Что имеет большое значение для умственного развития ребенка

Что имеет большое значение для умственного развития ребенка thumbnail

Лукина Юлия Викторовна

Воспитатель  ГБДОУ №120

Невского района

Санкт-Петербурга

Умственное воспитание детей в дошкольном учреждении.

Умственное воспитание составляет одну из сторон воспитания подрастающего поколения.

Дошкольные учреждения призваны осуществлять всестороннее развитие и воспитание детей, подготовку их к обучению в школе. Дети раннего и дошкольного возраста находятся у истоков познания. Именно в эти годы у ребенка формируются первичные представления об окружающем, он овладевает речью, способами умственной деятельности, у него проявляется познавательный интерес, отношение к окружающим.

Л.Н. Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня – только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Если эти годы детства не используются для умственного развития, ему наносится серьезный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. Поэтому воспитатель детского сада должен повседневно заботиться о том, чтобы дети не только усваивали посильные знания и способы умственной деятельности, но и чтобы у них формировался интерес к знаниям, желание и потребность думать, размышлять, искать и находить правильное решение той или иной задачи, применять для этого наиболее разумные способы; чтобы у них формировалась способность переживать радость, интеллектуальное удовлетворение от умственной деятельности.

Умственное воспитание в детском саду – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребенка.

Задачи умственного воспитания в детском саду обусловленными целями воспитания подрастающего поколения.  Основная задача умственного воспитания в детском саду – ознакомление детей с фактами и явлениями окружающей жизни, воспитание любви к Родине, к своему народу, к семье.

Одной из задач умственного воспитания является формирование речи: пополнение и развитие словаря, правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи, умение грамматически правильно и точно выражать мысли. Важность этой задачи обусловлена тем, что мышление и речь находится в неразрывной взаимосвязи. Содержательность речи является показателем того. Что ребенок имеет четкие представления и знания. Выразительно-образная речь отражает эмоциональный характер усвоения знаний, эмоциональное отношение ребенка к тому или иному факту, явлению.

Речь является средством общения детей друг с другом и со взрослыми, средством усвоения и сохранения знаний. Речь и мышление развиваются одновременно, как две стороны познавательного процесса и умственного воспитания в целом.

Важнейшей задачей умственного воспитания является развитие умственных способностей.

Воспитание умственных способностей детей дошкольного возраста направлено на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Задачей умственного воспитания является развитие любознательности и познавательных интересов детей. Важность этой задачи определяется тем, что в общем и умственном развитии любовь к знаниям, стремление к их усвоению обогащают духовный мир человека.

Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствуют о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций.

Умственное воспитание представляет собой двухсторонний процесс – воздействие воспитателя и ответственную умственную деятельность детей.

Воспитатель должен представить умственную деятельность самих детей: деятельность активного восприятия, наблюдения, сравнения, обобщения, речевую деятельность и т.д. Ставя перед детьми ту или иную задачу, предусматривая посильные затруднения и побуждая к их преодолению, педагог создает условия для активизации познавательных процессов, учит детей думать и размышлять, ведет их к успеху, к переживанию чувства удовольствия от умственной деятельности.

Умственная деятельность – деятельность мышления в разнообразных его формах – универсальна, так как она проявляется во всех видах деятельности. И в детском саду умственное воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности. Особое значение для умственного развития ребенка имеет познавательная деятельность.

Познавательная деятельность выражается в разнообразных психических процессах и способности управлять ими, направлять их на наиболее успешное решение той или иной задачи, на выполнение той или иной практической или умственной деятельности.

Развитие умственной деятельности детей не означает смену одних психических процессов другими. Те или иные процессы проявляются на каждой ступени – они как бы осуществляют, хотя и качественно преображенные. Но соотношение их изменяется.

Связь умственного воспитания с другими сторонами формирование личности.

Основа взаимосвязи умственного и физического воспитания заключается в том, что продуктивная умственная деятельность и полноценное умственное развитие возможны лишь при хорошем общем здоровье ребенка. При отсутствии физических недостатков ( снижение слуха, зрения и др).

Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего мира информации, формирование представлений и приобретение конкретных и обобщенных знаний, овладение способами умственной деятельности и применение их в различных условиях – сложный процесс, предъявляющий высокие требования к высшей нервной деятельности ребенка. Воротами, через которые проходят впечатления от окружающего и информация достигает порога сознания, являются анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно- мышечной, осязательный и др. Вне ощущений не может быть познания. Поэтому охрана анализаторов, развитие их – эта задача умственного и физического воспитания одновременно.

