Чек лист для развития ребенка

Грудничковый возраст — самый ответственный, и мамочки справедливо переживают, все ли в порядке с их малышом, правильно ли он развивается? На что родителям обратить внимание?
Источник: Shutterstock
Развитие и состояние здоровья каждого малыша, конечно, сугубо индивидуально. Мы знаем, что здоровье ребенка зависит от его наследственности, а также от того, как чувствует и ведет себя его мама с самого момента зачатия. Все девять месяцев беременности будущая мама в ответе за развитие крохи в своем животике. На здоровье младенца влияют также и роды. Важно, были ли они вовремя или раньше/позже срока, быстротечные/длительные или же малыш появился на свет с помощью кесарева сечения.
Прямых и косвенных факторов, которые влияют на развитие малютки, довольно много. Самое главное — до момента рождения ребенка соблюдать все рекомендации и предписания врачей. Ну а когда кроха уже появился на свет, вам остается лишь внимательно за ним наблюдать и вовремя делать выводы.
Как и любая мама, у которой родился первенец, я в свое время волновалась за каждый чих своего сына. Не скажу, что все мои волнения имели под собой реальную почву, но некоторые из них были очень даже своевременные и вовсе не надуманные.
1 месяц
К его концу младенец уже умеет улыбаться. При своевременном социальном развитии малыш узнает маму и перестает плакать, когда она берет его на ручки. Мамочку должно насторожить, если кроха постоянно спит и совершенно на нее не реагирует. К концу первого месяца жизни грудничок с интересом следит за лучом света. Это может быть карманный фонарик или солнечный зайчик. Малыш никак не реагирует на лучик? Это не очень хороший признак — проконсультируйтесь с врачом: не исключены проблемы со зрением у ребенка или какие-то неврологические нарушения.
Источник: GettyImage
2 месяца
Как правило, в этот период жизни младенец уже внимательно наблюдает за всем происходящим и особенно за своей любимой мамулей. Он следит за ее передвижениями своими глазками.
Малыш слышит звон колокольчика или бренчание погремушки и ищет источник звука глазами. Если ребенок в этом возрасте никак не реагирует на маму, проконсультируйтесь с педиатром.
Кроха живо откликается на громкие звуки, проявляет интерес к яркому свету и начинает обижаться и плакать, как только проголодается. Отсутствие быстрой реакции на звук или яркий свет — повод для беспокойства.
3 месяца
Начало активной жизни грудничка. Кроха уже умеет улыбаться, хмуриться, крутить головой и реагировать на взрослых, которые к нему обращаются. Постоянно безразличное выражение лица младенца — повод для тревоги. Ребенок с удовольствием пытается разговаривать с мамой, отвечая на ее слова забавным «гугуканием». Малыш охотно идет на контакт с людьми, много улыбается, увидев родных. Он замечает свои ручки и с удовольствием шевелит пальчиками и рассматривает их.
Источник: Burda Media
4 месяца
Настало время активных движений. Грудничок пытается переворачиваться на любой плоской поверхности. Малыш двигает ручками и ножками, искренне улыбается и пытается гулить. Карапуз хватает все, что можно схватить, и тянет в ротик. Следите, чтобы он не проглотил что-то несъедобное. Кроха теперь пробует мир и на вкус, и на «стук», то есть ребенок с удовольствием бросает на пол игрушки, если может до них дотянуться, и по-настоящему сердится, если что-то пошло не так, как было задумано.
5 месяцев
Кроха без труда узнает родных и близких и радуется при их появлении. Ребенок умеет смеяться, начинает произносить первые звуки и тянет в рот абсолютно все, до чего может дотянуться. Малыш пытается сесть и если не спит, то постоянно крутится в кроватке, хочет активничать, общаться. Вялость, заторможенность крохи, не отвечающего широкой улыбкой на улыбку взрослых, заставляют насторожиться. Карапуз начинает упражняться в гимнастике: прогибается в мостик (упираясь головкой и ступнями в бортик кроватки, выгибает спинку). Но самое любимое его занятие — переворачиваться с животика на спинку и обратно.
Источник: Shutterstock
6 месяцев
Ребенок уже уверенно сидит, даже пытается встать, играет с погремушками и эмоционально реагирует на все происходящее. Малыш должен уметь проситься на ручки к родным людям и с удовольствием это делает. Карапуз учится манипулировать с предметами: берет игрушку, рассматривает ее, может облизать, а потом бросить на пол. Все его действия выглядят осмысленными. Ребенок знает, как называются некоторые предметы. А вот к чужим людям малыш в этом возрасте начинает относиться настороженно.
