Что такое функциональное развитие ребенка
Детство человека имеет наибольшую продолжительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии действительно грандиозный. От беспомощного малыша с минимальным набором реакций к всемогущей, наделенного разумом человека — такая возрастная эволюция мозга. Самый ответственный этап этого пути есть первые 2-3 года жизни.
Первый год жизни ребенка — период интенсивного формирования двигательных навыков. В это же время закладываются и основы психологической деятельности.
Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У ребенка преобладают импульсивные движения, которые тормозятся до конца 1-го месяца жизни вследствие развития зрительных и слуховых сосредоточений, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1-3 месяцев жизни происходит дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в действие мышцы-антагонисты. С 3 до 6 месяцев появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы при определенной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важно также осложнения акта хватания. В период с 6 до 12 месяцев возникают сложные, более координированные движения. Постепенно увеличивается период спокойного бодрствования.
На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельного хождения, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятия различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражителей, их однообразие сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в настоящее время происходит так называемое первичное обучение, то есть формируются «нейронные ансамбли», которые в будущем служат фундаментом для более сложных форм обучения.
Период первичного обучения является в какой-то мере критическим, ведь если ребенок не получит в это время достаточного количества информации, то дальнейшее усвоение навыков заметно затрудняется.
Наверное, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых требуют уточнения. Во всяком случае хорошо известный факт, что дети, достигшие 8-10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут освоить язык и другие человеческие навыки. Соответственно, можно предположить существование периодов наивысшей готовности к усвоению тех или иных навыков. За этими периодами обучения затруднено или невозможно.
Довольно своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является обучаемость с помощью «фиксирование» (имбринтингу). Имбринтинг проявляется в первые дни жизни, к тому же ярко у птиц. Например, гусята что только что вылупившихся из яйца, имеют тенденцию следовать любым предметом что движется и издает негромкие звуки. На месте такого предмета чаще оказывается их иметь, но если это человек, то гусята двигаются по ней. В дальнейшем образ этого человека фиксируется и стоит ей пройти мимо гусят, как они покидают мать и следуют за человеком. Если же опыт по фиксации провести на 2-й неделе жизни, то такая установка уже не производится. Очевидно, имбридинг есть и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого пока не найдено.
К концу первого года, или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощущая их на ощупь и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые ощущения, производит важные навыки активного восприятия мира. На этом этапе нередко двигательный развитие связано с языковым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он владеет языком, хотя возможны и отклонения в форме диссоциации указанных функций.
Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует формированию чувства «Я», т.е. выделению себя из окружающего мира. В дальнейшем это ощущение может гипертрофироваться в определенной мере и вызвать появление своеобразного наивного раннедетского эгоизма.
В возрасте до 2-2, 5 лет ребенок, как правило, коммуникабельная, дружелюбная, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пуберантним периодом, потому что происходит значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым несогласованием нейроэндокринной и сердечно-сосудистой регуляции. В психологическом плане наблюдается достаточно сформировано чувство «Я». У ребенка, уже овладел фразовым языком и имеет пусть небольшой но собственный жизненный опыт, отмечается очень сильное влечение к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятна родителям. Эта упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этот возрастной период могут наблюдаться различные неврологические реакции психогенного и соматогенного характера.
В возрасте 6-8 лет ребенок вступает в новый ответственный период называется вторым пуберантним. У ребенка уже хорошо развита моторика и речь, она точно умеет анализировать ситуацию, у нее уже развитое чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время нет у нее чувство самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности наблюдаются игровые элементы. При поступлении в школу могут наблюдаться отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать умственную отсталость, слабую сообразительность, пониженную память. Для дифференциации подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.
Истинный пубертатный период (12-16 лет) тоже сопровождается значительными изменениями в поведении подростков. Движения становятся угловатыми, резкими, порывистыми; порывистость прослеживается и в психологических процессах. Желание быть взрослыми может проявляться и в подражании привычек взрослых, в отвержении всех авторитетов, активном противодействии любым методам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этот период вегетативная регуляция несовершенна: отмечается повышенная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.
Окончательное завершение формирования нервной системы заканчивается в 18-20 лет. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга становится подобна таковой у взрослых примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многостепенность становления нервной системы имеет важное клиническое значение.
Источник
ТОП 10:
Детство человека имеет наибольшую длительность во всем эволюционном ряду, и путь, который проходит ребенок в своем развитии, поистине грандиозен. От беспомощного существа со скудным набором реакций, до всемогущего, наделенного разумом человека — такова возрастная эволюция мозга. Наиболее ответственными этапами этого пути являются первые 2—3 года жизни.
Первый год жизни ребенка — период наиболее интенсивного формирования двигательных навыков. Тогда же закладываются основы психической деятельности, поэтому знание главных этапов становления психофизического развития позволит своевременно диагностировать различные отклонения.
