Чем младше ребенок тем темпы его психического развития
Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии — возрастная психология. Предмет ее исследования — возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности растущего и развивающегося человека. Психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.
Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качетвенные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн).
1. Чем ребенок моложе, тем выше темпы его физического и психического развития
. В дошкольном возрасте:
— активно развиваются все психические процессы;
— появляются тонкие переживания;
— рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);
— складываются интересы;
— развиваются способности, закладываются основы характера.
2. Чем выше темпы развития ребенка, тем более он раним, тем легче можно повредить его физическое и психическое здоровье. Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.
Становление психики не простое сцепление случайностей, а процесс закономерный. Люди стремились изучить эти закономерности. В философии известны два противоположных подхода к проблеме развития: метафизический и диалектический.
МЕТАФИЗИКИ | ДИАЛЕКТИКИ |
Рассматривают развитие как увеличение (уменьшение) данного изначального свойства. Ребенок — как взрослый в миниатюре | Рассматривают развитие как результат единства и борьбы противоположностей. Развитие — это не столько количественные изменения, сколько возникновение новых форм и качеств |
3. Развитие отдельных органов и психических функций происходит не изолированно друг от друга, а взаимосвязанно и обусловленно. Одни органы влияют на развитие других. Так, развитие двигательного анализатора влияет на сердечно-сосудистую систему, головной мозг; предметные действия — на развитие восприятия, мышление и др.
Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекают не параллельно и не с одинаковой степенью интенсивности. Каждая функция мозга имеет строго определенное время начала и время завершения своей эволюции. Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий. В подростковый период рост тела в длину преобладает над ростом в ширину, сердце увеличивается быстрее, чем сосуды; сила растет, а координация движений ухудшается и др.
Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, определенного рода влияниям окружающей действительности. 4. Эти периоды называют сензитивными 3-6 лет: восприятие, мышление, воображение и т.д.; 5-6 –чтение; 6-7 – учебные навыки и др..Сензитивность возрастных периодов: это чувствительность детей к обучению и направленность активности.
Каждая функция имеет ограниченное время для своего развития. Задача той или иной функции — помочь ребенку устанавливать связь со средой, обеспечивать себе жизнеспособность в ней, познавать окружающий мир. Функция развивается по мере ее привлечения и активизации.
Функции входят в свои фазы развития в разное календарное время с индивидуальными различиями для каждого ребенка.
В сензитивный период можно достичь предельного развития той иной функции, иначе эта возможность будет «похоронена» в детстве. Природой определено календарное время индивидуально для каждого ребенка. Это значит, что, скажем, какая-то функция у этого ребенка войдет в свою наиболее интенсивную фазу развития в возрасте двух лет и, постепенно замедляя темп, завершит эту фазу до 9—11 лет.
Несмотря на то, что различные органы, системы, психические функции развиваются с присущими им особыми закономерностями, рост и развитие являются единым целостным процессом.
Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и ее высшим отделом — корой головного мозга.
В целом развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит:
Источник
Воспитывая ребенка от года до 3 лет, надо иметь знания по следующим направлениям:
¦ прямохождение и его роль в развитии ребенка;
¦ мышечное чувство как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания;
¦ ориентация в пространстве;
¦ орудийные действия, сензитивность развития речи;
¦ внешние и внутренние ориентировочные действия;
¦ наглядно–действенное мышление;
¦ знаковая функция сознания;
¦ слово – регулятор поведения;
¦ совместная деятельность ребенка и взрослого – главное условие для развития малыша;
¦ кризис 3 лет;
¦ самосознание и его проявление в раннем возрасте.
Для ребенка в этом возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.
Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования. Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.
Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются, мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению.
Ребенок слышит речь, но практически не понимает ее, поскольку не различает звуки, и в общем–то пропускает все мимо ушей. Это связано с ослаблением внимания. Чтобы развить внимание детей, можно выбрать игры с использованием звуков, шумов, например «показать» голосом, как лает собака, кричит петух, мяукает кошка и т. п. Это должно заинтересовать малыша и постепенно заставить его слушать более внимательно.
