Что называют нарушенным развитием ребенка

Что называют нарушенным развитием ребенка thumbnail

Сформировались
различные аспекты уровневого подхода
к анализу нарушений речи и других
отклонений в развитии, в том числе —
деятельностно-процессуальный и
симптомологический. Основываясь на
этих подходах, речь ребенка рассматривается
как специфическая, иерархически
организованная деятельность. Выделяются
разные уровни порождения речевого
высказывания: мотивационный, смысловой,
языковой и сенсомоторный. При разных
видах нарушений развития у детей
отмечается несформированность одного
или нескольких из названных уровней.
Как всякая другая деятельность, речь
характеризуется мотивированностью,
целенаправленностью, определенной
структурой. В системе (или структуре)
порождения речевого высказывания могут
нарушаться один или несколько звеньев,
а иногда сформированными оказываются
все звенья этой системы. Соответственно
коррекционная работа направляется на
формирование отсутствующего компонента.

Недоразвитие
речи отрицательно влияет на общее
психическое развитие ребенка, затрудняет
его общение с окружающими. Речевые
нарушения отмечаются практически при
всех видах отклонений в развитии детей:
при умственной отсталости, при задержках
психического развития, при детском
церебральном параличе, при нарушениях
слуха, зрения. Однако в каждом из названных
случаев нарушения речевой деятельности
имеют своеобразный характер и специфическую
структуру. В каждом случае требуется
особая система коррекционно-воспитательного
воздействия.

Одни
нарушения носят центральный характер,
другие — периферический. В одних случаях
нарушается речевое либо интеллектуальное
развитие, в других выявляется сенсорный
дефект (нарушения слуха, зрения и т.д.),
иногда нарушения касаются двигательной
сферы. Одни нарушения более легкие,
другие носят тяжелый органический
характер. В последнее время чаще
встречаются не тяжелые, а слабо выраженные
(или, как их еще называют, парциальные,
частичные) нарушения, но в их комбинозе
(сочетании), что делает затруднительным
их выявление, оценку и организацию
коррекционного воздействия.

Недоразвитие
органов слуха и зрения лишает ребенка
важнейших источников информации, что
приводит к задержке психического и
речевого развития, особенно если ребенок
лишился слуха или зрения в раннем
возрасте. Степень выраженности отставания
в психическом развитии зависит от
причин, тяжести и времени возникновения
нарушения слуха или зрения. Чем раньше
и тяжелее нарушены слух или зрение, тем
более выражена у ребенка задержка
психического и речевого развития.
Недоразвитие всех компонентов речи
(звукопроизношения, словаря, грамматического
строя, связной речи) тормозит формирование
абстрактно-логического мышления ребенка.
Большое значение для состояния ребенка
имеет и характер коррекционного
воздействия зрения, своевременно
получивший коррекционное воздействие,
в дальнейшем интеллектуально развивается
нормально. В то же время есть дети, у
которых нарушение слуха или зрения, а
следовательно и речи, протекает на фоне
умственной отсталости. Иногда дефекты
слуха или зрения у ребенка сочетаются
с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с различными соматическими
и нервно-психическими нарушениями.

У
детей с нарушением зрения (слепых или
слабовидящих) отмечается ограниченность
знаний и представлений об окружающем,
недостаточность абстрактного мышления,
неточная предметная соотнесенность
слов. Нарушение зрения тормозит развитие
двигательных навыков, у детей невысокая
моторная активность, оптико-пространственное
недоразвитие, общая медлительность,
повышенная утомляемость и истощаемость.

Нарушение
зрения сказывается на взаимодействии
необходимых для правильного развития
речи анализаторных систем: слуховой,
двигательной и тактильной. У детей
отмечается замедление темпа психического,
в том числе и речевого развития. У такого
ребенка значительно сужены возможности
общения, взаимодействия с окружающим
миром; он нуждается в помощи взрослого
при организации предметной и игровой
деятельности. Его информативные связи
сужены, ребенок не может нормально
общаться с окружающими.