Условием продуктивной умственной  деятельности ребенка является охрана его от избыточных посторонних внешних и внутренних раздражителей – звуковых, световых, температурных, эмоционального угнетения и др. При нарушении этого условия у детей возникает утомление, усталость, появляется негативная реакция, а иногда и отказ от занятий, игр, прогулок. Внешне это проявляется в спаде внимания, в рассеянности, увеличении нецелесообразных двигательных реакций (ребенок потягивается, зевает, кладет голову на руки, двигает ногами и т.д.). Иногда эта защитная реакция выражается в избыточной мимике, болтливости, непослушании. Таким образом внешние реакции сигнализируют о внутреннем напряжении, перезагрузке высшей нервной деятельности.

В целях оптимального возбуждения высшей нервной деятельности необходимо правильно дозировать умственную работу детей, не допускать перенапряжения, организовывать своевременный отдых (проводить физкультминутки т.е менять деятельность ребенка). Забота о здоровье детей – это не только комплекс санитарно- гигиенических требований и выполнение режима. Это и забота о гармоничном развитии физических и умственных сил.

Взаимосвязь умственного и нравственного воспитания выражается в том, что формирование представлений происходит одновременно с формированием нравственных чувств и отношений, моральных мотивов поведения.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заботиться о том, чтобы каждый мой питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Несомненна взаимосвязь умственного воспитания с трудовым. Сам труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь детей с ранних лет. В процессе труда воспитатель учит детей воспринимать и создавать предмет, превращать материал в изделие. Труд в природе – богатейший источник знаний, источник развития мысли, пытливости. Труд в природе связан с конкретными, очевидными для детей явлениями, что позволяет вскрывать причинно- следственные связи между ними, т.е. учить мыслить.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка группы

Любовь и уважение ребенка к труду, к людям труда и их деятельности должны результатом умственного и нравственного воспитания в их взаимосвязи.

Взаимосвязь умственного и эстетического воспитания включается в том, что то и другое направлено на ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Единство познавательного и эстетического восприятия делает сам процесс познания более глубоким, разносторонним и полным.

Искусству в ознакомлении детей с явлениями действительности пренадлежит важная и особая роль. Оно усугубляет процесс познания, помагает осмыслить явления. Произведения искусства воздействуют на эмоции ребенка: волнуют его, радуют или огорчают, вызывают потребность в новых знаниях, в действии. В детском саду педагог старается привлекать разнообразные виды искусства, обогащая тем самым воспитательный процесс, наполняя его наглядно- изобразительными средствами.

Умственное и эстетическое воспитание  в их единстве формируют познавательно-эстетическое отношение к предметам, явления, поступкам, обогащают духовный мир ребенка.

Следовательно, умственное воспитание является важной стороной всестороннего развития. Но значение его усиливается при взаимосвязи с другими сторонами развития, так как каждое воздействие приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда оно поддерживается, развивается другими столь же важными воздействиями, когда все они направлены к единой цели и составляют целостную систему воспитания.

Умственное воспитание в процессе обучения.

Умственное воспитание осуществляется в разнообразных видах деятельности. Главная роль принадлежит обучению на занятиях, в дидактической игре, в упражнениях с дидактическими пособиями.

Обучение на занятиях дает возможность обеспечить умственное развитие всех детей группы.

Руководящая роль на занятиях  принадлежит воспитателю: он знакомит детей с окружающей жизнью, дает первоначальные знания, учит способами умственной деятельности, развивает активность детей в усвоении знаний. Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активности самих детей – одно из важных условий обучения.

Умственное воспитание на занятиях в детском саду осуществляется в соответствии с основными требованиями дидактики. Прежде всего, оно строится с учетом доступности познавательного содержания для детей, их развивающихся умственных способностей. Таким образом, обучение ориентируется не только на то, что детям доступно в данное время, но и на то, что дети могут усвоить, чем овладевают в ближайшее время. Это обеспечивает преемственность и перспективность развития содержания и организации самого процесса умственного воспитания и обучения.

В воспитании и обучении детей необходима не только взаимосвязь одних знаний с другими, но  и их система – последовательное расширение и углубление знаний  и способов умственной деятельности.

В процессе обучения воспитатель дает систематизирование знания и раскрывает доступные пониманию детей связи.

Важным требованием обучения является последовательность предлагаемого детям содержания и способов умственной деятельности. Последовательность предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, что и обеспечивает движение ребенка от незнания к знанию, от неполного знания к более полному.

