Что такое актуальный уровень развития ребенка

Что такое актуальный уровень развития ребенка thumbnail

                              Что такое актуальный уровень развития ребенка

Диагностика уровня актуального развития включает в себя:

§  Общая осведомленность ребенка. Направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы. Общая осведомленность входит в число факторов, определяющих уровень интеллекта, и представляет собой совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях, которые человек получает в течение всей жизни из различных источников. Общую осведомленность еще называют эрудицией, кругозором;

§  Темп работы и работоспособность. Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда для здоровья и психики;

§  Характеристика моторики. Моторика (лат. motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Различают крупную и мелкую моторику. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и тому подобные. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Навыки мелкой моторики используются для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее;

§  Характеристика внимания.  Внимание – это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой. Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные; способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент; обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности; для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти; для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

§  Характеристика мышления. Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

§  Особенности запоминания (памяти). Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа важнейших проявлений психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. И поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Основные процессы памяти:  заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

§  Особенности речевого развития. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи — чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

§  Сформированность пространственных представлений.  Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

§  Характеристика интеллектуального развития. Интеллект – это способность к обучению; интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.

§  Характеристика мотивационно-волевой сферы. Мотивационно-волевая сфера – это мотивы, интересы потребности субъекта, ориентирующие его в познавательной деятельности, а также воля, представляющая собой способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее достижения. Воля связывает познавательную и эмоциональные сферы выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.

§  Эмоционально-личностные особенности. Личностные особенности – это те самые внутренние и глубинные особенности людей, которые и делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида. В эту сферу относят все то, что является глубинным, стабильным, и влияющим на остальные особенности человека. Сюда можно отнести и темперамент, и мотивы поведения, и психологический характер, и стремления, и личностная идентичность. Личностные особенности человека позволяют оказывать влияние на психологические особенности: при стремлении и воле для человека не составит труда развить в себе те способности, которые ему нужны.

§  Характер межличностных отношений. Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств. Общий фактор в этих отношениях — это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения.

Источник

    

    Уровень актуального развития

    — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно.

    Словарь-справочник по педагогической психологии.
    М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева.
    2001.

    Смотреть что такое «Уровень актуального развития» в других словарях:

    • уровень актуального развития — Условимся <…> называть уровнем актуального развития ребенка ту степень зрелости, которой достигли функции ребенка <…> [5.1, 127] Условимся называть <…> уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок… …   Словарь Л.С. Выготского

    • Уровень актуального развития — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно …   Словарь по педагогической психологии

    • Зона актуального развития — (гр. – пояс, область) – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    • Зона ближайшего развития — потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    • зона развития — ближайшего (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под …   Большая психологическая энциклопедия

    • зона развития ближайшего —      (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под… …   Большая психологическая энциклопедия

    • зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Опережающее обучение — Опережающее обучение  вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… …   Википедия

    Читайте также:  Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка

    Источник

    Картинка взята с сайта smartprogress.do

    Выдающийся отечественный педагог, психолог, дефектолог Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

    Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

    Зона ближайшего развития –это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

    Зона ближайшего развития – следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

    В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще неуверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот.

    Зона ближайшего развития (ЗБР) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо,– писал Л.С. Выготский, – когда оно идет впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития.

    Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития – это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на ЗБР, – это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.

    ЗБР дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка.

    Воспитание и обучение, ориентируясь на «зону ближайшего развития», идет впереди сегодняшнего уровня развития и продвигает развитие ребенка.

    Здесь, уважаемые читатели, мы должны понимать, что требования к ребёнку не должны завышаться. Ребёнок не может «прыгнуть выше головы». Вы должны трезво оценивать возможности своего ребёнка и не перегружать его. Иначе, можете спровоцировать негативизм, снижение мотивации, работоспособности и даже развитие проблем со здоровьем.

    Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

    Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального.

    Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на мой канал. Здесь вы найдёте много интересное о развитии и воспитании детей. Ваша Виктория.

    Источник

    (начиная с 2-летнего возраста)

    Диагностическое занятие проводится специалистом логопедом-дефектологом. При необходимости к процессу подключаются нейропсихолог или психолог.
    По результатам проведенного обследования, определяется уровень актуальных возможностей ребенка в данный момент. И разрабатывается план занятий для необходимой помощи.

    Что такое «Зона актуального развития»?
    Это то, что есть на данный момент; то, что ребёнок может выполнить сегодня.

    Что такое «Уровень актуального развития ребенка»?
    Это задачи, которые ребёнок может решать самостоятельно.