Иногда сбивчивая, с паузами и перерывами, речь малыша, особенно если он взволнован или возбужден, может напоминать заикание. Это так называемое «ложное заикание», свойственное многим маленьким детям. Взрослый в данной ситуации должен стремиться снять напряжение, слушать терпеливо и заинтересованно, не проявляя недовольства. Чтобы справиться с паузами, нужно использовать эффект наводящего вопроса, с помощью которого можно подсказать те слова, которые ребенок пытается подобрать. Не стоит торопить ребенка, подгоняя его фразами типа: «Ну, ну, говори!», «И что же было дальше?» и т. п. Чтобы развить память малыша на слова, следует использовать метод поручений. Например, можно сказать: «А сейчас пойди к бабушке и скажи: «Я хочу пить»», а можно и так: «Подойди к бабушке и скажи, что ты хочешь пить». В последнем случае малыш должен будет перестроить сказанную ему фразу.
Говоря о факторах, вызывающих нарушение слоговой структуры слова ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.
В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокращенный вариант чередуется с несокращенным).
В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.
Таким образом, искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слогов в ряду.
За 2,5 года раннего возраста речь развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.
В 1,5 года ребенок использует двусловные комбинации («мой папа»); 2,5 года – употребляет более длинные и сложные предложения («Куда пошел папа?»).
Без специального обучения к 4-5 годам ребенок овладевает правилами грамматики родного языка. В своей речи он верно пользуется большинством морфологических и синтаксических правил, включая словоизменение, образование времен, составление предложений. Осваивая синтаксис, дети одновременно постигают значения слов и предложений – семантику.
Овладение значением слова – очень важный аспект развития речи. Любое слово – обобщение: слово относится к группе, классу вещей. Считается, что в основе ранних обобщений лежит выделение легко замечаемых признаков предметов (например, мягкие пушистые предметы, животные – это «киса» (кошка)). В дальнейшем дети усваивают названия средней степени обобщенности, поэтому, например дога назовут просто собакой. К 2-м годам дети осваивают вопрос «Что это?».
Накопление названий предметов происходит в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 годам ребенок понимает почти все обращенные к нему слова. Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3 года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.
На 3-м году жизни понимание речи возрастает по объему и изменяется качественно. Ребенок любит слушать речь взрослых, любит радио, детские пластинки, чтение сказок, стихов, осваивает понимание речи-рассказа. Но это понимание лучше осуществляется в пределах наглядной ситуации.
Долго в детской речи сохраняется признак многозначности: одно и то же слово может относиться к предмету и к действию с ним. Строя гипотезу о значении слова, ребенок пользуется своими общими представлениями о мире и сведениями, почерпнутыми из поведения взрослых. Поначалу дети могут приписывать словам совершенно иные значения, чем взрослые, или, например, расширяют значения слова на основе сходства формы, размера, звучания, фактуры, движения предмета или сходство функций («босые ноги» и «босый лук», например).
Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появления 2-3 словных предложений и первых вопросов зависят в 1-ю очередь от характера общения ребенка и взрослых. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, не побуждают к активному использованию слов, предугадывают любое желание ребенка, не стимулируя обращение к активной речи, развитие речи может замедляться.
На 3-м году жизни возрастает речевая активность ребенка, он разговаривает во время игр, прислушивается к речи взрослых, не обращенной к нему; легко запоминает и воспроизводит небольшие сказки и стихи. После 2-х лет речь принимает форму диалога, т.е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним. Диалог является частью совместной деятельности ребенка со взрослым.
2-х летние дети понимают как общие вопросы, требующие ответов «да» — «нет», так и специальные, начинающиеся со слов «где», «кто», «что», и обычно отвечают на них правильно. На вопросы, начинающиеся со слов «когда», «как», «почему», «зачем», дети отвечают так, как будто их спросили «что» и «где», но к 3-м годам понимание таких вопросов уточняется.
