Что такое коррекция познавательного развития ребенка
валентина пьянзина
Диагностика и коррекция познавательной сферы дошкольника
2 слайд (фото)
Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по -своему. Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые 7 лет, но один из самых важных этапов в жизни.
В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего её роста.
Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и опережают своих одногодок, другие отстают в развитии.
3 слайд
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей : внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения.
Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-
дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих
процессов в значительной степени определяет успешность в дальнейшей
учебной деятельности. 4 слайд (фото)
Одна из функций психолога в детском саду — это диагностика познавательной сферы ребёнка,которая проводится с разными целями: создание по результатам диагностики индивидуальных программ развития или коррекции для детей испытывающих те или иные трудности, проверка эффективности используемой программы; в рамках обследования, при оформлении ребенка в логопедическую группу, с целью определения уровня готовности к обучению в школе.
5 слайд
Диагностика познавательной сферыразделяется на этапы:
-сбор предварительной информации о ребенке (анамнез,
-подбор методик,
-их проведение
-и формулировка соответствующих рекомендаций.
6 слайд
Для диагностики я использую:
-Пособие «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях» Составитель Доценко Е. В.
— Комплект материалов «Экспресс – диагностика в детском саду» Павлова Н. Н. Руденко Л. Ю.
О некоторых из методик я вам сейчас расскажу.
7 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
8 слайд
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. С помощью секундомера фиксируется время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
9 слайд
Методика «Узнай, кто это» Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т. е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
10 слайд
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунки и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают.
11 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ
12 слайд
Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.
Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками, после чего за 15 секунд необходимо её воспроизвести в пустой карточке.
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек.
13 слайд
Методика «расставь значки» предназначена для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.
14 слайд
Методика «Домик» служит для диагностики произвольного внимания. Перед ребенком кладется лист с «домиком», ребёнок на другом листе как можно точнее копирует приведённый образец.
15 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПАМЯТИ.
16 слайд
Методика «Узнай фигуры» Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей одним из первых.
Детям предлагается 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных вертикальной чертой. Необходимо как можно быстрее найти точно такую – же картинку из карточек справа.
17 слайд
Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети получают картинку с девятью разными фигурами. Предлагается запомнить их и затем узнать на другой картинке. На ней, имеется еще шесть таких, которых нет на первой. Ребёнок должен узнать и показать только те изображения, которые видел на первом рисунке.
18 слайд
Методика «10 слов» В список входит 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Ребенок, внимательно прослушав слова, называет те, которые он запомнил. Слова, названные ребенком, фиксируются в протоколе. Задание повторяется 4 раза.
19 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ
Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.
20 слайд
Методика «Нелепицы» для диагностирования образно-логического мышления. С помощью этой методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. После рассматривания картинки ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. 21 слайд
Методика «Обведи контур» для оценивания наглядно-действенного мышления. Детям показывают рисунки и объясняют, что задание заключается в том, чтобы как можно быстрее и точнее воспроизвести на правой половине контур, который представлен в левой части рисунка. Оценивается аккуратность, точность и скорость работы. 22 слайд
Методика «Закончи предложение» для оценивания словесно-логического мышления. Ребёнку зачитывается три незаконченных предложения, предлагается внимательно заслушать начало каждого предложения и придумать его завершение.
Оценивается сколько и насколько грамотно предложений завершил ребёнок.
23 слайд МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ 24 слайд
Методика «На что это похоже?» на выявление уровня развития воображения ребенка. Ребёнку поочерёдно предлагают карточки с изображениями. Ребёнок, посмотрев на картинку, говорит, на что она похожа. Оценивается количество ассоциаций на каждую картинку.
25 слайд
Методика «Дорисовывание фигур»
В качестве материала используется комплект карточек, на которых нарисованы фигурки неопределенной формы.
Ребёнок дорисовывает фигуры и говорит, что у него получилось. Подсчитывается
Оригинальность, количество законченных изображений.
26 слайд (фото)
После проведённого обследования, используемые методики позволяют определить уровень познавательного развития ребёнка, обнаружить отклонения и определить стратегию дальнейшей коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующий возрастным возможностям. Выявив таких детей, составляется план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы дошкольников направлена на развитие у детей, как определенных личностных качеств, так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка. Ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, является игра. Коррекционная работа с детьми осуществляется на основе развивающих игр. Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т. е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.Общая продолжительность занятий: 2-4 года – 10-15 минут;
4-5 года – 15-20 минут;
6-7 года – 20-25 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. Каждое занятие включает развивающие задания, направленные на развитие психических процессов у детей.
