Что нужно для развития новорожденного ребенка

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о раннем развитии, что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…
Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.
Развивать новорожденного нужно обязательно
Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.
Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.
Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.
Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного, не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.
Я же далее приведу варианты, как развивать новорожденного, которые подойдут здоровым деткам с самого рождения.
Когда развивать новорожденного
В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного, а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.
Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.
Развивающие игры и занятия для новорожденного
- Выкладывание на живот
Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот.
Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.
Маленький совет: старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.
Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.
- Занятия на фитболе
Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:
1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:
Мяч катится вперед-вперед-вперед,
Мяч катится назад-назад-назад,
Вперед-назад, вперед-назад,
Уже пора слезать!
2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.
Я прыгун — веселый мячик,
Не люблю того, кто плачет,
Не люблю того, кто плачет,
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
А люблю того, кто скачет
Посмотрите несколько
- Оттолкни мяч
Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!
- Массаж ручек
Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.
Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.
Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.
Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек
- Игры с погремушками
На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками. Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте здесь) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.
Маленький совет: во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.
Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.
- Игры в ванной
Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного. Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:
Водичка, водичка,
Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.
- Музыкальные минутки
Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением. Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:
- Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
- Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
- Танцы на руках
Во время прослушивания музыки или пения вы можете «танцевать» с ребенком на руках. Естественно, поначалу это должны быть только очень медленные и плавные движения – легкие наклоны и повороты, неглубокие приседания. Ваша цель сейчас – не в том, чтобы разучить сложные па, а в том, чтобы обогатить эмоциональный мир крохи и дать ему возможность получить новые, необычные впечатления от перемещения собственного тела в пространстве.
Теперь вы знаете, как развивать новорожденного, и я уверена, обязательно проведете непродолжительные минуты бодрствования вашего малыша с большой пользой для него. Благодаря вашим занятиям к концу месяца малыш порадует вас многими достижениями.
Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни
- Следит за движущимся горизонтальным предметом
- Лёжа на животе, пытается на короткое время приподнимать головку
- Задерживает взгляд на лице другого человека
- Сознательно улыбается
- Узнаёт маму
- Реагирует на звон колокольчика
Обязательно играйте с ребёнком! Нехитрые занятия позволят лучше узнать своего кроху, наладить с ним контакт и почувствовать радость материнства. В следующий раз я расскажу о том, какие развивающие игры и занятия вы сможете проводить с чуть подросшим ребеночком, которому исполнится 1 месяц.
Понравилась статья? Не забудьте поделиться с друзьями ссылкой, нажав на кнопочки социальных сетей.
Недавно стали мамой малыша?
Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!
Вам будет интересно:
Источник
(Или как заморочиться молодой маме)
Книгу «После трех уже поздно» читали все. Кто еще не читал, я вам завидую: этот момент, когда перед вами открывается понимание, что ваш ребенок уникален и полон возможностей — оно бесценно, читайте скорее. В общем, читали-то многие, а вот, что конкретно делать и в каком возрасте, всё равно до конца неясно. Поэтому, поскольку я пошла по второму кругу, расскажу в двух словах, что такое полезное можно начать делать с младенцем до трех месяцев при этом особо не напрягаясь.
Ребенка должны окружать звуки, цвета, запахи, тактильные ощущения — так он быстрее развивается, нежели находясь целыми днями в тишине в комнате, где ничто не притягивает взгляд и совсем не на что смотреть. Ребенок впитывает в себя как губка новую информацию на основе полученных ощущений. Проанализируйте, что он слышит, чувствует. обоняет в течение дня, что ему видно из его позиции? Все развитие младенца основано на душевном спокойствии ребенка, на фоне которого стимулируется различные органы чувств.
Итак, что можно делать:
1. Включать музыку. Пусть у ребенка с пеленок формируются зачатки музыкального слуха. Я предпочитаю включать академическую. Это то, на что мой ребенок хорошо реагирует и внимательно слушает. Лучше всего идет 5-я симфония Бетховена, финал из оперы Пер Гюнт Эдварда Грига, Времена Года Вивальди и Карнавал Животных Камиля Сэн Санса. На очереди Чайковский с Вальсом Цветов, Моцарт и Вагнер с Полетом Валькирий. Мы вводим все постепенно, смотрим реакцию. Вы можете подобрать другие композиции. Музыка должна звучать небольшими блоками не больше 15 минут, чтобы не перегружать нервную систему малыша.
Ну а если вы сами еще «не доросли» до классики, включайте качественную мелодичную музыку любимых исполнителей или даже звуки природы, таких записей много в том же ВКонтакте.
2. Укреплять опорно-двигательный аппарат и стимулировать ползание. Для этого надо выкладывать почаще на живот, делать легкий поглаживавший массаж, легкие (очень легкие) пощипывания, чтобы укреплять мышцы рук, ног, спины, шеи, груди. Разглаживать ладошки, раскрывать ручки и ножки. Внимание — не трогаем область сердца, позвоночник, суставы, живот гладим всей ладонью по часовой стрелке. Укреплять мышечный корсет очень важно. Так ребенок скорее начнет ползать, а ползание, как ни удивительно, — это важный этап умственного развития. Об этом у меня есть отдельная подробная статья вот тут.