Собственные вопросы ребенка развиваются так же, т.е., вначале общие «что»), а потом специальные («когда»). Слова «этот», «тот», «там» дети употребляют правильно уже в 2 года, но понимание их значения приходит к 4-5 годам. (Сапогова Е.Е., 2001)
Обухова выделяет следующие, известные к настоящему времени, основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:
1. Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания (до 1,5 лет), затем он начинает понимать слова-названия (до 2,5 лет), позднее наступает понимание инструкций и поручений (после 2,5 лет до 3 лет) и, наконец, понимание рассказов, т.е. контекстной речи.
2. Первое языковое «открытие», описанное В. Штерном. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента (2 года) ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: «Что это?», «Кто это?». Это результат практического освоения языка в совместной деятельности со взрослыми.
3. Развитие фазической и семической стороны языка. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. «Фазически – это слово, семически – предложение», — писал Л.С. Выготский.
4. Второе языковое «открытие» — это «открытие» флективной природы языка, описанное К. Бюлером. По мнению Бюлера, на границе 2 и 3 лет ребенок сам «открывает», что слова в предложении связаны между собой. Гвоздев А.Н. писал о 3-х стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, т.е. правильное словоупотребление.
5. В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначных детских слов к первым функциональным обобщениям. Основание для этого (обобщения) служат различные признаки предметов. Вначале ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам – 1-я ступень. На 2-ой ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т.е. какую роль выполняют предметы. 3-я ступень – умеет вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу, независимо от ситуационного, функционального использования данных предметов.
6. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. (Фонема – это не просто звук, а «звук плюс смысл» (Выготский, Т. 4, С. 354)).
7. В основе овладения синтаксическим строем языка лежит ориентация в его фонематической и флексивной системах. Т.е. ребенок вначале овладевает отдельными звуками, которые являются исходным материалом для построения слова, а затем отдельные слова в предложения (т.к. они могут быть связаны – 2-е открытие).
8. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от указательной (индикативной) к обозначающей (номинативной) функции речи. По словам Д.Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения.
Д.Б. Эльконин также считает, что речь и ее развитие – есть не функция, а как особый предмет (речь), которым ребенок овладевает так же, как и другими орудиями. (Обухова, С. 218-220)
Как же усваивается язык и формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов? Предполагается, что это происходит 3-мя путями усвоения языка и индивидуального развития – это: 1) подражание; 2) образование условнорефлекторных ассоциаций; 3) постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.
Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, особенно фонетики и грамматики. Этот механизм появляется у ребенка уже в младенчестве («первые слова»). Но подражание – это начальный этап речевого развития. Без следующих 2-х он не в состоянии привести к полноценному усвоению языка.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи заключается в том, что использование взрослыми поощрений ускоряет процесс развития речи. Однако, если поощрения и не будет, то все равно развитие речи будет происходить. (Немов, С. 72)
Формулировка и проверка гипотезы как механизм усвоения речи происходит таким образом. Некоторые дети, видя, как открывается и закрывается дверь, произносят слово «дверь». Далее, например, отец говорит: «Погладь собаку» и сам это выполняет, ребенок же эту невербальную подсказку понимает как значение слова «гладить» и строит гипотезу, что означает это слово. Однако, представим другой случай: мать катит малыша в коляске по солнечной улице и, часто поглядывая вверх, замечает: «Какой чудесный день». И ребенок после этого некоторое время может считать, что «день» — это телевизионная антенна на крыше, которую он видел в тот момент. Немов Р.С. считает, что этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 78)
Сочетание же и взаимодействие этих 3-х механизмов и объясняет речевое развитие. (Немов, С. 72)
Ранний возраст также характеризуется развитием эгоцентрической речи.
Некоторые ситуации.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 265 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015
© Волков Б.С, Волкова Н.В., текст, 2015
От авторов
Б.С. Волков и Н.В. Волкова начали писать книги по дошкольной и школьной психологии еще в 1990-е гг. Среди первых книг – «Детская психология в вопросах и ответах». У современных читателей есть потребность в подобных книгах, но уже на уровне сегодняшнего времени: переработанных и обновленных. И такие книги появились. Это «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» и «Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах».
