Что слушать ребенку 2 лет для развития речи
«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.
Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.
У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.
С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.
Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.
Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:
????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.
????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.
????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения
????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы
????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.
????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.
????Игры на развитие мелкой моторики.
????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.
И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:
- Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
- Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
- До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
- Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
- К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.
Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.
И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.
Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.
К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.
Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).
Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.
В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.
Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.
Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.
А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:
- Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
- О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
- Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.
Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.
По теме:
Статья с примерами подражательных потешек
Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»
Источник
Детские песни для развития речи ребенка важно использовать с перинатального периода. По мнению психологов, уже в утробе матери малыш слышит различные звуки. После рождения следует петь малышу колыбельные, включать во время игровой деятельности классическую музыку. С 1 года логопеды советуют применять логоритмику, развивающую музыкальный слух, психологические процессы, речь.
Роль музыки в развитии говорения
Кроха с рождения овладевает речевой деятельностью с помощью повторения. Ребенок внимательно смотрит на губы родителей, мимику, жесты, запоминает эмоциональное значение слова, старается произносить со временем знакомые фразы. Музыка помогает малышу слушать, что немаловажно в процессе научения говорению. Если кроха не научится слышать звуки, повторять, процесс овладения речью может быть затруднительным.
Малышам с рождения до 2 лет предлагается включать классическую музыку. Ученые Вашингтонского университета провели интересное исследование. Детям предлагалось разделиться на две группы. Одна играла с игрушками в течение 15 минут, другая на протяжении данного времени прослушивала классическую музыку. В итоге во второй группе детей выявлена высокая восприимчивость к звукам. Педиатры, психологи акцентируют внимание на использовании музыки в научении говорению. Малыши быстрее овладевают «словом» при занятиях музыкой.
После 2 лет нужно петь с ребенком. Песня влияет на важные процессы в мозге, учит слушать, повторять, пропевать, запоминать слова. Когда кроха поет, развивается дыхание, голос, чувство темпа, ритма, дикция, слух. Певческая деятельность позволяет:
- развивать артикуляцию, учит не «проглатывать» слова, окончания;
- формировать речевую выразительность, когда ребенок старается петь интонационно;
- проговаривать сложные звуки (р, л, с, ф, ж, ш, ч);
- развивать образное мышление, память, внимание.
Забавная песенка про животных способна развеселить кроху, научить запоминанию, активизировать на повторение слогов, слов. Знакомая каждому распевка «Далеко, далеко, на лугу пасется ко…» помогает развивать психологические процессы, хороший слух, говорение, правильную артикуляцию. Младенцам психологи рекомендуют включать во время сна и бодрствования классическую музыку для малышей. Доказано, 60% детей засыпают, и спят лучше под спокойную умиротворенную мелодию Моцарта, Шопена, Вивальди, Шуберта, Бетховена.
Что такое логоритмика
Песни и музыку можно не только прослушивать, но и выполнять одновременно задания развивающего характера. Логоритмика позволяет слушать, двигаться, петь. Главная задача − развивать психологические процессы, говорение, музыкальный слух у малыша с помощью музыки, повторения движений под песенку за взрослым. Активно используется логоритмика в дошкольных учреждениях.
Подходят занятия для разных возрастов, от 2 лет до 14 дети любят танцевать под музыку, повторять, копировать движения за взрослым. Логоритмика включает разнообразный материал:
- математический счет;
- физические упражнения под музыку (приседания, ходьба, движения руками и т. д.);
- движения на дыхание и артикуляцию;
- интонационное пение;
- игры на развитие психомоторных процессов;
- танцы (развитие координации, ловкости, музыкальности, чувства ритма, темпа, освобождают энергию у гиперактивных детей);
- упражнения для нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;
- игры на развитие мимики, жестов;
- релаксацию.
Занятия по логоритмике дают результаты:
- Развивается интонационная речь, мимика, жесты.
- Совершенствуется крупная и мелкая моторика.
- Ребенок познает различные эмоции.
- Улучшается дикция, благодаря подвижности артикуляционных органов.
- Развитие говорения.
Детям от года до 3 лет подойдут песни на развитие мимики, жестов, танцевальная логоритмика, песенки, позволяющие повторять слоги, простые слова, игры пальчиками. В дошкольном возрасте используют игры на развитие памяти, внимания, речи. Детям необходимо повторять за взрослым движения в такт музыки, пропевать музыкальные фразы. У младших школьников развитие речи не прекращается. Дети учатся читать, осваивают буквы, могут возникнуть трудности с произношением отдельных слогов, звуков. Логоритмика в начальной школе позволяет облегчить процесс обучения.
