Что является движущей силой развития личности ребенка

Что является движущей силой развития личности ребенка thumbnail

Основной целью развития личности является воспитание гармоничного члена социума, способного принимать самостоятельные решения, видеть новые горизонты, ставить амбициозные цели, достигать их. Главное, что отличает полноценного человека от заурядного индивида – способность брать на себя ответственность за поступки. Жизнь не дает человеку гарантий, а предоставляет возможности, которыми мудрый человек непременно воспользуется, а несмелый, с большим количеством комплексов – проигнорирует. Итак, цельная личность достаточно смелая, чтобы довериться жизни и преодолеть страхи перед трудностями. Тема статьи – движущие силы психического развития личности. Поговорим о том, как формируется личность, какие факторы влияют на этот процесс и какие существуют механизмы.

мальчик в очках читает книгу

Развитие личности – это выход за пределы возможностей

Почему некоторым удается добиться успеха, а другие люди так и остаются неудачниками? Вероятнее всего, дело в личностных характеристиках, отношении к жизни. Чтобы выбраться за пределы собственных возможностей, необходимо:

  • ежедневно работать над собой и способностью выходить за пределы проблемной ситуации;
  • выходить из зоны комфорта, ставить перед собой неудобные цели;
  • учиться отделять важное от второстепенного и отказываться от цели, которая обречена на провал;
  • выбрать активную жизненную позицию, только так можно приобрести полезный жизненный опыт.

Это важно! В жизни человек получает огромное количество возможностей, но не каждый человек умеет ими воспользоваться. Почему? Ответ прост – многие зацикливаются на единственном способе достижения цели и не способны увидеть другие способы. Чаще всего, человеку мешает чувство беспокойства, именно поэтому распознать альтернативные решения.

Понятие личности

С точки зрения психологии, личность – это совокупность социальных качеств человека, степень овладения социальными, жизненными ценностями, а также способность человека применять их на практике.

Индивид и личность – есть ли разница? Индивид – совокупность качеств, присущих биологическому виду homo sapiens. Личность – понятие больше индивидуальное, характеризуется высоким уровнем развития, а также определенной системой взаимоотношений с внешним миром.

Это важно! Свойства человека определяются отношением к социуму, людям, профессиональным обязанностям. Важнейшая характеристика человека – осознание и принятие собственных отношений с другими людьми, внешним миром.

Способность индивида реализовывать свои принципы и жизненные принципы определяется несколькими факторами:

  • талант;
  • интеллект;
  • знания, умения;
  • эмоционально-волевые качества;
  • физические способности.

Способности, личностные характеристики формируются всю жизнь, основой для них является заложенные природой качества или наследственная основа. Таким образом, человеческая природа – это следствие биологической эволюции, истории поколений. Что влияет на становление, развитие личности? Прежде всего, особенности социального окружения, общественные условия.

Различают несколько видов личности:

  • социализированная – подготовленная к жизни в социуме;
  • десоциализированная – не способная выполнять основные социальные функции, человек с психическими отклонениями.

Социализированная личность:

  • имеет собственную автономию;
  • в сложных ситуациях человек продолжает придерживаться жизненной стратегии и ценностям;
  • использует методики психологической защиты;
  • устанавливает добрые отношения в социуме;
  • проявляет сострадание;
  • способна проявлять настойчивость в достижении целей.

Это важно! Состояние развития личности – основной показатель здорового, полноценного человека, способного принять ответственность на себя.

Развитие личностных характеристик

Разностороннее развитие личности зависит от совокупности качеств, заложенных природой, определяющих поведенческие особенности. На протяжении жизни определенные личностные характеристики не меняются, а некоторые – меняются под влиянием внешних факторов.

Это важно! Основным периодом развития личности являются первые 5 лет жизни ребенка. В будущем черты характера незначительно корректируются.

Личностные характеристики оказывают непосредственное влияние на все жизненные сферы, начиная от выбора одежды, заканчивая выбором профессиональной деятельности. Главная закономерность – если человек испытывает потребность в лучшей жизни, он приложит все усилия, чтобы достичь поставленной цели. Движущими силами в данном процессе являются целеустремленность, умение реально оценивать ситуацию, собственные возможности. Если индивид способен в полной мере осознать свою индивидуальность, он обязательно подберет профессиональную деятельность, которая раскроет весь его потенциал. Кроме этого, всегда можно использовать методы, влияющие на развитие личностных характеристик.

