Что является основой полноценного социально личностного развития ребенка

Ольга Шептикина
Социально-личностное развитие дошкольника.

Социально-личностное развитие в условиях ФГОС включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Организация деятельности по социально-личностному развитиюв условиях ДОУ доступна в следующих формах:

— НОД;

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— совместная деятельность детей;

— индивидуальная работа воспитателя с ребенком;

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т. е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников,являются следующие:

1. Формирование представлений о социальном мире и о самом себе.

2. Воспитание социальных чувств.

3. Воспитание активной позиции.

4. Формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстниками.

Многие взрослые считают, что ребенок должен делать что-то полезное, а не только играть. Аксиомой является положение о том, что игра — ведущий вид деятельности дошкольников. В процессе игры развитиеребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное… Все игры могут и должны использоваться для их социального развития, так как игра — это в большинстве случаев коллективная деятельность, предполагающая необходимость общения со сверстниками или взрослыми, определения лидеров, «звезд» и «отверженных».

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра — едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит — научить жить.

Педагоги должны владеть обширным игровым материалом, в том числе учитывать классификацию игр, которая позволяет повышать результативность педагогического воздействия.

В дошкольной педагогике существует несколько классификаций игр детей.

Первый класс игр — игры по инициативе детей (самостоятельные сюжетные, с водой и песком, режиссерские, театрализованные).

Второй класс — игры по инициативе взрослых (дидактические, подвижные, игры-забавы, интеллектуальные).

Третий класс — народные игры (обрядовые, тренинговые, досуговые, архаические).

Мы более широко рассматриваем классификацию игр с целью охватить все игры.

1. Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).

2. Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений); интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).

Использование игровых ситуаций часто помогает разрешить проблему нежелания дошкольников участвовать в новых непривычных, трудных видах работы. Познание, труд, самообслуживание, общественную работу можно организовать, используя отдельные игровые элементы, приемы, или полностью провести в игровой форме.

В процессе участия в таких играх дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся рабочими, инженерами, конструкторами, изобретателями, дизайнерами, летчиками-испытателями и космонавтами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Следовательно, обогащение социально-культурного опыта ребенка дошкольного возраста возможно путем специально заданной игровой деятельности. Игра побуждает его сотрудничать и с детьми, и со взрослыми, считаться с потребностями и нуждами окружающих.

Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, изменяются, являясь основой для возникновения более сложных социальных чувств. Именно в игровом сообществе у него возникают основные психологические новообразования — ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения требований культуры общества; развиваются личностные механизмы культуры поведения — контроль и самоконтроль, самоограничение, оценка и самооценка. Идентифицируя себя со взрослым, ребенок тем самым усваивает культурные образцы и нормы. Разумеется, первые ярко выраженные идентификации происходят с родителями сначала с чисто внешней стороны, затем усваиваются и внутренние черты родителей, их вкусы, социальные отношения, способ поведения, что, естественно, не может не отразиться на выборе сюжета игр. Вот почему в этой связи ответственность несут взрослые, особенно родители.

Таким образом, социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом,где в целостную систему соединяются:

1. деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания;

2. общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей;

3. содержание и структура его самосознания.

Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

1. помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

2. обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

3. включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;

4. воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь, затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение — это и есть процесс воспитания и развития ребенка. А игра – как сложный социально-психологический феномен имеет большое значение не только в жизни ребенка, но и на протяжении всей жизни уже взрослого человека и является непременным условием разностороннего развития личности. Социально-коммуникативные навыки  развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

Вашему вниманию, мы  предлагаем приложение с играми на развитие социально-коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:

чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Волшебные водоросли» и др.

умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты «Вежливые слова», «Волшебный букет цветов»,  «Подарок для всех» и др.

умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом «Игры- ситуации», «Коврик примирения»,    «Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся» и др.

развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Закорючка», «Разведчики» и др.

создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости  «Поймай мышку», «Пресс-конференция», «Пойми меня», «Без маски» и др.

Источник

Ирина Кравченко
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС до

Дошкольный возраст — это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» и происходит социальное развитие личности ребенка. И чем осознанней организует этот процесс взрослый — воспитатель, родитель, тем он будет эффективнее. Мне, педагогу – психологу по образованию, эта тема сегодня кажется особенно актуальной, в связи с переходом на стандарт дошкольного образования. Социальное развитие — одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Основная моя цель как педагога — создавать условия для полноценного социального развития детей, способствовать своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности у дошкольников в условиях ДОУ, сформировать мировоззрение, собственную «картину мира».

В сфере социально-личностного развития основными направлениями, для педагогической работы,являются:

— формирование у ребенка положительного отношения к себе и

представления о себе;

— формирование социальных навыков;

развитие игровой деятельности;

— общение со сверстниками.