Упражнения и игры по логоритмике
Песни для развития речи у детей делятся по возрастной группе. Малышам от 12 месяцев до трех лет можно использовать следующие игры.
Название игры и цель применения | Песенка |
Пальчиковая гимнастика: развитие психологических процессов, мелкой, крупной моторики, координации, речи. | Вот большой кочан капусты (дети имитируют с помощью рук большой кочан), (дети стучат по столу ребрами ладоней) (указательный, большой и средний пальцы соединяются, имитация посыпки солью). (руки активно, быстро сжимаются и разжимаются в ладошках) (имитация работы на терке с помощью кулака и открытой ладони). |
Гномики: способствует развитию артикуляции, ритмичности, физическому развитию. | Ветер дует громко в уши, (звук «у», губы трубой) Облака плывут над сушей. (звук «оооо», махи руками над головой) Пошел дождь и даже гномики (стучать по открытой ладони подушечками пальцев) Быстро спрятались все в домики (накрыть голову руками, изображая крышу домика). |
С детьми дошкольного возраста родители могут играть в следующие игры:
- Ладушки. Знакомая песенка с детства каждому родителю помогает малышу в освоении говорения, мелкой и крупной моторики рук. Важно, чтобы ребенок проговаривал слова вместе со взрослым.
- У жирафа пятна. Любимая игра для детей, где необходимо петь, повторять движения за взрослым на скорость. «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде» (повтор слов 2 раза, ребенок должен ладошками хлопать по всему телу). «На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках» (необходимо указательными пальцами показывать на каждую часть тела в песенке). После повторяется песня, меняются только герои: слон, котята, зебра. С каждым новым зверем скорость игры убыстряется.
- Шар. «Летит, летит по небу шар» (дети показывают руками большой круг). «По небу шар летит» (руками показывают взмах крыльев). «Но знаем мы, что этот шар никак не долетит» (указательным пальцем в стороны). Дети должны не только показывать движения, но и повторять слова, ускоряться при каждом новом пении.
Логопеды советуют с рождения привлекать кроху к играм с музыкой. Родители не замечают, что во многих повседневных делах используют приемы логоритмики. Можно делать массаж и пропевать малышу песенку, совершая определенные движения под музыку. Младенец будет внимательно следить за эмоциями мамы, папы, отражать их, что является отличным стимулом для дальнейшего говорения. Играть можно на улице, во время прогулки, используя мяч, скакалку, другие приспособления. Советские дети играли в классики, прыгая по нарисованным квадратам и проговаривая считалку, что также является логоритмикой.
Источник
Под воздействием речи у 2-летнего ребенка формируются психические процессы, память, мышление. Посредством общения малыш познает окружающий мир, социальный опыт, управляет собственной деятельностью. В 2 года наступает важный этап в развитии, когда кроха активно овладевает речью. В данный период важно заниматься с малышом, стимулировать речевую деятельность.
Развитие ребенка в 2 года
Возраст от полутора до 3 лет − активный и благоприятный период для освоения речи. Формируются психологические процессы: память, внимание, мышление в совокупности с процессом говорения. Благодаря увеличению словарного запаса слов ребенку проще общаться со взрослым, познавать окружающий мир. Двухгодовалый малыш с удовольствием смотрит мультфильмы, слушает сказки, способен осмыслить их содержание. Внимание становится устойчивее, совершенствуется память и восприятие. Ребенок способен перечислять предметы, находящиеся вокруг, устанавливать простые связи между ними, проводить сравнение.
Родители должны активно помогать двухлетнему ребенку в освоении речи, заниматься с помощью игровой деятельности. Второй год отличается активной игрой, когда малыша легко заинтересовать яркими картинками, предметами, вовлечь в совместную деятельность. Малыш на 3-м году жизни способен высказывать критические замечания в адрес взрослых и себя, внимательно слушать, повторять за родителями слова, складывать их в предложения. От 2,5 до 3 лет словарь крохи увеличивается в 3 раза, что стимулирует улучшение качества речи. Ребенок объединяет предметы (куклы, мячи, машинки – игрушки; морковка, каша, пюре − еда).