Роль общения в развитии личности играет ключевую роль, поскольку формирование характера начинается с первых дней жизни ребенка. Это процесс, в котором задействованы родители, социум и непосредственно дети. Посредством общения происходит познание всех форм взаимодействия индивида с другими людьми.

Это важно! Все особенности темперамента и характера формируются в детстве. До пяти лет ребенок ищет способы мотивации, стили поведения, подбирает возможные инструменты взаимодействия в социуме.

Механизмы развития личности

сферы развития личности

Вопрос развития личности – предмет изучения многих ученых. Специалистами выявлены основные механизмы развития: присвоение, обособление, идентификация.

  • Человек развивается через присвоение собственной сущности.
  • Обособление – отстаивание своей природы и сущности.
  • Идентификация – процесс отождествления себя с другим человеком и социумом. Данный процесс продолжается на протяжении всей жизни.

Речь идет о многоэтапном процессе развития и формирования психических свойств под влиянием общества и социальной среды.

Формы взаимодействия личности и социума:

  • пассивная – использование уже существующего социального опыта;
  • активная – непосредственное влияние на социальные связи через собственную деятельность.

Этапы социализации:

  • дотрудовой – с дня рождения до этапа зрелости;
  • трудовой – зрелый возраст;
  • послетрудовой – преклонный возраст.

Важно! На каждом увеличивается объем социальных обязанностей – в семье, на работе, в социуме. Таким образом, влияние социальной роли на развитие личности происходит всю жизнь.

Роль наследственности в развитии личности

ребёнок играет с игрушкой

Влияние наследственности на формирование личностных характеристик называют еще одной движущей силой. Наследственность оказывает огромное влияние на жизнь индивида, поскольку сохраняет человека как биологический вид и обеспечивает его способность приспосабливаться к изменению внешних условий

Читайте также:  Раннее развитие детей и их влияние на психическое развитие ребенка

С точки зрения психологии, наибольший интерес представляет наследование задатков и творческих способностей, талантов. Родителям важно учитывать природные задатки ребенка в его воспитании. Именно эти задатки определяют характер и направленность в отношении профессиональных предпочтений. Реализация природных способностей зависит от условий проживания, воспитания и отношений в семье. Психологи отмечают, что способности и талант, которые передаются из поколения в поколение, во многом зависят от методов воспитания.

Это важно! Задатки, данные природой, указывают лишь на общую направленность и общие сферы деятельности, но определить конкретный вид творчества только по ним нельзя.

Современная педагогика ориентирована на выявление различных, наиболее ярких способностей ребенка и их развитии, а также создании условий для проявления талантов.

Характер новорожденного формируется под влиянием нервной системы, которая обладает безграничными возможностями. Сочетание определенных свойств нервной системы определяет темперамент человека. Психологи называют темперамент, как базовую, неизменную характеристику, которая определяет особенности поведения и способности к саморазвитию.

Это важно! Совокупность генетически заданных качеств ребенка определяют его способность саморазвитию. Задача родителей – подкрепить природные задатки воспитанием. В семье, где хорошо поют, повышается роль музыки в развитии малыша, а в семье спортсменов следует обратить внимание на спорт и на физическое развитие.

Роль общения в развитии личности

Влияние коллектива на развитие способностей ребенка и целостной личности ни в коем случае нельзя недооценивать. В дошкольном возрасте у ребенка формируется круг общения и по мере взросления количество контактов увеличивается. Уже в детском саду ребенок переживает огромную гамму чувств и эмоций. Этот первый опыт является фундаментом для формирования дальнейших отношений и развития личностных качеств.

Это важно! Своевременно выявить проблемы социализации и общения со сверстниками можно только посредством диалога.

Специалисты отмечают, что уже в один год ребенку необходимо общение, и родители должны водить его в места, где есть другие малыши. Здесь ребенок впервые учится отстаивать свои права и взаимодействовать с обществом.

При этом нельзя сказать, что роль в развитии личности с возрастом уменьшается, наоборот – значение данного фактора становится глубже. Дело в том, что с возрастом душевный мир ребенка обогащается, становится насыщеннее, появляется потребность в общении с друзьями, взрослыми. Посредством общения ребенок преодолевает сложные жизненные ситуации. Более того, общение позволяет скорректировать ошибки, допущенные в процессе воспитания.

Это важно! Задача родителей и педагогов организовать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы сформировать позитивное мышление и благоприятные условия для развития личностных характеристик.