У
детей с глубокими, тяжелыми нарушениями
зрения отмечаются системные нарушения
речи (несформированность
фонетико-фонематической и
лексико-грамматических сторон). Состояние
психических процессов детей с нарушениями
зрения зависит от макросоциальной
среды, от стимулирования общей и речевой
активности ребенка и от ряда других
факторов. У детей дошкольного возраста
часто встречаются нарушения в развитии
речи. В этой группе нарушений отмечаются
отклонения в развитии звуковой стороны
речи.

Есть
дети, у которых полностью не сформирована
система фонем (звуков родного языка):
они пропускают, искажают, заменяют
разное количество звуков всех фонетических
групп. В основе этого могут лежать
дефекты строения артикуляционного
аппарата, нарушение его подвижности,
деятельности, нарушения фонематического
восприятия (ребенок не слышит звуков
речи к их последовательности в словах
— какой звук первый, последний и т.д.; не
различает (не дифференцирует) близкие
по звучанию фонемы: шипящие-свистящие,
твердые-мягкие, глухие-звонкие звуки и
др.). Иногда неправильное звукопроизношение
связано с дефектной речью окружающих,
ребенок говорит плохо, подражая
неправильной речи взрослых. Нарушение
звукопроизношения может быть следствием
педагогической запущенности, отсутствия
внимания к развитию речи ребенка. В
других случаях нарушение звукопроизношения
может быть проявлением какого-то более
серьезного, органического нарушения,
неполадок в центральной нервной системе
ребенка, ведь речь — это одна из функций
центральной нервной системы.

Читайте также:  Ребенок остановился в развитии в 2 года

Нарушения
звукопроизношения бывают простыми,
если нарушены один или несколько звуков
из одной фонетической группы, и сложными,
когда нарушены звуки разных фонетических
групп.

Некоторые
особенности звукопроизношения ребенка
младшего возраста расцениваются как
физиологические особенности речи, так
как примерно до 5 лет у ребенка еще
недостаточно развита подвижность
артикуляционного аппарата (артикуляционная
моторика) и недостаточно сформировано
фонематическое восприятие.

Для
детей с нарушениями речи характерны
меньший (по сравнению с нормально
развивающимися детьми) объем сведений
и представлений об окружающем,
недостаточность сенсорных, временных
и пространственных представлений,
снижение способности к запоминанию
зрительного и слухового материала,
недостаточная целенаправленность и
концентрация внимания, снижение уровня
психических обобщений, недостаточное
умение строить умозаключения, устанавливать
причинно-следственные связи и др. У этих
детей слабо развиты артикуляционная
моторика и мелкая моторика пальцев рук.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
нуждаются в комплексном, дифференцированном
и целостном воздействии на все стороны
развития и личности.

Иногда
задержка развития речи проявляется на
фоне задержки психического развития в
целом. В других случаях запаздывает
только речевое развитие. В ряду социальных
причин, вызывающих задержку речевого
развития, большое место занимает
воспитание малыша в доме ребенка, в
детском доме, ранний и длительный
госпитализм, что в совокупности
обозначается как социальная депривация.

У
умственно отсталых детей отмечается
недоразвитие — часто глубокое — всех
сторон психической деятельности, в том
числе и речевое отставание.

Полноценное
функционирование органов чувств и
моторики имеет большое значение для
психического развития, является основой
формирования сложных психических
процессов. Определенный уровень развития
сенсорных и моторных процессов в их
тесной связи с развитием речи составляет
фундамент формирования познавательной
деятельности ребенка. Развитие психической
деятельности у нормально развивающегося
ребенка и ребенка с отклонениями в
развитии идет по одним закономерностям:
от восприятия и представления к
наглядно-действенному, наглядно-образному
и затем к элементам понятийного мышления.
Во всех этих процессах большую роль
играет речь.

