Центр развития для ребенка с моторной алалией

Центр развития для ребенка с моторной алалией thumbnail

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие речи у ребенка

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Моторная алалия возникает вследствие поражения речевых центров головного мозга

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции, пневмония, рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии:

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

При моторной алалии у ребенка наблюдается ограниченный словарный запас или полное отсутствие речи

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание.

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Читайте также:  Программа развития ребенка двух лет

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа.

МРТ головного мозга ребенку позволяет подтвердить диагноз «моторная алалия»

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы, как электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

В лечении моторной алалии немаловажная роль отводится развитию у ребенка мелкой и крупной моторики

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • сбалансировано питаться;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Источник

Декабрь 9, 2016

Новорожденные дети не умеют говорить – это хорошо известное обстоятельство никого не удивляет, так как все родители знают: пройдет несколько лет, и ребенок станет говорить так же хорошо, как и они. Ничего удивительного в этом нет, ведь речь – это приобретаемый навык. Сначала дети учатся издавать простейшие звуки, потом складывают их в слоги, а затем – в слова. И пусть сначала дети коверкают эти слова, вскоре они начинают говорить правильно. Но бывает и так, что ребенок растет, а его речь остается непонятной, либо не появляется вообще. Причиной такого явления во многих случаях становится сенсорная и моторная алалия. В этой статье больше внимания будет уделено второму варианту заболевания: причинам развития, симптомам, методам диагностики и коррекции.

Читайте также:  Развитие самосознания и самооценки ребенка дошкольного возраста

Определение и причины алалии

Алалия – это поражение нервной системы, которое характеризуется полным отсутствием или сильным недоразвитием речи у маленьких детей. Вызывается алалия поражениями отдельных центров головного мозга, которые называются речевыми. Чтобы заметить это, не нужно быть дефектологом. Ребенок не только неправильно произносит звуки (или вообще их не произносит), но и не может выстроить фразу логически правильно: переставляет местами слова, путает падежи и т.д. При этом такие дети по остальным показателям имеют нормальное интеллектуальное развитие, однако недоразвитость речи, в конечном итоге, может повлечь за собой другие проблемы. Испытывая недостаток общения, и не обладая хорошим словарным запасом, ребенок станет замкнутым и с трудом будет поддаваться обучению.

Часто родители путают алалию с более серьезными проблемами: глухотой и ее следствием – немотой (поскольку ребенок ничего не слышит, он не учится воспроизводить речь). В раннем возрасте, особенно у младенцев, симптомы всех этих болезней похожи друг на друга, поэтому их можно перепутать. Однако родители могут провести простой тест, если замечают, что ребенок не издает звуки, которые должен говорить в соответствующем возрасте. Младенца можно просто позвать голосом с разной интонацией и посмотреть, как он на это реагирует. Детям постарше можно дать какую-нибудь просьбу («дай ложку»), которая покажет, насколько ребенок понимает смысл сказанного. Если обнаруживаются отклонения, ребенка необходимо показать спеуиалисту.

Статистика говорит о том, что алалией страдает около 1% детей дошкольного возраста. Меньше подвержены этому нарушению дети начальных классов, так как к этому возрасту они обычно излечиваются от алалии. Что касается различий между полами, то среди мальчиков сенсорная и моторная алалия встречаются чаще, чем среди девочек. Алалия начинает развиваться во время вынашивания плода, в послеродовом периоде или в течение первых трех лет жизни. Причинами алалии являются:

  • Травмы, полученные ребенком в период внутриутробного развития или во время родов;
  • Инфекционные заболевания, отравления и другие патологии, перенесенные женщиной во время беременности;
  • Патологическая беременность с частой угрозой прерывания;
  • Инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в послеродовой период;
  • Скоротечные или, наоборот, затяжные роды;
  • Наследственная предрасположенность.

Помимо этого, алалия может развиться после использования акушерских и хирургических инструментов во время родов. Даже если ребенок родился здоровым, риск получить алалию сохраняется в первые годы жизни, когда защитные функции организма развиты слабо. Различные вирусы, заболевания эндокринной системы и отравления приводят к истощению нервной системы и отставанию в развитии некоторых функций головного мозга. Другие факторы связаны с неблагоприятной экологической обстановкой и психологическим микроклиматом в семье. Стрессы и нервное напряжение переживаются ребенком не менее тяжело, чем взрослыми.