    Диагностика уровня актуального развития включает в себя оценку по следующим характеристикам:

    • Общая осведомленность ребёнка, его эрудиция, кругозор
      То, что ребёнок знает о себе, семье, окружающем его мире. Умение рассуждать и делать собственные выводы, умозаключения.
    • Темп работы и работоспособность
      Возможность узнать, насколько ребёнок готов к нагрузкам, в том числе и школьным (без ущерба для здоровья и психики).
    • Характеристика моторики
      Различают крупную и мелкую моторику.
      Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, бег, прыжки и т.п.
      Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
    • Характеристика внимания
      Внимание – это умение сосредотачиваться на информации, поступающей через органы чувств. Для памяти внимание помогает удерживать информацию в кратковременной памяти. Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.
    • Характеристика мышления
      Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека.
    • Особенности запоминания (памяти)
      Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.
    • Особенности речевого развития
      Благодаря речи люди получают возможность общения друг с другом. Однако, на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения, письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
    • Сформированность пространственных представлений
      Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Несформированность пространственных представлений проявляется в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.
    • Характеристика интеллектуального развития
      Интеллект – это способность к обучению. Интеллектуальное развитие – это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы.
    • Характеристика эмоционально-волевой сферы
      Воля связывает познавательную и эмоциональную сферы, выделяет активный характер познания, направляет его на приобретение новых знаний.
    • Эмоционально-личностные особенности
    • Характер межличностных отношений
    Читайте также:  Во что надо играть ребенку для развития

    Для посещения диагностики необходимо предварительно записаться по телефону.

    Источник

     Óëüÿíîâñêå ó÷åíèê ïûðíóë íîæîì â æèâîò êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ, â Åêàòåðèíáóðãå ïîäðîñòîê óäàðèë ïåäàãîãà ìîëîòêîì ïî ãîëîâå — øêîëüíûå áóäíè ðåãóëÿðíî ïîïàäàþò â êðèìèíàëüíûå ñâîäêè. Áîëåå òîãî, ñåãîäíÿ ó÷èòåëÿ ðèñêóþò îñòàòüñÿ áåç ðàáîòû èç-çà ìàëåéøåãî êîíôëèêòà ñ ïîäîïå÷íûìè, âåäü ëþáîå çàìå÷àíèå âîñïðèíèìàåòñÿ â øòûêè êàê ðåáåíêîì, òàê è åãî ðîäèòåëÿìè. Ýêñïåðòû â îäèí ãîëîñ òâåðäÿò: âñå èç-çà òîãî, ÷òî ñðåäíåå îáðàçîâàíèå ïðåâðàòèëîñü â ñôåðó îáñëóæèâàíèÿ. ×òîáû êàê-òî ïîâëèÿòü íà ñèòóàöèþ, âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà ïðåäëàãàþò çàêðåïèòü çàêîíîäàòåëüíî. Ïîìîæåò ëè ýòî è ÷òî âîîáùå äåëàòü — â ìàòåðèàëå ÐÈÀ Íîâîñòè.

    Çàõîòåë — è íàïàë

    Àãðåññèÿ ó÷åíèêîâ â àäðåñ øêîëüíûõ íàñòàâíèêî⠗ óæå äàâíî íå ÷òî-òî èç ðÿäà âîí âûõîäÿùåå. Íà ïðîøëîé íåäåëå ÑÌÈ îáëåòåëà î÷åðåäíàÿ èñòîðèÿ. Ïÿòíàäöàòèëåòíèé ïîäðîñòîê èç Óëüÿíîâñêà óäàðèë êóõîííûì íîæîì â æèâîò ó÷èòåëüíèöó ìàòåìàòèêè ïðÿìî ïåðåä óðîêîì. Áåç âñÿêîé ïðè÷èíû. Ïîñòðàäàâøóþ äîñòàâèëè â ðåàíèìàöèþ è ïðîîïåðèðîâàëè. Íàïàäàâøåãî àðåñòîâàëè íà äâà ìåñÿöà.

    À â äåêàáðå ïðîøëîãî ãîäà â Åêàòåðèíáóðãå 15-ëåòíèé øêîëüíèê íàáðîñèëñÿ ñ ìîëîòêîì íà ïåäàãîãà ïî ðóññêîìó ÿçûêó — ïîäêàðàóëèë ó ãàðàæåé, êîãäà òà øëà íà ðàáîòó. Ó÷èòåëüíèöó ãîñïèòàëèçèðîâàëè ñ ÷åðåïíî-ìîçãîâîé òðàâìîé è óøèáàìè, îäíàêî îíà íå ñòàëà îáðàùàòüñÿ â ïîëèöèþ.  ãîðîäñêîì äåïàðòàìåíòå îáðàçîâàíèÿ ÐÈÀ Íîâîñòè ñîîáùèëè, ÷òî ïîäðîñòîê ñåé÷àñ íàõîäèòñÿ ïîä íàáëþäåíèåì âðà÷åé, à ïåäàãîã âåðíóëàñü ê ðàáîòå.

