Чем характеризуется развитие речи ребенка к 3 годам

        Развитие детей 3 года жизни

  речи

Характеристика речи детей. 

Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность детей становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

Словарный запас к концу 3-го года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, одежды и прочее, т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем их окружении. На 3-ем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25%) и меньше всего (10%) прилагательные.   Ребенок начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

    Грамматический строй речи.   На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — можно) так и предложениями из нескольких слов («мама будет умываться»). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка);   не всегда употребляют союзы и предлоги («миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; «Кису каду паток» — Кошку кладу в платок).

    На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.   При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Небольшие тексты, почитанные многократно, запоминают наизусть.  

    Звукопроизношение.   О произносительной стороне речи ребенка можно судить только тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей речевой единицей. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь),   переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь). Свистящие звуки (с, з, зь, ц),   шипящие (ш, ж, щ, ч) и сонорные (р, рь, л) он обычно или пропускает, или заменяет (с-сь, фь;   з-с, в;   ц-ть; ш-сь и др.) 

    На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общаются с ребенком, но и все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» — открой, «сото» — высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» — стаканчик) и т. п.

  В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: переставляют слоги, укорачивают слова, заменяют или опускают отдельные звуки.

    Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох, многие говорят недостаточно громко, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка (дети спят). У ребенка еще недостаточно устойчивое внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться. 

    Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

      Расширению кругозора и развитию речи ребенка в этом возрасте в большой степени способствует разнообразие явлений окружающей жизни, которые он наблюдает. Жизнь дома, улицы, природы так разнообразна, что может дать очень много для обогащения содержания речи маленького ребенка. Гуляя с ребенком, обратите его внимание и поговорите с ним о том, что солнышко ярко светит, что снег тает, остановитесь с ним и посмотрите, как красят дом.

С ребенком 2—3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. Хорошо поговорить с ребенком, например, о том, что он видел 1—2 месяца тому назад, что было на празднике в яслях, на елке; можно зимой вспомнить о том, как летом жили на даче, и т. п.

      С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

      Рассматривание отдельных картинок и рассказывание по ним или по книжке-картинке очень полезно детям. Объясняя изображение или рассказывая по поводу нарисованного, взрослые должны давать ребенку образцы правильной речи. Конечно, надо подбирать для рассматривания картинки с понятным ребенку сюжетом.

      С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не должен его отвлекать. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки. Доступны и интересны им такие народные русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. п.

Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

    Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки, например про кота, гусей, уточку и т.п. Желательно, чтобы стихотворение закрепляло непосредственные впечатления ребенка. Например, он видит за окном дождь, хорошо именно в это время рассказать ему стишок про дождь. Конечно, это не значит, что про дождь нельзя рассказать ребенку в другое время или в другой форме.

Источник

лилия жгилёва
Консультация «Развитие речи ребёнка третьего года жизни»

Развитие речи ребенка третьего года жизни.

