Центр психического развития ребенка липецкая
Задержка психического развития (ЗПР) – неравномерные нарушения отдельных психических функций, незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Умственная отсталость (УО) — недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, социальных способностей.
Задержка (ЗПР) и умственная отсталость (олигофрения) имеют огромную разницу. Если поставить неправильный диагноз — можно искалечить всю жизнь ребёнку.
Умственная отсталость (УО) не исчезает бесследно, это необратимый процесс, ребенка можно лишь очень хорошо адаптировать к жизни и труду. Мозг УО пострадал глобально, задеты все высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-личностная сфера.
ЗПР – обратимый процесс. У ребенка с ЗПР лишь частично поражены структуры головного мозга и не настолько глубоко. Ребенок обучаем. Если ребенок будет систематически заниматься с педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, то он не только догонит сверстников, но и сможет поступить в ВУЗ.
Для определения отклонения в развитии у ребенка (ЗПР или УО) необходимо рассмотреть уровень развития его психических процессов.
Познавательные интересы
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Особенностью познавательных интересов является низкий уровень познавательной активности, проявляющийся неравномерно во всех видах психической деятельности (низкая мотивация). | Слабо выражена потребность в познании. |
Восприятие
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Отклонения в развитии восприятия те же что и УО, но не так грубо выражены. Недостаточность и замедленность восприятия, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Недостаточная скорость восприятия учебного материала Узость объема восприятия: одновременное удержание большего числа объектов, при рассеянности внимания. Характерен последовательный пересказ текста, стараются понять смысл. Необходим длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Зрительные ориентиры: — рассматривают, но упускают детали, не выделяют существенные признаки; — затрудняются в узнавании предметов, зашумленных картинок; — путаются в написании. | Нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп. С трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и т.д. Малая дифференцированность процесса восприятия. Замедленный темп узнавания, путание сходных букв, цифр, предметов, звуков, слов и т.д. Узость объема восприятия: выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, нарушение избирательности восприятия. Трудности восприятия пространства и времени, что мешает хорошо ориентироваться в окружающем. Поздно начинают различать цвета. |
Мышление
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Отклонения в развитии мышления те же что и УО, но не так грубо выражены. Недостаточность словесно-логических операций. При предъявлении задания в наглядно-действенном плане, качество его выполнения значительно улучшается. Имеют достаточную способность к обобщению. После принятия помощи оказываются в состоянии выполнить предложенное задание на близком к норме уровне (при анализе и описании объекта, имеющего 20 признаков: ЗПР — 6-7; УО — 4-5; норма — 12. После помощи: ЗПР — 10-11; УО — 5-6; норма — до 20) | Не сформированы операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации. · Бессистемно проводят анализ предметов, пропуская ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Устанавливают лишь зрительные свойства объектов (величина, цвет). При анализе предметов выделяют общие свойства, а не их индивидуальные признаки. · Затруднен синтез предметов из-за несовершенства анализа. Не устанавливают связи между предметами, затрудняются составить представление о предмете в целом. · В операции сравнения — не умеют выделить главное в предметах и явлениях, проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. · Некритичность мышления, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Часто не замечают своих ошибок, не понимают своих неудач, и довольны собой, своей работой. · Сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. |
Память
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Отклонения в развитии памяти те же что и УО, но не так грубо выражены. Страдают все виды памяти. Отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Недостатки во всех видах запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Трудности в запоминании, как наглядного, так и (особенно) словесного материала. | Лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно-воспринимаемые признаки. Внутренние логические связи осознаются и запоминаются трудно. Поздно формируется произвольное запоминание. Преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко. Трудности в воспроизведении информации (главное отличие от нормы). Бессистемный характер воспроизведения. Незрелость восприятия (неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит к ошибкам в воспроизведении, особенно словесного материала). Опосредованная смысловая память слабо развита. Характерно эпизодическая забывчивость (связанна с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости). Очень часто наступает состояние охранительного торможения. |
