Что такое биологический фактор риска развития ребенка

Что такое биологический фактор риска развития ребенка thumbnail

Биологические факторы риска нарушения развития в раннем возрасте.

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА) [4].

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в психическом и физическом развитии детей, относятся хромосомно — генетические отклонения, как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций.

Наряду с наследственной патологией нарушения психического и физического развития, могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т.п [7].

Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, такие как:

  • Краснуха
  • Токсоплазмоз
  • Грипп

Данные заболевания являются одной из причин возникновения тяжелых нарушений в развитии у ребенка.

        Наиболее изученными являются заболевания, передающиеся половым путем и в основном вирусные, которыми в остром виде или при обострении их хронических форм могут страдать беременные. Такие вирусы легко проникают через плаценту, вызывая ее поражения или непосредственную инфекцию внутриутробного плода, с поражением внутренних органов, в том числе и мозга плода. Внутриутробные инфекции оказывают неблагоприятное воздействие на функциональную активность головного мозга плода, как непосредственным воздействием инфекционного агента и развивающейся при этом гипоксии, так и опосредованными нарушениями состоянии здоровья женщин во время беременности и родов [3].

        Отклонения в соматическом здоровье матери включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность, хронические эндокринные заболевания матери, в частности диабет, сердечнососудистая патология матери (пороки сердца, повышенное и пониженное давление), сильные эмоциональные стрессы, травмы беременной,  угроза прерывания беременности также могут сопровождаться ухудшением кровоснабжения плода с развитием тяжелой гипоксии. Это серьезные факторы. Развивается плацентарная недостаточность (ПН). В случае декомпенсации, плод отстает в развитии.

        Несовместимость по резус-фактору или иммунологическая несовместимость между матерью и ребенком по резус-фактору и антигенам крови также являются фактором риска возникновения нарушений развития в раннем возрасте [4].

        Фактором риска нарушений психического и физического развития являются биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.) воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития [8].

        Не менее значимым периодом наибольшей уязвимости центральной нервной системы ребенка являются роды. Риск возникновения нарушений появляется при стремительных либо при затяжных родах. При таком течении родов теряется преимущество приспособления к конфигурации родовых путей, соответственно возрастает риск травматического повреждения младенца. У новорожденных, появившихся на свет при стремительных родах, обнаруживаются различные отклонения в центральной нервной системе, начиная от легких гипоксических микротравм, до массивных кровоизлияниях в желудочки и вещество мозга. При увеличении продолжительности родов, тугом обвитии пуповины, также возможно поражение центральной нервной системы: тяжелая гипоксия с гибелью нейронов младенца, гипоксическое повреждение других тканей и органов. Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка [1].

        Фактором риска возникновения нарушения развития в раннем возрасте является недоношенность детей. В настоящее время современная медицина модернизировала реанимацию для новорожденных, что значительно увеличило выживаемость недоношенных детей. Такие дети выживают, но не становятся здоровыми сразу и индекс заболеваемости и возможность нарушения в развитии у них увеличивается. Нарушения развития у детей могут возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний, к ним относятся: менингит, энцефалит, которые могут привести к развитию гидроцефалии, глухоте, задержке психического развития и к двигательным расстройствам. Базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно снижаться общая активность ребенка, в том числе может замедляться психофизическое развитие [3].

        Соматические заболевания детей являются причиной нарушения нормального развития ребенка. При соматических заболеваниях часто происходит поражение центральной нервной системы. При этом ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностное развитие [1].

Источник

В наркологии обычно выделяют три группы факторов, которые увеличивают шансы индивида стать потребителем и зависимым от ПАВ, так называемые факторы риска — социальные, психологические и медико-биологические. Социальные факторы, в свою очередь, делятся на макросоциальные и микросоциальные. Кроме того, сам подростковый возраст рассматривается как общий фактор риска развития многих нарушений поведения, в том числе аддиктивного поведения.

Многие современные авторы выделяют не только факторы риска, но и факторы защиты (протективные факторы) — обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ. Кратко рассмотрим пять групп факторов риска возникновения аддиктивного поведения: макросоциальные, микросоциальные, биологические, психологические и возрастные, а также соответствующие им факторы защиты.

