Что можно наблюдать в развитии ребенка в
Инна Осипенко
Педагогические наблюдения в детском саду
Методика ведения педагогических наблюдений.
ВОСПИТАТЕЛИ ПРАВЫ В УТВЕРЖДЕНИИ О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯННО НАБЛЮДАЮТ ЗА ДЕТЬМИ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ. ОДНАКО ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НАБЛЮДЕНИЮ И РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДАЕМЫХ ФАКТОВ ПОМОГАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОЛНОТУ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.
Наблюдение за детьми в их естественном окружении — дома, в группе, на участке детского сада — один из методов, полезность которого доказана практикой.
Что такое наблюдение? НАБЛЮДЕНИЕ — ЭТО ПРОЦЕСС СБОРА ТОЧНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПОВЕДЕНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЁНКА В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ОН РАБОТАЕТ ИЛИ ИГРАЕТ ОДИН, ИЛИ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ. Во всех учебниках по дошкольной педагогике наблюдение трактуется как основной способ сбора информации для осуществления педагогической оценки актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.
Фиксация наблюдения — это процесс документирования наблюдаемого.
Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстранённого наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Первое даёт понимание уровня актуального развития, второе — позволяет выявить зону ближайшего развития
В основе наблюдений за детьми — уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.
РОЛЬ НАБЛЮДАТЕЛЯ ТРЕБУЕТ ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ, СПЕЦИАЛИСТА ВЫДЕЛИТЬ ДЛЯ ЭТОГО ВРЕМЯ И ИМЕТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ЗАПИСИ.
Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.
Объективное наблюдение— это фактическое утверждение: «Дима взял кубик и бросил его в Машу», «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом».
Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста,например: «Дима агрессивен», или «Марина ленива».
Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например,запись эпизода: «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.
Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:
«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре стро-ительства 50 минут».
Эта запись даёт следующую информацию:
• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.
• Гриша пригласил других детей.
• Он поделился с ними своими замыслами.
• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.
• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.
Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.
Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши
Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.
НАДЁЖНОСТЬ. Информацию можно считать надёжной, если тот или иной тип поведения отмечается постоянно; если разные наблюдатели фиксируют одинаковое поведение ребёнка.
ДОСТОВЕРНОСТЬ — очищенная (свободная от субъективной окраски) запись фактов; многократное повторение одних и тех же реакций (действий, способов) в различных ситуациях.Например:
«09.10.16. Дима выбрал самое сложное задание, увлечённо начал работу, нашёл цифры, правильно подобрал фломастеры, закрасил хвост у петуха. Через 3минуты интерес пропал. Отвлёкся на работу Маши. Свою работу не закончил».
«17.10.16. Дима сообщил, что будет делать высокую башню из кирпичиков. Положил друг на друга 3 кирпичика и принялся помогать Кирюше строить дорогу».
«19.10.16. Дима начал протирать листья у бегонии. Протерев два верхних листочка, переключился на рассматривание рыбок в аквариуме».
«23.10.16. Во время одевания на прогулку надел носки и ботинки, затем начал перебирать вместе с Сашей игрушки в его шкафчике».
Такие факты можно считать достоверными.Если бы вместо описания фактов мы увидели записи подобные таким: «Дима невнимательный, неусидчивый мальчик» или «Дима не умеет доводить дело до конца», то это были бы оценочные суждения.
РЕФЛЕКСИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УВИДЕННОГО — анализ собранных фактов, выстраивание в логической последовательности причин и следствий, понимание сути происходящего.
Например, отставание ребёнка по одному из параметров — не повод для паники. Нужно смотреть на картину в целом.
Выводы — обобщённая, согласованная точка зрения о ситуации в развитии ребёнка, основанная на достоверных фактах. Для того, чтобы выводы о ситуации в развитии ребёнка, о его индивидуальных особенностях и перспективах в развитии были объективны, следует избегать поспешных обобщений. Лучше иметь много гипотез, много точек зрения, чем одну, не подвергаемую сомнению. Чтобы сделать выводы, нужно документировать факты, а не обобщения, обсуждать факты с коллегами, родителями, специалистами и (если нужно что-то уточнить, то и с ребёнком.
Достижения — факты, свидетельствующие о позитивных изменениях в развитии ребёнка, субъективно и объективно значимая оценка результатов продвижения ребёнка в том или ином виде деятельности, оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих взрослых и личными результатами ребёнка.
Таким образом, процесс наблюдения должен быть целенаправленным, постоянным, объективным, интегрированным, рефлексивным, описательным и достоверным.
ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО ПРИ ВЕДЕНИИ НАБЛЮДЕНИЯ:
• ценится и процесс, и результат;
• сбор и запись информации производится в разнообразных ситуациях и в различных контекстах;
• важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах;
• согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов;
• анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений.
Формы фиксации педагогических наблюдений и другие способы сбора информации
Повествовательные или дневниковые заметки.
Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата.Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад, и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».
Карта наблюдения.
Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях.
Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.
Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.
Подсчёт частот и временных промежутков.
Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.
Портфолио.
Портфолио — это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа,выбранные им карточки с выполненными г: м числе и не завершёнными) заданиями, образцы речи, т. е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО:
• иллюстрация личностно-значимых событий в жизни ребёнка;
• активизация участия родителей и ребёнка в документировании (историографии);
• предоставление фактов для многосторонней оценки;
• обеспечение всех, кто принимает решения в отношении обучения, необходимой информацией о его прогрессе;
• вовлечение детей в осмысление своих индивидуальных особенностей, в анализ и оценивание своих достижений и перспектив.
Портфолио используется как дополнительный источник информации для анализа и оценки актуальной ситуации и перспектив в развитии ребёнка.
Эффективность и надёжность такого метода сбора информации зависит от опыта взрослых, так как рубрики и содержание портфолио всецело определяется самим педагогом и родителями.
Оформление портфолио начинают родители — приобретают папку, подбирают фотографии. Родители наполняют его информацией о семье и домашнем укладе, об интересах и домашних увлечениях ребёнка, о взаимоотношениях ребёнка с родственниками, ее соседями, о его мечтах и предпочтениях.
Вклад воспитателей — записи наблюдений, отчётные листы продвижении ребёнка в той или иной предметной области, тексты и высказываний и рассказов, рисунки, выполненные задания и другие свидетельства его активной учебной и творческой деятельности в группе. Воспитатели более конкретны и рациональны в оценке, более скептичны и скупы, часто ограничены наблюдениями по определённым областям знаний, заложенным в образовательных программах.
Родители более эмоциональны, разносторонни и искренни, в то тремя субъективны, их суждения иногда ошибочны. Нередко точка зрения на одни и те же особенности ребёнка у воспитателей и родителей существенно разнится и, что ещё более неприятно, воспитатели не замечают, не осмысливают и не используют информацию о ребёнке, предоставленную им родителями.
Разделы портфолио формируются творчески. В каждом детском саду и даже в отдельных группах детского сада они могут быть разными. К эстетическому оформлению портфолио единых требований нет, так же как нет поводов для высказывания претензий относительно количества и качества информации. Всё вместе целиком зависит от интереса и желания взрослых собрать материальные свидетельства роста и взросления ребёнка.
Ребёнок может самостоятельно отбирать для портфолио свои работы (рисунки, коллажи, фотографии и пр.) Детям нравится просматривать работы самостоятельно или вместе с воспитателем. Перебирая их, дети вспоминают, когда они сделали ту или иную работу, рассказывают о том, что она означает для них.
Источник
Воспитатель МБДОУ №92 Сайфутдинова Алия Ахметовна
город Оренбург
«Природа — это книга,
которую надо прочитать
и правильно понять…»
(М. Налбандян)
Отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город, постарайтесь использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и неживой природой. За чем же можно наблюдать в природе?
Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. Формировать умения видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного.
Для ребенка любое действие – игра. Наблюдая за окружающей жизнью ребенок научится видеть то, на что не обратил бы внимание взрослый человек. Задача взрослого правильно проговаривать наблюдаемое действие. Увиденное ребенком изменения дает возможность мышлению, развитию речи, описательному рассказу. Взрослые не должны лениться говорить с ребенком. Вопросов много, нужно находить много ответов.
Учите видеть и наблюдать за растениями и животными. Сравнивать их с героями мультфильмов, сказок, рассказов. Каждое новое в увиденном – закреплять в рисунке, в описательном коротком рассказе.
Знакомство и наблюдение за сезонными изменениями в природе могут помочь ребенку увидеть в грустном радостное, в грязном красивое, в неинтересном – трогательное. Дождь, который помешал прогулке можно показать как сказочное происшествие – земле нужно «подпитаться». В солнечный жаркий день придумать солнечные ванны для растений. В снежный день – окутать одеялом природу.