Внимание
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Отклонения в развитии внимания те же что и УО, но не так грубо выражены. Нестойкое внимание, пониженная переключаемость. | Малая устойчивость. Трудности распределения внимания. Замедленная переключаемость. Сильно страдает непроизвольное внимание, однако недоразвита именно его произвольная сторона, то есть дети не пытаются преодолевать трудности, если не получается сразу бросают работу. Но если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. УО не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Отмечается частая смена объектов внимания. |
Воображение
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Отклонения в развитии воображения те же что и УО, но не так грубо выражены. | Фрагментарность, неточность и схематичность. |
Речь
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Отклонения в развитии речи те же что и УО, но не так грубо выражены. Ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь. Запаздывание формирования речи. Устная речь удовлетворяет потребностям повседневного общения. В ней нет грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя, но речь в целом смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата. Дети при слабой технике чтения всегда пытаются понять прочитанное, прибегая, если надо к повторному чтению (без указания учителя). Позже, чем в норме, возникает период детского «словотворчества», затягивается период использования в речи «неологизмов». | Недостатки в развитии речевой деятельности. Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Нет желания понять прочитанное, пересказ непоследователен и нелогичен. Полное отсутствие периода детского «словотворчества». |
Учебная деятельность
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Несформированность навыков учебной деятельности. Не умеет ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но у них выше обучаемость , лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. | Несформированность навыков учебной деятельности. Недоразвитие целенаправленности деятельности. Трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Не ориентируются в ней, не руководствуются конечной целью. соскальзывает на действия, производимые раннее. Не соотносят получаемые результаты с поставленной задачей, не могут правильно оценить ее решение. |
Эмоционально-волевая сфера
Задержка психического развития | Умственная отсталость |
Отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы те же что и УО, но не так грубо выражены. Незрелость эмоций, слабость воли. Эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития, напоминает структуру детей более младшего возраста. Замедленный темп ее созревания. Повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости. Адекватные эмоциональные реакции (ЗПР конституционного происхождения). | Недоразвитие эмоций. Нет оттенков переживания. Неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами. Переживания неглубокие, поверхностные. Эмоциональные реакции бывают неадекватны источнику. Повышенная эмоциональная возбудимость быстро сменяется выраженным эмоциональным спадом (эйфория, дисфория, апатия). Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. В работе предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Отсюда, в волевых действиях подражание и импульсивные поступки. |
Автор-разработчик:
педагог-психолог Стебенева Наталия Викторовна
СКАЧАТЬ Практикум для родителей и педагогов в электронном варианте (doc/docx)
Источник
Недавно Президентский грант получил проект АНО «Липецкий центр психического развития и оздоровительных систем «Мир детей и взрослых». Проект по социальной адаптации детей-аутистов организация реализует с 2010 года. Проект на федеральном уровне признан одной из лучших социально ориентированных практик, реализуемых НКО в РФ, а информация о нем внесена в «Энциклопедию инновационных практик социально ориентированных НКО». Это единственный в области центр психического развития и оздоровительных систем, где оказывают психокоррекционную и логопедическую помощь детям с аутизмом.
… У моей близкой знакомой – ребенок-аутист. Мальчику 9 лет, но он не разговаривает. Когда мне случается ходить вместе с ними по магазинам, я готова сгореть со стыда. Вовка может выдернуть руку из маминой и сломя голову помчаться куда глаза глядят. В мебельном магазине он как-то прямо в грязных сапогах вскочил на выставленные образцы и принялся скакать по диванам и креслам. Мне кажется, любой контакт с ним просто невозможен. Но его мама находит с ним общий язык – понимает, когда он хочет есть, когда ему нужно в туалет. Вовка учится в школе – то есть на домашнем обучении. Трижды в неделю к нему домой приходит педагог – и мне даже представить трудно, как такой ребенок может чему-то научиться.