Макросоциальные факторы отражают экономическую, культурную, политическую и криминальную ситуацию в обществе. Факторами социального риска являются:

  • • разрушение института семьи;
  • • отсутствие жизненных перспектив у подростков, плохая организация досуга;
  • • целенаправленное «подсаживание на иглу» детей и подростков взрослыми наркоманами;
  • • высокий уровень преступности в регионе;
  • • недоступность служб социальной помощи;
  • • невысокое качество медицинской помощи;
  • • недостаточный контроль государства в сфере продажи лекарственной продукции населению и соблюдения закона о запрете продажи алкоголя и табака для несовершеннолетних.

Соответственно, к факторам защиты относятся:

  • • продуманная государственная политика в отношении семьи как социального института;
  • • низкая криминогенность;
  • • высокое качество медицинской помощи;
  • • доступность служб социальной помощи;
  • • организация доступного и разнообразного досуга подростков;
  • • законодательно закрепленные запреты в отношении продажи легальных ПАВ несовершеннолетним и контроль за их соблюдением;
  • • ограничение рекламы ПАВ в СМИ;
  • • организованная ранняя превентивная работа с детьми и подростками в школах.

Микросоциальные факторы — это непосредственное окружение ребенка: семья, школа и те люди, с которыми он общается помимо семьи и школы. Эта группа факторов является первостепенной в формировании химической зависимости. Обычно рассматривают социальные характеристики семьи, тип семейного воспитания, структуру семьи, отношения внутри семьи и личностные особенности родителей. Другую подгруппу составляют факторы социализации помимо семьи, такие как школьная успеваемость, характер общения и позиция в школьном коллективе, отношения с учителями, тип референтной группы.

К микросоциальным семейным факторам риска обычно относят:

  • • отсутствие семьи;
  • • асоциальные семьи с пьянством, криминалом и жестоким отношением внутри семьи;
  • • неполные и деформированные семьи.

В качестве важнейшего фактора научения аддиктивному поведению выступает злоупотребление ПАВ родителями и другими родственниками. Важными факторами риска являются высокий уровень семейного стресса, насилие в семье, безнадзорность, родительская жестокость, развод родителей и неблагоприятный для детей повторный брак, а также низкий уровень доходов в семье.

Из неблагоприятных типов семейного воспитания выделяют гипоопеку с эмоциональной холодностью как наиболее патогенный (воспитание по типу «Золушки»), гипоопеку с эмоциональным принятием (мало родительского контроля и внимания компенсируются вседозволенностью). Неблагоприятными типами являются также противоположные им — доминирующая гиперопека (чрезмерный контроль, лишение самостоятельности), потворствующая гиперопека (воспитание по типу «кумира семьи»), непоследовательный и противоречивый стиль семейного воспитания[1]. Помимо уже перечисленных, в качестве факторов риска отмечают оторванные от жизни ожидания родителей в отношении ребенка, непонимание родителями возрастных особенностей ребенка, низкий авторитет родителей[2].

Протективными факторами в данном случае являются:

  • • функциональная семья;
  • • гармоничные детско-родительские отношения;
  • • просоциальные установки в семье, отраженные в соответствующих внутрисемейных правилах;
  • • привитые с детства навыки общения с людьми;
  • • высокие моральные принципы и интеллектуально-культурная ориентация жизни в семье;
  • • уважение семейных ценностей.

К микросоциальным внесемейным факторам риска относят низкую учебную мотивацию, сниженную успеваемость, нарушения школьной дисциплины (прогулы и т.п.), низкий статус ребенка в школьном коллективе, трудности взаимодействия со сверстниками и учителями (конфликтность, агрессивность, избегание и т.д.). Неформальная группа, в которой подросток хочет получить недостающие ему дома и в классе понимание и поддержку, создает риск аддиктивного поведения, если в этой группе регулярно употребляют ПАВ, если это асоциальная или антисоциальная группа. Описание типов неформальных подростковых группировок и отношения в них к различным типам ПАВ приведено у А. Е. Личко, В. С. Битенского и других авторов.

Факторами защиты от злоупотребления ПАВ является хорошая школьная успеваемость, удовлетворяющие подростка статус в классе, отношения с одноклассниками и учителями, принадлежность к неформальной просоциальной группе, в которой не употребляют ПАВ совсем пли редко употребляют легальные ПАВ.

Биологические факторы риска

В результате многих исследований было убедительно доказано существование генетической предрасположенности к формированию алкогольной зависимости. В частности, оказалось, что у детей из алкогольных семей, воспитывающихся в приемных нормальных семьях, риск заболевания алкоголизмом в 3,5 раз выше, чем у их неродных братьев. Генетические факторы могут объяснить 60% риска алкогольных расстройств, а остальные 40% относят к социокультурным и другим средовым факторам. Наследственность наркозависимых также отягощена алкоголизмом и наркоманией, особенно по мужской линии.