Исходя из этого,вытекают задачи педагогической деятельности:

развитие игровой деятельности детей;

— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе

моральным);

— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формы реализации данных задач:

— фронтальные и подгрупповые;

— индивидуальная работа;

— создание предметно-развивающей среды: психологический уголок,

патриотический уголок «Моя страна»;

— уголок любимых игрушек, «Уголок настроений», стенд «Моя семья»,

«Уголки ряженья»;

— организация работы по социально-личностному развитию в свободной

деятельности детей: игры — упражнения, снижающие психологическую

напряженность, тревожность, агрессивность и другие проявления

дивиантного поведения, заучивание веселых стихотворений, с юмором,

поговорок о дружбе, правилах поведения,создание фотоальбомов:

«Правила поведения в группе», «Что такое хорошо и что такое плохо» и

т. д.

В начале работы мною было составлено перспективное планирование, подобраны темы, продумано содержание, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей. Весь материал в плане был распределён по трём блокам:

«Ребёнок и взрослые»,

«Ребёнок и сверстники»,

«Отношение ребёнка к самому себе».

В соответствии с содержанием материала, его особенностями определялась основная деятельность детей, наиболее адекватная реализуемой задаче. В одном случае это может быть игра, в другом — труд, в третьем – познавательная деятельность. Действенным средством формирования у дошкольниковнавыков общения являются игры: творческие, дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры-соревнования, игры-экспериментирования, игры-имитации. Работу по социальному развитию можно начинать уже с младшей группы, постепенно усложняя ее содержание. Младшим дошкольникам интересно включать себя в окружающую действительность через игровые действия. Соответственно, рассмотрение своего «Я» как части «взрослой» действительности позволяет формировать представление о себе, своих возможностях, воспитывать инициативность и самостоятельность, развивать активность и уверенность в своих силах. С момента поступления детей в группу я активно вовлекала их в игры – имитации. Дети подражали действиям разных животных, а также передавали образы зверей и их детенышей. По моему показу и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводили разные настроения зверей (добрый — злой, веселый – грустный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь.

Для работы с детьми я подобрала игры:

— на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного

возраста;

— на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у

детей;

— на преодоление негативных эмоций, гнева;

— на формирование культуры общения.

Содержание игр, упражнений, заданий для наблюдений, опытов зависит от творчества и профессионализма педагога. Например, в игре «Какой он» учу детей вслушиваться в интонацию говорящего и определять по интонации его душевное состояние. А в упражнении «Интересная минута» предлагаю детям вспомнить и рассказать, что примечательного они заметили в течение дня (добрый поступок друга, помощь взрослому и др.) и прокомментировать это событие. Ежедневно выделяю специальное время для организации детских игр; стремлюсь к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новым;предложить детям ту или иную коллективную игру: в прятки, паровозик и вагончики и т. п. Детям, не умеющим играть, даю возможность наблюдать за игрой сверстников, постепенно включая в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, не прерываю его занятия, не настаиваю на участии в игре. Вместе с тем стараюсь найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Помимо коллективных игр, организовываю индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера.

Важную часть педагогического процесса составляет формирование у детей социальных навыков.В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Поэтому ежедневно приучаю детей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать мне и младшему воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого. В течение дня организую с детьми игры-забавы и дидактические игры, создаю условия для развития у детей общения со сверстниками, помогая им налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. Организуя разные виды совместных игр, я тактично разрешаю возникающие конфликты, сближаю детей друг с другом, поддерживаю интерес к сверстникам.

В летний оздоровительный период в нашей группе прошли тематические праздники и развлечения:

«Что значит быть вежливым»,

«Дарите людям доброту!»,

«Всем советуем дружить»,

— речевая акция «Сорные слова».

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен — все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания. В ДОУ этот мир представляет предметно — развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей. Создавая развивающее пространство в группе, я придерживалась принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания«, а так же руководствовалась принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.Это принципы:

— открытости;

— гибкого зонирования;

— стабильности — динамичности;

— полифункциональности ;

— гендерный подход.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду, учитывала принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, экспериментально – исследовательской деятельностью и т. д. В целом в группе царит обстановка уюта и комфорта, содержательного общения, исследования, творчества, радости.

Реализуя поставленные задачи, уделяла огромное внимание организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, т. к. нашим неизменным помощником в социальном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. В целях обеспечения социального партнёрства составлен план работы с родителями в этом направлении.Для ознакомления родителей с работой детского сада по реализуемой программе использовались открытые занятия: «Ты и твоё имя», «Мой друг», совместные праздники, оформление уголка в группе «Моя семья»,проведение консультаций и оформление информации на стенде по темам: «Воспитание чувств», «Родительская любовь», проведение фотовыставок «Загляните в семейный альбом», «Я с мамой» и др. Я старалась возродить ценную традицию – гордиться своей родословной, продолжать ее лучшие традиции. Взаимодействие с семьей эффективно лишь тогда, когда мы и родители доверяем друг другу, понимаем и принимаем общие цели, методы и средства социального развития.

Важнейшее условие, облегчающее социализацию ребенка – это слаженная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса дети успешно проходят период социализации. Педагоги, родители, музыкальный руководитель, медицинский работник помогают им успешно встроиться в современный окружающий мир. Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. А наша основная цель – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Источник