У
умственно отсталого дошкольника снижена
ориентировочная деятельность, активность,
нарушена моторика, отмечается низкий
уровень мотивированности и потребностей.
Наблюдаются недостаточность внимания,
слабость смысловых связей, бессистемность
имеющихся представлений, нарушение
памяти. Недоразвиты все компоненты
устной речи, касающиеся фонетико-фонематической
и лексико-грамматической сторон. Кроме
того, у умственно отсталых детей могут
быть все виды речевых нарушений как
сопутствующие проявления интеллектуального
дефекта. Может быть механическая дислалия
(нарушение звукопроизношения из-за
нарушения строения артикуляционного
аппарата), ринолалия (нарушение речи
из-за расщелины артикуляционного
аппарата), дизартрия (нарушение всей
звуковой системы речи из-за нарушенной
иннервации артикуляционного аппарата
— параличи, парезы), могут быть алалии,
афазии, заикание.

У
умственно отсталого ребенка в силу
недоразвития коры мозга медленно
развивается словарь, замедленно
формируются обобщающие понятия, дети
с трудом абстрагируются от конкретной
ситуации, их речевая продукция сводится
к использованию заученных речевых
шаблонов. Медленно и неточно осуществляется
перенос речевого опыта в сходные
ситуации, речь недостаточно регулирует
деятельность таких детей. Ребенок долгое
время общается только вопросно-ответной
формой, контекстная речь формируется
с трудом. Самостоятельный рассказ
сводится к простому перечислению
отдельных предметов и действий,
изображенных на картинке. Внимание к
речи окружающих и контроль за своей
речью у детей снижены. Проявляются
отставания от сверстников во всех видах
продуктивной деятельности: рисовании,
конструировании, лепке. Игры таких детей
часто носят элементарный подражательный
характер, изобилуют стереотипными
действиями. Новые сведения усваиваются
умственно отсталыми детьми медленно.
Их эмоциональные реакции инфантильны.
Нередко дети отстают от сверстников и
по показателям физического развития.
Недоразвитие интеллекта и речи
многовариативны. Они могут проявляться
в широком диапазоне — от глубокого
слабоумия с отсутствием понимания и
собственной речи (импрессивной и
экспрессивной речи) до сравнительно
неплохого развития, которое иногда
расценивается как низкая норма,
пограничное состояние.

Читайте также:  Ребенок развитие в утробе картинки

В
ряде случаев у детей наблюдается задержка
психического развития (ЗПР). Главное
отличие таких случаев от умственной
отсталости заключается в обратимости
имеющихся у ребенка особенностей
развития.

В
игровой ситуации эти дети обычно
достаточно активны, самостоятельны,
продуктивны. Недоразвитие их познавательной
деятельности проявляется преимущественно
при усвоении программного материала
дошкольного образовательного учреждения.

Часто
у детей с задержкой психического развития
отмечаются неорганизованность,
хаотичность деятельности, неуравновешенность
поведения, торопливость, беспечность,
отсутствие чувства ответственности и
другие индивидуально-психологические
черты. У таких детей наблюдаются слабость
волевых усилий, незрелость
эмоционально-волевой сферы, снижение
работоспособности, недостаточность
отдельных психических функций. Для них
характерны двигательная расторможенность
или, наоборот, вялость, апатичность,
эмоциональная неустойчивость,
импульсивность.

Недостаточная
выраженность познавательных интересов
детей с ЗПР сочетается с нарушениями
внимания, памяти, с замедлением скорости
приема и переработки сенсорной информации,
плохой координацией движений. Негрубые
нарушения речи проявляются в отставании
в развитии фонетико-фонематической и
лексико-грамматической сторон речи.

Выявлены
значительные различия в результатах
самостоятельной работы таких детей и
работы с помощью взрослых. Дети способны
принимать помощь, усваивать принцип
действия и переносить его на аналогичные
задания. Именно это и отличает детей с
ЗПР от умственно отсталых. Потенциальные
возможности детей с задержкой психического
развития достаточно высокие.