Виды алалии

Всего выделяют три вида алалии. Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия речи, когда ребенок не может понять, что ему говорят. Моторная алалия – это нарушение, при котором ребенок с трудом произносит некоторые звуки или не говорит вообще, хотя хорошо понимает, что ему говорят окружающие. Наконец, третья разновидность болезни – сенсорно-моторная – объединяет в себе обе проблемы речевого развития.

У только что родившегося младенца речевые центры не развиты, поэтому разговаривать он не может. Но если он полностью здоров, то постепенно он пройдет все этапы развития и станет говорить так же хорошо, как и его родители. Если же отдельные участки мозга поражены, появляется та или иная форма алалии. Располагаются речевые центры в височной и лобных долях головного мозга. Сама речь делится на импрессивную (то есть умение слушать собеседника, понимать его смысл, формировать зрительные образы и пополнять словарный запас) и экспрессивную (умение говорить). Если у ребенка алалия, он не говорит вообще, либо говорит на каком-то непонятном языке, в котором не угадываются ни отдельные слова, ни смысл произнесенных предложений.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия осложняется тем, что дети не воспринимают чужую речь. И хотя с развитием речевого аппарата у них все в порядке, произнести слова они не могут, так как смысл обучения речи заключается в повторении услышанного, причем в осознанном повторении. Здесь же получается, что ребенок говорит, но его поток слов не имеет смысла. Помимо этого, при сенсорной алалии дети начинают коверкать слова, объединяют несколько слов в одно и путают порядок слов. Нередко наблюдается такое явление как эхолалия, когда ребенок слово-в-слово повторяет сказанное, но всем понятно, что сам он не понимает смысл этих слов.

Легкая форма сенсорной алалии дает детям возможность понять чужую речь после нескольких повторений, особенно если она сопровождается жестами и четкой артикуляцией. Соответственно, и сами они через несколько попыток начинают говорить что-то сознательное. А вот дети с тяжелой формой сенсорной алалии совсем не понимают речь окружающих. Это приводит к проблемам с их обучением, так как они неспособны концентрироваться на задаче и отличаются хаотичностью движений. Это, в свою очередь, ведет к нарушениям памяти и, что хуже всего, к проблемам интеллектуального развития.

Причины и симптомы моторной алалии

Моторная алалия вызывается повреждением так называемого лобно-теменного центра Брока – одного из участков головного мозга. Задача этого центра – формирование навыков озвучивания речи, или, проще говоря – умение генерировать звуки, чтобы они были понятны окружающим. При моторной алалии ребенок хорошо воспринимает чужую речь, понимая, что ему говорят родители и другие люди. Однако при попытке заговорить самостоятельно такие дети испытывают проблемы.

Читайте также:  Психомоторное и речевое развитие ребенка

Первые симптомы моторной алалии становятся заметны через несколько месяцев после рождения ребенка. Он не умеет гулить, а лепет ограничен однотонными звуками. Первые слоги он начинает складывать после года жизни, а первые слова появляются только после трех лет, когда остальные дети вполне сносно говорят. Голос у таких детей громкий и звонкий; отдельные звуки произносятся ребенком вполне четко, но сложить их в слова у него не получается. Словарный запас пятилетнего ребенка, с моторной алалией, очень ограничен, хотя здоровые дети к этому времени знают около полутора тысячи слов.

Проблемы связаны еще и с тем, что ребенку сложно распознать слова, если они незначительно  отличаются друг от друга по звучанию, но имеют совершенно разный смысл. Едва ребенок сформирует для себя один зрительный образ и смысловое значение слова, как похожее на него по произношению понятие может вогнать его в ступор. Если же родители начинают подгонять ребенка, требуя от него правильных ответов, это еще больше усугубляет ситуацию. В таких случаях специалисты советуют не впадать в панику и ни в коем случае насильно не переучивать детей. В то же время, оставлять данное нарушение без внимания нельзя. Возможно, она со временем и пройдет, но если перед поступлением в школу ребенок до сих пор произносит слова неправильно, его нужно показать врачу – невропатологу и логопеду. Первый специалист выявит отклонения в работе нервной системы, а второй – займется непосредственной постановкой речи.