Учите видеть людей – пешеходы, жители города, сезонная одежда, настроение, походка… Замечая сходства и различия ребенок научится сравнивать, замечать перемены настроения, научится радоваться и сострадать, особенно в наше время, когда за нехваткой внимания теряем любовь, сострадание, терпимость…
Во время наблюдений в природе дети научатся различать величину, форму, цвет, характер поверхности. При наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые звуки, привычки. Так дети начинают более внимательно наблюдать за повадками домашних питомцев. Увидев что-то новое – делиться впечатлениями, показывать в движении, придумывании новых игр. В наблюдении за птицами научатся видеть повадки, характер, передвижение, как и чем питаются, как можно им помочь. Это все дает возможность ощутить нужность окружающему миру.
Все зависит от фантазии взрослого. Ребенок подхватит ситуацию. Тем самым, ребенок научится видеть, наблюдать, рассматривать, замечать, и, в конце концов, составлять рассказы, а в дальнейшем, уже обучаясь в школе – писать, описывать, сочинять. В правильном подходе к наблюдениям взрослые помогают ребенку во всестороннем развитии. С маленьким человеком нужно говорить по-взрослому. Объяснять по-взрослому. Только тогда ребенок научится мыслить, говорить, видеть, наблюдать.
В процессе наблюдения взрослый задает вопрос, в котором обязательно должен заключаться предмет исследования, наблюдения, объект. Наблюдаемое действие сравнивать между собой, показывать взаимосвязь с различными явлениями природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями того, что видят дети в данный момент. Чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике.
Важно, чтобы диалог с ребенком – когда они не только слушают, но и еще обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепятся в их сознании. Так ребенок учится проговаривать новые слова, составлять предложения, описывать ситуации.
Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.
Если проводить наблюдения регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, но для этого он должен видеть ваш интерес наблюдаемому объекту.
В сердце каждого ребенка наполнено особым светом к удивительному миру природы, звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет его смотреть, слушать, думать.
Так задача педагогов и родителей научить наблюдать за происходящим, а для этого самим нужно замечать интересный загадочный мир природы.
Источник
— Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз!
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек — семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал.
(Из разговора Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Артур Конан Дойль «Скандал в Богемии»)
Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так могут? Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься. Не тренируя наблюдательность в детстве, мы лишаем наших детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в путешествиях, в общении, да и просто в повседневной жизни. Для того, кто умеет подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее.
Наблюдение в действии
Попробуйте провести такой эксперимент. Посмотрите с ребёнком какой-нибудь старый советский мультфильм. У хорошего режиссера каждый кадр продуман и насыщен необходимыми деталями, цветом, движением. С первого просмотра всё не уловить. Поэтому сначала лучше посмотреть мультфильм целиком (для общего впечатления), а второй – сознательно обращая внимания на детали. Останавливайте мультфильм, рассматривайте статичное изображение и снова двигайтесь вперёд. Ребёнок, научившись «наблюдать» в статике, научиться «считывать» информацию и в движущемся изображении. Сначала вы подсказываете ребенку, а потом он сам живо включится в игру. Давайте, к примеру, возьмём старый советский мультфильм 1967 года «Варежка». Помните в нём маленькая девочка мечтала о щенке, но слишком занятая мама не обращала внимания на ребёнка… А потом появился щенок – из обычной детской варежки. Это был первый в СССР кукольный мультфильм, тепло принятый за пределами страны и ставший классикой мировой мультипликации 20-го века. Персонажи мультфильма выразительны и обаятельны, слов не произносят – только смотрите за ними и тем, что их окружает. А теперь попробуйте ответить на простые вопросы, связанные с изобразительным рядом и звуковым фоном мультфильма:
1. Какая музыка звучит в начале мультфильма? (веселая или грустная?)
2. Что слышно кроме музыки? (Лай собак, смех, хруст снега, дыхание, скрип двери, скрежет?)
3. Когда ускоряется и когда замедляется музыка?
4. В какие моменты становится тихо (не звучит музыка)?
5. Когда звучит барабанная дробь?
6. Как девочка стучится в дверь?
7. Как собаки узнают, что им нужно бежать? (выстрел?)
8. Как мама понимает, что девочка привела щенка в дом?
9. Как мама сердится? (рвет на себе волосы?)
10. Как девочка журит собаку?
11. Когда варежка превратилась в щенка? Когда щенок обратно превратился в варежку?
12. Сколько собак участвовало в соревнованиях?
13. Какой был приз?
14. Чем были похожи хозяева и собаки?
15. Кто главный на соревнованиях?
16. Кто первым нашёл палочку?
17. Какого цвета пальто на девочке? А ботинки? А шапка? И чем шапка девочки отличается от шапки мамы?