— Да, может, и, более того, его обязательно нужно обучать! – уверена руководитель центра Елена СЕМИДУБЕР. – Причем чем раньше начать с ребенком заниматься, тем лучших результатов можно достичь. Часто детям с РАС на комиссиях ставят диагноз «умственная отсталость». Но по недоразвитию или даже отсутствию речи, поведенческим проблемам нельзя выносить такой вердикт! Часто эти дети даже умнее многих, просто психика у них особая.
В 2010, когда проект только начинался, в центр ходили 9 семей, в которых воспитывались дети с РАС. Сейчас «ежедневное комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС и членов их семей» оказывают 60-ти семьям. Но желающих намного больше — принять большее количество детей специалисты центра просто не в силах. Центр находится в обычной квартире площадью в 120 метров, не хватает средств для оплаты труда большего количества педагогов. Хотя на этом островке мира и покоя — все условия для занятий. 6 кабинетов, музыкальный зал, 2 санузла, несколько шкафов забиты развивающими играми и наглядными пособия. 10 специалистов, изо дня в день ласково и терпеливо прививающих этим «особым» детям навыки жизни в обществе.
— Что такое «комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»? — продолжает СЕМИДУБЕР. – Это ежедневная работа по преодолению изолированности детей с РАС, по их социальной адаптации. Дети, занимаясь в центре, приобретают навыки социального взаимодействия, игры и коммуникации. Овладевают стереотипом учебного поведения.
В штате центра — 8 преподавателей, педагогов и психологов. С каждым ребенком занимаются трижды в неделю – музыкой, логоритмикой, гимнастикой цигун, массажируют детей, развивают их речь, ставят правильное дыхание. Говоря научным языком, «пытаются включить ресурсные и компенсаторные механизмы развития детей с РАС, чтобы решить их основные проблемы: отсутствие и недоразвитие речи, несформированность понятийного аппарата, восприятия и понимания речи, несформированность социальных поведенческих норм». Такая работа, или комплексная абилитация, дает возможность получения обратной связи с ребенком, увеличивает количество и качество способов его взаимодействия с окружающим миром и реальностью. Перед тем как приступить к этой обширной программе, дети обязательно проходят коррекцию поведения, на это уходит полгода-год. В это время главная задача – установить контакт между специалистом и ребенком, найти с ним общий язык.
В центре работают не только с детьми, но и с родителями. Часто им не меньше, чем их детям, требуется помощь. Учат в первую очередь адекватной оценке ситуации с их ребенком. Умению оказать грамотную помощь своим детям. Оптимистическому настрою, налаживанию правильных отношений с детьми. Например, детям нельзя показывать жалость к ним. Нужно требовать, чтобы они сами себя обслуживали. Только так можно подготовить ребенка к самостоятельной жизни. В результате занятий и дети, и члены их семей приобретают адаптационные и образовательные навыки, позволяющие преодолеть их социальную изолированность и улучшить качество жизни.
Длительность участия семьи в проекте зависит от степени тяжести нарушений психического развития детей с РАС, и от того, с какого возраста реабилитация начата. Чем раньше, тем лучше. А если говорить о результатах — каждый год по 7-9 детей из числа пациентов центра идут в школу, им на смену приходят новые.
— В школу мы отправляем тех, кто уже достиг навыков социально приемлемого поведения, — объясняет Елена Евгеньевна. – Кто может без ущерба для себя и окружающих адаптироваться в социальной среде, адекватно выражать свои потребности и желания. И кто получил
хотя бы минимальные образовательные навыки — чтения, счета, письма, что-то знает об окружающем мире.
— Мой внук занимается в центре с января 17 года, – рассказывает Владимир ЮСУПОВ. – Прежде он был просто неуправляемым. Теперь научился дисциплинированно сидеть, выполнять задания, которые дает педагог. Играет в настольные игры, собирает пазлы и пирамидки, решает задачи. А, главное, нам, взрослым, объясняют, как себя с ним вести. Ведь мы забили тревогу только после 3 лет. Лет до двух у мальчика вообще все, казалось, было нормально. Когда услышали слово «аутизм», казалось, мир перевернулся. А ведь это острая проблема, которая становится все больней. По статистике, уже каждый 46-й ребенок рождается с таким отклонением.
