Чем отличается развитие ребенка от образования

Часть I. развитие и обучение. В чем разница?

Примерно с начала 90-х годов прошлого века в книжных магазинах нашей страны появилось много литературы, в которой очень доступно была изложена идея необходимости раннего развития ребенка. Эта идея выросла на утверждении, что мозг трехлетнего ребенка способен вместить программу средней школы.

Может-то может. Но возникает два вопроса: «как?» и «зачем?» Ответов на них в книгах не было. И началось… Один за другим стали открываться центры раннего детского развития. Родители, обеспокоенные тем, как быстрее развить своего ребенка, стали доверчиво отправлять своих чад в эти центры. Каждое такое заведение, в конкурентной борьбе за клиента, стало предлагать постоянно растущий ассортимент образовательных услуг, живописно рассказывая, каким гением вырастет каждый прошедший через их руки ребенок. Время шло, а количество гениев на душу населения почему-то не росло.

Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего. Не очень-то разбираясь в тонкостях раннего развития и обучения, привыкшие доверять специалистам (на то они и специалисты!), родители искренне надеялись, что к моменту поступления в школу их малыши будут являть собой образцы одаренности и развитости в различных областях. Маленький, недавно научившийся ходить малыш бойко читает, пишет и складывает двузначные числа в уме – мечта многих современных мам и пап.

Но так ли однозначны эти интеллектуальные достижения?

Это звучит немного странно, но обсуждение сего-дняшней темы не состоялось бы без одного события, произошедшего более двадцати пяти лет назад. Именно тогда наше государство решило увеличить отпуск, предоставляемый матерям по уходу за ребенком, и продлило его до трех лет.

Мамы, в большинстве своем до сих пор сдававшие годовалых детишек в ясли, оказались сидящими дома в совершенно новой для себя роли воспитателя – и безо всякой «информационной поддержки». Что делать с ребенком до года, подробно рассказывали в детской поликлинике. А дальше? Во что играть с малышом, что ему читать, о чем говорить на прогулке, как учить самостоятельно есть и проситься на горшок – все это в семьях, разумеется, знали. Но многим такого «бытового» общения казалось мало, «ясельные» подходы выглядели устаревшими, а ежедневную жизнь с малышом хотелось как-то разнообразить.

И вот тут книжки, пропагандирующие идею раннего детского развития, оказались как нельзя стати. Конечно, их читали очень немногие, а собственноручно изготовляли пособия и строили детские спортивные комплексы и вовсе единицы, но благодаря этим энтузиастам загадочное «раннее развитие» поселилось в нашей стране.

В это же время в нашу страну стали завозить зарубежные пособия, а отечественные производители освоили выпуск их аналогов и начали делать кубики, рамки и вкладыши, карточки и таблицы. А в конце 1990-х в Москве, Питере и нескольких крупных городах стало реальным записать ребенка в Монтессори-садик, отыскать группу, где с двухлетками читали бы по кубикам Зайцева или по карточкам Домана, а еще рисовали, изучали окружающий мир, пели и танцевали.

Сегодня вы без труда найдете студию развития для малыша от года до трех буквально во дворе своего дома, доступную информацию о «методиках» – в Интернете, а в любом «Детском мире» – все необходимые пособия.

С одной стороны, это здорово, что для получасового детского «притопа» и общения с такими же мамами не надо ездить через весь город. И что наряду с пирамидками и матрешками наших детей буквально с рождения окружают пазлы и шнуровки, лото и домино – когда-то «пособия», теперь они стали просто игрушками. Нынешним молодым мамам трудно себе представить (а не очень юные мамы хорошо помнят!), что еще совсем недавно с полуторагодовалым ребенком было не принято рисовать красками, делать аппликацию, лепить из пластилина, играть в кукольный театр, слушать классическую музыку и рассматривать шедевры живописи.

А с другой стороны, это и многое другое, входящее в понятие «раннее развитие», все чаще происходит с нашими детьми при участии педагогов, а не родителей. «Владение методиками» – непременное требование к няне для годовалого-двухлетнего ребенка. Дело в том, что совпали две тенденции. Для сегодняшних мам опять же почти нереально быть дома с детьми до трех лет – по экономическим и карьерным причинам. Тем временем занятия с малышами становятся уделом профессионалов из «сферы услуг», сложившейся вокруг идей «раннего развития».

