Человеческая среда это условие психического развития ребенка

Человеческая среда это условие психического развития ребенка thumbnail

Существуют следующие условия психического развития: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.

Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.

Общение — не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Потребность в общении — это стремление к познанию себя и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого.

На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем — стремление к сотрудничеству с ним, затем — потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения.

Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.

Ситуативно-предметное, деловое — к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.

Вербальное, познавательное общение — вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов — появляется с развитием речи.

Внеситуативно-личностное, оценочное общение -обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.

Внеситуативно-деловое — в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.

Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.

Активность личности — также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:

  • беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;
  • манипуляции ребенка с предметами;
  • ориентировочная исследовательская активность;
  • активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;
  • виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.

Нормально развивающийся ребенок активен. Пассивность — базовый дефект патологического мозга. Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности.

Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С. Макаренко, желая повысить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскурсию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше — там исторические места, памятники искусства, а у моря — пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание. Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Макаренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой — Ленинград. Желание убедить, активная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности. С этими ребятами можно было идти в поход.

Источник: 

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Источник

Современная психология видит причины развития в процессе жизни человека, в конкретных и противоречивых социально-психологических условиях, в самых различных аспектах Ее взаимодействия с окружающей средой (бытием). Движущими силами процесса развития провозглашающей присущие ему внутренние противоречия. Решение их является основой развития, определяется взаимодействием различных предпосылок, обстоятельств, условий, факторов, свидетельствует о возможности опосредованного управления им.

Становление ребенка как личности осуществляется на основе ее активного взаимодействия с социальной средой, в котором она черпает необходимые для ее социализации средства

(ценности, идеалы, нормы, знания, умения, привычки и т.п.). В процессе взаимодействия с окружающими создается индивидуальная ситуация развития, приводит своеобразие каждой личности и в значительной степени определяет путь ее развития.

Существует диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних условий психического развития. Внешними условиями природа и общество, необходимые для существования индивида, его жизнедеятельности, обучения и труда, для реализации возможностей развития. Они оказывают влияние на психическое развитие через внутренние условия, которые есть в самом индивиде. От природы индивида, его потребностей и других субъективных условий зависит, что именно с внешнего, объективного окружения для него значимо, что влияет на него и становится фактором его активности и развития.

Внешние и внутренние условия развития ребенка противоречивы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одни в другие. Так, внешнее, объективное, усваиваясь индивидом, становится внутренним. Внешнее не прямо становится внутренним, а претерпевает определенные изменения, преобразований. Сложен и процесс объективации внутреннего (перехода внутреннего во внешнее), которое определяет новые отношения личности к внешнему миру. Происходит интериоризация практических, умственных, речевых действий и моделей поведения, формируется способность оперировать объектами в образах, мыслях, превращать их мысленно и одновременно внешне проявлять отношение к ним, екстериоризуваты их.

Соотношение внутреннего и внешнего меняется в процессе развития индивида, приобретает своих специфических особенностей на разных его этапах. Так, внутренние условия постоянно обогащаются за деятельность ребенка. Благодаря появлению новых целей, потребностей, интересов становится возможным ее новое, содержательное отношение к внешнему миру. То, к чему ребенок был равнодушным, становится для нее значимым и привлекательным.

Важными условиями психического развития является наследственность и социальное окружение. Учет этого способствует эффективному использованию природных задатков и предпосылок развития ребенка. Из-за неадекватности понимания соотношения биологического и социального безуспешными есть практические попытки решать сложные противоречия между ними, которые порой возникают в жизни человека (например, половой патологии, алкоголизма, наркомании).

По наблюдениям психологов, немало фактов свидетельствуют о большое значение для нормального психического развития человека общества и его структурных и функциональных компонентов. Однако это не дает никаких оснований для негативных выводов о роли в этом процессе естественной основы человека, в том числе наследственности, условий пренатального (до рождения), натальному (рождение) и раннего постнатального (после рождения) развития, ее биологической (особенно мозговой) организации .