27 слайд
Для коррекционно-развивающих занятий я использую:
— Пособие «Коррекционно- развивающие занятия» С. В. Лесина Г. П. Попова;
— Методические рекомендации «Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» Габдракипова В. И. Эйдемиллер Э. Г.
28 слайд Игры на развитие внимания для детей 6-7 лет.
29 слайд (фото)
Игра «Весёлый лес» Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок одним хлопком в ладоши отмечает слово.Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте,а на двух: первое из заданных слов отмечается одним хлопком в ладоши, а второе — двумя.
Я предлагаю нам сейчас поиграть в эту игру.
Внимательно слушайте текст. Как только вы услышите слово «зеленый» или однокоренное ему слово, хлопните в ладоши один раз, второе слово «дождь»— 2 хлопка.
30 слайд
Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища.Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.
31 слайд Игры на развитие восприятия для детей 6-7 лет.
32 слайд
Игра «Что забыл нарисовать художник?» Ребёнок после просмотра каждого рисунка называет недорисоавнные части картинки.
33 слайд Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет.
34 слайд
Игра «Какой игрушки не хватает»?
Цель: развить зрительную память
Ход игры: Перед ребенком на 15-20 секунд ставится 5 игрушек. Когда ребенок отвернуться убирается одна игрушка. Ребёнок отвечает, какой игрушки не хватает. Игру можно усложнить, увеличив количество игрушек; Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
35 слайд Игры на развитие мышления для детей 6-7 лет.
Игра «Мостик».
Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.
Материал для игры:5 пар картинок:
36 слайд
Посмотрите на эту пару картинок, эти картинки пока не связаны между собой. Нужно придумать слово, которое, как мостик соединило бы две картинки.Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу)а теперь вы:
37 слайд Книга – мальчик
38 слайд. Вода – цветы
39 слайд. Плита – кастрюля
40 слайд. Пуговица – иголка
41 слайд Игры на развитие воображения для детей 6-7 лет.
Игра «Возьми и передай»Давайте поиграем : встанем в круг стоят в круг и передают друг другу воображаемые предметы, называя их.Например:
— маленький котёнок;
-колючий ёжик;
-тяжёлая сумка;
-воздушный шарик на ниточке;
— очень большую картину.
42 слайд.
Источник
В нашем ДОУ используется определенная система игровых упражнений, направленная на формирование познавательной сферы у детей от 2 до 7 лет. Предназначена она для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы педагога — психолога и воспитателей. Педагог — психолог в нашем ДОУ — Розова Наталия Александровна.
Важную роль в развитии дошкольников играет психолог, одна из задач которого – помощь детям, имеющим трудности в обучении, не усваивающие учебный материал, соответствующего возрастным возможностям. Психолого-педагогическое обследование позволяет выявить таких детей и составить план индивидуальной коррекционной работы, в которой, как правило, задействованы все специалисты детского сада, в том числе и педагоги группы.
Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков.
Реализуемая система коррекционной работы по развитию познавательной сферы дошкоьников направлена на развитие у детей дошкольного возраста как определенных личностных качеств (нравственно-волевых, навыков коммуникаций), так и тех психических функций, которые создают основу для успешного обучения ребенка.
Основанием для построения этой системы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей в дошкольном возрасте деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития, является игра. Именно поэтому коррекционная работа с детьми в соответствии с данной системой осуществляется на основе развивающих игр.
Однако необходимо отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые игры могут быть усложнены за счет введения дополнительных правил и наоборот.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.
Вместе с тем одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Как писал физиолог И.Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Именно поэтому коррекционная работа ведется в двух направлениях: развитие познавательной сферы и развитие мелкой моторики (индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа педагогов облегчает планирование и проведение коррекционных занятий).
Общая продолжительность занятий:
2-4 года – 10-15 минут;
4-5 года – 15-20 минут;
6-7 года – 20-25 минут.
Частота занятий – 2 раза в неделю.
Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие психических процессов у детей.
Все игры можно разделить на:
- игры на развитие сенсорного опыта;
- игры на развитие знаний об окружающем мире;
- игры на развитие восприятия;
- игры на развитие внимания,
- игры и упражнения на развитие памяти;
- упражнения на развитие мыслительных процессов,
- игры на развитие пространственных ориентировок;
- игры на развитие мелкой моторики и т.п.
Рекомендации педагога — психолога по проведению занятий:
- Занятие должно проводиться в игровой форме.
- Занятие проводится в благоприятной эмоциональной обстановке, вызывает интерес.
- Задания следует применять, учитывая психические возможности ребенка.
- Необходимо поощрять удовлетворение, которое получает ребенок от занятия.
- Необходимо поэтапно усложнять виды работ, последовательно переходя от элементарных к более сложным заданиям.
- Стремитесь вместе с ребенком к достижению поставленных целей.