    Îáà ýòèõ ñëó÷àÿ íà êîíòðîëå ó ñëåäîâàòåëåé — øêîëüíèêîâ ïîäîçðåâàþò â ïîêóøåíèè íà óáèéñòâî. Âîçðàñò óãîëîâíîé è àäìèíèñòðàòèâíîé îòâåòñòâåííîñòè íàñòóïàåò ñ 16 ëåò, îäíàêî ïî îïðåäåëåííûì ñòàòüÿì ÓÊ — ñ 14. Åñëè ïîäðîñòêîâ ïðèçíàþò âèíîâíûìè, èì ãðîçÿò èñïðàâèòåëüíûå ðàáîòû èëè ëèøåíèå ñâîáîäû ñðîêîì äî øåñòè ëåò.

    «Ìàò — îáû÷íîå äåëî»

    Âïðî÷åì, çà÷àñòóþ ó÷èòåëÿ íå âûäåðæèâàþò îòâÿçíîãî ïîâåäåíèÿ è ïåðâûìè ñðûâàþòñÿ íà ìàëîëåòíèõ îáèä÷èêîâ.  îêòÿáðå â Òþìåíñêîé îáëàñòè ó÷èòåëü ÎÁÆ íåöåíçóðíî âûðóãàëñÿ íà øêîëüíèêîâ è ïðèãðîçèë ðàñïðàâîé. Âñå èç-çà òîãî, ÷òî íàñòàâíèêà ìåòîäè÷íî äîâîäèëè, ñðûâàÿ óðîêè: äåòè ìàòåðèëèñü, âêëþ÷àëè ìóçûêó ïðÿìî íà çàíÿòèÿõ, ïîëíîñòüþ èãíîðèðîâàëè çàìå÷àíèÿ. Ïîñëå èíöèäåíòà ïåäàãîãà óâîëèëè ïî ñòàòüå 336 ÒÊ çà «ïðèìåíåíèå íàñèëüñòâåííûõ ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ», ñàìè æå õóëèãàíû îòäåëàëèñü ïðåäóïðåæäåíèåì. Îäíàêî ìíîãèå âñòàëè íà ñòîðîíó ó÷èòåëÿ: â ïåðâóþ î÷åðåäü øêîëüíèêè è èõ ðîäèòåëè. Äîøëî äî ìèðîâîãî ñóäà — óâîëüíåíèå ïî ñòàòüå çàìåíèëè íà óõîä ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ. Òåïåðü ó÷èòåëü ñìîæåò ïðîäîëæèòü ïðîôåññèîíàëüíóþ êàðüåðó â äðóãîì ìåñòå.

    Ïåäàãîãè ïðèçíàþòñÿ: èì íåðåäêî ïðèõîäèòñÿ ðèñêîâàòü ðàáîòîé èç-çà íåðâíûõ ñðûâîâ. «Ìàò âî âðåìÿ çàíÿòèé — îáû÷íîå äåëî. Ñòàðàåìñÿ ïðîñòî íå çàîñòðÿòü âíèìàíèÿ. Ìåð ê òàêèì ïîäðîñòêàì îñîáî íå ïðèìåíÿþò. Ïîæóðÿò — è âñå íà ýòîì, — æàëóåòñÿ â áåñåäå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè ïðåïîäàâàòåëü îäíîãî èç êîëëåäæåé â Òàìáîâñêîé îáëàñòè, ÷ëåí ïðîôñîþçà «Ó÷èòåëü» Èðèíà È. — Âîò îäèí èç íåäàâíèõ ñëó÷àåâ: èäåò óðîê, ñëûøó â ñîñåäíåì êàáèíåòå êðèêè, áðîñàþñü òóäà. Ó÷åíèê âçÿë ñòóë è çàìàõíóëñÿ íà ïðåïîäàâàòåëÿ. Õîðîøî, ÷òî òà óâåðíóëàñü! ß íà íåãî ñ êðèêàìè, ÷òîáû ïðåêðàòèë âñå ýòî áåçîáðàçèå. À îí â îòâåò: «Âû íå èìååòå ïðàâà íè÷åãî ìíå ãîâîðèòü!»

    Ïîäîáíîå, çàâåðÿåò Èðèíà, â êîëëåäæå íå ðåäêîñòü. «Íà äíÿõ ïåäàãîã ïî ðóññêîìó ÿçûêó áûëà âñÿ â ñëåçàõ: ó÷åíèê îáëîæèë åå òðåõýòàæíûì ìàòîì. Óñïîêàèâàëà, êàê ìîãëà. À âîò åùå ïðèìåð: îäèí èç ïðåïîäàâàòåëåé øåë ïî äëèííîìó êîðèäîðó íà óðîê. ß ñâîèìè ãëàçàìè ñèòóàöèþ íå âèäåëà, íî, ïî ñëîâàì êîëëåãè, ïîäðîñòêè îêðóæèëè åãî è ãðîçèëèñü óäàðèòü. Èòî㠗 äîêëàäíàÿ íà âñþ ãðóïïó. Äàæå ïîëèöèþ âûçûâàëè. Äåòè â îäèí ãîëîñ óòâåðæäàëè, ÷òî ñèòóàöèÿ ïðåóâåëè÷åíà, — îòäåëàëèñü îáúÿñíèòåëüíûìè. Òåïåðü ó Èãîðÿ Àôàíàñüåâè÷à (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) íà ïîäîáíûé ñëó÷àé ïðèïàñåíà äåðåâÿííàÿ ïàëêà. Õîäèò ïðÿìî ñ íåé âî âðåìÿ äåæóðñòâà».