В обучении детей на занятиях большое значение имеет наглядность обучения в сочетании со словом. Наглядное обучение формирует у детей образное мышление  и на основе сравнения предметов и явлений по их признакам, выявления связей между предметами содействует развитию логического мышления.

В детских садах на занятиях используется:

  • Естественная, натуральная наглядность, когда воспитатель показывает детям реальные предметы или объекты ( фрукты, шишки и т.д.)
  • Изобразительная наглядность, когда детям показывают объемные изображения ( муляжи овощей, фруктов, модели машин и т.д)
  • Плоскостная наглядность в виде картин, фотографий, простых технических рисунков.

Из технических средств обучения в дошкольных учреждениях используются  магнитофонные записи, учебные телевизионные записи, MIMIO и т.д.

Развитие активности и самостоятельности детей на занятиях – важнейшее требование дидактики и обязательное условие умственного воспитания в процессе обучения.

Планируя то или иное занятие, воспитатель должен не только определить его содержание  и свою деятельность, но и предусмотреть активную умственную деятельность детей.

Занятия в группе должны быть организованы так, чтоб дети могли видеть предмет или явление наиболее полно и содержание занятия захватывало не только ум, но и чувства, побуждало их к действиям. Совсем не обязательно занятия в группе проводить за столом. Пусть дети научатся целесообразно и свободно двигаться, приближать предмет или явление к себе и самим приближаться к предмету.

Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только понятна, но и «принята» ребенком, чтобы она затронула его интересы. Так же следует избегать и переоценки возможностей детей. Сложность поставленной задачи приводит к торможению активности, повышает утомляемость, вызывает отказ от умственной деятельности.

Воспитатель должен отчетливо сознавать, что обучение может быть развивающим лишь в том случае, если оно, обогащая ребенка знаниями, способами умственной деятельности, формирует познавательные интересы, способность проявлять усилие ума и совершить практические действия, чтобы достичь результатов.

Одним из основных условий формирования умственной деятельности на занятиях является воспитание произвольного внимания ребенка, способности к сосредоточенности его на познавательном содержании и способах учебной деятельности. Но воспитание внимания детей зависит от того, насколько целенаправленно осуществляется сам процесс обучения, насколько ясно детям его познавательное содержание, отчетливы требования педагога к умственной деятельности детей.

Таким образом, умственное воспитание в процессе обучения и учения – процесс длительный и сложный. Содержание, методы умственной деятельности оказывают воспитывающее и развивающее воздействие на все стороны личности ребенка.

Литература

Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., «Академия педагогических наук», 1983 с.82

Сорокина А.И. Умственное  воспитание в детском саду. М., «Просвещение», 1975 с 5-140

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974, с.29

Толстой Л.Н. Собрание сочинений, т.1 М., 1951, с.330

Источник

В жизни ребенка чрезвычайно важный этап в развитии является ранний и дошкольный возраст. Особенно быстро дети развиваются до школы, ведь как много ребенок приобретает за первые свои 6-7 лет жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и ими действовать, стоять, ходить и так далее. Десятками навыков и умений он овладевает за это время – пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, кисточкой, карандашами и так далее. Огромным количеством знаний обогащается его память о явлениях природы, о звуках, цветах, о жизни человека в прошлом и настоящем. Знакомится с правилами поведения, узнает пространство и время, число и действие с ним. Все достижения приобретенные детьми до школы невозможно перечислить, ведь студенту за пять лет учебы никакой университет не даст столько знаний, сколько ребенок получает в детском саду, в семье в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Влияние развода родителей на развитие личности ребенка

Для развития необходимы условия воспитания, которые учили бы ребенка и хорошему и полезному, оставляли в памяти положительные образы.
Исключительно ценным для детей является игра. Если ребенок не играет, он не может быстро и хорошо развиваться. Дети трех лет и старше во время игры отражают жизнь людей, которые их окружают. Если мы присмотримся к играм детей, то увидим, в их игре взаимоотношения, заботы, переживания взрослых людей, за которыми они наблюдают в жизни.

Все за чем дети наблюдают, они восстанавливают в своей игре, невольно закрепляют черты характера и манеры поведения. Богаче и разнообразнее становятся игры детей 5-7 лет, здесь каждый берет определенный кусок жизни, определенную роль. Во время развертывания игры, много узнают они друг от друга, уточняются их представления. В игре развивается фантазия, мышление, представление о высших человеческих чувствах, разумной воле.

