Чем отличается развитие ребенка от его роста

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Процесс развития протекает скачкообразно. Разница между отдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным, но и качественным изменениям

Наличие возрастных особенностей в строении или деятельности тех или иных физиологических систем ни коей мере не может являться свидетельством неполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.

Под развитием понимают качественные изменения в детском организме, заключающихся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функции всех тканей и органов, усложнение их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Развитие включает в себя три основных фактора:

· рост,

· дифференцировку органов и тканей,

· формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм.)

Одной из основных физиологических особенностей процесса развития , отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т.е., количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением длины, объема и массы тела детей и подростков, связанное с увеличением числа клеток и их количества.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели. В одних органах и тканях, таких как кости, легкие, рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других /мышцы, нервная ткань/ преобладают процесс увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма – это повышение в нём общего количестве белка и увеличение размеров костей.

Рост это количественные изменения в организме, которые имеют меру измерения (кг, м ,см)

Развитие это качественные изменения в организме, которые не имеют меры измерения (оцениваются или измеряются) относительно той группы в которой находится ребенок).

Рост и развитие ребенка, т.е. количественные и качественные изменения тесно взаимосвязаны друг с другом. Постепенные количественные и качественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребенка новых качественных особенностей.

Наряду с гармоничностью развития существуют особые этапы наиболее резких скачкообразных физиологических преобразований.

В постнатальном развитии выделяют три таких «критических периода» или «возрастного кризиса».

ВозрастИзменяющиеся факторыПоследствия
от 2х до 4х  Развитие сферы общения с внешним миром. Развитие формы речи. Развитие формы сознания.Повышение воспитательных требований. Повышение двигательной деятельности
с 6 до 8 летНовые люди Новые друзья Новые обязанностиУменьшение двигательной деятельности
с 11 до 15 летИзменение гормонального баланса с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Расширение круга общенияКонфликты в семье и в школе Вспыльчивый характер

Важной биологической особенностью в развитии ребенка является то, что формирование их функциональных систем происходит намного раньше, чем это им требуется.

Принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков является своеобразной «страховкой», которую дает природа человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны.

К важным закономерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

Основные закономерности роста и развития:

— непрерывность

— неравномерность (изменчивость)

гетерохронность.

— индивидуальный темп развития /учет индивидуальных и возрастных особенностей развития.

На основании богатейшего фактического материала возрастной морфологии и физиологии, являющейся естественнонаучной базой физиологии и гигиены детей и подростков, установлены закономерности роста и развития детского организма. Эти закономерности относятся как к организму в целом, так и к развитию его отдельных органов и тканей.

Чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нём процессы роста и развития.

• Особенностью современного поколения является гетерохронное развитие.

Гетерохронность – неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни. Например, в период ранней взрослости (18-21 год) уровень одних функций повышается (объем поля зрения, глазомер, константность опознания, дифференцированное узнавание, пространственное представление, внимание), других — понижается (острота зрения, кратковременная память), уровень третьих остается стабильным (наблюдательность). После 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, что касается вербальных, то они именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня после 40-45 лет.

Гетерохронность проявляется в трех видах:

а) Ретардация — процесс замедленного развития или отставания в темпах развития, по сравнению со своими сверстниками.

б) Средний темп развития.

в) Акселерация — процесс опережающего или ускоренного развития по сравнению со своими сверстниками.

Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 28128; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9757 — | 7579 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Соотношение
процессов роста и развития

Определение
понятий.
Рост
и развитие обычно употребляются как
понятия тождественные, неразрывно
связанные между собой. Между
тем биологическая природа этих процессов
различна, раз­личны
их механизмы и последствия.

Рост

это количественное увеличение биомассы
организма за
счет увеличения геометрических размеров
и массы отдельных его клеток или
увеличения числа клеток благодаря их
делению. Развитие
это
качественные преобразования в
многоклеточном организме, которые
протекают за счет дифференцированных
процессов
(увеличения разнообразия клеточных
структур) и приводят
к качественным и количественным
изменениям функций (организма.