А спад родительского энтузиазма, наступивший (как это всегда бывает) после «развивающего бума», некоторых приводит к убеждению, что с маленькими детьми вообще ничем «таким» заниматься не надо – они сами вырастут, а к школе их и в детском саду подготовят (туда теперь стараются отдать пораньше, чтобы еще и говорить научили заодно).

Есть, правда, и другая тенденция – когда мамы предпочитают развивать малыша, следуя за его потребностями и интересами, вплетая в повседневные дела изучение цветов и форм, явлений природы и занятий людей…

Всё почти по Толстому: все успешно пережившие «раннее развитие» счастливы одинаково; каждый столкнувшийся с проблемами несчастлив по-своему.

А все потому, что небесспорна сама идея, на которую опираются теоретики и практики. Коротко она звучит так: в первые три года жизни мозг ребенка способен усваивать и перерабатывать информацию, как никогда в дальнейшем. А значит, обучение младенцев может быть более эффективным, чем, например, семилетних детей.

Чему и как предлагается учить, описано многократно. А вот на вопрос «зачем все это делается?» разумного ответа так и нет. Говорят об объемах знаний, которые можно получить, если начать пораньше, о том, что возможности человеческого мозга недооценены и используются недостаточно. Считают раннюю привычку к интеллектуальному труду прививкой от опасных или бесполезных соблазнов современного мира (от наркотиков до компьютерных игр и телесериалов). Наконец, убеждают сделать жизнь малыша красочной, с открытиями и радостью познания.

Но – ведь она такая и есть! Причем безо всяких пособий. Об этом позаботилась природа, снабдив ребенка способностью накапливать и систематизировать представления об окружающем мире, а мать – способностью чувствовать потребности малыша (в том числе и в информации) и откликаться на них. Жизнь рядом с мамой, ее эмоциональная реакция на все события и даже обыденное отношение к «неживым» предметам (к обстановке дома, деревьям в парке, облакам на небе) – это и есть первые университеты для малыша. А если мама еще приобщит к совместным бытовым делам да расскажет по ходу дела все, что знает сама об овощах в супе, о травах на лугу, о звездах на небе…

Читайте также:  Скачать джон медина правила развития мозга вашего ребенка скачать

Именно так наши предки примерно к трем годам осваивали всю сумму представлений и навыков, которая была необходима для участия в жизни общества и физического существования. Сейчас, конечно, городской ребенок наблюдает и изучает другое: не как доят корову, а как управляются с бытовой техникой, например. Но биологически человек остался тем же самым, а потому, резко меняя и суть информации, и способ ее получения, мы рискуем вторгнуться в развитие малыша, плохо представляя себе последствия.

В первые годы жизни мозг еще продолжает формироваться, и воздействие на его зоны максимально эффективно. Поэтому действительно механически малыша можно научить практически всему. Только будет ли от этого польза? Прочитанное он скорее всего не поймет, а складывать и вычитать ему пока не очень жизненно необходимо, как и английский или другой иностранный язык. Пригодится, конечно, в дальнейшем, но сохранятся ли ранние навыки, например, в младшем школьном возрасте, неизвестно. Я вообще не советую учить ребенка читать до возникновения у него такого желания и интереса к такому виду деятельности. Интерес к чтению как к процессу обеспечивает и интерес к тому, чтобы понять прочитанное, тогда как научение детей механическому складыванию букв потом может привести к тому, что, читая, малыш не будет улавливать смысла.

Своевременный «приход» к чтению (сначала ребенок интересуется буквами, а затем открывает для себя, как их складывать в слова) можно считать своеобразным тестом соответствующего возрасту развития мозга. Это вовсе не означает, что ребенка надо останавливать, если он заинтересовался буквами в книжке в три года или в четыре. Если такое происходит, значит, для данного конкретного малыша чтение – зона ближайшего развития. Хочет уметь понимать написанное – покажите ему, как это делается. Но не форсируйте события. Если мы торопим обучение, то, сами того не ведая, организуем дисбаланс – «подгоняем» определенные зоны мозга раньше, чем надо, в ущерб другим.

Я не вижу ничего плохого в том, чтобы выучить с малышом буквы. Их можно показывать ему хоть с года, называя соответствующий звук, – так же, как вы показываете зверей на картинках, различные предметы дома и на улице и т. п. Кстати, хорошее соотнесение звука и его графического изображения (знака), которое обеспечивает этот подход, скорее всего станет профилактикой дисграфии (устойчивого письма с ошибками) у вашего ребенка.