Читайте также:  Карта физического развития ребенка в детском саду

Анализируя данные возрастной физиологии, генетики, других наук, психологи пересмотрели некоторые представления о соотношении биологического и социального в развитии человека, прежде всего их убеждения о конфронтации биологического и социального в человеке уступило место осознанию необходимости выяснения диалектики взаимодействия биологического и социального, социально-духовной обусловленности биологии человека. Все больше сторонников находит утверждение, что для развития личности характерна неотделима единство природного, социального, психологического и духовного.

Итак, в развитии человека генетически противопоставляется социальному. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Из зародыша вырастает человеческий организм с присущими ему возможностями развития. Он формируется за счет веществ, усваиваемых из среды по заданной в его генотипе программой.

Генотип — совокупность всех генов организма, унаследованных им от родителей.

Генотип содержит свернутую информацию об историческом прошлом человека. В нем закреплена телесная ее организация, универсальность руки, способность к прямой походки и усвоения языка. Это так называемая консервативная наследственность. Генотип также несет информацию о программе индивидуального развития, адаптируется к специфическим социальных условий жизни. Подсчитано, что возможных вариантов человеческого генотипа в миллиарды раз больше количества людей, уже жили и живут сейчас.

Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру, морфологические признаки организма, отличающие человека от животных, строение нервной системы, пол, стадии и темпы созревания, ряд индивидуальных (нейробиологических и функциональных) особенностей, в частности группу крови, особенности обмена веществ, динамические свойства нервных процессов, некоторые анатомические и физические аномалии, безусловно-рефлекторные структуры. Нервная система таит в себе наследственно обусловленные огромные потенции для возникновения новых потребностей, форм поведения, нервных процессов. Они являются естественной основой активности человека, его способности развиваться, учиться и воспитываться.

Одним из естественных предпосылок развития есть задатки человека. Задатки — это еще не готовы психические свойства, а только природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются в жизни человека с помощью созданных обществом средств. При отсутствии необходимых условий задатки могут не развиваться.

Генотип приводит признаки и свойства организма через хромосомный аппарат и гены. В развертывании его программы существуют определенные препятствия, в частности такие внешние факторы, как радиация, экология, питание, родовые травмы. Поэтому все свойства организма обусловлены наследственностью. Например, на основе одинакового типа нервной системы часто формируются различные характерологические черты людей и, наоборот, на основе различных типов нервной системы развиваются схожие по характеру личности. Это зависит от индивидуальной ситуации развития.

Главным звеном, которая опосредует возможные влияния генотипа на становление психических особенностей человека, является центральная нервная система. Генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных образований головного мозга, обеспечивают внутренние условия для возникновения психических новообразований. Центральная нервная система выполняет и обратную функцию — опосредует влияние среды на реализацию генетической программы развития.

Независимо от уровня актуальной сенситивности (чувствительности) основой усвоения, например, движений, речи является активация определенной части генов. Однако главная особенность таких сенситивных периодов — это предопределенность развития окружением. Поэтому одна из важнейших их характеристик — специфичность опыта индивида. Эти периоды являются своеобразными фильтрами, которые «пропускают» одни влияния окружения и блокируют другие. Они могут быть узкими, их пропускная способность иногда ограничена передачей одного стимула из окружения (например, вовремя дать ребенку в руки музыкальный инструмент, кисть и краски).

Генотип инициирует стадии развития, приводит периодичность возникновения чувствительности к определенным внешним воздействиям. Однако невозможно с уверенностью утверждать, насколько конкретный тип поведения зависит от генетических факторов, а несколько от факторов окружения, поскольку индивидуальные различия определенной характеристики, в том числе и психологической, могут быть вызваны отчаянным, генотипом или одновременно тем и другим. Эти различия могут быть значительными. Так, по данным исследований, соотношение между максимальными и минимальными значениями времени реакции может отличаться вдвое, показатели памяти по тесту — почти втрое, а некоторые показатели темперамента — более чем в ЗО раз. Поэтому данные о среднем значении конкретной величины дают мало информации, поскольку индивидуальные различия всегда крупнее групповые.

