Центр развития ребенка с ограниченной возможностями

Краткое описание
Проект «Инклюзивный развивающий центр для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья семейного типа «Капитошка» направлен на создание условий, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала, укреплению физического здоровья детей с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 лет.
Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривает её как реабилитационную структуру, с возможностями по созданию благоприятных условий для его развития и воспитания. И как очень часто бывает все внимание родителей направлено на «особого» ребенка, а другие дети, воспитывающиеся в этой семье, остаются не удел. Поэтому миссия нашего проекта заключается в том, чтобы объединить всю семью, сблизить духовно, содействовать восстановлению и укреплению физического и творческого потенциала.
Инновационность проекта направлена на применение комплексного подхода инклюзивных мероприятий к социальной адаптации детей-дошкольников с ОВЗ и укреплению их здоровья через физическую реабилитацию. Целевая аудитория — 30 семей, воспитывающих здоровых детей и детей с ОВЗ в возрасте 2- 7 лет. (Возрастные группы 2-4 ,5-7 лет). Для каждой возрастной группы разрабатывается комплекс развивающих, реабилитационных с элементами инклюзии занятий, помогающий детям адаптироваться в социуме. Основная наша задача — помочь семьям в адаптации и социализации своего «особого ребенка» и сохранении гармонии и равновесия в отношении с другим со своим обычным ребенком.
В нашем центре будет создана инклюзивная площадка для всестороннего развития «особого ребенка», в занятиях и мероприятиях которой будет задействована вся семья. Направления работы представлены следующим образом:
1. Работа с детьми: — регулярные занятия для детей с ОВЗ (кондуктивная педагогика, c элементами методики Монтессори, арт-терапия, песочная терапия, занятий йогой), не менее 3-х занятий в неделю. Диагностика сильных сторон ребёнка и развитие их; — занятия, посвящённые социальной и психологической реабилитации и адаптации; — занятия с детьми в интегративных группах; — проведение досуговых инклюзивных мероприятий ( 4 мероприятия за год).
2. Работа с родителями: — регулярно работающая психологическая группа поддержки родителей детей с особенностями развития; — разовые групповые встречи с различными специалистами по разным направлениям; — творческая мастерская для родителей.
3. Работа с семьей:-проведение выездного иклюзивного лагеря в санатории «Дубовая роща»( 30 детей с ОВЗ в сопровождении мам и 12 здоровых детей совместно отдохнут и оздоровятся).
Актуальность посещения Центра для особых малышей весьма значима и крайне необходима. Для многих детей эта единственная возможность адаптироваться к социуму, получить коммуникативный навык общения со сверстниками. Полученный в рамках проекта опыт, его анализ, обобщение, трансляция через СМИ поможет выстроить устойчивую модель работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста.
Цели
- Создание системы комплексной реабилитации, социальной адаптации и инклюзии для семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Задачи
- Содействие развитию навыков коммуникации, социализации детей с ОВЗ через игровые практики;
- Обеспечить материально-техническую базу для реализации проекта;
- Повышение квалификации сотрудников центра в области современных методик работы с детьми, имеющими особенности психического и физического развития;
- Организация системной работы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ для укрепления внутрисемейных отношений и развитие инклюзии.
География проекта
г.Оренбург и Оренбургская область
Целевые группы
- дети, с ограниченными возможностями здоровья от 2 до 7 лет;
- братья и сестры детей с ОВЗ;
- родители, воспитывающие детей с ОВЗ и обычных детей
Источник
Портал организационно-методической поддержки центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Подробнее о центре
Центр психолого-медико-педагогической комиссии является муниципальным бюджетным учреждением, оказывающим психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Перейти в навигатор
Часто задаваемые вопросы
В данном разделе вы найдете ответы на любые
вопросы, а также сможете задать свой вопрос.
