр, бытовых ситуациях, в свободной и совместной деятельности. Выразительное чтение – это не просто умение, а мастерство, оказывающее влияние на всестороннее воспитание детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок пытается подражать взрослому. Слушая произведения в выразительном чтении, он влюбляется в художественные тексты, ему хочется воспроизвести их также с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью. [3]
Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, компьютерными играми, нежели чтением книг. Интерес детей к книгам пошел на убыль; дети редко посещают библиотеки. Над этой проблемой прежде всего должны задуматься родители. Взрослым необходимо понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стихи, показывать яркие иллюстрации. Следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним. И самое главное — обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли. В процессе слушания и обсуждения прослушанного у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, сформированными как личность [4].
Таким образом, детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайно разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью. Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности [5].
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений
3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
2. Белинский В. Г. Избранные педагогические произведения. Изд-во АПН РСФСР, 1948.
3. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 607-609.
4. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.
5. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.
Источник
Художественная литература — важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки, доступные ему.
Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой — воспитание их интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент, для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом.
В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров. От колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой, с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш.Перро, Братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого—педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого« читателя.
Литературное образование и воспитание дошкольника формирует умение воспринимать и понимать произведения литературы. Умение представить, вообразить словесные картины нарисованные писателем, увидеть действие героев, их внешность, взаимоотношения, иногда услышать звуки, почувствовать запахи, вкус, услышать, например, чириканье воробьёв, мяуканье кошки в сказке М.Горькова «Воробьишко«.
Важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того, чтобы полноценно воспринимать литературное воспроизведение, необходимо его эмоционально пережить.
Ребенок—читатель внутренне активно содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Он проживает жизнь героев, относится к ним личностно — любит одних, презирает и ненавидит других. Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка.
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы ребенком 2-4лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
—формировать интерес к книге, приучать внимательно слушать литературное произведение;
—обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
—учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
—помогать детям устанавливать простейшие (последовательные)связи в произведении;
—помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
—поддерживать эмоциональную заинтересованность, возникающую у ребенка при восприятии книги;
—помогать детям мысленно представить события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей и др.),учить рассматривать иллюстрации.
Источник
Евгения Киселева
Воспитание детей на основе отечественной и зарубежной литературы как необходимое условие полноценного развития личности
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение личности ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Мы создали лучшую в мире классическую литературу, шедевры музыкального и изобразительного искусства. Ни один народ, пожалуй, не имеет такого наследия. Это увеличение человеческого в человечестве, но большинство современной молодежи это отталкивает. Дети подчас «зависают» перед компьютером, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером «на ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения как уход в себя. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми?
Сегодня количество людей, которые регулярно и с удовольствием читают художественные книги, интересуются новинками прозы и поэзии, хорошо разбираются в классической литературе, неуклонно уменьшается. Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.
Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали. Ведь литература способна очень серьезно влиять на своего читателя.
В прошлые века именно литература «создавала» человека, растила всесторонне развитую и высокоморальную личность. Сегодня специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, менять и культивировать те или иные ценности, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой квинтэссенцию мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее.
Особенно большое влияние оказывает литература на детей. Личность ребенка является весьма лабильной структурой, которая легко поддается деформации под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивается по заранее заданным алгоритмам. Литературное воспитание является одним из внешних факторов, который способен существенным образом повлиять на то, какой личностью вырастет ребенок, какими чертами характера он будет обладать.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности, добра и справедливости, чувства гражданственности.
А. С. Макаренко отмечал:
«…Расположение духовных сил человека имеет своё педагогическое оправдание. Наши дети должны вырастать цельными личностями… Герои детской книги должны быть цельными людьми и между ними должна идти такая же цельная и напряженная борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться не сторону положительного героя. Дети должны различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвертые радостную улыбку, пятые заботу и нежность».
Одним из наиболее действенных и распространенных видов художественной литературы является сказка.
А. С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, — писал он, — это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок».