В процессе психического развития ребенка соотношение влияния генотипа и среды меняется. Например, изучение влияния генотипа и среды на формирование у близнецов такой психической характеристики, как общий уровень реактивности, позволило исследователям сделать вывод, что у детей 4-х лет 46% вариативности этой характеристики связаны с влиянием генотипа, а 54% — с влиянием окружения; у детей 7 лет влияние генотипа составил 67%, однако только 12% вариантов были такими, что и в 4 года, то есть 55% пришлось на долю воздействий генотипа, которые в 4 года обнаружены не были. По результатам исследований, индивидуальные различия разных интеллектуальных функций в среднем более чем наполовину определяются генотипом, с возрастом влияние генотипа на их вариативность растет.

На ранних этапах онтогенеза человека прежде всего формируются загальновидови (универсальные) формы поведения, развитие которых обеспечивается преимущественно устойчивой частью гена. Индивидуально-специфические особенности поведения развиваются позже в процессе активного взаимодействия человека с окружающими. Оно может быть благоприятным для развития человека с одним генотипом и менее благоприятным для людей с другим генотипом. Например, у двухлетних детей их эмоциональные особенности определяют, будет ли интеллектуальное развитие связано с особенностями их окружения. При низкой эмоциональности ребенка такие особенности, как мера включения матери в

общения и игры с ней, разнообразие или однотипность игрушек, вид используемых наказаний, не связанные с уровнем развития интеллекта. У детей с высокой эмоциональностью такая связь есть.

Ребенок может получать от родителей не только генетически обусловленные предпосылки определенных способностей, но и подходящие для их интенсивного развития обстоятельства. Свидетельством этого являются профессиональные, творческие династии, например музыкантов, художников, ремесленников, спортсменов, ученых, политиков.

Соотношение между генотипом и окружением может быть разное. Если ребенок, унаследовав определенные гены, живет в соответствующих условиях для развития способностей и наклонностей, то такое соответствие между генотипом и окружением является пассивной. Это проявляется в тех случаях, когда взрослые обращают внимание на развитие ребенка и помогают ему в этом. Бывают ситуации, в которых ребенок сам активно ищет условия для развития своих задатков (без ведома родителей записывается в музыкальную или спортивную школу). В общем значительные индивидуальные различия в развитии интеллекта обусловлены соотношением генотипа, окружение и активности ребенка.

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии мастюкова скачать

Существует гипотеза, согласно которой динамика процесса психического развития обусловлена последовательностью развертывания генетической программы. Это означает, что задатки влияют на динамику становления новых мозговых структур и механизмов, создают более или менее благоприятные внутренние условия для психического развития. Генотип приводит возможности, границы, но не определяет содержание психического развития, зависит от внешних условий и активности ребенка.

Окружение ребенка — это не столько предметы и явления природы, а прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, язык, духовные ценности. Но не все то, что окружает, является окружением (ситуацией) ее развития. На ребенка влияют только те аспекты внешних условий, с которыми она вступает в активную связь, в которых она действует. Со временем окружение ребенка не только расширяется территориально, но и обогащается содержательно. В процессе развития она становится избирательно восприимчивой к конкретным факторов окружения, осваивает новые виды и формы деятельности.

Социальное окружение по-разному влияет на развитие ребенка. Это влияние зависит от уровня его культуры,

взаимоотношений людей, образования родителей, их скорби за становление личности ребенка. В связи с этим в одной семье часто вырастают разные дети, хотя наследственность близка.

Источник

План.

1.Понятие психическое развитие. Показатели
психического развития. Биогенетические
и социогенетические теории развития.

2.Предпосылки психического развития:
наследственные особенности, природные
свойства организма, процессы созревания.

3.Условия психического развития,
социальная среда ( жизнь среди людей),
собственная активность ребенка.

Психическое развитие и деятельность.

Что такое развитие?

Развитие человека- это созревание,
количественные и качественные изменения
врожденных и приобретенных свойств.

В процессе психического развития
происходят существенные изменения в
познавательных, волевых, эмоциональных
процессах, в формировании психических
качеств и черт личности.

От понимания значения термина «психическое
развитие» зависит определение путей
обучения и воспитания, подхода к ребенку,
понимание особенностей его развития.

На психическое развитие ребенка влияют
2 основных фактора: биологический
(природный) и социальный (условия жизни,
окружающая среда).