Перейти
Навигатор ППМС-центров
В навигатор вошли 458 ППМС-центров из 85 регионов РФ
Перейти
Целью деятельности ФРЦ ПМПК является
организационно-методическое сопровождение деятильности
психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих на
территории Российской Федерации.
Субъектов
в которых
функционируют
ППМС-центры
ППМС-центров
в России
Специалистов
работают в ППМС-центрах
Детей
получили психолого-педагогическую,
медицинскую и социальную
помощь
2 апреля 2020
Начиная с 2008 года 2 апреля ежегодно отмечается World Autism Awareness Day — Всемирный день информирования об аутизме.
Напоминаем педагогам и родителям о материалах, посвящённых вопросам организации образования детей с расстройствами аутистического спектра, размещенных на информационном портале …
Перейти
27 марта 2020
С целью организационно-методической поддержки организации дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на сайте ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» создан раздел, содержащий методические и информационные материалы для специа…
Перейти
2 марта 2020
В 2020 г. федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» в рамках выполнения работы по организации проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях организационно-методического сопровождения суб…
Перейти
10 февраля 2020
Министерство науки и высшего образования РФ ФБГОУ ВО «Иркутский Государственный университет» кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития приглашает принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Сопровождение социализации детей с особыми образовательными п…
Перейти
27 января 2020
Директор ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Людмила Юрьевна Вакорина приняла участие во встрече с представителями Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), ко…
Перейти
30 декабря 2019
Целью Всероссийского научно-практического вебинара «Организация работы с детьми с РАС в соответствии с примерной АООП дошкольного образования» стало представление опыта апробации проекта Примерной АООП ДО РАС. Были освещены следующие вопросы:
ключевые особенности Примерной АООП ДО РАС;…
Перейти
20 декабря 2019
Уважаемые коллеги, наставники, партнеры, родители и дети!
Поздравляем вас с наступающим Новым 2020 годом!
Новый год — самый долгожданный и любимый праздник – время добрых надежд и радостных ожиданий.
Мечты и цели – это то, что заставляет нас двигаться вперед и на этом пути только единство и …
Перейти
17 декабря 2019
9-10 декабря 2019 г. в Уфе на базе ГБПОУ «Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники» в рамках деятельности Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью состоялся межрегиональный…
Перейти
Подпишитесь на нашу рассылку
и получайте только самые свежие и полезные новости Центра
Источник
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено сочетанием биологических факторов с неблагоприятными социально-психологическими факторами. Большая часть детей с ОВЗ имеет низкий уровень социальной зрелости, коммуникативной деятельности, потребности в общении со сверстниками и со взрослыми.
Для организации полноценного и удовлетворяющего детей общения, компенсации у детей трудностей развития, вызванных ОВЗ, создания условий для благоприятного эмоционального самочувствия и развития способностей детей в нашем Центре открыта группа кратковременного пребывания (ГКП).
В ГКП принимаются дети с различными особенностями развития (ДЦП, аутизм, ЗПР, ЗПРМР, умственная отсталость, тяжелые речевые нарушения и др.). Даже дети с выраженными двигательными нарушениями имеют возможность включиться в групповое занятие, сюжетно-ролевую игру, коллективную деятельность.
Дети в группе находятся без родителей, что дает им дополнительные возможности социальной адаптации, а мамам наших замечательных воспитанников – 3 часа свободного времени.
Оказание помощи детям с ОВЗ должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным развитие их речи. Общение необходимо для полноценного психического развития ребенка, а дети данной категории нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Основные направления работы группы:
- Формирование коммуникативных умений и навыков.
- Формирование навыков самообслуживания.
- Формирование игровых умений.
- Развитие познавательной деятельности и личности детей.
- Развитие речи.
- Развитие двигательной сферы.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие творческих способностей.
Предоставляемые услуги
- работа воспитателя (обеспечение физиологических потребностей детей (без питания), игры, охрана здоровья).