    Ñîáåñåäíèöà ãîâîðèò, ÷òî «âîëåé-íåâîëåé ïðèõîäèòñÿ áûòü ñòîéêîé». «Êàê-òî ðàç ñäåëàëà çàìå÷àíèå, à ìíå íà ýìîöèÿõ ìàëü÷èøêà íà÷àë ãîâîðèòü âñÿêîå… ß â îòâåò: «À íó-êà, óïàë — îòæàëñÿ! Äâàäöàòü ïÿòü ðàç. Âïåðåä!» Íàäî ñêàçàòü, èñïóãàëñÿ è âûïîëíèë áåñïðåêîñëîâíî. Òåïåðü ýòà ôèçêóëüòìèíóòêà íà óðîêàõ — äåëî ïðèâû÷íîå, — ãîðüêî èðîíèçèðóåò Èðèíà. — Áûâàåò, è â óãîë ñòàâëþ. Ó ìåíÿ âåäü îäíè ïàðíè, âñåãî îêîëî òðåõñîò ÷åëîâåê. Äåðæóñü, ÷åñòíî ãîâîðÿ, êàê ìîãó!»

     ñåðåäèíå ÿíâàðÿ â ìîñêîâñêîé øêîëå ¹ 113 ïðîèçîøåë êîíôëèêò íà óðîêå ôèçèêè. «Åãîð (èìÿ èçìåíåíî. — Ïðèì. ðåä.) âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íåò íèêàêîãî äåëà äî óðîêà. Ñëóøàë ìóçûêó â íàóøíèêàõ, óòêíóâøèñü â òåëåôîí. Íà ïðîñüáû óáðàòü ãàäæåò — íóëåâàÿ ðåàêöèÿ. Ó÷èòåëü ïîäîøëà ê íåìó è äåðíóëà çà ïðîâîä, — ðàññêàçûâàåò êîððåñïîíäåíòó àãåíòñòâà Äàâîð Òóáà, òåïåðü óæå áûâøèé äèðåêòîð 113-é øêîëû, à òàêæå åå âûïóñêíèê. — Îí â îòâåò ñõâàòèë åå çà ðóêó, çàòåì íàíåñ óäàð êóëàêîì â îáëàñòü ÷åëþñòè, âòîðîé — â ëîá».

    Î÷êè ó÷èòåëüíèöû ñëîìàëèñü, ñòåêëà ÷óäîì íå çàäåëè ãëàçà. Ïóëüò óïðàâëåíèÿ îò èíòåðàêòèâíîé äîñêè, êîòîðûé áûë ó ïåäàãîãà â ðóêàõ, âûëåòåë è ðàññåê ëîá, äà òàê, ÷òî íàëîæèëè øâû. Ïîñëå ÷åãî ïîäðîñòîê ñòàë êðóøèòü êàáèíåò: óäàðîì íîãè è ëîêòåì ðàçáèë ñòåêëî øêàôà.

    «Ó÷èòåëü ïûòàëàñü óñìèðèòü õóëèãàíà. Íî îí ïðîñòî âûáåæàë èç êëàññà», — äîáàâëÿåò äèðåêòîð. Ìàëü÷èêà â êîðèäîðå ïåðåõâàòèëè îõðàííèêè. Òóáà, óçíàâ î ïðîèçîøåäøåì, òóò æå âûçâàë ñêîðóþ è ïîëèöèþ. «Åãîð ïîðàíèëñÿ. Íà ðóêå — ïîðåç îò ñòåêëà, øâû è åìó íàëîæèëè, — óòî÷íÿåò ñîáåñåäíèê. —  êëàññå áûëà êàìåðà. ß ïåðåäàë âñå ìàòåðèàëû ñëåäîâàòåëÿì — èäåò ïðîâåðêà».

     ïðåññ-ñëóæáå äåïàðòàìåíòà îáðàçîâàíèÿ Ìîñêâû ïðîêîììåíòèðîâàëè, ÷òî äèðåêòîð, íå ñíèìàÿ ñ ñåáÿ îòâåòñòâåííîñòè, óâîëèëñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ», à ó÷èòåëü ôèçèêè «ïîâåëà ñåáÿ íåïðîôåññèîíàëüíî». Òóáà, â ñâîþ î÷åðåäü, çàÿâèë, ÷òî óâîëèòüñÿ «ïî ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ» åãî âûíóäèëè: «Ìíå äàæå íå äàëè îòðàáîòàòü ïîëîæåííûå ïî òðóäîâîìó çàêîíîäàòåëüñòâó äâå íåäåëè!»