В Интернете имеется до 30 разных наименований книг этих авторов. Среди них: «Дошкольная психология», «Возрастная психология» в 2 частях (практикум), «Психология младшего школьника», «Психология подростка», «Психология юности и молодости», «Конфликтология», «Основы профессиональной ориентации», «Как помочь школьнику учиться», «Психология общения в детском возрасте», «Практические вопросы детской психологии», «Учим общаться детей раннего возраста», «Учим общаться детей 3–7 лет», «Психология педагогического общения», «Психология возраста», «Методология и методы психологического исследования», «Готовим ребенка к школе». «Развиваем у дошкольников способности к рефлексии» и др.
Многие книги удостоены дипломов. Они стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-методические пособия в 1993 и 1996 гг.
Б.С. Волков – заслуженный работник высшей школы РФ. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ему в 2001 г. присвоено ученое звание профессора общей и педагогической психологии.
Н.В. Волкова – заслуженный учитель школы РФ, удостоена звания «Лауреат премии Мэрии Москвы в области образования».
Пособие «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» подготовлено в соответствии с новыми образовательными стандартами на метапредметной основе. Издание побуждает размышлять, осмысливать психологические особенности развивающегося ребенка, которые нужно учитывать при обучении и воспитании.
Необходимо, чтобы ребенок осмысливал учебный материал, связывал с жизненной деятельностью, т. е. осуществлял не только теоретический, но и практический подход. Эту задачу помогут решить предлагаемые в пособии многочисленные рефлексивные вопросы и ситуации, которые чаще решаются неоднозначно. К примеру, внучка Таня дерзко ответила бабушке, когда та пришла в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем вызвана грубость? Она может быть связана со многими причинами: и с досадой из-за неоконченной игры, и с отношением к бабушке, которое сложилось в семье, и с нездоровьем ребенка, и с его перевозбуждением, и с полученным ранее замечанием воспитателя, и с другими причинами.
Для решения задачи требуется рассмотреть во взаимосвязи ряд обстоятельств и условий, в том числе противоречивых. При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые уже четко определились у ребенка, но и на особенности психики, только начинающие развиваться.
Ежедневно педагогу приходится взаимодействовать с детьми разной индивидуальности, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовать свое поведение. Нужны знания психологии и педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка.
Наша практика показывает, что студенты педагогических учебных заведений, даже хорошо знающие теоретический курс психологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и оценке, интерпретации реальных педагогических ситуаций, затрудняются принять решение, адекватное сложившейся обстановке.
Авторы надеются, что данное издание и его продолжение – книга «Психология детей от трех до семи лет в вопросах и ответах» – поможет решать жизненные задачи воспитания и обучения детей.
Глава 1. Основные закономерности психического развития ребенка
Детская психология – одно из важнейших направлений современной психологической науки – теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психики человека.
Для решения задач этого пособия нужно знать о сущности психического сознания, об особенностях, закономерностях общей и возрастной психологии. Важно иметь в виду следующее:
● развитие психики – с самого начала социальный процесс;
● психика развивается в процессе активной деятельности;
● деятельность ребенка по отношению к среде всегда опосредована его отношениями со взрослыми.
При выполнении заданий используются:
● термины, такие как ведущая деятельность, сензитивный период, зона ближайшего развития, госпитализм, факторы и движущие силы психического развития ребенка и др.;
● теории, раскрывающие суть психического развития.
Овладение терминами поможет найти общие подходы при решении любого типа задач; научит ориентироваться в ситуациях, содержащихся в упражнениях.
Выполнение задач и упражнений способствует уяснению и закреплению знаний об основных методологических принципах исследований, их построении, организации, проведении и интерпретации.
1.1
Вопрос. Почему маленьких детей должны воспитывать люди с высшей квалификацией?