Л.С. Выготский определил развитие как
«непрерывный процесс самодвижения,
характеризующийся в первую очередь
возникновением и образованием нового,
не бывшего на прежних ступенях».

Поэтому критерием психического развития
он считал возрастные новообразования.
Выготский Л.С. указывал, что детская
жизнь состоит из эпох, характеризующихся
медленным эволюционным развитием,
отдельных друг от друга кризисами.

Кризисы характеризуются следующими
особенностями:

1.Наступает и завершается незаметно, в
середине достигает максимума.

2.Негативными явлениями.

3.Потребности опережают возможности.

Д.Б. Эльконин связал периоды с ведущей
деятельностью.

Теории детского развития.

Психоаналитическая теория появилась
раньше других. Ее предмет- человеческие
эмоции и межличностные отношения.

Когнитивная теория- касается проблем
мышления, процесса усвоения знаний.

Теория поведения- пытается объяснить,
почему, когда и каким образом дети и
взрослые обучаются вести себя так . а
не иначе.

Биологическая теория- акцентирует
внимание на сравнении поведения людей
и животных в естественных условиях и
на определении общего и специфического
в их поведении, а также зависимости его
от этих условий и других факторов.

Гуманистическая теория- рассматривает
ребенка как уникального индивида,
целостную личность, стремящуюся к
полному самоосуществлению (самореализация).

Предпосылки психического развития.

1..Строение и работа головного мозга.

У животных большая часть мозгового
вещества уже занята к моменту рождения.
В нем закреплены механизмы инстинктивных
форм поведения, передаваемых по
наследству. У ребенка часть остается
«чистой», готовой к тому, чтобы закрепить
, что дает жизнь и воспитание. Пр. Может
закрепить и волчьи повадки. В животном
мире достигнутый уровень развития,
поведения передается из поколения в
поколение, так же как и строение организма-
путем биологического наследования, а
у человека все виды деятельности, знания.
Умения, психические качества путем
социального наследования.

2. Природные свойства организма:
способность к прямохождению, ориентировочные
рефлексы, наследственные особенности.

Природные свойства не порождая психических
качеств создают условия для их образования.
Пример: речевой слух дает возможность
различать и узнавать звуки речи. Ни одно
животное им не обладает, так как от
природы ребенок получает строение
слухового аппарата и соответствующих
участков нервной системы.

Условия психического развития.

1.Жизнь среди людей (воспитание и
обучение).

2.Собственная психическая активность
ребенка.

Психическая активность проявляется в
деятельности стать человеком – значит
научиться действовать.

4.Психическое развитие и деятельность.

Стать человеком, значит действовать
так как свойственно человеку, правильно
пользоваться предметами, общаться с
другими людьми, поступать в соответствии
с требованиями морали. В процессе
овладения человеческими действиями и
поведением ребенок приобретает
необходимые человеческие свойства и
качества личности.

Ребенок усваивает разнообразные
действия.

Практические – это получение определенного
результата (внешнего) , вместе с ними
формируются внутренние при помощи
которых рассматривается предмет,
выясняются их свойства, запоминает
картинки.

2. Формирование внутренних действий
составляет основное содержание
психического развития ребенка. Это
действия восприятия, мышления, воображения,
памяти, т.е. психические действия.

С возрастом внешние действия переходят
во внутренние (складывает в уме).

Процесс перехода внешних действий во
внутренние называется интериоризацией.

В дошкольном возрасте существует 3
основных вида деятельности: эмоциональное
общение, предметная деятельность и
игра.

Психическое развитие и обучение.

С раннего возраста ребенок начинает
учиться у взрослых. Обучение будет
успешным если оно приспосабливается к
уровню психического развития. Обучение
учитывает достигнутый уровень развития,
но не для того чтобы на нем остановиться,
а для того чтобы сделать следующий шаг.

Обучение опережает психическое развитие.

Разница между тем, что ребенок может
сделать сам совместно со взрослым и тем
что может сделать самостоятельно
называется зоной ближайшего развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Понятие обучения. Значение обучения в
развитии ребенка.

Понятие «зоны ближайшего развития».

Установить логическую связь: развитие-
деятельность- обучение.

На любом примере показать «зону
ближайшего развития» по развитию
речи, математике, формирование культурно-
гигиенических навыков.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ.