Несмотря на расширение словарного запаса, родители должны понимать, четкость произношения достигается не сразу, что связано с возрастными особенностями. Ребенок хорошо произносит простые слова «мама», «каша», «папа», «деда», «дай», «нога». Конструкции сложнее даются непросто, но малыш старается их произносить по-своему: «здравствуй», «хорошо», «пожалуйста», «нельзя», «банан», «кошка», «собака». В 2 года малышу тяжело произносить отдельные звуки: ф, с, ц, ш, ж, ч, щ, р, л, й.
Ребенок в 2 года говорит набором слов («мама пи» − мама, хочу пить, «баба Паша пошел» − баба и я пошли и т. д.), осмысленность и правильная цепочка слов появляются ближе к 3 годам. Родителям следует не повторять детский лепет, а помогать малышу правильно оформлять предложения, логически выстраивать слова, говорить правильно.
Важно в данный возрастной период ситуативно-деловое общение мамы и ребенка. Совместные игры, мытье рук, уборка, прием пищи, прогулка помогают осваивать речь, если родители проговаривают каждый этап, предметы, с помощью которых выполняется действие. Малыш активно копирует, подражает взрослому в быту, что позволяет сформировать у крохи понятия:
- Пространства.
- Объема.
- Цвета.
- Времени.
- Эмоций.
Двухлетний ребенок, по мнению психологов, неврологов и логопедов, должен:
- Иметь словарный запас слов в 100-300 слов.
- Правильно указывать на картинку с предметом, животным, природным явлением.
- Строить простые предложения из 2-3 слов.
- Называть части предметов, определять категории окружающих вещей.
- Активно использовать в речи местоимения «мы», «я», «ты», «он».
- Использовать в предложениях предлоги.
- Ставить вопросы.
- Интонационно высказываться, проявлять эмоции при говорении.
Задержка речевого развития
В 2 года из речевых отклонений психологи и неврологи могут диагностировать ЗРР (задержку речевого развития). Необходимо понимать, что диагноз во многом ставится из-за субъективных показателей: малыш не знает счет, стих, не может ответить на вопросы. Каждый ребенок индивидуален, может стесняться при докторе. Либо скудное количество слов, которое наблюдалось в 2 года, перерастает в активное говорение к 3 годам.
Поставить диагноз ЗРР могут по признакам:
- Ребенок не говорит совсем, указывает на предметы пальцем, вместо слов «мычание».
- В словах часто встречается замещение звуков, перестановка.
- Малышу затруднительно отвечать на вопросы взрослого.
- Кроха с трудом складывает смысловые предложения из 2-3 слов.
- Не понимает смыслового содержания прочитанной сказки, потешки, стихотворения.
- Не может повторить за взрослым распространенное предложение («Маша пошла гулять на улицу»).
- При говорении определенных звуков напрягаются мышцы лица, появляется подёргивание мышц.
- Активный и пассивный словарь пополняется медленно, чем положено по норме.
- Ребенку тяжело собирать картинки, кубики, пазлы из 4 частей.
Причины отклонения
Неговорящим ребенок становится в результате не только психологических нарушений. В развитии речи важную роль играет социальное окружение. Если родители с рождения не разговаривают с крохой, не проводят совместно время за играми, на прогулке малыш остается наедине с самим собой в песочнице, может возникнуть ЗРР. Говорению научиться сложнее, если нет общения с другими детьми, людьми, кроме мамы, папы, бабушек. Обучать речи легче, когда совместные игры нравятся ребенку. Если родители подобрали неправильную, неинтересную программу развития, малыш может лениться учиться, не быть активным.
Психологи утверждают, задержка речи возникает нередко в результате особенностей характера малыша, что не является отрицательным фактором. Родителям нельзя заставлять говорить кроху, который отличается застенчивостью, робостью. Годовалый мальчик, девочка могут быть общительными и активными, играть с другими людьми, детьми, а по достижении двухлетнего возраста стать скромными, необщительными. Это связано с возрастными особенностями, кризисом 3-летнего возраста, когда кроха начинает делить взрослых на «своих» и «чужих». Наследственность играет немаловажную роль. Если мама или папа начали говорить поздно, ребенок в 70% случаев повторяет речевое поведение родителей.
Провоцирующим фактором для развития ЗРР является отсутствие необходимости в говорении. Мамы и папы любят выполнять просьбы ребенка с первого раза, иногда малыш даже не произносит желание, показывает пальцем, «мычит». Родители догадываются, что необходимо крохе без слов и выполняют просьбу, что неверно. У ребенка отсутствует мотивация для говорения, когда его и так понимают. Если малыш показывает пальцем, не хочет говорить, психологи советуют говорить: «Не понимаю, чего ты хочешь, скажи», чаще провоцировать ситуации, усложняющие деятельность ребенка без языка.
