Чистоговорки для развития речи с ребенком

Чистоговорки для развития речи с ребенком thumbnail

Мелихова Ирина Валерьевна
Чистоговорки для развития речи детей

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, «Речевого куба».

А вообще чистоговорка — это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок — обучение детей четкому произношению звуков.

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.

А-а-а-у меня болит нога.

У-у-у-губы хоботком тяну.

У-у-у-дай трубу.

У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.

И-и-и-хорошо сиди.

И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.

О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет трубы.

Бы-бы-бы — иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву — я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.

Гу-гу-гу – гуси на лугу.

Гу-гу-гу — я гуляю на лугу.

Гу-гу-гу — хорошо на берегу.

Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.

Ги-ги-ги – Машенька, беги.

Ги-ги-ги — за шаром беги.

Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да — у меня вода.

Да-да-да — буду строить города.

Да-да-да — горяча вода.

Ды-ды-ды — нет воды.

Ды-ды-ды — на снегу следы.

Ду-ду-ду – за водой пойду.

Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.

Ду-ду-ду — я по ягоды иду.

Ду-ду-ду — я по лугу иду.

Ду-ду-ду — в зоопарк иду.

До-до-до — там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.

Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.

Жи-жи-жи – бегут ежи.

Жу-жу-жу — молока дадим ежу.

Жу-жу-жу – помогу ежу.

Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.

За-за-за — вот летает стрекоза.

За-за-за — у куклы синие глаза.

Зе-зе-зе — Зоя едет на Козе.

Зу-зу-зу — я яблоко грызу.

Зу-зу-зу — накормлю козу.

Зу-зу-зу – не боюсь козу.

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.

Зы-зы-зы — у меня две козы.

Зя-зя-зя – мы видели язя.

Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.

Уй-уй-уй – ветер, дуй.

Ой-ой-ой – возьми меня с собой.

Ой-ой-ой — скачет заинька косой.

Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.

Ко-ко-ко – вижу далеко.

Ку-ку-ку – кукушка на суку.

Ку-ку-ку — взяли дети по совку.

Ак-ак-ак – у реки рыбак.

Ак-ак-ак — расцветает мак.

Ук-ук-ук — а в траве сидит паук.

Ок-ок-ок — на дворе снежок.

Ки-ки-ки — это кубики.

Ки-ки-ки — мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.

Ла-ла-ла — не забьете мне гола.

Ла-ла-ла — видишь, кружится юла?

Ла-ла-ла — я малинник нашла.

Ло-ло-ло – у меня весло.

Лы-лы-лы – новые котлы.

Лу-лу-лу — купили пилу.

Лу-лу-лу — заведу юлу.

Ал-ал-ал – темный подвал.

Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.

Ал-ал-ал — сказку дедушка читал.

Ол-ол-ол – вымыли пол.

Ол-ол-ол — начинается футбол.

Ул-ул-ул – новый стул.

Ул-ул-ул — ветерок подул.

Ул-ул-ул — зимний лес уснул.

Ил-ил-ил – я полы помыл.

Ил-ил-ил — в барабан я бил.

Алка-алка – у Володи палка.

Олка-олка – у Володи иголка.

Улка-улка – у Володи булка.

Илка-илка – у Володи вилка.

Ля-ля-ля – зеленые поля.

Ли-ли-ли – малину мы несли.

Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.

Ма-ма-ма — буду строить я дома.

Ма — ма — ма — на дворе зима.

Ма — ма — ма — вот пришла зима.

Ма — ма — ма — я поймал сома.

Му-му-му-молоко кому?

Ум-ум-ум — вот аквариум.

Мо-мо-мо-едим эскимо.

Ом-ом-ом — мы гулять идем.

Ом-ом-ом — это снежный ком.

Ом-ом-ом — слепим снежный дом.

Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

Мы-мы-мы — дождались зимы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.

Ну-ну-ну – саночки тяну.

Он-он-он – телефон.

Ан-ан-ан – барабан.

Ан-ан-ан — мне купили барабан.

Ан-ан-ан — сшила мама сарафан.

Ин-ин-ин – магазин.

Ни-ни-ни – звонок, звони.

Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.

Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.

Пы-пы-пы – нет крупы.

Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.

Уп-уп-уп — варю вкусный суп.

Уп-уп-уп – мы ели суп.

Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.

Ра-ра-ра — во дворе гора.

Ра-ра-ра — в лес идти пора.

Ра-ра-ра — сад полить пора.