Условно можно выделить отдельные периоды становления нервно-психических функций ребенка первого года жизни. У новорожденного преобладают импульсивные движения, которые тормозятся к концу 1-го месяца жизни в результате развития зрительного и слухового сосредоточения, способности фиксировать взглядом предметы. В течение 1—3 мес жизни идет дальнейшее развитие дистантных рецепторов, вступают в деятельность мышцы-антагонисты. С 3 до 6 мес появляется способность устойчиво удерживать мышечные группы в известной степени сокращения, особенно в дистальных отделах конечностей. Важным является усложнение акта хватания. В период с 6 до 12 мес возникают более сложные, координированные движения. Постепенно удлиняются периоды спокойного бодрствования.
На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Хотя сон занимает у грудных детей большую часть суток, восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т. е. формируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.
Период первичного обучения является в известном смысле критическим, так как если ребенок не получает в это время достаточного количества информации, дальнейшее приобретение навыков заметно затрудняется.
Вероятно, существуют и другие критические периоды развития, многие из которых нуждаются в уточнении. Во всяком случае, широко известен факт, что дети, достигшие 8—10-летнего возраста вне человеческого общества («дети-маугли»), в дальнейшем так и не могут овладеть речью и многими другими человеческими навыками. Следовательно, можно предполагать существование периодов наибольшей готовности к усвоению тех или иных навыков. Вне этих периодов обучение затруднено или невозможно.
Весьма своеобразным критическим периодом в раннем возрасте является способность к обучению при помощи «запечатлевания» (импринтинга). Импринтинг обнаруживается в первые дни жизни, причем наиболее ярко у птиц. Например, только что вылупившиеся из яиц гусята имеют тенденцию следовать за любым движущимся предметом, издающим негромкие звуки. На месте такого предмета обычно оказывается их мать, но если это человек, то гусята следуют за ним. Впоследствии образ этого человека фиксируется и стоит ему пройти мимо гусиного выводка, как гусята покидают мать и устремляются за ним. Если же опыт по запечатлеванию провести на 2-й неделе жизни, то подобная установка уже не вырабатывается. По-видимому, импринтинг существует и у человека в первые дни и месяцы жизни, но точных доказательств этого еще не найдено.
К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чувством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие связано с речевым; чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.
Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также формированию чувства «Я», т. е. выделению себя из окружающего мира. Впоследствии это чувство может в известной степени гипертрофироваться, приводя к появлению своеобразного, наивного раннедетского эгоизма.
В возрасте до 2-21/2 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение ребенка может заметно измениться. Этот отрезок времени иногда условно называют первым пубертатным периодом, поскольку наблюдается значительное увеличение роста, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно сформированное чувство «Я». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собственный жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и своеволие значительно возрастают, если родители пытаются ограничить самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде могут наблюдаться различные невротические реакции психогенного и соматогенного характера.
В возрасте 6—8 лет ребенок вступает в новый ответственный период, называемый вторым пубертатным. У ребенка уже хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет еще достаточной самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникать отклонения, связанные с недостаточной психологической подготовленностью ребенка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеяны. На первых порах это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тщательное психоневрологическое обследование.
Истинный пубертатный период (12—16 лет) также сопровождается значительными изменениями в поведении подростка. Движения становятся неловкими, резкими, порывистыми; порывистость обнаруживается и в психологических процессах. Стремление быть взрослым может проявляться в подражании привычкам взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, любовь, счастье. В этом периоде вегетативная регуляция несовершенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость артериального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.
Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние десятилетия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций. Однако соматическое развитие в пубертатном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.
Окончательное формирование нервной системы в основном завершается к 18—20 годам. По данным электроэнцефалографии, картина электроактивности коры головного мозга приближается к таковой у взрослого примерно в 18-летнем возрасте. Сложность и многоэтапность становления нервно-психических функций в онтогенезе имеет большое клиническое значение.
Говоря о патологии нервной системы у детей, следует иметь в виду не болезнь вообще, а конкретный возрастной период, в котором находится ребенок. Частота многих заболеваний нервной системы в различных возрастных периодах неодинакова. Кроме того, одни и те же заболевания могут иметь заметные клинические различия в зависимости от возраста больного. Методы неврологического обследования также должны быть адаптированы к возрастным особенностям.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
СЕМИНАР № 3
СЕМИНАР №2
СЕМИНАР № 1
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема: Возрастные особенности эндокринной системы
Вопросы для обсуждения:
1. Общие понятия об эндокринной системе и гормонах.
2. Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза:
— гипофиз, эпифиз, их строение и основные гормоны;
— щитовидная железа, паращитовидные железы. Влияние их гормонов на рост и развитие ребенка;
— тимус, его роль в формировании иммунитета;
— надпочечники, роль гормонов в механизмах адаптации;
— поджелудочная железа и регуляция гомеостаза;
— половые железы, влияние их гормонов на развитие ребенка.
3. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции деятельности желез внутренней секреции.
Рекомендуемая литература:
1. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.