Читайте также:  Как определить развитие ребенка без узи

Взаимосвязь
роста и развития проявляется, в частности,
в том, что
определенные стадии развития могут
наступать только при до­стижении
определенных размеров тела. Так, половое
созревание у девочек может наступить
только тогда, когда масса тела достигнет
определенной
величины (для представителей европейской
расы это около
48 кг). Активные ростовые процессы также
не могут продолжаться
на одной и той же стадии развития
бесконечно. Дифференцированные
процессы,
или
дифференцировка,
это
появление
специализированных структур нового
качества из мало специализированных
клеток-предшественниц. Смысл
дифференцированных процессов.
Наименее
специализи-‘5;шной можно считать зиготу
— зародышевую клетку, образуются
в результате слияния материнской
яйцеклетки с отцов­ским
сперматозоидом. Генетический аппарат
зиготы содержит полный
двойной набор хромосом, и все дальнейшее
развитие представляет
собой активацию или репрессию той или
иной час­ти
генома, который от зародышевой клетки
полностью и без из­менений
передается всем ее потомкам в процессе
каждого акта деления.
Первые этапы развития зиготы представляют
собой про­стое
увеличение числа неотличимых друг от
друга клеток — сначала
зигота делится на 2, потом каждая из них
еще на 2, т. е. обра­зуется
4 клетки, затем — 8, 16, 32 и т.д. Эти
эмбриональные клет­ки
называются бластомерами, они похожи,
как две капли воды. Однако
уже на стадии 32 бластомеров начинают
выявляться неко­торые
особенности отдельных клеток, связанные
с их местополо­жением.
По мере увеличения числа бластомеров
эти различия все возрастают.
Часть из этих клеток, образующих вместе
сферу, уве­личивается
в размере более, чем другие, и, наконец,
наступает стадия
гаструляции — впячивания более мелких
клеток внутрь сферы
с образованием внутренней (целомической)
и внешней (гастральной)
полостей. Организм приобретает совершенно
но­вый
вид удлиненной замкнутой с одного конца
трубочки, резко отличающийся
от недавней сферической формы. Клетки
апикаль­ного
и каудального концов начинают все
сильнее различаться не только
внешне, но и по своим свойствам: внутренним,
метаболи­ческим.
Более того, функции клеток наружного
(эктодермально-го),
внутреннего (энтодермального) и
образовавшегося проме­жуточного
(мезодермального) слоев гаструлы, а
также роль этих клеток
в дальнейшем развитии организма
становятся различными. Так,
эктодермальный слой клеток дает начало
кожным покровам и
нервной ткани. Мезодермальный слой
служит прародителем всех мышц
организма. Клетки энтодермы формируют
в дальнейшем паренхиматозные
органы (печень, почки, селезенка, железы
внут­ренней
секреции) и эпителий желудочно-кишечного
тракта. Все эти
сложнейшие преобразования, постепенно
приводящие к фор­мированию
совершенно не схожих между собой
клеточных струк­тур
и разных по форме и функции тканей,
являются проявлением дифференцировочных
процессов. Именно в этом и заключается
развитие
— от единственной зародышевой клетки
до организма, насчитывающего
миллионы клеток различной специализации.

Сроки
развития и созревания детского организма.
Долгое
время существовало
убеждение, что дифференцирбвочные
процессы в основном
заканчиваются во внутриутробном периоде,
а даль­нейшее развитие связано
преимущественно с особенностями роста
отдельных органов. В последние десятилетия
убедительно показано,
что это не так: многие ткани организма
продолжают развиваться,
в том числе и путем дифференцировочных
процес­сов,
вплоть до завершения полового созревания.
Особенно дли­телен
период созревания возбудимых тканей —
нервной и мы­шечной.’

Количественные
и качественные изменения в деятельности
фи­
зиологических
систем.
Ростовые
процессы неминуемо приводят к изменениям
объемных характеристик в деятельности
практиче­ски
всех физиологических систем организма.
Так, совершенно оче­видно,
что, для того чтобы сохранить потребный
уровень снабже­ния
тканей растущего организма кислородом
и питательными веществами,
при двукратном увеличении массы тела
необходимо примерно
такое же увеличение массы циркулирующей
крови, размеров
сердца, кроветворных органов и т.д. Те
же пропорции складываются
и в других функциональных системах. Но
все это справедливо
лишь в том случае, если принципы
организации физиологического
процесса не меняются. Если же допустить,
что ткани
претерпевают такие качественные
изменения, которые по­зволяют
им полнее экстрагировать кислород и
питательные веще­ства
из крови (что и происходит в действительности
в процессе онтогенеза),
то потребность в кровообращении в
расчете на еди­ницу массы тела с
возрастом будет снижаться.