Развитие каждой психической функции,
каждой формы поведения, подчиняется
своим закономерностям. Они проявляются
во всех сферах психики и сохраняются
на протяжении всего онтогенеза. Это не
случайные факты, а главные, существенные
тенденции.

1. Неравномерность и гетерохронность.

Каждая функция идет своим особым темпом
и ритмом становления. Что впереди, что-
то отстает, затем функции, которые
отстали, становятся приоритетными в
развитии и создают основу для дальнейшего
усложнения психической деятельности.

Первые месяцы наиболее активно
развиваются органы чувств, позднее на
их основе формируются предметные
действия, затем речь, наглядно- действенное
мышление.

Периоды наиболее благоприятные для
развития той или иной стороны психики,
когда обострена чувствительность
называются СЕНЗИТИВНЫМИ.

Функции развиваются наиболее успешно
и благоприятно.

2. Стадиальность.

Психическое развитие происходит
стадиально, имея сложную организацию
во времени. Каждая возрастная стадия
обладает своим темпом и ритмом времени
и изменяющимся в разные годы жизни. Год
младенчества не равен году в отрочестве.
Стадии следуют одна за другой, подчиняясь
своей внутренней логике, их последовательность
нельзя перестроить или изменить по
желанию.

Читайте также:  Речь и развитие психических процессов у ребенка лурия читать

Каждая стадия имеет собственную ценность.
Поэтому как подчеркивал А.В. Запорожец
«важно не ускорять психическое
развитие, а обогащать, расширять
возможности ребенка в присущих данному
возрасту видах жизнедеятельности»

Это обеспечивает переход к новой стадии
развития.

Характеристиками стадий психического
развития выступают:

Социальная ситуация развития.

Ведущая деятельность.

Основные новообразования.

Под социальной ситуацией развития
Л.С.Выготский понимал соотношение
внешних и внутренних условий развития
психики. Она определяет отношение
ребенка к другим людям, предметам, вещам,
самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает
новый тип строения личности, психические
изменения, позитивные приобретения,
которые позволяют перейти к новой стадии
развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев,
говорил, что эта деятельность обеспечивает
кардинальные линии психического развития
именно в этот период. В этой деятельности
формируются основные личностные
новообразования, происходит перестройка
психических процессов и возникновение
новых видов деятельности.

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая
деятельность обусловливает главнейшие
изменения особенностей ребенка в том
или ином периоде развития. Ее характеризуют
следующие признаки: 1) от нее ближайшим
образом зависят основные психические
измене­ния ребенка в данный возрастной
период, 2) в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, 3) в ней
форми­руются и перестраиваются частные
психические процессы (1981, с. 514—515).

Несмотря на то что каждому возрастному
периоду свойствен­на определенная
ведущая деятельность, это не значит,
что в дан­ном возрасте отсутствуют
или ущемлены» другие виды деятель­ности.
Например, известно, что для дошкольника
ведущая дея­тельность — игра. Но в
дошкольный период в жизни детей мож­но
наблюдать элементы учения и труда.
Однако они не опреде­ляют характера
основных психических изменений в данном
воз­расте — их особенности в наибольшей
мере зависят именно от игры. Хотя игровая
деятельность свойственна детям и других
возрастных периодов, однако ведущим и
определяющим типом деятельности в этих
периодах она не является (так, для младших
школьников ведущей будет уже учебная
деятельность).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,

Рассмотрим периодизацию детства, которая
была разработана Д. Б. Элькониным на
основе трудов Л. С. Выготского и А. Н.
Леонтьева. Эта периодизация соответствует,
на наш взгляд, тому общему характеру
психического развития детей. В основу
данной периодизации положено представление
о том, что каждому воз­расту как
своеобразному и качественно специфическому
периоду жизни человека соответствует
определенный тип ведущей дея­тельности;
его изменение характеризует смену
возрастных перио­дов. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются
соответствующие психические
новообразования, преемственность
которых создает единство психического
развития ребенка’.

Приведем указанную периодизацию.

Непосредственно эмоциональное общение
присуще ребенку от рождения до года.
Внутри него у ребенка формируется
потреб­ность в общении с другими
людьми, эмоциональное отношение

к ним, хватание как основа человеческих
действий с вещами, ряд перцептивных
действий.