    Íà åãî çàùèòó âñòàëè òûñÿ÷è: ó÷åíèêè ñ ðîäèòåëÿìè, âûïóñêíèêè è äàæå íåçíàêîìûå ëþäè. Áûëè ïèêåòû, ñáîðû ïîäïèñåé, ïîñòû â ñîöñåòÿõ. ÐÈÀ Íîâîñòè çàïðîñèëî ó ïðîôèëüíîãî äåïàðòàìåíòà àêòóàëüíóþ èíôîðìàöèþ ïî èíöèäåíòó â 113-é øêîëå, îäíàêî â âåäîìñòâå íå ñìîãëè ïðåäîñòàâèòü îïåðàòèâíûé êîììåíòàðèé.

    Òðóäíûé ìàëü÷èê

    «Íåñêîëüêî ñëîâ î ñàìîì ïîäðîñòêå: îí èç íåáëàãîïîëó÷íîé ñåìüè. Ìàëü÷èê îêîí÷èë ó íàñ ïåðâûé êëàññ. Ïîñëå ÷åãî ðîäèòåëè âûäâèíóëè óëüòèìàòóì: «Íàøè äåòè ñ íèì ó÷èòüñÿ íå áóäóò», — âñïîìèíàåò Äàâîð. — Òîãäà Åãîð ñìåíèë øêîëó». Íå âûòåðïåëè åãî è â äðóãîì ó÷åáíîì çàâåäåíèè. «Ïðèøëîñü âçÿòü îáðàòíî, — ïðîäîëæàåò ýêñ-äèðåêòîð. — Ñ ïîäðîñòêîì ðàáîòàëè ïñèõîëîãè — íèêàêèõ èçìåíåíèé. Òîãäà ïåðåâåëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. Îäíàêî â ïðîøëîì ñåíòÿáðå Åãîð ïåðåøåë â øêîëüíûé êëàññ. È âîò âî ÷òî âñå âûëèëîñü».

    Ó÷èòåëü ôèçèêè âåðíóëàñü ê ðàáîòå, òðóäíîãî ïîäðîñòêà îïÿòü îòïðàâèëè íà äîìàøíåå îáó÷åíèå. «Èðîíèÿ â òîì, ÷òî òåïåðü íàøè æå ó÷èòåëÿ õîäÿò ê íåìó äîìîé! Êîíå÷íî, âñå, êðîìå ïîñòðàäàâøåé. Áîëüøå âñåãî ìåíÿ áåñïîêîèò âîò ÷òî: à âäðóã ó íåãî ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ? Îí æå ñíîâà ìîæåò ñîðâàòüñÿ â ëþáîé ìîìåíò! Íàì æäàòü, ïîêà êòî-òî áåç ãëàçà îñòàíåòñÿ?»

    Читайте также:  Развитие ребенка сказки в картинках

    Áûâøèé äèðåêòîð íàìåðåí áîðîòüñÿ çà ñâîþ ðåïóòàöèþ: «ß 22 ãîäà ðàáîòàë â ýòîé øêîëå. Åùå è ó÷èëñÿ çäåñü. Ðåøèë îáðàòèòüñÿ â ñóä. Äâàäöàòü ñåäüìîãî ôåâðàëÿ ñîñòîÿëàñü áåñåäà. Ê êîíñåíñóñó ìû íå ïðèøëè. Ïåðâîå çàñåäàíèå ñóäà íàçíà÷åíî íà 19 ìàðòà».

    Êîìïëåêñíàÿ ïðîáëåìà

    Èç-çà ÷åãî ïåäàãîãè òåðÿþò êîíòðîëü íàä ñëîæíûìè ó÷åíèêàìè? Çàñëóæåííûé ó÷èòåëü Ðîññèè, äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê, ÷ëåí-êîððåñïîíäåíò ÐÀÎ Åâãåíèé ßìáóðã âûñêàçàë òàêîå ìíåíèå â êîììåíòàðèè àãåíòñòâó: âñåìó âèíîé ðåôîðìèðîâàíèå ñèñòåìû îáðàçîâàíèÿ, êîòîðîå ñåãîäíÿ ôàêòè÷åñêè ïðåâðàòèëîñü â ñåêòîð ñôåðû îáñëóæèâàíèÿ: «øêîëû òåðÿþò âîñïèòàòåëüíóþ ôóíêöèþ». «Íàøà ïðîôåññèÿ ñòàëà òàêîé æå îïàñíîé, êàê è ó âðà÷à ñêîðîé. Íåäîïóñòèìî, ÷òîáû ïåäàãîãà ìîã îáèäåòü êàæäûé: ðàñïîÿñàâøèéñÿ ïîäðîñòîê, óòêíóâøèéñÿ âî âðåìÿ óðîêà â ãàäæåò, èëè ÷åðåñ÷óð áäèòåëüíûé ðîäèòåëü, êîòîðûé çàìåòèë ó÷èòåëÿ â ìàãàçèíå çà ïîêóïêîé íèæíåãî áåëüÿ!» — îòìå÷àåò ßìáóðã.