Вывод в том, что дошкольника, а особенно малыша до трех-четырех лет, пока рано учить «наукам». Вот учить надевать носочки или выбрасывать огрызки в мусорное ведро – да, а наукам – нет. Потому что этот возраст не предназначен для направленного обучения интеллектуальным вещам. Он безумно познавательный, и малыш развивается со скоростью космической ракеты, но делает это по всем жизненным сферам. Ему и навыки самообслуживания нужны, и речь, и умение общаться, и множество всего исследовать и попробовать. Сосредоточение на чем-то одном, как ни странно, отвлекает его от познания окружающего мира.

Поэтому если хотите развивать – развивайте, конечно, но предоставляя возможности, а не очерчивая красными флажками узкую тропу одного знания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

РАЗВИТИЕ НАШИХ ДЕТЕЙ — ЭТО ПРИНОСЯЩЕЕ РАДОСТЬ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ УСЛОВИЕ КУЛЬТУРЫ?
Детская социализация, которую можно охарактеризовать как обучение в его наиболее совершенной форме, пробуждает рефлекторное мышление. Этот процесс инстинктивен и происходит спонтанно, сам по

Часть II РАЗВИТИЕ И МОТИВАЦИЯ

Часть III РАЗВИТИЕ И ПОЗНАНИЕ

Часть III. Развитие эго

Часть 3. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Развитие и обучение
Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное существо: он — организм, который носит в себе специфические черты человеческой природы. И для психического развития человека существенно, что он рождается с

Обучение и развитие
В связи с этим выдвигается второй вопрос — о взаимоотношении развития и обучения. Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь.Поэтому, в частности, распространенное в литературе

Поиск денег на обучение. Инвестиции в собственное развитие. «Вжик-вжик…» Драка
У М.Е. в его книге «Психологические гамбиты» проработана интересная мысль. В жизни надо играть гамбитными вариантами, т. е. уметь стратегически пожертвовать пешкой, чтобы в конце поставить

Часть 1. Нормальное развитие.

Запомните одно, и тогда Вы займете правильную позицию: что бы Вы ни думали о нем как о личности, что бы ни сделали или не сделали его последователи, Фрейд был прав. Вот вам талисман, который следует всегда иметь при себе и пользоваться им в тех

Часть 2. Ненормальное развитие.

Часть I. Развитие контакта.
«Могу ли я получить помощь с другой стороны?»Конечно.»Вы имеете в виду от Бога?»Да, но прежде, чем делать какие-то выводы, лучше прочитайте несколько глав.»Любой может?»Любой.»Прямо

Часть IV. Обучение навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения
Завершающая часть нашего изложения посвящена возможности обучения людей конструктивным стратегиям поведения в конфликтах и стратегиям преодоления конфликтных ситуаций.

9. Обучение: развитие мозга и интеллекта

— Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это, — сказал Деликатес со вздохом, — Так я и остался при высшем образовании…
Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
Учиться нужно, но нужно бы не только учиться,

Разница в развитии, разница в поведении
Пол ребенка определяется набором хромосом в оплодотворенной яйцеклетке. Даже в материнской утробе развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Без специальных аппаратов и тестов опытные наблюдатели по внешнему виду будущей

9
Личностное развитие, гендерная разница, или Почему слоны – отличные уравнители
Одни девочки милые, другие – нет. Есть девочки, которые представляют собой полную противоположность этому слову и могут поджечь комнату одной правильно поставленной ухмылкой.Такой была

Источник

Ирина Тагохина, психолог cемейного центра «Рождество»

В наше время появилось много детских центров, где предлагают развивающие занятия для детей разного возраста. Развивать ребенка стало модно с пеленок. В магазинах появилось много развивающих игрушек, развивающих книжек. Развитие в моде! Очевидно, люди не хотят стоять на месте. Ведь развитие – это движение вперед, прогресс! Какие родители не желают, чтобы их ребенок двигался вперед, развивался? Все желают. Но как развиваться и куда двигаться? Этот вектор выбирают тоже родители.

Читайте также:  Курсы развития ребенка 1 год

Так что же такое развитие? Чем оно отличается от воспитания? И что важнее воспитать или развить ребенка? А, может, всё вместе?

Итак, сначала развитие?

Развитие ребенка бывает физиологическое и психическое.

О физиологическом развитии ребенка, о том, как и когда растут тело, органы и ткани, о нормах формирования организма можно узнать у врачей, анатомов и физиологов.

Нас же интересует психическое развитие ребенка. Развитие психики ребенка — процесс созревания и усложнения высших психических функций.