Легкая форма моторной алалии, в целом, не ставит препятствий при общении ребенка со взрослыми. Такие дети обычно используют в речи слова в именительном падеже и неверно ставят окончания, но это позволяет окружающим их понять. Однако если ребенок не выйдет от алалии, в школе у него могут возникнуть серьезные проблемы, прежде всего – на уроках русского языка. А вот тяжелая моторная алалия доставляет массу проблем еще в раннем дошкольном возрасте. Такие дети могут только подражать некоторым звукам, а при общении они активно помогают себе мимикой или жестами.

Если же говорить о поведении детей с моторной алалией, то оно может быть совершенно противоположным. Дети бывают как психически заторможенными, так и гиперактивными. Речь этих детей громкая и звонкая, хотя звуки произносятся неправильно или не в нужном порядке. Им сложно сфокусировать внимание во время занятий, они быстро устают и не отличаются хорошей памятью, с трудом выполняют даже самые простые логические действия. Еще один признак моторной алалии – это неспособность детей выполнять тонкую работу руками и пальцами, так как мелкая моторика тесно связана с речевыми центрами мозга.

Коррекция моторной алалии

Поскольку моторная алалия имеет различные причины и множественные проявления, ее коррекция ведется комплексными методами. Они включают в себя классическую медикаментозную терапию, а также занятия с психологом и логопедом. В детских садах (реже – в школах) существуют специальные группы и классы для детей с нарушениями речевого развития. При грамотной работе специалистов и родителей к моменту поступления в первый класс большинство детей избавляется от своих недостатков.

Медикаментозная терапия

Прием лекарственных препаратов направлен на стимуляцию развития речевых центров головного мозга. Только врач невролог может назначить ребенку какие либо препараты. Дозировка и вид лекарств должны подбираться так же врачом по результатам обследования ребенка. Первоначальные дозы выбираются очень маленькими, затем они увеличиваются. Стандартный курс лечения продолжается от одного до трех месяцев, после чего проводится анализ речевого развития ребенка. Принимаемые лекарства не имеют побочных эффектов.Обязательно наблюдение у невролога.

Помимо этого, родителям предписывается тщательно следить за режимом питания своих детей. Рацион должен быть разнообразным и учитывать потребности ребенка в витаминах, минералах и питательных веществах, которые укрепляют иммунитет. Для «строительства» тканей рекомендуется пища, богатая углеводами и белками. Дополнительно детям прописывается прием витаминов B12 и B15.

Занятия с логопедом

Коррекция моторной алалии невозможно без занятий с логопедом или дефектологом, так как ребенку нужно развивать органы речевого аппарата. В курс занятий с логопедом входят следующие упражнения и задания:

  • Языковая гимнастика направлена на развитие основного органа, участвующего в извлечении звуков. Для этого ребенок много раз выполняет одни и те же упражнения, которые укрепляют мышцы языка.
  • Для развития речи проводятся игры, направленные на развитие мелкой моторики (об этой связи уже говорилось выше). К ним относятся лепка из пластилина, сборка пазлов, аппликации, игры с конструктором и т.д.
  • Работа с картинками нужна для того, чтобы ребенок научился придавать словам правильные зрительные образы.
  • Логопедический массаж предназначен для укрепления мышц языка, губ и лица – то есть всех тех, которые включаются в работу при разговоре.

Физиотерапия

Физиотерапевтические методы направлены на укрепление организма и стимуляцию работы нервной системы. К ним относятся лечение водой (механическое, температурное или иное воздействие на организм), лечение ультразвуком, магнитным полем, слабыми электрическими импульсами и т.д. В любом случае, независимо от применяемых методов, коррекция должна носить комплексный и системный характер. Только врач невролог может назначать данные процедуры. Так как речь является важнейшим и часто использующимся навыком, родители должны выполнять логопедические упражнения дома самостоятельно по указанию специалиста.

Источник