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.
Ребенок в дошкольном возрасте знакомится со сказками: «Репка», «Курочка Ряба», затем «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и т. д. Повествование их построено на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредотачивают внимание ребенка, помогают пониманию содержания сказки и ее запоминанию. Важно направить внимание на усвоения смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие героям.
Сказки учат первым урокам развития логического мышления ребенка, первым примерам формулы человеческой жизни, формулы, согласно которой доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо.
Как сформировать у малыша качества, которые помогут ему найти свое место в жизни, стать личностью яркой, интересной, жизнеспособной?
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радости и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.
Рассказы из «Азбуки» и «Русской книги для чтения» Л. Толстого вводят ребенка в мир нравственных отношений; рассказы А. Гайдара открывают светлые чувства дружбы, общения с разными людьми, жажду справедливости, счастье любить и беречь родную землю; трагедия Каштанки, льва и собачки, истории Темы и Жучки, белого пуделя заставляют детское сердце не один раз сжаться от любви и жалости, сострадания и ненависти и тем самым помогают стать добрым по отношению ко всему живому. Только при этом условии, по мнению В. Сухомлинского, маленький читатель становится воспитываемым.
Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, ив этом проявляется развивающее значение литературы на современного ребенка.
Мы часто говорим: «Книга – это открытие мира». В зарубежной литературе есть произведения, которые воздействуют не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
Главный герой произведения, Том Сойер М. Твена, — веселый и сообразительный мальчишка, которому не ведома скука, потому что нему ничего не стоит тут же придумать какую-нибудь шалость или увлекательное занятие, чтобы скоротать свободное время. Читая книгу, мы попадаем в привычный и знакомый нам мир, где царят законы, отличные от законов взрослого мира. Здесь свои представления о чести и бесчестии, добре и зле, справедливости и обмане.
Чарльз Диккенс – величайший классик мировой литературы. Его произведения полны разрешения психологических мотивов, борьбы добра и зла. Героев в неравной борьбе могут спасти нравственная твердость и чистота сердца.
Среди сказок Уайльда общей темой – темой верности дружбе и любви – объединены несколько лучших его произведений: «Счастливый принц», «Соловей и роза» и «День рождения инфанты». Широк диапазон чувств рождаемых сказками Уайльда: от ощущения трагизма жизни до всепобеждающей иронии. Ирония Уайльда в сказках никогда не доходит до сарказма, автором движет доброе чувство.
Через всю жизнь Джеймс Олдридж пронес любовь к простым людям, природе, сохранил увлечение рыбалкой и охотой. Его рассказами увлечены и дети и взрослые. Тема детства представлена писателем в единстве человека и природы и через красоту чистых человеческих взаимоотношений. В своих небольших произведениях Олдридж стремится показать силу и красоту человека, его огромные возможности.
Произведение Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Название произведения – температура, при которой горит бумага. Такое название не случайно, в книге повествуется о сожжении книг, о человеке, который кощунственно поступал с книгами, но претерпел душевные изменения, и стал их любителем. Но главной идеей произведения является картина нравственного регресса, осуждение инакомыслия, отсутствие моральной свободы, права своего мнения. Проблемы, описанные в произведении, актуальны и по сей день. Да, в наше время не жгут книг. Но люди о них забывают, люди уходят в другой мир, включая музыку в наушниках, гоняя автомобиль и самое страшное – НИ О ЧЕМ НЕ ДУМАЯ. Они живут не задумываясь о духовности, о окружающем мире, живут одним днем. На примере таких произведений дети знакомятся с жизненно важными понятиями, как милосердие, дружба, нравственные ориентиры, толерантность. Эти произведения позволяют не только выделить болевые проблемы современного общества, но и понять, предлагаемые автором пути выхода их аномальных ситуаций. Важно научить детей выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современными проблемами.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.
Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить – всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книга формирует внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребенка – память сердца. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.
Чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существуют не для всех. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтением Ч. Дарвин считал равносильно утрате счастья.
Источник