Все
физиологические функции так или иначе
связаны с раз­мерами
тела. Но при этом часть из них меняется
в онтогенезе пропорционально
изменениям массы тела, тогда как другие
ме­няются
пропорционально изменениям площади
поверхности тела. Если
же в ходе развития та или иная функция
демонстрирует непропорциональное
массе или площади поверхности измене­ние,
то это свидетельствует о качественном
преобразовании ме­ханизмов
реализации данной функции. Ростовые
процессы ве­дут,
как правило, к количественным,
пропорциональным из­менениям.
Дифференцировочные процессы могут
приводить к появлению
качественных, непропорциональных
изменений в деятельности
физиологических систем организма. На
этом про­стом
соображении основано широкое использование
в возраст­ной
физиологии относительных показателей,
т.е. выражение ак­тивности
той или иной физиологической функции
по отноше­нию
к массе тела или площади его поверхности.
Этот прием позволяет
наглядно увидеть и различить этапы
количественного нарастания
возможностей физиологических систем
и этапы их качественных
преобразований.

Энергетические
затраты в процессе роста и развития.
Широко
распространено
мнение о том, что процессы роста требуют
боль­ших
затрат энергии. С этим некоторые
исследователи связывали по­вышенный
уровень метаболизма в тканях детского
организма. Од­нако
точные измерения, проведенные в
1970—1980-е годы, пока­зали,
что даже в период самого интенсивного
роста на это расходуется
не более 4—5 % суточного потребления
энергии. Та­ким
образом, видимое глазу изменение размеров
и пропорций тела
на самом деле представляет собой
достаточно легко (с точки зрения
энергетики организма) реализуемый
процесс. Совершен­но
иначе обстоит дело с дифференцировочными
процессами, оп­ределяющими
динамику качественного развития
организма. Ко­личество
синтезов, которые протекают в процессе
дифференцировок, возможно, не столь
велико, но их энергетическая «цена»
намного
выше. Это связано с тем, что в процессе
ростовых синте­зов
используются уже готовые, отработанные
пути метаболизма,

Читайте также:  Первые месяцы после рождения ребенка развитие органов

тогда
как дифференцировочные процессы требуют
организации новых
метаболических путей и широкого спектра
ферментных систем,
которые бывают необходимы только на
узко очерченных стадиях
процесса. Экспериментально показано,
что в периоды, когда
замедляется рост организма, а значит,
активизируются диф­ференцировочные
процессы, существенно повышается
интенсив­ность
основного обмена, т. е. тех энергозатрат,
которые не связа­ны
с реализацией каких-либо конкретных
функций.

Понятие
о «скачке роста».
В
тех случаях, когда во множестве различных
тканей организма одновременно наблюдаются
росто­вые
процессы, отмечаются феномены так
называемых «скачков роста».
В первую очередь это проявляется в
резком увеличении продольных
размеров тела за счет увеличения длины
туловища и конечностей.
В постнатальном онтогенезе человека
такие «скачки» наиболее
ярко выражены в первый год жизни
(1,5-кратное уве­личение
длины и 3—4-кратное увеличение массы
тела за год, рост
преимущественно за счет удлинения
туловища), в возрасте 5—6 лет (так
называемый «полуростовый скачок», в
результате которого
ребенок достигает примерно 70 % длины
тела взросло­го,
рост преимущественно за счет удлинения
конечностей), а также в
13—15 лет (пубертатный скачок роста как
за счет удлинения туловища,
так и за счет удлинения конечностей).

Впервые
о скачке роста стало известно из
исследований графа Ф.
де Монбейяра, который в 1759—1777 гг. наблюдал
за развитием своего
сына, взвешивая его каждые полгода. Эти
результаты были впервые
опубликованы Бюффоном в приложении к
его «Есте­ственной истории». На рис.
1 хорошо видно резкое увеличение
скорости
роста в период от 12 до
16 лет (пубертатный ска­чок), а также
видно замедле­ние
снижения скорости росто­вых
процессов в период от 6 до 8
лет (полуростовой скачок). В дальнейшем
многочисленные исследователи
подтвердили ре­альность
этих двух узловых моментов в развитии,
когда скорость
роста увеличивается в противовес
возрастной тенден­ции
к ее снижению.