Играя, они выполняют все «по-нарошному», но живут по-настоящему. В этом и состоит развивающее значение творческой игры детей 3-6 лет. Проявляя свою фантазию, они создают удивительную жизнь, которой живут взрослые. В этой жизни много неясного, поэтому она кажется еще интереснее, заманчивее, привлекательнее. Такая игра для детей — творчество, любимый вид деятельности, для них она незаменима и никогда не надоедает.

Игра – путь к детской самостоятельности, к развитию детского творчества, учит жизни в коллективе.

Решающее значение в развитии ребенка играет речь, освоение ее – это важнейшее средство общения детей между собой, познания окружающего мира. За чистотой детской речи, за правильным употреблением слов и построением предложений взрослым необходимо следить.

Кроме того, очень важно следить за развитием рук, то есть проводить занятия по рисованию, наклеиванию, лепке и других. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в разных играх и занятиях, обучающих и творческих. Можно считать, что ребенок с пользой прошел свой дошкольный период детства, если усвоил основные правила поведения, обращения с вещами, общение с взрослыми.

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

Умственное развитие — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания объективной реальности».

Первая ступень познания — живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания — абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение — являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика — не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и другие потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления — наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка до года таблицы роста и веса детей

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности — умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра — практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

В каком же возрасте нужно начинать развивать умственные способности малыша? Об этом, наверняка задумывался каждый родитель, ведь каждый старается спланировать будущее крохи и облегчить ему жизнь.

Данный вопрос подвержен сильной критике. Многие специалисты утверждают, что детям до трех необходимо предоставить свободу, позволить вдоволь наиграться и самому узнать окружающий мир, и лишь после этого – учить его новым навыкам.

У других сложилось мнение, что ребенка необходимо учить в раннем возрасте с помощью различных игр и ненавязчивых упражнений. Остальные считают, что в первые годы жизни малыш должен получить как можно больше новых знаний и навыков.

Маленькие дети каждый раз получают новую информацию во время игр и занятий, при общении с окружающими людьми. В этом возрасте, малыш словно «губка», которая впитывает в себя все новые и новые знания. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития крохи. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней и ненужной информацией, создавать стимулы и мотивации для стремления к знаниям.

Особенности умственного развития на каждом этапе жизни

Интенсивное развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, восприятие и внимание, происходит в раннем возрасте. В этот период обучение ребенка должно быть направлено на формирование общих знаний о предметах, цветах и формах. Малыши учатся определять цвета вещей, узнавать назначение разных предметов, их свойства. Доминирующей функцией является восприятие, которое влияет на дальнейшее развитие остальных познавательных процессов.

В возрасте от 4 до 6 лет дети хотят получить как можно больше новой информации об окружающем мире. Но при этом их мозг быстро утомляется. Зная эту особенность детского организма, вы сможете правильно спланировать занятия для детей. Можно чередовать различные виды деятельности (отдых и игры, тренировки для ума и гимнастика и т.д.). Основную часть времени лучше всего посвятить играм. Благодаря ним кроха сможет веселиться, одновременно развиваться и получать новые знания и навыки. Кроме этого, ребенок сам должен выбирать понравившуюся игру и заниматься по собственному желанию. При этом его тяга к изучению «нового» только возрастет.

Если ваш ребенок не хочет заниматься, то лучше подождать некоторое время и не принуждать его через силу. Малыш может испугаться или перестать заниматься.

Уже к 7-8 годам процесс обучения отделяется от игр и развлечений. Ребенок должен понять всю его важность и необходимость. Развивайте выносливость и упорство чада с помощью физических нагрузок, приобщайте его к работам по дому, учите соблюдать чистоту и порядок. Можно завести домашнего зверька. Тогда ребенок научится проявлять ответственность и заботу. Важно сформировать правильные привычки и научить самому необходимому. Следите за тем, какие телевизионные передачи смотрит ваш малыш. Ведь большая часть современных программ просто не предназначена для детского просмотра. Смотрите только добрые мультики и развивающие передачи для детей.

В любом возрасте малыш нуждается в поддержке. За каждое новое достижение вы должны похвалить его, сказать ласковое слово. Так ребенок станет более уверенным, и каждый раз будет делать новые успехи, чтобы порадовать вас. В случае неудач, не стоит строго ругать детей. Проявите гуманность и помогите крохе разобраться в ошибках.

Как можно больше общайтесь с детьми. Вы можете рассказывать им сказки, забавные истории, стихи или беседовать на интересные для них темы. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на различные предметы и расспросите, что он знает о них. Малыш должен научиться формулировать свои мысли, развивать память и речь.

Источник