Что обеспечивает коррекцию нарушений развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Екатерина Погорелова
Комплексный подход к коррекции нарушения функциональной системы движения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, и это понятно, поскольку в любой стране нужны личности активные, здоровые, творческие, гармонично развитые!

Распространение в нашей стране процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — неоднородная группа, к ним относятся: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС, со сложными дефектами и др.

В работе с дошкольниками индивидуальный подход обязателен!

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Хрупкость, не сформированности детского организма, требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития, подверженности простудным заболеваниям, привычки к двигательной активности, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы.

Двигательные, психические, сенсорные нарушения ребенка имеют разные причины, время, степень поражения, сопутствующие заболевания, вторичные отклонения, разный уровень здоровья и сохранных функций, но всегда сопровождаются нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы, от своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1—3 года и больше. Двигательную активность детей, требует дифференцированного и индивидуально-ориентированного подхода в выборе средств, методов, организационных форм адаптивной физической культуры, постановки и решения коррекционных, компенсаторных, сопряженных с процессом обучения, воспитания, физического, психического, личностного развития

данной категории детей.

В настоящее время выделяется несколько категорий детей с нарушениями развития:

дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие, первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;

дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;

дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;

дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабо выраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);

дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обусловливающее нарушения высших познавательных процессов;

дети с нарушениями развития аутистического спектра, представляющие собой полиморфную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями — нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, аффективные проблемы становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой;

дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных (сенсорное, двигательное, речевое, интеллектуальное) нарушений, например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др. Степень выраженности нарушений различна, поэтому выделены три уровня психического развития детей с комплексными нарушениями, что определяет специфику психолого-педагогической работы.

Для двигательной сферы характерны нарушения опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, согласованности дыхания и движения, несформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость.

Для ребенка с отклонениями в развитии приобрести социальный опыт, полноценно войти в общество, стать личностью — значит иметь перспективу устранения барьеров в образовании, культуре, физическом и интеллектуальном развитии.

Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Одно из основных условий социализации ребенка — это его здоровье, развитие всех систем жизнеобеспечения. Так как в младенческом и дошкольном возрасте ребенок полностью зависит от родителей, эта забота ложится на их плечи как самых заинтересованных лиц в здоровье и физическом развитии своего ребенка. В раннем возрасте ребенка семья самым различным образом может повлиять на его физическую активность — или способствовать и даже препятствовать ей. Препятствующими факторами часто являются гипер-опека, боязнь травм, простуды, переутомления, непонимание роли движения в жизни ребенка в двигательной активности нуждаются все дети — и больные, и здоровые, каждый ребенок испытывает потребность в движении, эмоциях, общении. Физическая культура предоставляет все возможности для удовлетворения этих потребностей. В семье, где есть понимание, хорошие традиции, осознанное отношение к здоровью ребенка, родители сами создают условия для его развития. Это с раннего возраста посещение секций, упражнения утренней гимнастики в сочетании с закаливанием и «домашним» плаванием, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие игры в условиях «домашнего стадиона», прогулки на свежем воздухе в любое время года, катание на велосипеде (трех- и двухколесном, на санках, лыжах и т. п.

Источник

 Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в группе по коррекции нарушений устной и письменной речи.

Учитель-логопед  первой квалификационной категории

ГБОУ ЦППРиК «Радуга жизни»

Матросова Марина Владимировна 

Москва 2013

   Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается в настоящее время  как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

     Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

      Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей  с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений Инклюзия – современная стратегия специального образования, направленная на  обеспечение полного вовлечения ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения и социума.

     Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  1. взаимное уважение;
  2. толерантность;
  3. осознание себя частью общества;
  4. предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  5. взаимопомощь;
  6. возможность учиться друг у друга;
  7. возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

     В современном образовании речь рассматривается как одна из основ обучения и воспитания детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми. А так же их общее интеллектуальное развитие и социализация.

     Работа с детьми с ОВЗ  проводится мною в рамках группы для детей с нарушениями письменной речи. Разработана и адаптирована для годичного курса «Программа для детей 7-8 лет по предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи».

    Основными задачами логопедической работы с детьми с ОВЗ данного направления являются:

  1. коррекция нарушений устной и письменной речи,
  2. стимуляция речевой деятельности,
  3. развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.

     Дети с ОВЗ чаще имеют выраженные сложности с процессом объяснения, доказывания, обоснования, формулировки правил и мыслей в целом. Поэтому очень важно развивать умение и желание общаться. Чем выше активность детей, чем больше их вовлеченность в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.  Мне, как логопеду, важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность.

     С самого начала обучения мы вырабатываем у детей умение отвечать с места. И каждое высказывание мотивируется  педагогом.

Постепенно вводим ряд правил, которые систематически повторяются в неизменном виде.

Например:  

— Парта — это не кровать, и на ней нельзя лежать!

— Я с осанкою дружу, я на парте не лежу.

— Спину прямо, ноги вместе, я легко сижу на месте.

— Аккуратно я пишу, я диктую, не спешу.