- 3 коррекционно-развивающих занятия (дефектолог, нейропсихолог, логопед, психолог). Занятия назначаются в соответствии с потребностями ребенка по усмотрению специалистов Центра.
В группу ребенок зачисляется после предварительной диагностики, только при наличии мед. справки об отсутствии соматических, инфекционных заболеваний, и противопоказаний.
Для пребывания ребенка в группе иметь:
- сменную обувь
- сменную одежду
- сменное белье
- средства гигиены (носовой платок, памперсы и т.д.).
Количество индивидуальных коррекционно-развивающих занятий может быть увеличено по желанию родителей (оплачивается в соответствии с прейскурантом, отдельно).
Оплата за пребывание в группе взимается предварительно за месяц.
Количество посещений группы в неделю определяется в индивидуальном порядке.
При невозможности (по показаниям) пребывания ребенка в группе 3 часа, производится индексация оплаты в индивидуальном порядке.
Примерный план занятий
Физическая культура (з) | Ходьба: обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен; по прямой, по кругу; между линиями, по линии, по веревке. Перешагивание через палку. Бег: обычный, на носках, с высоким подниманием колен; с изменением темпа. Ползание: на четвереньках по прямой, между предметами; пролезание в обруч. Прыжки: на месте на двух ногах, продвигаясь вперед; через линию. Упр. с мячом: прокатывание мяча друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу и ловля его. Общеразвивающие упр: для развития и укрепления кистей рук, мышц плечевого пояса, мышц спины и гибкости позвоночника, мышц брюшного пресса и ног. Упражнения подбираются в соответствии с физическими возможностями ребенка. |
Рисование (з) | «Грядки с овощами» (горизонтальные линии, тычки). «Корзина для овощей» (вертикальные линии в контуре). «Фрукты» (дорисовывание элементов). «Яблоня» (замкнутая линия, тычки). |
Лепка (з) | «Грядка с овощами» (выкладывание и закрепление горошков из пластилина на готовую форму – «грядку»). «Овощи» (отщипывание кусочков пластилина и катание шариков). «Фрукты» (закрепление элементов из пластилина на готовых формах). «Яблоня» (сплющивание и закрепление шариков из пластилина на готовых формах). |
Конструирование (з) | «Грядка с овощами» (выкладывание готовых форм на полоски из картона). «Овощи» (разрезные картинки). «Фрукты» (разрезные картинки). «Яблоня» (выкладывание изображения дерева из отдельных деталей). |
Музыка (з) | Слушание: классическая музыка, детские песни. Ритмика: движения в соответствии с характером музыки. |
С/р игры | Элементы игр «Семья», «Магазин». |
Театрализованные игры | Знакомство с персонажами кукольного театра. |
Дидактические игры | В соответствии с планом работы дефектолога, логопеда, психолога. |
Социальное развитие | Восприятие взрослых и сверстников (приветствие, прощание, передача игрушки). Работа с фотографиями семьи. |
Развивающие занятия: воспитатель (1 занятие в день).
Игры: воспитатель.
Коррекционно-развивающие занятия (развитие речи, математика, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с природой, нейропсихологическая коррекция, социальное развитие, развитие ВПФ): дефектолог, логопед, нейропсихолог, психолог. К/Р занятия проводятся в соответствии с планом индивидуального развития ребенка.
Работает ежедневно по будням с 900 до 1200; с 1500 до 1800.
Режим для группы кратковременного пребывания
Деятельность | Кто проводит | |
900 – 915 | Прием детей Контактные игры | Воспитатель Воспитатель, психолог |
915 – 1000 | Подвижные игры С/Р игры | Воспитатель, психолог Воспитатель, психолог |
1000 – 1100 | Нейропсихологическая коррекция | Нейропсихолог |
1100 – 1200 | Индивидуальная работа Развивающие игры Настольные игры Чтение Лепка, рисование (повторение) | Дефектолог, логопед Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
1200 | Уход детей домой | Дефектолог, воспитатель |
Источник