Мы, конечно, посещаем еще и специализированный садик. Но без центра вообще никуда. Хорошо, дочка услышала про «Мир детей и взрослых», удалось внука сюда записать. Это необыкновенное подспорье для всех нас. Спасибо этим людям!
Всех детей, кто приходит в «Мир детей и взрослых», обучают читать и писать. Запускают речь, корректируют неприемлемые формы поведения. То есть – интегрируют ребенка в среду здоровых сверстников. Излечить аутизм невозможно — это сложное, комплексное нарушение мозговых функций. Но нужно научить человека с ним жить – ходить в магазин, готовить себе еду и так далее.
Задача посложнее – научить общество положительно относиться к таким людям. За границей уже 120 лет исследуют проблемы аутизма. И отношение к ним гораздо более терпимое. Российские же семьи зачастую социально изолированы, просто стесняются выходить с ребенком на улицу. Пересмотреть наше отношение к таким ребятишкам заставляет сама жизнь. Протянуть руку помощи и им, и их родителям. Иначе нельзя, время такое настало — время милосердия.
Источник
От каракулей к детскому рисунку. Как развивать творчество в ребенке. Родителям на заметку.
Изотерапия и ее особенности. Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием. Рисование – это творчество, которое позволяет ребенку ощутить самого себя, выразить свои эмоции, чувства, переживания, надежды, мечты
Особенности поведения умственно отсталого ребенка.
Умственная отсталость это — необратимые изменения в психическом развитии, связанные с врожденным или приобретенным органическим поражением головного мозга. Наиболее значительные трудности у детей с умственной отсталостью вызывает формирование правильного поведения
«Как отличить задержку психического развития от умственной отсталости? Практикум для родителей и педагогов»
Задержка психического развития (ЗПР) – неравномерные нарушения отдельных психических функций, незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Умственная отсталость (УО) — недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, социальных способностей
Родителям на заметку «Лечение звуками!»
Звукотерапия — это метод лечения звуком. Звук имеет не только эмоциональное воздействие, он создает в организме человека биорезонанс
Психологическая готовность детей с ЗПР к школе
Готовность ребенка к школьному обучению состоит из трех основных аспектов: физиологического, социального и психологического. Каждый из них по-своему влияет на успешность усвоения знаний ребенком. Мы рассмотрим психологическую готовность ребенка к обучению в школе
А если это аутизм? Рекомендации родителям
Когда врачи ставят диагноз ребенку «ранний детский аутизм» (далее РДА) родители испытывают ужас и страх за его будущее. Причины возникновения данного заболевания никому не известны. Но аутизм – это не приговор
Игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей детей с ЗПР (практические рекомендации)
Задержка психического развития (ЗПР) – это неравномерное развитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур. В основе ЗПР лежат три основных фактора: — частичная недостаточность отдельных познавательных функций; — эмоционально-волевая незрелость; — нарушение умственной работоспособности
«Солнечный ребенок» в семье
Статистика. Особенности развития детей с синдромом Дауна. Сильные стороны детей с синдромом Дауна. Практические советы родителям. Напутственное слово. Появление в семье особого ребенка всегда становится настоящим испытанием для родителей, и это совершенно естественно
Развивающие занятия с детьми раннего возраста (от 0 до 3-х лет)
Практикум для родителей. Развивающие занятия с детьми раннего возраста (от 0 до 3-х лет) Занятия с ребенком (1 месяц) Самое приятные звуки для ребенка первого месяца жизни – это человеческий голос
Практикум для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, имеющих речевые проблемы (развитие фонематического слуха)
Практикум для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, имеющих речевые проблемы (развитие фонематического слуха). Фонематический слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит
Источник