Ра-ра-ра — пришла зимняя пора.

Ра-ра-ра — вьюга с самого утра.

Ра-ра-ра — суп варить пора.

Ра-ра-ра — суп снимать пора.

Ры-ры-ры – летят комары.

Ры-ры-ры — прокачусь с горы.

Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.

Ры-ры-ры — любит Варечка шары.

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Ру-ру-ру — взяли дети по ведру.

Ро-ро-ро – новое перо.

Ар-ар-ар – летит комар.

Ар-ар-ар — рядом синий шар.

Ар-ар-ар — улетает синий шар.

Ар-ар-ар — это красный шар.

Ар-ар-ар — над кастрюлей пар.

Ор-ор-ор – у Ромы топор.

Ур-ур-ур – не гоняй кур.

Ир-ир-ир – мы за мир.

Арка-арка – у Ромы марка.

Орка-орка – крутая горка.

Урка-урка – кошка Мурка.

Ирка-ирка – у Иры дырка.

Ря-ря-ря – синие моря.

Ре-ре-ре – санки на горе.

Рю-рю-рю – репу я варю.

Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.

Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.

Ри-ри-ри – горят фонари.

Ри-ри-ри — на рябину посмотри.

Ри-ри-ри — там расселись снегири.

Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.

Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.

Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.

Арь-арь-арь – у меня букварь.

Орь-орь-орь – у Серёжи корь.

Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.

Са-са-са — на траве роса.

Са-са-са — у меня коса.

Са-са-са — в сказке были чудеса.

Са-са-са — в норе живет лиса.

Са-са-са — будку сделали для пса.

Су-су-су – не боюсь осу.

Су-су-су — заплету косу.

Су-су-су — наточу косу.

Су-су-су — я гулял вчера в лесу.

Сы-сы-сы — у сома усы.

Сы-сы-сы — есть лисята у лисы.

Сы-сы-сы – нет осы.

Сы-сы-сы — у меня две косы.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ас-ас-ас – я пью квас.

Ас-ас-ас- белка делает запас.

Ос-ос-ос – у собаки нос.

Ос-ос-ос — я укутал шарфом нос.

Ис-ис-ис – я ем рис.

Ус-ус-ус – я ем мусс.

Аска-аска – у Сони маска.

Оска-оска – у Сони соска.

Иска-иска – у Сони миска.

Уска-уска – у Сони блузка.

Ся-ся-ся – мы видели гуся.

Се-се-се – еду на гусе.

Си-си-си – сено принеси.

Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ты-ты-ты — у куклы белые банты.

Ты-ты-ты — я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

От-от-от — летит в небе самолет.

От-от-от — испугался серый кот.

Тя-тя-тя – у меня дитя.

Ти-ти-ти – со мной не шути.

Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.

Ить-ить-ить – я хочу пить.

Те-те-те – чайник на плите.

Ать-ать-ать – я иду гулять.

Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха — пышный хвост у петуха.

Ха-ха-ха – испугали петуха.

Ху-ху-ху – ели мы уху.

Ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ух-ух-ух — развалился домик — бух!

Их-их-их – ветерок затих.

Ох-ох-ох – зеленый мох.

Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.

Ца-ца-ца — дождик льется без конца.

Цу-цу-цу – не боюсь овцу.

Цы-цы-цы – нет овцы.

Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец – мы ели огурец.

Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.

Чу-чу-чу – я гулять хочу.

Чу-чу-чу — на скакалке я скачу.

Чу-чу-чу — в самолете я лечу.

Чу-чу-чу — стать я летчиком хочу.

Чу-чу-чу — быстро всех домчу.

Чу-чу-чу — я колесами стучу.

Чи-чи-чи – красные кирпичи.

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ач-ач-ач – пришел врач.

Ач-ач-ач — подарил мне папа мяч.

Оч-оч-оч – скоро ночь.

Ич-ич-ич – красный кирпич.

Ич-ич-ич — из песка пекут кулич.

Уч-уч-уч – у меня ключ.

Уч-уч-уч — в небе много туч.

Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.

Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.

Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.

Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.

Чок-чок-чок — вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.

Шу-шу-шу – помогите малышу.

Шу-шу-шу — я траву кошу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Ши-ши-ши — зашумели камыши.

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.

Аш-аш-аш – дайте карандаш.

Аш-аш-аш — это котик наш.

Ош-ош-ош – у меня нож.

Иш-иш-иш – у меня малыш.