Тяжелые
нарушения общения наблюдаются при
раннем детском аутизме (РДА), который
проявляется уже в первые 2-3 года жизни.
Основным его симптомом является нарушение
общения, контакта ребенка с окружающими.
Ребенок погружается в мир своих фантазий,
собственных переживаний. Он замкнут,
отказывается от общения, не смотрит в
глаза окружающим, избегает телесного
контакта, ласки, близких. Для таких детей
характерна однообразная нецеленаправленная
двигательная активность: они могут
длительное время ходить по кругу,
выполнять стереотипные движения,
нашептывать что-то, выкрикивать отдельные
звуки и слова. Двигательное беспокойство
чередуется с застыванием в одной позе,
заторможенностью. Отличительной
особенностью детей с аутизмом является
неравномерность психического развития
в целом, а также отдельных психомоторных
функций. Интеллект детей с аутизмом
может быть нормальным, но развит
негармонично, бывает умственная
отсталость, и наконец, среди таких детей
встречаются одаренные.

Иногда
у ребенка бывает сложный дефект, так
называют сочетание двух и более нарушений,
в одинаковой степени определяющих
структуру аномального развития и
трудности воспитания и обучения ребенка.
Например, одновременные нарушения
зрения и слуха, зрения и речи, слуха и
моторики т.д. При осложненном дефекте
возможно выделение (определение) ведущего
или главного нарушения и осложняющих
его расстройств.

Сложная
структура дефекта отмечается при
снижении слуха, зрения, при умственной
отсталости у детей. У различных групп
детей по-разному представлено соотношение
нарушенных компонентов речевой и
интеллектуальной систем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

    

    Дети с нарушениями в развитии

       — общее наименование детей, имеющих разнообразные нарушения в психофизическом развитии.

       (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 63)

       Ч439.7

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека.
    2006.

    Смотреть что такое «Дети с нарушениями в развитии» в других словарях:

    • дети с нарушениями речи —    дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении. Сохранность предпосылок интеллектуального развития и нормальный слух отличают их от детей,… …   Дефектология. Словарь-справочник

    • Дети с нарушениями зрения — Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них осн. средствами познания окружающего мира становятся осязание и… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями слуха — Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без спец. обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, к рый позволяет им воспринимать лишь очень …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями речи — страдают отклонениями в развитии речи при первично сохранных предпосылках интеллектуального развития и нормальном слухе. Этим они отличаются от детей, страдающих умственной отсталостью, задержкой психич. развития, нарушением слуха и др., у к рых… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети — Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе орга нич. поражения ЦНС, к рое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Проблемы… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы. К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферия,… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата —    частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы.    К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями… …   Дефектология. Словарь-справочник

    • Дети с особыми образовательными потребностями —     Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в… …   Педагогический терминологический словарь

    • ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ — (англ. children with abnormal behavior, problem children). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. (умственная отсталость …   Большая психологическая энциклопедия

    • Дети с отклонениями в психическом развитии — Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Читайте также:  Что мы понимаем под развитием речи ребенка

    Книги

    • Дети с кохлеарными имплантами. Научно-популярное издание, Кукушкина Ольга Ильинична, Гончарова Е. Л., Бахшинян В. В.. Эта книга посвящена кохлеарной имплантации (КИ) — самому эффективному современному методу помощи при глухоте, позволяющему неслышащему человеку обрести полноценное восприятие окружающего мира… Подробнее  Купить за 854 руб
    • Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов, И. В. Королева. Российский профессор И.В. Королева (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи) и немецкий профессор П. Янн (Пфальцинститут) в своей книге рассказывают о… Подробнее  Купить за 249 руб электронная книга
    • Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии, Решетнева Галина Алексеевна, Минка Ирина Николаевна. В последние годы все больше рождаются дети с различными нарушениями функций центральной нервной системы, что может в дальнейшем привести к отставанию темпов психомоторного развития. В пособии… Подробнее  Купить за 87 грн (только Украина)

    Другие книги по запросу «Дети с нарушениями в развитии» >>

    Источник