Понятие «развитие высших психических функций» включает в себя две группы явлений. Первая – это процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления – язык, письмо, счет, рисование. Вторая – это процессы развития специальных функций таких как внимание, память, образование понятий, воображение, восприятие, эмоции и т.д

Выделяют следующие возрастные этапы развития:

  • развитие основных двигательных функций — происходит от момента рождения до 1 года;
  • развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы — от 1 года до 3 лет;
  • созревание эмоциональной сферы — от 3 до 12 лет.

Так же выделяют факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка:

  • Наследственно-биологические
  • Специальные:
  • воспитание
  • обучение
  • влияние окружающей среды.

Теперь о воспитании.

До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре В.И. Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…»

Так же, воспитание определяется как целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

В современной педагогике воспитание определяется как развитие направленности личности, её мировоззрения, убеждений, стремлений, интересов и идеалов.

В психологии воспитание рассматривается как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.

Давайте подведем итоги. Одним из факторов, влияющих на развитие психики ребенка, является воспитание. Определение воспитателем (родителями) в каком ценностном поле будет развиваться их чадо чрезвычайно важно. Получается, что без передачи культурного опыта, традиций, убеждений, стремлений и идеалов невозможно развить ребенка, т.к. оно – развитие может происходить только в культурно-ценностной среде. Значит, развить способность рисовать можно одинаково, ставя во главе разные ценности. И от них зависит, будет ли красивый рисунок актом вандализма или исцеляющей картиной.

Это будет Вам интересно:

  • Как увлечь ребенка искусством?
  • От макушки до пяток… играючи!
  • Поговорим по душам?… С ребенком…
  • Игры с детьми — обязанность мамы или радость общения?
  • Воспитание до рождения. Творческий подход

Источник

мотошкова юлия
Раннее обучение и развитие ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже како-го срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще бу-дет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрос-лых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие — не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте про-шлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.

Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем «развести» их на «физические» и «творче-ские». С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, хо-дить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важ-ным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.

Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины. Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее, шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой по-верхности, рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а пе-ребирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение «по первому кругу»- не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет — учиться «заново», что да-ется труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и об-ливание, массажа.

Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием «После трех уже поздно», в которой говорит о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет — в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обще-стве, закладывается иммунитет. Конечно, все это накладывается на существующие гены. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максиму-му. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижении любых вершин, относится с уважением к крохе.

Читайте также:  Психолог индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду образец

Мария Монтессори — итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина — доктор медицины. Изначально работала с ослабленными деть-ми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала «посильные» игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы — сам ребенок. Он самостоятельно) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребе-нок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет.

Главной ценностью воспитания в системе М. Монтессори является индивидуальность и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и ее вы-дающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ре-бенка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребенка от сложных и опасных воздействий взрослого мира.

Глен Доман — американский военный врач 40-х годов. Успешно раз-вил идею Цицерона о том, что «Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов». Работал в Филадельфии, институте, позже назван-ным «Институтом ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» (BBI). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он при-шел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к уси-лению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. До-ман убежден, что учеба эффективна только в период роста мозга — до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорожденного — 35 см, двухлетки — 50 см, взрослого в 20 лет — 55 см, и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-их малышей. У новорожденного огромный потенциал, который надо сохранить: кол-во нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки отмирают.

Пытаясь говорить, младенец «выдает» целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющихся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р. 1939).

Его пособия — самым известным являются «кубики Зайцева» для освоения чтения — основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе.

Изучение чтения построено на принципе «складов» — пары из со-гласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика — например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики раз-личаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звон-кими и мягкими согласными.

Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.

Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребенку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребенка и взрослого. Не стоит спешить с одно-временным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются лого-педы: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение — это работа глаз, а письмо — руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари.

Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад — это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на под-готовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией, вы обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов.

Таким образом, на достижение того же результата в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение — процесс творческий. Ребенок «реально» читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа «баба, иди», осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не «Оля хочет», а «я хочу»). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.

Обучение математике отличается системным подходом. Это комби-нация таблиц, наглядно показывающая «значение» числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры — количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц «Сточет», пособия родителям «нам в сотне тес-но».

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмо-ционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального со-стояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С уче-том этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслитель-ной деятельности, речи, предметной деятельности, испытывает значитель-ные трудности в дошкольном возрасте и в процессе обучения в школе. Но так как мышление, как и все познавательные процессы, поддается коррек-ции, возможно использование специальных приемов и способов, способ-ствующих его развитию.

Источник