Среди патологических причин ЗРР выделяют:
- Неврологические нарушения.
- Соматические патологии.
Рекомендации психолога и логопеда родителям
Начинать обучение необходимо с раннего возраста, два года − подходящий период для развития психологических процессов, говорения посредством активной совместной деятельности. Проводить занятия с ребенком можно несколько раз в день, дома, во время прогулки. Чтобы запускать процесс овладения речью, следует выполнять ряд простых правил:
- Помогать крохе осваивать окружающий мир. На улице (особенно в летний период) больше говорить с малышом о явлениях природы, какого цвета окружающие предметы, как называются животные, пробегающие мимо, посещать музыкальные театры, цирк.
- Развивать моторику мелкую и крупную, заниматься лепкой. Сегодня в магазинах можно купить разнообразный пластилин: мягкий, кинетический, пластик, цветное тесто. Занятия способствуют развитию психических процессов, усидчивости, что отражается на быстроте освоения речи.
- Учить с малышом названия животных, как кто говорит.
- Малыши любят слушать, как взрослые читают сказки и стихи. Ошибочно мнение, что ребенок не развивается при несамостоятельном чтении произведения. При прослушивании развивается мышление, память, восприятие, внимание, осмысливание. Важно задавать ребенку вопросы по ходу чтения сказки, обсуждать героев. Если малыш не разговаривает, родители сами показывают ему пример: «Ух, какая лиса хитрая, да?».
Игры, занятия по развитию речи у детей
Развивать говорение необходимо с рождения. Отличным подспорьем будут детские песенки, малыши любят пропевать их вместе с родителями. Мамы удивляются, как кроха быстро запомнил колыбельную. До двух лет ребенок слушает песню молча, но поет каждый раз с мамой про себя перед сном. Он не умеет пока говорить, но уже осмысливает происходящее, слушает, запоминает, чтобы потом воспроизвести. По такому же принципу советуют в возрасте с 2,5-3 лет включать песенки про алфавит или счет («Один чайник на столе, ножки две и ручки две, три у клевера листа, четыре лапы у кота…»). Кроха может не понимать истинное значение счета, но запомнит его количественное обозначение.
Действенный способ развить речевую деятельность крохи в 2 года − играть.
Ловкая буква | Если малыш знает уже несколько букв, можно выучить новые во время игры. Мама (папа) кидают малышу мяч и произносят букву, которую ребенок еще не знает, в ответ он должен кинуть мяч и произнести уже известную ему букву. |
Ладушки | Эффективно дается игра в ладушки, ее любят практически все детки. Под стих «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Молоко. Молоко сладенько, бабушка добренька». Родитель играет с малышом в ладошки. Взрослый может начинать стих, ребенок заканчивать каждую строчку самостоятельно. |
Одинаковые карточки | Крохе необходимо найти или подобрать одинаковые картинки. Лучше использовать в игре животных, чтобы можно было спросить у ребенка, как говорит зверь. |
Действенный прием развития речи у детей в 2 года − артикуляционные упражнения. Нужно приучать ребенка с рождения владеть языком, губами, щеками. Попросить надуть одну щеку, другую, уколоть их пальчиком и сдуть постепенно. Изображать трубу губами со звуком «уууу», паровоз губами «чух-чух», вытягивать и прятать язычок в домик, дуть пузыри, погасить воображаемую свечу. Упражнения способствуют лучшему овладению процессом говорения.
Эффективно помогают глупые вопросы взрослых или игра в Незнайку, как называют ее психологи. Неговорящий ребенок указывает на какой-либо предмет с целью получить его, родители спрашивают, что ему нужно, но не могут никак угадать. Пример: малыш тянется за яблоком, мама говорит: «Что тебе дать? Лопатку? Кружку? Воду?». Это будет отличным уроком для маленького крохи, придет осознание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.
Логопеды и психологи отмечают, развитие говорения проходит легко и непринужденно у детей, с которыми активно разговаривают родители еще с перинатального периода, когда кроха жил в животике у мамы. После рождения не стоит прекращать игровую деятельность, петь песенки, читать сказки и стихи. Малыш не может говорить, но ежедневный монолог родителей, пение, знакомство с окружающим миром способствуют активному говорению в дальнейшем.
Источник