В
результате каждого скачка роста
существенно меняются пропорции
тела, все более при­ближаясь
к взрослым. Кроме того,
количественные измене­ния,
выражающиеся в увеличении
длины
тела и изменении его пропорций, обязательно
сопровождаются
качественными изменениями функционирования
важнейших
физиологических систем, которые должны
«настраиваться»
на работу в условиях новой морфологической
ситуации. Целый ряд качественных
возрастных изменений функционирования
органов и систем является неизбежным
следствием увеличения
размеров и изменений пропорций тела в
онтогенезе: сложившаяся на предыдущем
этапе онтогенеза организация функции
не способна обеспечить устойчивый
процесс в новых условиях,
поэтому требуется ее более или менее
существенная перестройка.

Чередование
периодов роста и дифференцировки служит
естественным
биологическим маркером этапов возрастного
развития, на каждом из которых организм
имеет специфические особенности,
никогда не встречающиеся в таком же
сочетании в любом
из других этапов. Отсюда вытекает
необходимость всегда соотносить
анализ состояния организма (как по
морфологическим
признакам, так и по функциональным с
конкретным этапом
возрастного развития. Иными словами,
этапы онтогенеза не
абстракция, придуманная учеными для
облегчения анализ; а
совершенно реальная последовательность
событий, неизменно повторяющаяся в
процессе развития каждого индивидуума.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

развитие детей

Человек развивается в течение всей своей жизни, но особенно интенсивные изменения происходят в детском возрасте. Развитие растущего организма подчиняется определенным закономерностям, присущим различным возрастным периодам.

У детей до 7 лет условно различают три возрастных периода, отличающихся особенностями развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом: период грудного возраста — от рождения до 1 года, период раннего возраста — от 1 года до 3 лет и период дошкольного возраста — от 3 до 7 лет.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности анатомического строения, физиологических функций и обмена веществ, что необходимо учитывать при организации питания ребёнка.

Период грудного возраста характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

Доношенный ребёнок рождается с массой тела, в среднем равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики обычно крупнее девочек.

Наиболее энергично ребёнок растёт в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются. Так, за первые 3 месяца жизни ребёнок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, с 4-го по 6-й — по 2,5-2 см в месяц, во втором полугодии — по 2-1,5 см в месяц. Таким образом, к 6 месяцам жизни ребёнок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни — на 25-27 см.

Нарастание массы тела, так же как и рост, интенсивнее идёт вначале: на первом месяце жизни ребёнок прибавляет 600 г, в течение второго и третьего месяцев жизни — по 800-900 г, а затем в течение каждого последующего месяца ребёнок прибавляет в массе тела на 50 г меньше, чем в предыдущем.

Таким образом, ребёнок, родившийся со средними показателями массы тела, увеличивает ее вдвое к 5 месяцам жизни и утраивает к 11-12.

Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребёнок первого года жизни, надо к показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения роста и массы тела за прожитый период. При этом удобно пользоваться таблицей средних показателей увеличения роста и массы тела детей первого года жизни.

Первый год жизни ребёнка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы, формированием активных движений, различных навыков и умений. В возрасте одного месяца младенец уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. В 3 месяца объем движений увеличивается: ребёнок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, чётко определяет направление звука, узнает близких. В 6 месяцев малыш хорошо переворачивается со спины на живот и обратно, начинает ползать, произносит отдельные слоги. В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно садится, встаёт и передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте одного года малыш обычно начинает ходить без опоры, произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки, пытается самостоятельно есть ложкой.

Читайте также:  Требования к развитию ребенка в возрасте 3 лет

В течение первого года жизни в организме ребёнка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

После 6 месяцев у ребёнка прорезываются первые зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет 8 зубов.

Продолжает развиваться желудочно-кишечный тракт. По сравнению с первыми месяцами жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к году жизни 250 мл (у новорожденного 30-35 мл). В связи с введением в рацион ребёнка новых видов пищи увеличивается выделение пищеварительных соков, нарастает их активность. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ. Практически к концу первого года жизни ребёнок может получать все основные продукты питания.