2. Предметно-маннпулятнвная деятельность
является ведущей ^для ребенка от 1 года
до 3 лет. Осуществляя эту деятельность
(первоначально в сотрудничестве со
взрослыми), ребенок воспро­изводит
общественно выработанные способы
действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое
обозначение вещей, обобщенно-категориальное
восприятие предметного мира и
наглядно-дей­ственное мышление.
Центральным новообразованием этого
воз­раста является возникновение у
ребенка сознания, выступаю­щего для
других в виде собственного детского
<я».

3. Игровая деятельность наиболее
доминирует у ребенка от 3 до 6 лет. В
процессе ее осуществления у него
формируются воображение и символическая
функция, ориентация на общий смысл
человеческих отношений и действий;
происходит выделе­ние в них моментов
соподчинения и управления, а также
складываются обобщенные переживания
и осмысленная ори­ентация в них.

4. Учебная деятельность формируется у
детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших
школьников возникает теоретическое
сознание и мышление, развиваются
соответствующие им способ­ности
(рефлексия, анализ, мысленное планирование);
в этом возрасте у детей происходит также
становление потребности и мотивов
учения.

5. Целостная общественно полезная
деятельность в качестве ведущей присуща
детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя
такие виды, как трудовая, учебная,
общественно-организаторская, спортивная
и художественная деятельности. В процессе
осуще­ствления этих видов деятельности
у подростков возникает стрем­ление
участвовать в любой общественно
необходимой работе, умение строить
общение в различных коллективах с учетом
при­нятых в них норм взаимоотношений,
появляется рефлексия на собственное
поведение, умение оценивать возможности
своего <я», т. е. самосознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность
характерна для старшеклассников и
учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17— 18
лет. Благодаря ей у них формируются
потребность в труде, профессиональное
самоопределение, а также познавательные
интересы и элементы исследовательских
умений, способность стро­ить свои
жизненные планы, идейно-нравственные
и гражданские качества личности,
устойчивое мировоззрение.

Отдельные типы ведущей деятельности
нельзя сформировать у ребенка в
произвольной последовательности.

Подлинным содержанием психического
развития является борьба внутренних
противоречий, борьба между отживающими
формами психики и новыми нарождающимися
(Выготский, Леонтьев, Рубенштейн).

Внутренние противоречия выступают
движущими силами психического развития.
Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.

4. Дифференциация и интеграция процессов,
свойств и качеств.

Дифференциация состоит в том, что они
отделяясь друг от друга превращаются
в самостоятельные формы или деятельность
(память выделяется из восприятия).

Интеграция обеспечивает установление
взаимосвязи между отдельными сторонами
психики. Так познавательные процессы
пройдя дифференциацию устанавливают
взаимосвязи друг с другом на более
высоком качественном уровне. Так память,
речь, мышление обеспечивают
интеллектуализацию.

Кумуляция.

Накопление отдельных показателей,
подготавливающих качественные изменения
в разных областях психики.

5. Смена детерминант (причин).

Меняется взаимосвязь биологических и
социальных детерминант. Становится
иным и соотношение социальных детерминант.
Складываются особые отношения со
сверстниками и взрослыми.

6. Психика отличается пластичностью.

Это способствует усвоению опыта.
Родившейся ребенок может овладеть любым
языком. Одно из проявлений пластичности
состоит в компенсации психических или
физических функций (зрения, слуха,
двигательной функции).

Другое проявление пластичности-
подражание. В последнее время оно
рассматривается как своеобразная форма
ориентировки ребенка в мире специфически
человеческих видов деятельности,
способов общения и личных качеств путем
уподобления, моделирования их в собственно
деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Вопросы для студентов:

Различные точки зрения на процесс
развития ребенка в целом.

Подходы к представлению о периодизации
психического развития (стихийный,
нормативный).

Эмпирическая периодизация по Д.Б.
Эльконину.

Периоды, характеристика периодов (по
параметрам).

Возрастные кризисы, поведение взрослых
в кризисные

Литература.

1.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.
М. Академ 1997 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник