Что эриксон выделяет в развитии ребенка

Что эриксон выделяет в развитии ребенка thumbnail

Эрик Хомбургер Эриксон, являясь последователем Зигмунда Фрейда, расширил психоаналитическую теорию, создав свою схему развития ребёнка. Он стал рассматривать развитие в широкой системе социальных отношений, выделил 8 стадий психологического развития (у Фрейда их 5).

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0 – 1 г.

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Раннее детство (мышечно-анальная стадия) 1 – 3 года

В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

Детство (локомоторно-генитальная стадия) 3 – 6 лет

Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции – совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

Школьный возраст (латентная стадия) 6 – 12 лет

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Отрочество и юность (12 – 20 лет)

Подростковым возраст и юность – период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

Ранняя зрелость (20 – 25 лет)

В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

Средний возраст (25 – 65 лет)

Это период зрелости, он самый длительный. Основное – это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Поздняя зрелость (после 65 лет)

Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

В заключение

Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

Источник

План

Введение

  1. Общие положения теории Э.Эриксона
  2. Особенности периодизации детского развития по Э.Эриксону

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность реферата обусловлена тем, что развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.

Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном Э.

Каждому возрасту соответствуют свои особенности – при чем это и уже имеющиеся особенности и особенности приобретаемые. Детский возраст служит показателем развития ребенка, точнее, возраст в совокупности с другими данными, показывает и мамам и врачам как развивается ребенок: здоров ли он, какие имеет склонности и предпочтения как личность и так далее.

Проблемой периодизации занимались многие ученые-психологи с мировым именем и в настоящий момент существует множество схем-периодизаций детского возраста, которые опираются на основные научные интересы своих создателей. Мы будем говорить о периодизации детского возраста по Эрику Эриксону, в каком-то смысле ученику великого Зигмунда Фрейда. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности (эпи от греч. — сверх, после, + генез — развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Его периодизация включает следующие этапы:

  • Младенчество (от рождения до года)
  • Раннее детство (от года до трех)
  • Игровой возраст (3-6, 5 – 7 лет)
  • Школьный возраст (6 – 12 лет)
  • Юность (12-18 лет)
  • Молодость, или ранняя взрослость (18-20-35 лет)
  • Взрослость (35-60-65 лет)
  • Зрелость (60-65 лет).

Цель реферата – рассмотреть периодизацию детского развития.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие положения теории Э.Эриксона.
  2. Изучить особенности периодизации детского развития по Э.Эриксону.

1. Общие положения теории Э.Эриксона

Все начинается, в любой периодизации, разумеется, с рождения. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция — это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», — писал Э. Эриксон. Нас будет интересовать возраст до 6 лет, то есть первые три периода.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается не только самим существованием человека, но и обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором эта личность живет.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

В книге «Детство и общество» (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического «плана личности» (2, с. 219).

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.

Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис.

Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной адаптации» (2, с. 219).

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Таблица 1

Восемь стадий психосоциального развития

по Эрику Эриксону (2, с. 220)

Стадия

Возраст

Кризис

Сильная сторона

1

Орально-сенсорная

до 1года

Базальное доверие — базальное недоверие

Надежда

2

Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия — стыд и сомнение

Сила воли

3

Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность — вина

Цель

4

Латентная

6-12 лет

Трудолюбие — неполноценность

Компетентность

5

Подростковая

12-19 лет

Эго-идентичность — ролевое смешение

Верность

6

Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность — изоляция

Любовь

7

Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность — застой

Забота

8

Поздняя зрелость

65- смерть

Эго-интеграция — отчаяние

Мудрость

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им «зубчатым колесом жизненных циклов» — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.

2. Особенности периодизации детского развития по Э.Эриксону

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми. Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни. 

  1. Доверие или недоверие. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия. 
  2. Автономия или стыд и сомнение. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах. 
  3. Инициатива или чувство вины. Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки. 
  4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими. 
  5. Идентичность или смешение ролей. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности. 
  6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов. 

Заключение

Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние. 

Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение.

Список источников

  1. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.
  3. Эрик Г. Эриксон. «Детство и общество». изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, 1996.- 592 с.

Источник