Частота стула к году жизни уменьшается до 1-2 раз в сутки (у новорожденного 4-5 раз в сутки). У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребёнка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

Ранний возраст — период жизни ребёнка от 1 года до 3 лет.

В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма ребёнка. Однако дети раннего возраста ещё очень ранимы, восприимчивы к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям питания. Малыш в этом возрасте легко подвержен любым воздействиям окружающей среды.

Темпы физического развития ребёнка на втором и третьем годах жизни несколько замедляются. За второй год жизни рост ребёнка увеличивается на 10-11 см, масса тела — на 2,5-3 кг, за третий год жизни эти показатели составляют соответственно 7-8 см и 2 кг.

У детей раннего возраста продолжаются созревание и дифференцировка костной и мышечной тканей, усложняются и совершенствуются двигательные умения. За этот период жизни ребёнок хорошо овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К трем годам он овладевает более сложными умениями: самостоятельно ест, одевается, начинает застёгивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Особенно заметно развитие интеллектуальных способностей ребёнка. У него значительно обогащается запас представлений, расширяется осознанное отношение к окружающей действительности, быстро развивается речь, возникает потребность к общению с другими детьми. К трем годам малыш начинает употреблять сложные предложения, знает и называет четыре основных цвета, приобретает необходимые гигиенические навыки. В общении со сверстниками у него появляются элементы ролевой игры.

У детей старше одного года значительно совершенствуются органы пищеварения. К двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и может хорошо пережёвывать пищу. Объем желудка у 2-3-летних детей увеличивается до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая способность желудочно-кишечного тракта. Все это позволяет вводить в рацион ребёнка более разнообразные по ассортименту продукты. Однако восприимчивость ребёнка раннего возраста к различным нарушениям пищевого режима остаётся ещё высокой. При отступлении от диеты у него легко возникают расстройства пищеварения в виде рвоты, жидкого стула.

К дошкольному возрасту относится период жизни ребёнка от 3 до 7 лет. Дети этого возраста заметно отличаются по развитию от детей раннего возраста. У них происходит дальнейшее развитие и совершенствование организма.

Физическое развитие детей в этот период отличается неравномерностью. В возрасте 4-5 лет темпы роста несколько замедляются, ребёнок за год вырастает в среднем на 4-6 см, а на протяжении шестого-седьмого года жизни прибавка в росте достигает 8-10 см в год. Бурное увеличение роста детей в возрасте 6-7 лет получило название первого периода вытягивания. Оно связано с функциональными изменениями в эндокринной системе (усилении функции гипофиза). К 7 годам у ребёнка заметно удлиняются верхние и нижние конечности, увеличивается окружность грудной клетки.

Прибавка массы тела у детей к 4 годам несколько замедляется и составляет в среднем за год 1,2-1,3 кг, а затем она вновь увеличивается: за пятый год жизни ребёнок прибавляет в среднем 2 кг, за шестой — 2,5 кг, за седьмой — около 3,5 кг. К 6-7 годам у ребёнка отмечается удвоение массы тела по сравнению с массой в годовалом возрасте.

У детей дошкольного возраста отмечается дальнейшее развитие костно мышечной системы. Костная ткань становится более плотной, увеличивается масса мышц. К 5 годам значительно увеличивается мускулатура нижних конечностей, увеличивается ее сила и работоспособность. Совершенствуется сократительная способность мышц, увеличивается их сила.

Развитие и дифференцировка центральной нервной системы выражаются в совершенствовании статических и двигательных функций, развитии координации движений. Дети дошкольного возраста по сравнению с детьми раннего возраста более выносливы к физическим нагрузкам. У них хорошо развита речь, дети этого возраста имеют уже определённые навыки в самообслуживании, труде, подготовлены к обучению в школе.

Сопротивляемость заболеваниям у детей дошкольного возраста значительно выше.

Деятельность пищеварительного тракта у детей к концу дошкольного возраста достигает уровня взрослого человека. К 7 годам у ребёнка прорезываются коренные постоянные зубы. С 6-7 лет начинается смена всех молочных зубов. Объем желудка к 5-7 годам достигает 400-500 мл, увеличивается его мышечный слой. Активно функционируют слюнные железы, значительно увеличивается количество пищеварительных соков и повышается их ферментная активность. У детей этого возраста значительно реже возникают расстройства желудочно-кишечного тракта.

Источник