     По мере изучения программного материала, вводим правила по каждой теме. Моя задача сделать правила простыми и понятными всем учащимся. Правила обговариваются и акцентируются эмоционально с использованием жестов (мнемотехнические приемы).

— Есть гласный — есть слог. Нет гласного — нет слога (движение рукой).

— Один согласный звук слогом не может быть НИ-КОГ-ДА! (отрицательный жест рукой и головой).

— Предлог — отдельное слово! (движение руками в разные стороны).

— Ю в начале (слова) – 2 звука (показываем 2 пальца), Ю после гласного – 2 звука (показываем 2 пальца).

— После точки ВСЕГДА большая буква (эмоционально — интонационный акцент).

— Звук Ж — ВСЕГДА твердый (эмоционально — интонационный акцент).

    Эмоциональная окрашенность вместе с выразительными движениями руками, головой и приемами мнемотехники облегчают запоминание и повышают интерес ребенка к заучиванию правил.

Актуализация полученных знаний и осмысленное применение правил формируется систематическими вопросами:  «Объясни, почему?», «Почему ты так решил?», «Согласна. Объясни, почему?», «Расскажи Ване, почему ты думаешь именно так?», «Разве звук А гласный? Объясни, почему?», «Как ты догадался?», «Как проверить?»

Вначале ответы детей основываются на одном, нескольких или на сочетании заученных правил.

Правила подкрепляются:

четкими таблицами,

цветными справочными заметками,

разнообразными понятными схемами,

которые вывешиваются на доске и остаются там до окончания соответствующего цикла программы.

     Во время объяснения  учебного материала особое внимание я уделяю тому, чтобы:

  1. расставлять эмоционально- интонационные акценты,
  2. показывать и выделять причинно-следственные связи,
  3. выстраивать ассоциативные ряды,
  4. объединять правила между собой, формируя систему знаний.

     Именно на понимании взаимосвязи простых правил может строиться в дальнейшем усвоение и понимание учебного материала в целом. Этот набор правил помогает детям на начальном этапе планировать и программировать свои высказывания, ответы. Возможность ясно и понятно ответить на вопрос активизирует детей, мотивирует отвечать еще и еще.

Мы все хорошо знаем: чтобы ребёнок чему-то научился, нужно обеспечить ему первый успех. А грамотно заложенная мотивация, использование на занятиях методов и приемов, способных поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, опосредуют результаты деятельности на всех ее уровнях, влияют на операционную структуру речевой деятельности, на количественные и качественные ее показатели (Леонтьев А.А., Воробьева В.К.).

     Кроме того, в работе с детьми с ОВЗ я использую приемы:

«Объясни марсианину». Логопед выступает в качестве «марсианина», который ничего не знает и требует все более и более подробных уточнений.

«Шифровки». Дети по одному или вместе «расшифровывают слова», предложения, задания.

«Расскажи, что мы делали на прошлом занятии, в прошлом упражнении». Логопед просит ученика описать, напомнить ему или кому-то еще, какие задания выполняли, что изучали.

«Ты — учитель». Логопед и ученик меняются ролями для выполнения какого-то задания.

«Объяснение для  мамы». После занятия логопед просит одного или нескольких учеников объяснить ожидающим их родителям, что они делали на занятии или что надо сделать в домашнем задании.

С помощью подобных приемов мы не только обучаем детей, но и формируем желание общаться, обмениваться своими наблюдениями и знаниями с друзьями и близкими, воспитываем желание участвовать в совместном обсуждении, выслушивать своих товарищей и выступать самому, формируем культуру общения.

     Интересным является прием создания проблемных ситуаций, в которых активизируются познавательные процессы, и мотивируется речевая деятельность учащихся с ОВЗ. Логопед побуждает детей к рассуждению, построению простейших умозаключений, связных монологических высказываний.

     Например, прием «Я ошиблась».  Детям нравится, когда я «симулирую» ошибку, а они ее исправляют.  Я пишу на доске и диктую: ж-ы-в-о-т. Дети обязательно  замечают ошибку. Тогда я начинаю «доказывать» свою правоту: — Слышим Ы! Звук Ж твердый!

Дети неизменно отвечают:

– Пишем И.  Есть правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

    Такие приемы значительно оживляют занятия, мотивируют учащихся к речевой деятельности, ставят их перед необходимостью высказаться, возбуждают интерес и желание поделиться, рассказать, пообщаться. Закрепление и повторение изученного материала перестает быть нудной рутиной, а интерес учащихся сохраняется и даже усиливается по мере овладения знаниями и навыками речевой учебной  коммуникации, что так актуально для детей с ОВЗ.

     Так, к концу учебного года дети без страха и смущения, с интересом отстаивают свою точку зрения, оспаривают неверные утверждения товарищей, отвечают на проблемные вопросы педагога. Ответы с места и у доски перестают быть для детей стрессогенным фактором.

Таким образом, в результате, в процессе работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, мы решаем задачу развития коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития, что способствует более полному вовлечению ребенка с особенностями развития в жизнь общества.

  © 2013 Матросова М.В.        

Источник

Мария Волкова
Дети с ОВЗ. Виды отклонений

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми

сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения.

Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.

Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения.

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Источник