     ñâîþ î÷åðåäü, áûâøèé ñîòðóäíèê óãîëîâíîãî ðîçûñêà è ñòàðøèé îïåðóïîëíîìî÷åííûé ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ïîäïîëêîâíèê â îòñòàâêå Ïàâåë Ñàìîéëîâ â áåñåäå ñ êîððåñïîíäåíòîì îáîçíà÷èë è äðóãèå ïðè÷èíû áåçîáðàçèÿ â øêîëàõ.

    «Ñåé÷àñ ïîëîæåíèå õóæå, ÷åì áûëî ðàíüøå. Âîçüìåì ñîâåòñêóþ ðåòðîñïåêòèâó: ëþáàÿ ïîïûòêà íàïàäåíèÿ íà ó÷èòåëÿ âëåêëà çà ñîáîé èìåííî íàêàçàíèå ïî ÓÊ. Òåõ, êòî íå äîñòèã âîçðàñòà óãîëîâíîé îòâåòñòâåííîñòè, îòïðàâëÿëè â ñïåöøêîëû, ñòàâèëè íà ó÷åò â äåòñêîé êîìíàòå ìèëèöèè. Åå ñîòðóäíèêè âìåñòå ñ ïðåäñòàâèòåëÿìè óãîëîâíîãî ðîçûñêà ïîñåùàëè ñåìüè ñ ïðîâåðêàìè, îíè áûëè ïîñòîÿííî ïîä íàäçîðîì. Òðóäíûå ïîäðîñòêè çíàëè, ÷òî íàêàçàíèå íåîòâðàòèìî, — âñå äåëàëè îïåðàòèâíî, — ïåðå÷èñëÿåò Ñàìîéëîâ. — Òåïåðü æå â ïîäðàçäåëåíèÿõ îðãàíîâ âíóòðåííèõ äåë ñëèøêîì âûñîêàÿ íàãðóçêà, òàì íå óñïåâàþò îòðàáàòûâàòü òàê, êàê ðàíüøå, — ðóê íå õâàòàåò. Äà åùå è â øêîëàõ íå õîòÿò âûíîñèòü ñîð èç èçáû, ìíîãîå îñòàåòñÿ «çà êàäðîì». À îòñóòñòâèå íàêàçàíèÿ è îïåðàòèâíîãî ðåàãèðîâàíèÿ ïîðîæäàåò âñåäîçâîëåííîñòü».

    «Ê ïðèìåðó, ðàíüøå çà óïîòðåáëåíèå îäóðìàíèâàþùèõ âåùåñòâ, çà äðàêè êîìèññèÿ ïî äåëàì íåñîâåðøåííîëåòíèõ ñðàçó æå áðàëà ïîäðîñòêà íà êîíòðîëü, — ïðîäîëæàåò ñîáåñåäíèê. — À ñåé÷àñ ìíîãèå óõîäÿò îò íàêàçàíèÿ. Êðîìå òîãî, îñòðî íå õâàòàåò øòàòíûõ ïñèõîëîãîâ â øêîëàõ».

    Ïðîáëåìó Ñàìîéëîâ âèäèò è â òåëåâèçèîííîì êîíòåíòå. «Â ýôèðå åæåäíåâíî òðàíñëèðóþò ÷ðåçâû÷àéíûå ïðîèñøåñòâèÿ. Îòðèöàòåëüíûå ãåðîè â ñåðèàëàõ è ôèëüìàõ — îáÿçàòåëüíî õîðîøèå è îáàÿòåëüíûå. Ïîäðîñòêè áåðóò ñ íèõ ïðèìåð è ñ÷èòàþò, ÷òî áûòü íåãîäÿåì — ýòî êðóòî».

    Çàêðåïèòü ñòàòóñ

    Íåêîòîðûå ýêñïåðòû îòðàñëè ñ÷èòàþò, ÷òî êîðåíü çëà — â ôîðìóëèðîâêàõ çàêîíà «Îá îáðàçîâàíèè» â ðåäàêöèè 2012 ãîäà. Äåëî â òîì, ÷òî, ñîãëàñíî òåêñòó, ó÷åáíûå çàâåäåíèÿ îêàçûâàþò çà ñ÷åò áþäæåòíûõ ñðåäñòâ èìåííî «óñëóãè â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ». À, ê ïðèìåðó, â áîëåå ðàííåé ðåäàêöèè 1992 ãîäà ðàáîòó â ýòîé ñôåðå «óñëóãîé» íå íàçûâàëè. ×òî êàñàåòñÿ âîñïèòàòåëüíîé ôóíêöèè, îíà ïî-ïðåæíåìó çàêðåïëåíà çàêîíîäàòåëüíî: ðîäèòåëè íåñóò îòâåòñòâåííîñòü çà âîñïèòàíèå äåòåé, à øêîëû ïîìîãàþò èì â ýòîì.