7–8 месяцев
Малыш сам садится, начинает ползать, у него появляется первый зубик. Ребенок с помощью взрослых уже делает первые самостоятельные глотки из стакана с водой. В этом возрасте карапуз начинает вставать на четвереньки. Следующим этапом активного взросления становятся активные попытки, держась за опору, подняться на ножки. Родителей должен насторожить вялый пассивный малыш, который не предпринимает попыток расширения собственного активного пространства. А еще это «шумный» возраст: кроха обожает греметь и стучать всем, чем только можно.
Источник: Shutterstock
9 месяцев
Ребенок уже умеет развлекать себя сам, с интересом разглядывает новые игрушки, играет как умеет и, как правило, уже начинает ходить. С этого момента любознательного кроху нельзя оставлять одного ни на минуту, потому что он хватает все, что попадается ему под руку, и с интересом знакомится со всем, что его окружает. Отличает чужих взрослых от своих и избегает контакта с незнакомыми людьми. Мамочку должно насторожить, если малыш одинаково относится ко всем взрослым и не протестует, когда у него отбирают игрушку. В этом возрасте грудничок уже должен знать свое имя и откликаться на него.
10–12 месяцев
Грудничок почти вырос, он уверенно стоит на ножках, умеет ходить и даже бегать. С удовольствием общается со сверстниками и произносит некоторые слова. Уже умеет говорить «да» и «нет» и отвечать на несложные вопросы. Если в годик малыш так и не произнес ни одного слова — это реальный повод для родительского беспокойства, проконсультируйтесь со специалистами. Вообще, ближе к году карапуз уже болтает на «своем» языке. Ребенок четко отличает привычные и знакомые предметы и называет их хотя и по-своему, но каждый раз одинаково. Малыши любят рассматривать картинки в книжках.
Источник: Shutterstock
Есть повод для беспокойства, если:
- Малыш неожиданно начал терять в весе. Как правило, внезапное похудение грудничка — это повод для серьезного обследования ребенка.
- Малютка постоянно пребывает в подавленном расположении духа, почти не улыбается, спит слишком много для своего возраста. Стоит обратиться к врачу.
- Ребенок неожиданно перестает спокойно спать по ночам, часто и громко плачет, отказывается от еды, капризничает и нервничает, выражает беспокойство доступными для него способами: криком, плачем. Визит к врачу в таком случае лучше не откладывать.
- У крохи резко повысилась температура и появилась непонятная сыпь — серьезные показания для того, чтобы срочно вызвать «скорую».
- Малыш неожиданно начинает терять ранее приобретенные навыки, родители заметили регресс в развитии? К сожалению, это реальный повод для экстренной консультации у педиатра.
Чуткие родители интуитивно знают, когда нужно бить тревогу, а когда все в пределах нормы, но все же найдите хорошего врача, с которым можно проконсультироваться, если возникают сомнения!
Серьезного повода для беспокойства нет, если:
- Голова у новорожденного малыша выглядит очень хрупкой, особенно область родничка, где можно даже наблюдать пульсацию крови, так как вены и артерии расположены близко под кожей. К году родничок должен зарасти и выглядеть так же, как и весь череп.
- На подгузнике новорожденной девочки в течение первых недель появляются кровянистые выделения. Не паникуйте, но скажите об этом доктору. Врач объяснит, что это совсем не страшно и объяснимо с медицинской точки зрения в первые 2–3 недели жизни малышки.
Автор текста: Елена Гордина
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Источник
Я уже писала, какие ежедневные дела надо делать с малышом первого месяца жизни. Ваш малыш подрос и его время бодрствования стало длиннее, а значит встал вопрос чем же его развлекать. Итак, вот список ежедневных дел (исключая кормление и смену подгузников, так как это вы и так регулярно делаете), которые можно разделить на гигиенические и содержательные:
Содержательные дела (чем заняться, пока ребенок бодрствует):
В этом возрасте время бодрствования составляет 1-1,5 часа.
- Здороваться с малышом, когда он просыпается днем. Это поможет ребенку понять разницу между просыпаниями днем, когда дальше следует бодрствование, и ночью, когда мы не общаясь с ребенком выполняем необходимые действия (помыть, покормить) и кладем его в кроватку досыпать (при раздельном сне).
- Петь песенки и танцевать. Музыка должна быть разной — и веселой и спокойной. Это помогает малышу познакомиться с разными настроениями.
- Корчить рожицы сопровождая это описанием эмоций. Вы можете сказать что еще рано и малыш не понимает что значат те или иные эмоции, но если он видит родителей только веселыми и улыбающимися, то любое изменение в выражении лица или настроении будет его сильно волновать. Лучше познакомить ребенка с гаммой эмоций заранее в виде игры.
- Называть по имени. Уже с этого возраста важно называть ребенка по имени, а не только солнышком-рыбкой-зайкой и т.д. При этом можно дотрагиваться до ребенка называя его имя в разных вариациях и дотрагиваясь до себя в том же месте (например, за нос), обозначать «мамапапа».
- Читать потешки. Детки в этом возрасте очень любят ритмичный слог. Можно читать любые стихотворения, но потешки хороши тем, что они часто помогают тянуть гласные, а это способствует развитию речи ребенка. А если потешки будут сопровождаться действием, то это доставит радость малышу. Например, всем известная «сорока-белобока кашку варила…», когда параллельно делается массаж ладошек или стоп.
- Разговаривать с ребенком. Уже скоро ваш малыш скажет первое «АГУ», а чтобы ему помочь надо разговаривать с ребенком. Разговаривать рекомендуется обычным взрослым языком, без сюсюканий. Когда кроха начнет гулить и агукать, то важно отвечать на его речь — повторять звуки им произнесенные и показывать новые, наклоняясь над ребенком так, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Важно наклоняться к ребенку и разговаривать с ним так, чтобы он видел вас, ваше лицо, ваш рот и артикуляцию.
- Играть с погремушкамиигрушками (интересно становится ближе к 2 месяцам). Можно начинать вводить в игры с ребенком разные игрушки и погремушки. Погремушки помогут развить не только хватательный рефлекс, но и зрение, если вы будете водить ими из стороны в сторонуближе-дальшепо кругу. Игрушки лучше выбирать легкие и прочные, с разными фактурами, чтобы ребенок развивал сенсорное восприятие. Можно говорить за разные игрушки, помогая малышу познакомиться с разными интонациями и настроениями.
- Рассматривать черно-белые картинки. В этом возрасте деткам нравится рассматривать черно-белые картинки, так как у них еще отсутствует цветовое восприятие. Картинки можно рисовать самим или распечатать, например, вот такие.
- Вводить ритуал на засыпание. Выберите удобный вам ритуал — песенку, сказку, поглаживание или качание — и начинайте его вводить перед каждым укладыванием. Со временем создастся четкая ассоциация на сон и ребенок будет понимать, что пришло время сна.
- Ходить на грудничковое плавание. Примерно с 1,5 месяцев можно начать ходить на грудничковое плавание или заниматься дома. Это помогает укреплять мышцы, закаляет иммунитет и просто весело и приятно.
В этом возрасте детки еще не боятся воды, новых людей и с удовольствием плавают.
Конечно, это примерный список дел и вы можете разнообразить его своими активностями.
Гигиенические дела:
- Умыть малыша (протереть глазки смоченным в кипяченой воде ватным диском, умыть личико проточной водой, проверить ушки и при необходимости протереть).
- Почистить носик от слизи и корочек (воспользовавшись турунточкой и физрастворомаквамарисомвазелиновым маслом).
- Погулять (рекомендуется не менее 2 часов).
- Сделать легкий массаж и зарядку (рекомендуется перед купанием).
- Искупать. После купания рекомендуют увлажнить кожу малыша намазав кремом или маслом.
- Выкладывать на живот (чтобы малыш укреплял мышцы пресса и учился держать голову). Выкладывать на живот рекомендуют перед каждым кормлением, поэтому этот пункт будет повторяться несколько раз в день.
Делитесь в комментариях, чем еще вы занимаетесь с вашим малышом в возрасте 1-2 месяца!
Источник
Чек-лист для мамы, как заниматься с ребёнком
0–3 месяцев
3–6 месяцев
6–9 месяцев
9–12 месяцев
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг
Чистый лист
Способ показать ребенку дорогу в удивительный мир имеется – надо просто дать ему все необходимое для творчества и предоставить полную свободу действий. Он готов с радостью пуститься в это увлекательное путешествие.У моих друзей Синди и Джефа четверо
Что нужно обдумать до рождения ребенка: чек-лист
1. Какие цифровые устройства будут использоваться в окружении ребенка?2. Позволите ли вы ребенку пользоваться цифровыми устройствами до того, как ему исполнится два года?3. Если вы позволите ребенку пользоваться цифровыми
Что вы должны решить в отношении печатных книг до рождения ребенка: чек-лист
1. Какие книги вы хотите видеть в домашней библиотечке?2. Не забыли ли вы попросить друзей дарить вам книги и делиться рекомендациями?3. Какое время в течение дня вы отведете на чтение с
Как этим заниматься?
Когда начинать?
Начинать занятия массажем и гимнастикой можно в первые же недели после родов. Следует соблюдать принцип постепенности, переходя от простейших упражнений к более
Где и с кем заниматься массажем и гимнастикой?
В этом вопросе существуют две противоположные точки зрения. Некоторые врачи и родители считают, что заниматься массажем и гимнастикой с ребенком первого года жизни могут только подготовленные специалисты, закончившие
Как этим заниматься?
Когда начинать?
Лучше всего начинать обучению плаванию с двух-трехнедельного возраста, но не позднее трех месяцев, потому что врожденные плавательные рефлексы, которые есть у каждого ребенка, угасают на четвертом месяце жизни. Если срок упущен, то
Как этим заниматься?
Когда начинать?
Процессы терморегуляции запускаются в первые же дни после рождения ребенка. Поэтому закаливать малыша следует начинать как можно раньше, по возможности еще в
Как этим заниматься?
Главное правило занятий динамической гимнастикой — абсолютное взаимопонимание между взрослым и ребенком. Родитель должен понимать малыша на уровне прикосновений и ощущений; только глубоко чувствуя состояние ребенка, его настроение, понимая, хочет
Где, когда и с кем заниматься?
Занятия динамической гимнастикой проводятся дома, желательно в максимально большом и свободном от мебели помещении. Летом можно проводить занятия на открытом воздухе, но вдали от травмоопасных предметов (деревьев, столбов и др.). Температура
Как этим заниматься?
Когда начинать?
Начинать как можно раньше, буквально с первых минут жизни. Но если вы пропустили это время — ничего страшного, можно подключаться к программе Домана в любом возрасте до 6,5–7
Лист достижений: физическое и психическое развитие ребенка
Физическое развитие ребенка
12–15 месяцев:• Делает попытки слезть с высокого стула.• Хорошо ползает; преодолевает несколько ступенек лестницы на четвереньках с одинаковой легкостью – что вверх, что вниз.• С
«Лист достижений»
Физическое развитие 18–24 месяцы• Не только ходит, но и легко бегает. Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги. Обегает стороной мелкие предметы, какие встречает на пути.• Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на
«Лист достижений»
Физическое развитие2–2,6 года• Хорошо ходит, может чередовать шаг. Преодолевает препятствия. Умеет закрывать дверь.• Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец.• Может
Источник
Я долго искала и думала, чем и как заниматься ребятенком. Уже скоро год, «совсем взрослый» надо какие-нибудь полезные занятия подключать. Но этих самых занятий и умений столько, что глаза разбегаются и голова начинает болеть.
Явно надо какой-нибудь план. Искала расписание на неделю, что-то не мое.
А вот чек-листы стали помощниками. Очень удобно, можно менятьдобавлятьубавлять что-то свое.
А у вас какие «методики» и планы, если есть? Может я что-то упускаю из списка самого необходимого? 🙂
Бонусом еще краткий план занятий с детьми 1-3 года.
Все честно стырено с инета 🙂 Чек листы есть и на старше возрастом. Их меняют раз в несколько месяцев.
Краткий план занятий с детьми 1-3 лет.
Физическое развитие и шумные игры
1. ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
2. бег (догонялки, с препятствиями)
3. игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
4. прыжки (через препятствия, резинки, классики)
5. лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
6. для ног массаж и на спине (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)
7. хороводы и танцы
8. висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
9. плаванье или игры в воде
10. прятки и жмурки
11. зарядка в т.ч. со стишками
12. велосипед
Моторика
1. Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
2. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
3. Что-то рвать
4. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
5. Всякие липкие картинки
6. Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
7. Шнуровки разные
8. Песок (куличики, секретики)
9. Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
10. Конструкторы, кубики, блоки
11. Пальчиковые игры
Творчество
1. Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
2. Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)
3. Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)
4. Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
5. Ножницы детские (учиться резать)
6. Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
7. Обводить формочки
8. Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)
Ролевые игры
1. Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
2. Магазин, парикмахерская
3. Машинки и другие виды транспорта
Память, логика, цвет, форма, объем
1. С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
2. Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
3. Домино
4. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
5. Игры Никитина
6. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.
Слух, запах, вкус, тактильные ощущения
1. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
2. Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
1. Угадывать запахи и вкусы
2. Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь
3. Выполнение команд
Чтение, счет, развитие речи
1. Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева, презентации по Доману и прочие.
2. Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
3. Вставлять слово или фразу в стишок
4. Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками,
5. Придумать имя предмету, дню
6. Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
7. Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.
Мир вокруг нас
1. Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
2. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
3. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
4. Выращивать растения, кормить птиц
5. Свет и тени
6. Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
7. Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
8. Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице). Что съедобное что нет.
9. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
10. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
11. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
12. Общение, этикет, телефон, вежливость
13. Измерения (рост, длина, вес, объем)
14. Художники (книги, презентации, репродукции, архитектура)
15. Зоопарк, кукольный театр и другие мероприятия, в гости, общение с детьми
Источник