К частично обусловленным генетическими влияниями факторам риска относят индивидуальные характеристики, которые М. Шукит и Т. Смит назвали «комплексом нейрональной и поведенческой расторможенности» — повышенную импульсивность, поиск новизны, синдром гиперактивности и дефицита внимания, а также нарушения поведения в детстве.

К факторам нарушенного онтогенеза относят черепно-мозговые травмы, психотравмы, тяжелые соматические заболевания. Все эти нарушения ослабляют функциональные возможности мозга и способность ребенка или подростка переносить продолжительные нагрузки и стрессы. Увеличивается вероятность того, что подросток начнет использовать ПАВ как средство саморегуляции.

К числу биологических факторов риска также обычно относят патологию беременности, осложненные роды и психические заболевания у кого-либо из близких родственников.

Психологические факторы риска

Условно психологические факторы можно разделить на мотивационные и личностные.

Совокупность мотивов, побуждающих к употреблению алкоголя и наркотиков, определяет индивидуальный процесс приобщения к ПАВ. Были установлены три типа личностных мотиваций употребления ПАВ (которые, впрочем, характерны и для других форм аддиктивного поведения): позитивная (для получения удовольствия), негативная (защита, бегство от тоски, проблем и т.п.) и нейтральная (для приспособления к окружающим, по привычке). Одной из преобладающих мотивацией приема ПАВ для российских подростков является стремление «быть своим» в микрогруппе. Описано также семь моделей развития аддиктивного поведения у подростков по преобладающей мотивации.

  • 1. Успокаивающая модель. Наиболее распространенный вариант применения ПАВ для достижения душевного спокойствия, снятия напряжения, негативных переживаний, ухода от неразрешимых жизненных проблем.
  • 2. Коммуникативная модель. Может возникнуть из-за неудовлетворенной потребности в общении, любви, принятии. Прием ПАВ облегчает общение, помогает преодолеть стеснительность.
  • 3. Активирующая модель. ПАВ принимаются для подъема жизненных сил, достижения раскованности, бесстрашия и уверенности.
  • 4. Гедонистическая модель. ПАВ используются для получения удовольствия, психического комфорта.
  • 5. Конформная модель. В основе лежит стремление некритически подражать сверстникам, .лидерам, быть принятым группой.
  • 6. Манипулятивная модель. ПАВ используются для изменения ситуации в свою пользу и др., что часто характерно для подростков с демонстративным типом повеления.
  • 7. Компенсаторная модель определяется потребностью компенсировать какую-то личностную неполноценность или дисгармонию характера.

А. Е. Личко и В. С. Битенский выделяют следующие личностные расстройства и акцентуации характера, повышающие вероятность химической зависимости у подростков: гипертимность, эпилептоидность, истероидность и неустойчивость. Ц. П. Короленко среди черт личности подростков, которые могут способствовать аддиктивному поведению, называет сниженную переносимость трудностей, скрытый комплекс неполноценности, обидчивость, подозрительность, поверхностную социабельность, уход от ответственности, стереотипность и повторяемость поведения, тревожность, связанную с комплексом неполноценности.

Суммируем представления разных авторов о личностных факторах риска:

  • • низкий самоконтроль;
  • • импульсивность;
  • • сниженная способность к длительным и целенаправленным действиям:
  • • неумение прогнозировать последствия действий;
  • • эмоциональная неустойчивость и незрелость;
  • • сниженная или неадекватная самооценка в сочетании с экстернальным локусом контроля;
  • • несоразмерность притязаний;
  • • низкая стрессоустойчивость;
  • • тяга к риску, склонность к поиску ощущений;
  • • несформированность морально-нравственных ориентиров, неприятие социальных норм2.

Соответственно, факторами защиты от развития зависимости от ПАВ, относящимися к личностной, когнитивной и поведенческой сферам, являются:

  • • высокая самооценка;
  • • стрессоустойчивость;
  • • развитый самоконтроль;
  • • навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки;
  • • устойчивость к негативному влиянию сверстников;
  • • высокий уровень интеллекта[3].

К этому списку можно также добавить интернальный локус контроля (принятие ответственности за свое поведение) и подчиненное положение гедонистических ценностей в ценностно-смысловой иерархии.

Источник