18. Какой дом у девочки? В нём есть игрушки?
Это лишь примерный список «наблюдательных» вопросов. Наверняка, можно заметить ещё много другого в этом мультфильме. Например, как ведет себя занятая мама. Двигается она немного несуразно, постоянно что-то задевает, роняет, не замечает ничего вокруг. А девочка? Когда эмоциональна? А когда угнетенно послушна? В какой момент подносит пальчик ко рту? Какой наклон головы? А ещё обратите внимание на цветовое решение: главные герои более яркие, остальные серые, невзрачные. Кстати, деталь для взрослых – на диване есть дырки, а мама курит. Вывод напрашивается сам. Вот сколько информации внимательному наблюдателю может дать десятиминутный мультфильм.
Что такое наблюдательность?
Немного о терминах. Наблюдение – это процесс восприятия и запоминания, наблюдательность — активная форма чувственного познания человеком окружающей его действительности. То есть чем наблюдательнее человек, тем он лучше чувствует окружающую действительность. Разве не всем родителям хочется, чтобы их ребёнок лучше понимал всё, что его окружает?
Если у вас есть цель – развитие наблюдательности — что делать? И что нужно? Уши, нос, глаза, тело, время… Да только вот со временем всегда возникает проблема. А наблюдать с детьми нужно неторопливо, размеренно, без мыслей о работе и остывшем ужине.
Развивая наблюдательность – мы развиваем в детях и другие качества. Внимательность и усидчивость, умение сосредотачиваться и доводить дела до конца. Польза огромная.
А ещё нужен интерес. Это такой моторчик для движения вперёд. Бывает так, что интерес растворяется в житейских проблемах, и мы перестаём удивляться и замечать какие-то детали, небольшие события и изменения в окружающем мире. Тогда интерес надо возрождать. Но на это опять требуется время…
Наблюдая с детьми, вы поймёте, что смотря на один и тот же объект, часто видите совершенно разное. Это открытие позволит вам лучше узнать своего ребёнка и насладиться совместным процессом наблюдения.
О зрительном наблюдении хорошо написал К. Паустовский: «Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
Игры и идеи для наблюдения с детьми
Если вы хотите развить свою наблюдательность и наблюдательность детей, то возможно вам помогут несколько несложных упражнения. Шаг за шагом, и вы вместе сможете лучше запоминать лица людей и окружающие предметы, обращать внимание на детали, замечать то, на что раньше вряд ли обратили бы внимание. Кроме просмотра мультфильмов и фильмов «с пристрастием», есть и другие занятия.
1. По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Проявите фантазию! Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. (В этом случае удобны книги с картинками, на которых много деталей). Ещё один вариант этой игры – посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).
2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, — даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет.
Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И получится… фильм. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений.
3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что ещё вчера ускользало от вашего внимания.
4. Вы стоите в очереди в магазине. Неожиданно попросите ребёнка закрыть глаза и спросите, во что одет человек, который стоит впереди вас. Это задание можно выполнять в любом месте. На детской площадке можно попросить ребёнка закрыть глаза и назвать цвет глаз и волос у тех, с кем он играет. Можно усложнить задание, предложив ребенку следующее: «Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту от самого маленького до самого высокого».
В помещении или на улице можно предложить ребенку следующее упражнение: «Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, цвет, размер».
5. Помните слова из известного сказки С. Козлова: «Прямо над ними плыло три облака. Одно было похоже на Медвежонка, второе — на Зайца, а третье — на Ослика». Наблюдайте за облаками вместе с детьми, ищите в них земные образы. Но можно и наоборот: искать образы облаков в земных предметах. Иногда развесистый дуб может напоминать кучевое облако…
6. Помните шутку о том, что бесконечно наблюдать можно за горящий огнём, льющейся водой и работающим человеком. А также интересно смотреть, как дети оживляют обыденные предметы. Вот игра, которую проводит в начале занятий ведущая одной детской студии. «Нужен шерстяной, а лучше, пуховый платок и несколько человек. Один берет платок и сворачивает его так, чтобы было похоже, например, на кошку — остальные отгадывают. Следующий, скажем, разворачивает платок и накрывается им, закрывает глаза, храпит, остальные дети хором догадываются: «одеяло»! И так каждый, не повторяясь, «оживляет» обычный платок. Один круг, второй, третий… А на следующем занятии — другой предмет. Дети учатся наблюдать, смотреть, как представляет другой, внимательно, доброжелательно, заинтересовано, и показывать так, чтобы не только самому было понятно, что ты загадал».
Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным.
Источник