Главная форма общения для детей – игра, через нее происходит обучение партнерству, дружбе, строить взаимоотношения. С помощью игры можно снять психологическое напряжение, сформировать уверенность в себе, преодолеть замкнутость и пассивность.

Влияние среды на развитие личности

В психологии социальная среда рассматривается как основной элемент взаимодействия. Человек своим поведением вносит определенные изменения в среду, которая в свою очередь также меняет индивида. Необходимо отметить, что среда в большей степени влияет на человека. Она может диктовать свои условия, выдвигать требования или относиться доброжелательно.

Это важно! Отношение среды к человеку зависит от того, насколько индивид готов принять ее требования. А поведение зависит от положения человека в обществе.

Каждый индивид занимает в обществе несколько позиций – в семье, на работе, среди друзей. Для каждой позиции характерны определенные требования, права и обязанности. В социологии их называют социальным статусом. Он может быть врожденным или достигнутым.

Усвоение и реализация определенного социального статуса и роли – важнейшая составляющая успешной социализации личности.

Воспитание

семья, отец, мать, дети

Воспитание – еще один важнейший фактор формирования личностных качеств. При помощи воспитания можно корректировать наследственный фактор, влияние социальной среды. Психологи расценивают воспитание, как механизм управления процессом социализации. Цель воспитания – формирование человека, который соответствует требованиям социума, способен противостоять негативным факторам в обществе.

Функции воспитания:

  • помогает упорядочить спектр воздействия на человека;
  • создает условия для успешной социализации.

Несомненно, воспитание оказывает влияние на такие факторы, как формирование силы и физической активности, ведь регулярный спорт и тренировки закаливают здоровье, что в свою очередь, положительно отражается на трудоспособности. Кроме этого, психологи отмечают влияние физической культуры на личностные характеристики. Доказано, что регулярный график занятий спортом закаляет характер, человек становится уверенным в себе, учится преодолевать трудности и побеждать.

Это важно! Только воспитание способно приобщить человека к определенному виду деятельности, развить природные задатки. Однако полностью изменить человека с помощью воспитания нельзя, поскольку есть качества, которые не поддаются коррекции.

Обучение и образование

Влияние образования на развитие личности – вопрос актуальный и социально значимый. Под словом «обучение» понимают не просто передачу знаний, а полное взаимодействие между обучающим и учениками, способы реализации педагогического процесса. Роль образования в развитии ребенка, несомненно, велика, ведь в результате обучения происходит освоение и осознание опыта.

Это важно! Роль обучения в развитии человека становится актуальной только при условии достаточного созревания мозговых тканей и структур.

Как научиться уважать себя

Конечно, каждому хочется, чтобы его уважали, но добиться этого можно только, научившись уважать себя. Для этого необходимо следовать простым правилам.

  1. Мнение человека не должно зависеть от мнения других людей и их оценок.
  2. Никогда не говорите о себе негативные вещи.
  3. Не позволяйте людям указывать, что и как вам делать.
  4. Никогда не изменяйте своим принципам и жизненным ценностям.
  5. Контролируйте свои эмоции.
  6. Постоянно развивайте свой кругозор, поскольку роль образования в развитии достаточно велика.
  7. Возьмите ответственность за собственную жизнь.
Читайте также:  Речевое развитие ребенка книга скачать

Самосознание личности

В психологии понятие «самосознание» — это психический процесс, который обеспечивает и формирует основные характеристики личности – единственно, постоянство, целостность. Самосознание выражается в способности личности принять самого себя и собственных качеств.

Конечно, эпицентром понятия самосознания является «Я». Осознание внешнего мира и самосознание формируются и развиваются параллельно и одновременно. Представление о самом себе складывается из собственных ощущений о самом себе. Психологи расценивают ощущение внешнего мира и самого себя, как необходимые условия для успешного осознания себя. Посредством самосознания формируется ощущение целостности и постоянство личности.

Основная функция самосознания – объяснить человеку мотивы, причины и результаты поступков, помочь выяснить – какой он есть на самом деле.

Про уровни развития личности рассказывает профессиональный психолог.

Источник

Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом. Что же является движущими силами психического развития ребенка, позволяющими ему переходить на следующую ступеньку возрастного развития?

1. Противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется новый могив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии развития психической жизни ребенка.

Например, ребенок в раннем детстве знает несколько слов, он произносит их по-своему, называя тот или иной предмет, то или иное лицо, но мать и другие близкие взрослые его понимают. Однако ребенок растет, круг общения его расширяется, ему нужно, чтобы его понимали и другие люди. Возникает противоречие между желанием ребенка что- то сказать, объяснить и неумением этого сделать. Противоречие разрешается через развитие речи ребенка[1].