    Íà ôîíå íåïðåêðàùàþùèõñÿ ñêàíäàëîâ ýêñïåðòíîå ñîîáùåñòâî ïðèçûâàåò ïðèíÿòü ìåðû. Òàê, â êîíöå ÿíâàðÿ ãëàâíûé ðåäàêòîð «Ó÷èòåëüñêîé ãàçåòû» Àðñëàí Õàñàâîâ îáðàòèëñÿ â äóìñêèé êîìèòåò ïî îáðàçîâàíèþ è íàóêå ñ èíèöèàòèâîé çàêðåïèòü âûñîêèé ñòàòóñ ïåäàãîãà íà çàêîíîäàòåëüíîì óðîâíå. «Íàïàäåíèé íà ó÷èòåëåé âñå áîëüøå. À îñêîðáëåíèÿ ñòàëè íîðìîé. Ïðèøåë ìîìåíò äëÿ ðàçðàáîòêè ôåäåðàëüíîãî çàêîíà «Î ñòàòóñå ïåäàãîãà», êîòîðûé çàùèòèò èõ ïðàâà, — îáúÿñíÿåò ÐÈÀ Íîâîñòè Õàñàâîâ. — Øòðàôû çà îñêîðáëåíèÿ, ìîæåò, è óäàðÿò ïî êîøåëüêó ñåìüè, íî çàòî çàñòàâÿò çàäóìàòüñÿ ïîäðîñòêîâ îá èõ äåéñòâèÿõ».

    Ïîêà èíèöèàòèâó îáñóæäàþò â ðàìêàõ êðóãëûõ ñòîëî⠗ íà îäíîì èç íèõ âûñêàçàëè ïðåäëîæåíèå óñòàíîâèòü â êàæäîì êëàññå âèäåîðåãèñòðàòîðû. «Ñ÷èòàþ, ÷òî ôèêñàöèÿ âñåãî, ÷òî ïðîèñõîäèò, ñêîðåå, ðàçðóøèò äóõ çíàíèé è ñòàíåò ëèøü î÷åðåäíûì èíñòðóìåíòîì êîíòðîëÿ. Ñïîðíîå ïðåäëîæåíèå», — êîììåíòèðóåò Õàñàâîâ.

    Çà òî, ÷òîáû ïîääåðæàòü ïåäàãîãîâ, âûñòóïèëè è â Îáùåðîññèéñêîì ïðîôñîþçå îáðàçîâàíèÿ, ñôîðìóëèðîâàâ ðÿä âåñîìûõ ïîïðàâîê â çàêîíîäàòåëüñòâî.

     ïðîôñîþçå ïîëàãàþò, ÷òî íåîáõîäèìî ïîâûñèòü øòðàô ðîäèòåëÿì, êîòîðûå íåïîäîáàþùèì îáðàçîì èñïîëíÿþò ñâîè îáÿçàííîñòè: âìåñòî ïÿòèñîò ðóáëåé — îò äâóõ äî òðåõ òûñÿ÷. Êðîìå òîãî, ïðåäóñìîòðåòü â Àäìèíèñòðàòèâíîì êîäåêñå øòðàô çà «îñêîðáëåíèå, óíèæåíèå ÷åñòè è äîñòîèíñòâà» ïåäàãîãî⠗ ïÿòü òûñÿ÷ ðóáëåé. À â ÓÊ ââåñòè îòäåëüíóþ ñòàòüþ çà «íàñèëüñòâåííûå äåéñòâèÿ â îòíîøåíèè ïåäàãîãè÷åñêîãî ðàáîòíèêà» ñ íàêàçàíèåì äî òðåõ ëåò ëèøåíèÿ ñâîáîäû.

    Çàìåñòèòåëü ïðåäñåäàòåëÿ Îáùåðîññèéñêîãî ïðîôñîþçà îáðàçîâàíèÿ Ìèõàèë Àâäååíêî àðãóìåíòèðóåò â ðàçãîâîðå ñ ÐÈÀ Íîâîñòè: «Â ïîñëåäíåå âðåìÿ ìû ñòàëè ñâèäåòåëÿìè ðåçîíàíñíûõ ñîáûòèé. Ïîðà èçìåíèòü îáñòàíîâêó. ×òî êàñàåòñÿ øòðàôî⠗ ïÿòèñîò ðóáëåé íèêòî íå áîèòñÿ. Êîíå÷íî, ìû ïîíèìàåì, ÷òî øòðàôû è óãîëîâíîå íàêàçàíèå ïîëíîñòüþ ïðîáëåìó íå ðåøàò. Íî âñå ýòî ìîæíî èñïîëüçîâàòü â êà÷åñòâå äîïîëíèòåëüíîãî ïðàâîâîãî ìåõàíèçìà».