Ответ. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития и тем более он раним. Не зная особенностей развития, можно легко навредить его физическому и психическому здоровью. Необходимо квалифицированное и продуманное воспитание на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.
1.2
Вопрос. Что имел в виду Л.Н. Толстой, говоря, что «от рождения ребенка до четырех лет – целая вечность, а от четырех лет до меня, старца, – лишь шаг»?
Ответ. Л.Н. Толстой имел в виду, что в первые годы ребенок приобретает столько знаний, сколько он не получит за последующие 20 лет.
Очень интенсивно развивается человек в свои первые три года. Трехлетний ребенок владеет следующими навыками:
● умеет вступать во взаимоотношения;
● усвоил речь и хорошо ее чувствует;
● заявляет о своей личности;
● демонстрирует то, на что способен («я сам»).
Дети в три года должны уметь:
● показывать свои глаза, нос, рот;
● повторять предложение, включающее до шести слов (например: «Я очень люблю свою добрую маму»);
● повторять по памяти два числа;
● называть предметы, изображенные на рисунке;
● называть свою фамилию.
Особенности дошкольного возраста:
● активно развиваются все психические процессы;
● появляются тонкие переживания;
● рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);
● складываются интересы;
● развиваются способности, закладываются основы характера.
1.3
Вопрос. В чем состоят закономерности психического развития?
Ответ. Сформулируем их ниже.
Неравномерность. Чем младше ребенок, тем выше и неравномернее темпы его физического и психического развития. Различные психические функции, свойства и образования развиваются по-разному: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.
О неравномерности психического развития судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем больше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Е.Ф. Рыбалко).
Динамика развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и юношеского периода такова, что по мере взросления резко уменьшается перепад в развитии функций, но увеличивается частота колебаний. Иначе говоря, сложная система как бы сама себя стабилизирует, поддерживает свою целостность и при этом функции динамично развиваются.
Гетерохронность. Согласно гетерохронности фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Это вызвано особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов. По мнению П.К. Анохина, гетерохронность – закономерность, заключающаяся в неравномерном «развертывании» наследственной информации. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем – более молодые.
Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.
Неустойчивость развития. Понятие тесно связано с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости – динамизм системы – возможен на основе частых мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
Сензитивность развития. Сензитивные периоды развития – время повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.
Б.Г. Ананьев понимал сензитивность как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, и как следствие – действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга.
Сензитивные периоды ограничены во времени. Поэтому если сензитивный период развития той или иной функции упущен, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая его форма возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
Дивергентность и конвергентность. Две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, когда дивергенция – многообразие признаков, появляющихся в процессе психического развития, а конвергенция – сужение многообразия, усиление избирательности.
1.4
Вопрос. Что такое психологическое новообразование?
Ответ. Его можно охарактеризовать следующим образом:
● психические и социальные изменения (от психических процессов до свойств личности), возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;
● обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка в дальнейшем.
Психологические новообразования существенным образом меняют психологическую картину возраста.
Основные новообразования становятся условиями и способами развития в следующий возрастной период. Например, наглядно-действенное мышление – необходимое условие развития мышления образного.
1.5
Вопрос. Как определяется наступление сензитивного периода развития ребенка?
Ответ. Функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Время начала сензитивного периода у каждого ребенка индивидуально. Его можно определить по направлению деятельности ребенка. Именно в самом начале сензитивного периода эффективность обучения детей наибольшая.
1.6
Ситуация. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые воспитанники старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют примитивнее младших детей, которые начали посещать детский сад гораздо раньше.
Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.
Решение. Причина в том, что упущен сензитивный период развития игры. Вероятно, в семье ребенка не учили играть.
1.7
Ситуация. Петя (2,7 года) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал. Впоследствии маме пришлось потратить много сил, чтобы сын стал нормально говорить.
Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.
Решение. Основная причина – упущен сензитивный период освоения речи (от 1,5 до 3 лет), наиболее благоприятный для усвоения речи ребенком.
Источник