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем — дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание собственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко выразительно; большое значение приобретают паузы. Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его.Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы,с легкостью выполняет простые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000 — 1200 слов. Лексика В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения,а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Соня хочет спать», «Артём идет гулять». Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета.Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин».Затем появляются характеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами,как: «так, туда, тут». Овладение слоговой структурой слова — точное воспроизведение слогового ряда — звукового оформления, — к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИПЕД, ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРОФЕН. Разумеется помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски,названия картинок в котором располагаются в определенной слоговой последовательности: односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС; простые двусложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА, КОЛЯ, МЫЛО; двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;- трехсложные слова без стечения согласных — КОРОВА, ВОРОНА, ВОРОТА; трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА; слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ; четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных — БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД; Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «Лото». Ежедневно следует анализировать не более 2-3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Пройденное необходимо периодически повторять. На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Грамматически речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама играя с дочкой, проговаривает все,что делает кукла Катя: «Катя села на стул. Катя спряталась за стул. Катя легла в постель. Катя залезла под стол.» Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на предлоги. Так усваиваются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов. Расширение и увеличение словарного запаса способствует вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, а также сонорные (Л, Р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА, заменяют шипящие — свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками [т] — [д]: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитиемартикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Нужно обратить внимание, правильный ли прикус у малыша. Не выдается ли вперед нижняя ли верхняя челюсть. Если появились сомнения, обязательно показать ребенка врачу — ортодонту, так, как от прикуса зависит чистота произношения. Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными импровизациями. Чтобы правильно воспроизводить услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание.Гуляя с ним привлекать его к разным звукам: как поют птицы, журчат ручьи, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушать вместе, тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д. Попросить определить малыша тот или иной звук.Подарить ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросить его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предварительно скрывшись за ширмой или в соседней комнате. Разумеется, полезно слушать музыку,грампластинки и аудиокассеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба».Учить малыша петь и петь вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки. С речевой функцией тесно связанны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические исследования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать, шнуровать ботинки. Можно предложить народные игры с пальчиками, организовать дома кукольный театр или, если хватит фантазии — театр теней. Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду. речь задержка гимнастика логопед Почему заговорить бывает трудно Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Если в 2 — 2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, следует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки активной речи у детей 2 — 2,5 лет. Задержка речи на стадии называния Ребенок научившейся обозначать предметы словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обозначающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Неумение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятным, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекательным для малыша рассказом. Во — вторых, нужно организовать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе». И в — третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки. Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым Родителей радует, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предметами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир. Удобно если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредотачиваясь на предметах, и не доставляя окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры «ку-ку», спрятать лицо ребенка, обрадоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку — ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, лечить. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша следует сократить. Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик. «Детские» слова могут препятствовать развитию речи. Причины потребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения. Роль артикуляционной гимнастики в развитии звукопроизносительной стороны речи многих из нас интересует вопрос о нормах развития звукопроизносительной стороны речи, то есть когда и во сколько у ребенка должны появиться те или иные звуки. На этом вопросе я остановлюсь подробнее, и вы сможете сравнить и сделать анализ по отношению к вашему ребенку. Хочется сразу отметить, что современная логопедия отходит от представленных ранее данных на год-полтора, что связано с индивидуальными особенностями детей и неблагоприятными внешними факторами, присутствующими в нашей современной жизни. год — появляются или уже есть гласные звуки, и некоторые согласные Д*, Л*, Н*, С*, Х*, М*. года — в речи ребенка четко звучат твердые согласные Н, Т, Д. года — у ребенка есть свистящие звуки С, З, Ц и появляются шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. года — появляются сонорные звуки Р, Р*, Л, Л*. лет — Звуковая сторона речи усвоена. Вы, наверное, заметили, что к пяти годам лишь 20% детей правильно произносят все звуки русского алфавита. На это есть несколько причин,которые мы сейчас рассмотрим: Недоразвитие фонематических процессов. У таких детей чаще бывают пропуски и замены звуков.Например: вместо шишка ребенок произносит сыска или ак вместо рак. О развитии фонематических процессов вам сообщали мои коллеги, поэтому отнеситесь, пожалуйста, к данной ранее информации серьезно. Если причина неправильного звукопроизношения именно в этом, то развивая фонематический слух, ребенок начнет правильно произносить звуки. Более серьезная причина — органическое поражение речевого центра головного мозга. У таких детей затруднена не только постановка, но и автоматизация звуков, то есть очень долго ребенок не пользуется в речи поставленным звуком. Такому ребенку необходима комплексная помощь логопеда, невропатолога, психиатра. Неподготовленность артикуляционного аппарата, то есть вялая мимика губ, малоподвижный или массивный язык, укороченная уздечка. Немного остановлюсь на последнем. Вы самостоятельно можете проверить укорочена подъязычная уздечка у вашего ребенка или нет, попросив ребеночка высунуть язычок вперед, если язычок раздваивается посередине, то уздечку можно считать укороченной. Не бойтесь, вам не придется вмешиваться оперативно, так как есть специальные упражнения («Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка, которые помогут растянуть уздечку. На сегодняшний день у большинства детей с неправильным звукопроизношением встречается именно эта причина — слабость, вялость артикуляционного аппарата. Все это исправимо и вы самостоятельно сможете помочь своим детям с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика- это комплекс упражнений, направленный на развитие и укрепление мышц языка, губ, всего артикуляционного аппарата.Существуют определенные требования к проведению артикуляционной гимнастики: Систематичность. Упражнения должны проводиться ежедневно, перед зеркалом, в хорошо освещенной комнате. Качество. Добиваться качественного выполнения всех упражнений. Существуют специально разработанные комплексы для формирования правильного произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков. Вы, наверное,зададите вопрос: как двух-трехлетнего малыша усадить перед зеркалом и потребовать делать то, что хочет взрослый в течение 15-20 минут? Есть специальная методика проведения артикуляционной гимнастики — это сказка, сказка о веселом язычке. Вы можете ее придумать самостоятельно, используя свою фантазию и воображение.Можно начать так: жил — был веселый язычок в своем домике, домик это рот, двери в домике постоянно то открывались, то закрывались. Однажды язычок решил выйти погулять и погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»). Вдруг подул сильный ветер, и язычок съежился от холода (упражнение «Иголочка»). И так далее… Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми нарушениями Если у ребенка выявлено нарушение речи,то данные советы помогут быстро и эффективно преодолеть нарушение: согласовывать с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи; показывать ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК); систематически и аккуратно выполнять с ним домашнее задание; заниматься ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме; не принуждать ребенка к выполнению домашнего задания; соблюдать точность и поэтапность выполнения заданий; вводить поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля; постепенно усложнять требования к речи ребенка; учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли; совместно с педагогами группы работать над развитием движений, воспитывать усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий; помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе; верить в силы своего ребенка, верой и терпением вселять в него уверенность в исправление нарушения речи. не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; не фиксировать внимание ребенка на том, что не получается, работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т. д.). Необходимость дыхательной гимнастики. Для того чтобы речь ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания. Это объясняется тем, что в процессе речи непосредственно участвует дыхание, и поэтому правильное и четкое произнесение звуков во многом зависит от силы и направленности воздушной струи. Необходимо научить ребенка рационально использовать вдох и выдох во время речи.

Источник