Помимо массажа, ближе к трем месяцам ребенку можно начинать вкладывать в ручки предметы, разные на ощупь. Проводить его ладошкой по различным тканям, ребристым поверхностям, расческе, папиной щетине и т.д. Все это стимулирует множество нервных окончаний на пальчиках. А кстати, если вы не знаете, в мозгу центр мелкой моторики рук расположен очень близко к центру речи, так что ползать, опираясь на ладошки, да еще и по разным поверхностям, и трогать все на ощупь очень важно.
3. Как можно больше говорить с ребенком. Называть его по имени, называть и многократно повторять действия, которые вы с ним проделываете, чтобы он поскорее их запомнил. Мне кажется, в месяц Анатолий уже реагирует на слово «купаться» и затихает, хотя и хочет есть и спать. Купаться он очень любит. В дальнейшем очень важно развивать пассивную лексику ребенка даже в таком юном возрасте. Постоянное наращивание словаря ведет к стимуляции памяти, мышления и умственных способностей в целом. А когда-нибудь вся пассивная лексика обязательно перейдет в активную.
4. Стимуляция зрения. Новорожденный плохо различает цвета и фокусирует взгляд. Чтобы помочь ему, можно купить или смастерить мобиль — подвеску с изображениями над кроваткой, которые будут висеть на разной высоте, раскачиваться и заставлять фокусировать взгляд. Первые картинки для малыша должны быть черно-белыми, потому что черный и белый — это максимально контрастные цвета. Картинки должны иметь разные узоры, иметь как плавные изогнутые линии, так и острые углы. Поначалу узоры должны быть не очень сложные и крупные, позже их можно усложнить, добавить больше деталей и разнообразить формы. Очень скоро в узоры можно добавить другие интенсивные цвета, например, красный и желтый. И так постепенно расширять диапазон.
Первый мобиль для Анатолия я нарисовала сама маркером на бумаге и просто подвесила на веревочку к ветке.
Альтернативой или дополнением мобилю может стать развивающий коврик. Принцип выбора тот же: динамичные цвета и высокие дуги, чтобы не портить зрение малыша излишне близким расстоянием для фокусировки.
Вот, на мой взгляд, правильный коврик, но боюсь, его сейчас трудно найти в продаже. Это Shangrila от Kushies. Но, мне кажется, можно найти что-то подобное с высокими дугами и сейчас.
Когда вы ходите с ребенком на руках, показывайте ему все, что есть в доме, называйте эти предметы, останавливайтесь у самых контрастных, чтобы ребенок мог рассмотреть их. Например, подойдут узоры на обоях, картины на стенах и пр.
5. Если идея освоения иностранного языка вам близка, то очень скоро можно понемногу (так же небольшими блоками по 15 минут) включать иностранную речь. Это могут быть любые аудиосказки, радиопередачи или аудиокниги. Таким образом ребенок будет впитывать интонации иностранной речи, что в последствии должно хорошо отразиться на его акценте.
6. Примерно в месяц или в тот момент, когда вы почувствуете, что ребенок неплохо держит голову, его можно начинать купать уже не в ванночке, а в большой ванной с кругом на шее. Это просто удивительно, как быстро они осваиваются в воде и моментально начинают плавать как лягушата. Ну и конечно, от этого у них не только развивается вестибулярный аппарат, улучшается крупная моторика, но и укрепляется мышечный корсет. У нас вот такой круг:
7. Пассивная программа равновесия. Существует такое понятие, как мануальный интеллект. Чем выше мануальный интеллект у ребенка, тем лучше он, ребенок, ощущает себя в пространстве, он легко справляется с различными видами физической активности: ползает, ходит, бегает, прыгает, держит равновесие, в общем, полностью контролирует свое тело. Есть несложная программа упражнений, которую, кстати, родители часто выполняют даже не подозревая о ней)) Подробно я писала тут.
8. Закаливание. Про закаливание написано очень много, я просто повторю основные пункты: не кутать, не надевать чепчик без необходимости, купать в прохладной воде (мы снижали Алисе температуру воды на пол градуса каждые несколько дней и доводили с 37 до 29, при этом ей было вполне комфортно, она много двигалась, плавая в круге в ванной и не мерзла), устраивать контрастный душ, не паниковать при первом ветерке, не бояться кондиционеров. Если соблюдать меру, очень скоро ребенок привыкнет, и прогулка босиком по траве или лужам не будет чем-то немыслимым, а естественные силы организма будут лучше противостоять болезням по крайней мере до сада).
9. Ну и главное правило — баловать себя, делегировать свои обязанности всем, кому возможно: мужу, бабушкам, приходящей уборщице (сейчас, благо, это уже не роскошь), бытовой технике, но быть в прекрасном расположении духа, не ссориться с мужем по пустякам и поддерживать всеми силами у себя хорошее настроение, потому что только в теплой дружеской атмосфере и в гармонии любви ребенок сможет хорошо развиваться, не тратя свою энергию на переживания негативных материнских эмоций. Дети, даже двухнедельные, они всё чувствуют. Не зря же говорят, что до полугода у ребенка и мамы одна аура.
Всем любви и счастья материнства!
Источник