    Âïðî÷åì, ïðåäëîæåíèÿ ïðîôñîþçà óæå âîñïðèíÿëè â øòûêè ðîäèòåëè. «Ìíå ñîâåðøåííî íåïîíÿòíî, äëÿ ÷åãî íóæíî òàêîå çàêðó÷èâàíèå ãàåê», — âîçìóòèëàñü ïðåäñåäàòåëü Öåíòðàëüíîãî ñîâåòà Âñåðîññèéñêîãî îáùåñòâåííîãî äâèæåíèÿ «Íàöèîíàëüíûé ðîäèòåëüñêèé êîìèòåò» Èðèíà Âîëûíåö. Ïî åå ìíåíèþ, äåíåæíûå ñàíêöèè òîëüêî óõóäøàò ïîëîæåíèå. «Äåòÿì èç ñåìåé ñ äîñòàòêîì, ïî ñóòè, áóäóò ïîêóïàòü ïðàâî íà îñêîðáëåíèå. À äëÿ ìàëîèìóùèõ ïÿòü òûñÿ÷ — íåïîäúåìíàÿ ñóììà. Ïîëó÷àåòñÿ, ðîäèòåëè íà÷íóò âëåçàòü â äîëãè, èç-çà ÷åãî ñíèçèòñÿ è áëàãîñîñòîÿíèå ñåìüè, è êà÷åñòâî æèçíè ðåáåíêà».

    Âîëûíåö ñ÷èòàåò, ÷òî ïîäðîñòîê èç áåäíîé ñåìüè âðÿä ëè çàäóìàåòñÿ î ïîñëåäñòâèÿõ ñâîåãî ïîâåäåíèÿ: «Ñêîðåå, îí îçëîáèòñÿ, ïîòîìó ÷òî ó åãî ñåìüè äîõîä íèæå, ÷åì ó ñâåðñòíèêîâ. Âîò âàì åùå îäíà ïðè÷èíà äëÿ àãðåññèè. Íàñ÷åò ïåäàãîãî⠗ èì, ÷òîáû äîêàçàòü, ÷òî ðåáåíîê ñîâåðøèë ïðàâîíàðóøåíèå, íóæíî êàê-òî âñå çàôèêñèðîâàòü. Òî åñòü ó÷èòåëÿ ïðåâðàòÿòñÿ â äîíîñ÷èêîâ. À ýòî èñòî÷íèê íîâûõ ïðîáëåì».

    ×ëåí «Íàöèîíàëüíîãî ðîäèòåëüñêîãî êîìèòåòà» ïðåäëàãàåò â êà÷åñòâå ñòàðòîâîé ìåðû ïîâûñèòü çàðïëàòó ïåäàãîãàì. «Ó÷èòåëü — áåäíûé è áåñïðàâíûé ÷åëîâåê! Îáñëóæèâàþùèé ïåðñîíàë, îêàçûâàþùèé «îáðàçîâàòåëüíûå óñëóãè». Âîñïèòàíèå — ñîâîêóïíàÿ îòâåòñòâåííîñòü êàê ó÷èòåëåé, òàê è ðîäèòåëåé. Ïîñëåäíèå äîëæíû ýòî ÷åòêî ïîíèìàòü. Íà äåëå æå ìû âèäèì, ÷òî ìàìû è ïàïû íå ãîòîâû ñëûøàòü êîíñòðóêòèâíóþ êðèòèêó».

    Âûëüåòñÿ ëè â èòîãå âñå ýòî â ðåàëüíûå çàêîíîäàòåëüíûå ìåðû, ïîêà ãîâîðèòü ðàíî. Ïðåäñòîÿò åùå äîëãèå ÷àñû ãîðÿ÷èõ äèñêóññèé. Íî ðåøàòü ñëîæíóþ ïðîáëåìó íóæíî óæå ñåãîäíÿ, ïðè÷åì âíóòðè ñåìüè, íå ñîìíåâàåòñÿ ïñèõîëîã Àíäðåé Çáåðîâñêèé. Åãî ãëàâíàÿ ðåêîìåíäàöèÿ ðîäèòåëÿì — êàê ìîæíî áîëüøå âðåìåíè óäåëÿòü äåòÿì. «Ê ñîæàëåíèþ, êàðòèíà òàêîâà: ðîäèòåëè öåëûé äåíü ðàáîòàþò, áàáóøêè ñ äåäóøêàìè âûïàäàþò èç âîñïèòàòåëüíîãî ïðîöåññà, ïîñêîëüêó, êàê ïðàâèëî, æèâóò â äðóãèõ ðåãèîíàõ. À øêîëà âîîáùå íè íà ÷òî ïðàâ íå èìååò.  èòîãå ðåáåíîê ïðåäîñòàâëåí ñàì ñåáå». Ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòà, ïîêà øêîëà âíîâü íå ñòàíåò ïîëíîöåííî ó÷àñòâîâàòü â âîñïèòàíèè ó÷àùèõñÿ, à ðîäèòåëè íå ïðåêðàòÿò âñÿ÷åñêè ýòîìó ïðåïÿòñòâîâàòü, ñèòóàöèÿ áóäåò òîëüêî óõóäøàòüñÿ.

    https://ria.ru/20200303/1566994117.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https://yandex.ru/news

    Источник