Дата публикации —
25.05.2017
Источник
Сунагатуллина И.И. Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР / И.И. Сунагатуллина, И.А. Александрова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 99-102.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
И.И. Сунагатуллина, канд. пед. наук, доцент
И.А. Александрова, студент
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
(Россия, г. Магнитогорск)
Аннотация. В статье представлен материал по психолого-педагогической коррекции и развитию познавательных процессов дошкольников с ЗПР. Рассматривается структура комплексного систематического воздействия специалистов дошкольного учреждения и семьи. Обоснована необходимость коррекции и развития познавательных функций дошкольника. Описаны и разобраны психические характеристики детей с данной группой нарушений развития. Представлен разработанный план специальных мероприятий, направленный на коррекцию познавательных процессов.
Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция, задержка психического развития, комплексный подход, познавательные процессы, дошкольники, восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, театрализованные игры.
На сегодняшний день, в период усовершенствования системы образования и связанных с этим процессом изменений в области информационной сферы жизни общества, остро встаёт вопрос о поиске условий проведения коррекционной психолого-педагогической работы для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Кроме того, важную роль в системе этих учебных мероприятий играет развитие познавательной сферы дошкольников, ведь процесс обучения невозможен без сформированности познавательных процессов.
Недостаточный уровень развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития приводит к снижению уровня работоспособности и усвоения получаемой информации, которая соответствует программе обучения. Отсюда возникают дальнейшие трудности и преграды на пути к получению и усвоению информации, соответствующей определённой возрастной категории детей с нормальным развитием.
Таким образом, проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития является одним из важнейших вопросов специальной педагогики. Наиболее важной, на наш взгляд, задачей является раннее выявление особенностей формирования психических процессов ребёнка с ЗПР с целью их своевременной коррекции.
Особенности познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития освещены в трудах многих психологов и педагогов: В. И. Лубовского, И. Ю. Кулагиной, Т. Д. Пускаевой, Т. А. Власовой, Н.С. Певзнер, Л.С. Выготского. Однако, несмотря на обширное количество работ, которые посвящены исследованию психических особенностей, их природе и механизмам, проблема развития познавательной сферы у детей с задержкой психического развития остаётся до конца неизученной.
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики ребёнка в целом или отдельных её компонентов, замедление темпа реализации потенциальных психических и физических возможностей, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений об окружающем мире, незрелостью мышления, интеллектуальной сферы, быстрой её истощаемости, преобладании игровой деятельности. Для детей с ЗПР, прежде всего, характерны ограниченность и фрагментарность знаний об окружающем мире. Такие дети затрудняются в узнавании ранее знакомых предметов, если изменить их ракурс и положение в пространстве; испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных изображениях, особенно если они смешаны между собой, перекрывают друг друга.
По уровню сформированности всех видов мышления дети дошкольного возраста с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников, но это отставание проявляется неравномерно. В наименьшей мере оно проявляется в наглядно-действенном мышлении, особенно если учитывать зону ближайшего развития. Очень велико отставание в развитии наглядно-образного мышления, где даже с учётом потенциальных возможностей оно достигает статистически значимых величин. Развитие словесно-логического мышления у них также заметно отстаёт по сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся сверстников [1].
Более сильно у детей с ЗПР будет нарушено произвольное внимание. В коррекционной работе с этими детьми необходимо придавать большое значение его развитию. Резкие переходы от активного состояния внимания к полной пассивности и бессилию, смена рабочего и нерабочего настроения тесно связаны с нервно-психическим состоянием старшего дошкольника с задержкой психического развития и проявляются порой без видимых причин [2].
Кроме того, восприятие дошкольников с ЗПР также будет иметь ряд своих особенностей: недостаточная полнота и точность, целенаправленность и организованность; замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия, снижение активности восприятия. Наиболее грубо нарушены более сложные его формы, требующие участия нескольких анализаторов.
Речь детей с ЗПР удовлетворяет потребности общения и не имеет грубых нарушений лексического и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь отличается хаотичностью излагаемых мыслей, иногда отсутствием логики, ясности, выразительности. Характерна бедность словаря и грамматических конструкций. Запоминание у дошкольников с ЗПР также страдает: информация усваивается с трудом, иногда вовсе не запоминается. Воображение бедное, однообразное, не изобилует идеями [2].