Уш-уш-уш – теплый душ.

Ашка-ашка-ашка – летит букашка.

Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.

Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.

Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Щу-щу-щу — я сома тащу.

Щу-щу-щу — васильки ищу.

Ще-ще-ще – я в плаще.

Щи-щи-щи – мы ели щи.

Щи-щи-щи — осенью нужны плащи.

Щи-щи-щи — паровоз, состав тащи!

Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.

Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.

Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Источник

После 2 лет у малышей происходит быстрое пополнение словарного запаса, а затем начинается процесс улучшения звукового оформления слов. На этом этапе многие родители видят своей задачей научить ребенка четко и правильно произносить звуки. На помощь этому приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей раннего возраста — прослушивание, проговаривание и логопедические игры с ЧИСТОГОВОРКАМИ.

Чистоговорка — это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации.

Сразу приведу несколько примеров.

Разумеется, если вы будете прочитывать чистоговорку просто так, без картинки, ребенок вас проигнорирует. Но поверьте, министишок вкупе с веселой картинкой способны сотворить чудо: большинству детей очень нравятся эти карточки, столь полезные для улучшения произношения.

С какого возраста можно начинать заниматься с использованием чистоговорок? Где-то после года, сразу же после того, как ребенок начинает делать попытки произнесения слов.

Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.

На первом этапе наша цель не заставить ребенка повторять за нами, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. То есть мы просто показываем карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки,но в конце опять же вернуться к прочтению чистоговорки. Не нужно сразу же выдавать ребенку гору карточек. «Учите» чистоговорки постепенно. Изначально я каждый день (сейчас пореже) вешала Ульяне на холодильник новую карточку с чистоговоркой. С чистоговорки начиналось наше утро))) Карточку в течение дня я не меняла, несколько раз в течение дня мы обращали на неё внимание. Вечером я убирала карточку в альбом, и перед сном мы уже просматривали альбом со всеми выученными чистоговорками. Вот разворот нашего альбомчика

Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за вами. Можно превратить игру в загадывание загадки. Выберете знакомую малышу карточку с чистоговоркой, поверните рисунком к себе. И загадайте. Например, «Ры-ры-ры, я несу…». Ребенок отвечает «Шары», вы показываете ему карточку и радуетесь его успехам)))

Затем побуждайте проговорить первые слоги чистоговорки, затем — всю чистоговорку

В 2,5-3 года можно с этими карточками играть в логопедические игры. Сейчас мы играем с Ульяной так (Ульяне 2,5)

1. Произнести чистоговорку громко, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.

2. Произнести чистоговорку медленно-быстро

3. Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили.

И я начинаю задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са. Какая коса?» «Са-са-са. У кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой

В районе 3 лет можно усложнять игры

— Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

— Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

— Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра — низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

— Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

Существуют целые стихи, построенные по принципу чистоговорок. Например, такой

В плане занятий с ребенком у чистоговорок огромный потенциал, так как их можно сотнями придумывать самим и включать в разные тематические занятия. Например, вот такие чистоговорки мы разучивали во время ТЗ по книге «Хочу к маме».

У меня была заготовлена маленкая речевая игра для каждого персонажа книги. Чистоговорки достались этим персонажам)

Можно придумать чистоговорку абсолютно к любой картинке в книге.

А можно учить чистоговорку так.

Учить и делать действия, о которых она сообщает)))

Во многих источниках чистоговорки приравнивает к другому речевому материалу, например, скороговоркам. Само слово «чистоговорка» принадлежит В. Далю. И Даль как раз ставил знак равенства между скороговоркой и чистоговоркой. Сейчас же логопеды вкладывают в эти слова совершенно разный смысл. О скороговорках я напишу отдельный пост.

Сейчас же вы можете скачать материалы по занятиям с чистоговорками по этой ссылке. Здесь чистоговорки, скаченные мной с различных источников, и готовые тексты для чистоговорок на автоматизацию различных звуков (картинки в этом случае придется искать самостоятельно).

А специально для украинцев даю ссылки на чистоговорки на украинском языке, сделанные замечательной мамой Юлей

Существуют и готовые пособия с чистоговорками, например, вот, вот или вот. При желании можно найти и другие.

Особый вид чистоговорок — музыкальные. Это так называемые логопедические распевки. О них напишу отдельно и выложу их для скачивания.

С планом остальных постов по развитию речи можно ознакомиться здесь.

Весёлых и полезных игр!

Источник