2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. — М.: Высшая школа, 1985. — С. 246-260.
3. Ноздрачев А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем. — М.: Высшая школа, 1990. — Т. I. — С. 72-102.
Тема: Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата и условия его развития
Вопросы для обсуждения
1.Химический состав костей, их строение, типы соединения. Рост костей в длину и толщину.
2. Возрастные особенности строения скелетных мышц, сроки их развития.
3. Роль учителя в формировании правильной осанки у школьников.
4.Физическая работоспособность, ее зависимость от возраста, пола и других условий.
Рекомендуемая литература:
1.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2003.
2.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.
3. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 1990
Тема: Комплексная диагностика уровня
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика периодов развития человека: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый и юношеский возраст (заполните таблицу или составьте опорный конспект). ( Литература 1,2,3)
Параметры | Периоды развития | ||||
младенчество | Раннее детство | Дошкольный возраст | Младший Школьный возраст | Подростковый и юношеский возраст | |
Физическое развитие | |||||
Моторика скелетныхмышц | |||||
Термо- регуляция | |||||
Иммунитет | |||||
Созревание мозга |
2. Методы исследований в возрастной физиологии (1,стр.10-15)
3. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе роста и развития. (1, стр. 75-87; 3, стр. 268-280).
4. Функциональное развитие организма. Работоспособность, утомление, адаптация. (1, стр. 174-198)
5. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения и речи. (1, стр.331-338, 3, стр.57-66)
6. Готовность детей к обучению. Адаптация к школе. (1, стр.399-413)
Рекомендуемая литература:
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология.- М.: изд. АСАДЕМА, 2003.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М.: изд. АСАДЕМА, 2004.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: изд. Просвещение, 1990.
Задания к самостоятельной работе студентов по курсу
«Возрастная анатомия и физиология»
№ п/п | Тема для СРС | Задания |
1. | Рост и развитие организма | Перечислите критерии возрастной периодизации. Охарактеризуйте основные периоды роста и развития ребенка. Сенситивные периоды развития ребенка. |
2. | Классификация тканей | Зарисуйте основные виды соединительных тканей человека. Дайте характеристику органному и системному уровням организации. |
3. | Нервная система ее развитие и строение | Опишите структурно-функциональную организацию коры больших полушарий. Изобразите схематично рефлекторную дугу и обозначьте ее элементы. Изучите по муляжам и составьте опорную таблицу по структуре нервной системы |
4. | Сенсорные системы и их значение для развития человека | Дайте характеристику зрительным функциям и их возрастным особенностям. Зарисуйте элементы отделов органа слуха. Дайте характеристику слуховому анализатору. Возможности компенсации нарушенных сенсорных функций. |
5. | Железы внутренней секреции | Составьте опорную таблицу по действию основных гормонов на развитие ребенка. Охарактеризуйте строение и топографию надпочечников, тимуса, половых желез. |
6. | Опорно-двигательный аппарат. | Охарактеризуйте возрастные особенности хим. состава костей. Назовите и охарактеризуйте основные отделы скелета человека. Зарисуйте строение скелетных мышц. Раскройте понятие о мышечном тонусе и его регуляции. Составить рекомендации по профилактике функциональных нарушений осанки. |
7. | Пищеварительная система и ее функции | Дайте характеристику строению зубов, этапам их смены. Составьте рекомендации по профилактике кариеса у детей. Составьте опорную таблицу по характеристике пищеварительных ферментов. |
8. | Сущность метаболизма в организме человека | Раскройте понятие основных сторон обмена веществ. Дайте характеристику влияния витаминов А, группы В, С, D, Е, РР, К. Зарисуйте схему строения нефрона и опишите механизм его работы. |
9. | Терморегуляция | Опишите механизмы терморегуляции на разных возрастных этапах. |
10. | Возрастные особенности лимфатической системы | Охарактеризуйте структурные компоненты лимфатической системы, ее возрастные особенности. Охарактеризуйте основные виды иммунитета. |
11. | Возрастные особенности систем крови и кровообращения | Изобразите основные отделы сердца и обозначьте проводящую систему сердца. Дайте характеристику показателям работы сердечнососудистой системы в разных возрастных группах. Опишите группы крови по резус-фактору. Иммунный конфликт матери и плода. |
12. | Анатомия и физиология дыхательной системы | Значение носового дыхания для развития детей. Сформулируйте основные профилактические меры по предупреждению заболеваний верхних дыхательных путей. Изобразите строение ацинуса и дайте характеристику его работы. |
13. | Строение кожи ребенка. Возрастные особенности ее функций. | Зарисовать строение основных слоев кожи и дать характеристику их функций. Сформулируйте основные правила закаливающих процедур. |
14. | Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. | Охарактеризуйте основные этапы диагностики развития ребенка. Критерии готовности ребенка к систематическому обучению. Проанализируйте современное состояние здоровья в разных возрастных группах, выделите основные тенденции. |
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Источник