На коррекцию этих нарушений развития, решение и предупреждение вытекающих из них проблем должны быть направлены социальные, педагогические и психологические мероприятия по сопровождению детей с ЗПР. Практика педагогов, психологов и социальных работников показывает, что комплексное воздействие всех участников образовательного процесса наиболее эффективно влияет на развитие психических функций детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
По отношению к этой группе детей был разработан план специальных мероприятий: общеукрепляющее лечение, щадящий режим и индивидуальный подход в процессе учебной работы. При обучении использовались эмоционально-игровые элементы, дозировка заданий увеличивалась постепенно, использовались положительные и более сильные стороны личности дошкольников с ЗПР: активность, хорошо развитая речь, сохранная моторика, полноценные интеллектуальные возможности. Специалисты работали в теснейшем контакте с родителями детей. Всё это позволило в достаточно короткий срок преодолеть затруднения в обучении, стимулировать развитие детей [3].
Психолого-педагогическое сопровождение предполагает комплексное систематическое воздействие специалистов учреждений и семьи: психолога, логопеда, дефектолога, учителей, родителей, обеспечивающее формирование необходимых коррекционно-развивающих условий воспитания и образования детей с ЗПР с целью их социальной реабилитации и адаптации. От своевременного комплексного воздействия будет во многом зависеть обучение учащихся в школе и их дальнейшая социализация в обществе.
Для развития компенсаторных механизмов и социальной интеграции каждого ребёнка коррекция предполагает индивидуально-ориентированный подход в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, то есть учитывается состояние соматического и нервно-психического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня потенциального развития [4].
Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, коррекцию когнитивных процессов – учитель-дефектолог. Развитием эмоционально-волевой сферы и коррекцией нарушений поведения воспитанников занимается педагог-психолог.
Коррекционные занятия специалисты проводят по мере выявления у детей с ЗПР индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. При изучении ребёнка обращается внимание на состояние различных сторон его психической деятельности — памяти, внимания, мышления, речи; отмечаются такие его личностные характеристика, как отношение к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Выделяются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбудимости или, наоборот, пассивности, заторможенности [5].
На логопедических занятиях ребёнок учится произносить все звуки родного языка правильно, обогащать и расширять свой словарный запас, правильно выстраивать лексические и грамматические конструкции, составлять рассказы.
На занятиях дефектолога происходит развитие познавательной активности, мелкой моторики, формирование приёмов мыслительной, интеллектуальной деятельности, проводится работа по профилактике неуспеваемости подготовки к школе, коррекция ориентировки в пространстве и во времени.
Кроме того, большое значение имеет коррекционная работа поведения и эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР, которую организованно проводит педагог-психолог.
Также важной частью комплексной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР являются театрализованные игры. Театрализованные игры – одно и самых эффективных средств развития познавательной сферы ребёнка. Театрализованная деятельность имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Соответственно, участвуя в таких играх, дети глубже и подробнее познают окружающий мир, становятся участниками его событий. При этом тематика оказывается самой разнообразной: она касается жизни ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семьи, отражает сюжетные линии из жизни людей, животных и растений и т.д. [6].
Таким образом, рассмотренные нами нарушения познавательной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР, требуют комплексного коррекционного подхода для их скорейшего устранения. При регулярной работе специалистов с детьми и их качественном психолого-педагогическом сопровождении можно добиться значительных успехов в коррекции познавательных процессов. Кроме того, необходим индивидуальный подход к дошкольнику с ЗПР, знание его психических и физических особенностей для более комфортного и дружелюбного отношения между педагогом и воспитанником, что в дальнейшем скажется на его социализации в обществе.
Библиографический список
1. Лубовский В.И. Специальная психология. Мир психологии / В.И. Лубовский – М.: Просвещение, 2005.
2. Литвиненко И.В. Задержка психического развития / И.В. Литвиненко – М.: Академия, 2009. – 175 с.
3. Власова Т.А, Певзенр М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Сфера, 2000.
4. Дети с задержкой психического развития / под ред. В.И. Лубовского – М.: Просвещение, 1998.
5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев – М: Дрофа, 2001.
6. Сунагатуллина И.И. Особенности речевой деятельности младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Начальная школа. – 2009. – №2.– с. 78-81.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CORRECTION AND DEVELOPMENT OF COGNITIVE SPHERE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT
I.I. Sungatullina, candidate of pedagogical sciences, associate professor
I.A. Aleksandrova, student
Magnitogorsk state technical university named after G.I. Nosov
(Russia, Magnitogorsk)
Abstract. The article presents data on psychological and special education and the development of cognitive processes of preschool children with mental retardation. The structure of a complex systematic effects experts preschool and family. The necessity of correction and development of cognitive functions of the preschool child. Described and examined by mental characteristics of children with this group of developmental disorders. The developed plan of specific measures aimed at correcting the cognitive processes.
Keywords: psycho-pedagogical correction, mental retardation, holistic approach, cognitive processes, preschoolers, perception, thinking, memory, imagination, attention and drama games.
Источник