Или другой пример: у подростка возникает потребность участвовать в жизни взрослых, а возможности это осуществить еще нет. Под влиянием сильного мотива у подростка перестраиваются отношения к себе, миру, окружающим людям — взрослым и сверстникам. Он взрослеет.

Противоречие всегда разрешается формированием более высокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность рождает новую, неудовлетворенная потребность в возрастном изменении образа жизни и деятельности тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.

2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — сензитивность возраста. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности того возрастного периода, в котором сейчас находится ребенок: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.

А.В. Запорожец подчеркивал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым.

Так, дошкольный возраст сензитивен к тем видам обучения и способам познания, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления. Поэтому фундамент развития закладывается в детстве и его основательность зависит от разнообразия, богатства, яркости конкретных впечатлений, которые получает ребенок от взаимодействия с людьми, природой, культурой сегодня, сейчас. Дошкольник и младший школьник живут напряженной жизнью в настоящем: каждый день приносит им множество непонятностей, загадок, над которыми надо подумать, обилие впечатлений, некоторые из которых очаровывают, другие — возмущают, третьи — заставляют переживать и даже плакать. Я. Корчак (педагог и детский врач) настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни, говорил: «Чем сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня… »

Читайте также:  Сайт развития ребенка в москве

Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий» очень тонко показывает желание мальчика решить сложный для себя вопрос: «Павлик проснулся до рассвета… Можно себе представить, с каким нетерпением дожидался мальчик наступления этого хотя и радостного, но вместе с тем весьма странного дня, когда ему вдруг сразу делалось четыре года! Вот только вчера еще было три, а сегодня уже четыре. Когда ж это успевает случиться? Вероятно, ночью. Павлик решил давно подстеречь этот таинственный миг, когда дети становятся на год старше. Он проснулся среди ночи, широко открыл глаза, но ничего особенного не заметил. Все как обычно: комод, ночник… Сколько же ему сейчас: три или четыре года? Мальчик стал внимательно рассматривать свои руки и подрыгал под одеялом ногами. Нет, руки и ноги такие же, как вечером, когда ложился спать. Но, может быть, немного выросла голова? Павлик старательно ощупал голову — щеки, нос, уши… Как будто бы те же, что вчера. Странно. Тем более странно, что утром-то ему непременно будет четыре. Это уже известно наверняка. Сколько же ему сейчас? Не может быть, чтобы до сих пор оставалось три. Но, с другой стороны, и на четыре что- то не похоже…»

  1. Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т.д. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым как бы разрастается, это вызывает образование нового мотива, порождающего новую деятельность, которая снова «разрастается» и т.д.
  2. Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным[2]. В основе периодизации — закономерная смена двух типов ведущих деятельностей.

Первый тип — это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок — общественный взрослый».

Второй тип — это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельность в системе «ребенок — общественный предмет».

Эти типы деятельностей сменяют друг друга.

Эпоха

Возрастной период

Тип ведущей деятельности

Раннее

0 — 1

Непосредственно-эмоциональное

детство

общение

1 — 3

Предметно-манипулятивная

деятельность

Детство

3-7

Общение (ролевая игра)

7-10

Учебная деятельность

Отрочество

10-14

Общение интимно-личностное

(подрост

14- 17

Учебно-профессиональная

ничество)

деятельность

Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство, подростничество. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Каждая эпоха открывается периодом, в котором развивается мотиваци- онно-потребностная сфера, идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности, происходит постепенное освоение ребенком этой сферы — общение младенца, ролевая игра, интимно-личностное общение подростков. Именно здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Овладение предметным действием с ложкой и овладение математикой, грамматикой — выступают как элементы человеческой культуры. Происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил.

Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-тех- ническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Это имеет прямое отношение к пониманию вопроса о сен- зитивности отдельных периодов детского развития.

Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

5. Движущей силой развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребенка.

В основе психического здоровья — развитие высших психических функций. Почему? В каждом возрастном периоде возникают определенные потребности в познании мира, деятельности, общении. Нарушения в развитии психических способностей ребенка мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.

 Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение — накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни[3]1.

[1] Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология — М.: Академия, 2001. —  С.35.

[2] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

[3] Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практическая психология образования. — М., 1998. — С. 33-43.

Источник