Центр интеллектуального и творческого развития ребенка в библиотеке

А.Р.Зайнуллина
Управление образованием
Алькеевского муниципального района РТ
методист по ресурсно-методическому обеспечению
Школьная библиотека —
центр интеллектуального и творческого развития детей.
Глава Российского книжного союза Сергей Степашин в одном интервью газете «МК», сказал: «По последним данным РКС, среди детей дошкольного и младшего школьного возраста по количеству и качеству чтения мы занимаем второе место в мире — впереди только Гонконг. Среди 15-летних — а это возраст, когда активнее всего формируется человек, — мы уже на 40-м месте в мире. А 70% взрослых россиян не читают вовсе…
Хуже того. Нынешние взрослые не читают и своим детям, и это огромная проблема. Лишь 10% наших малышей слышат свою первую книгу от мамы с папой или бабушек и дедушек. Подавляющее большинство знакомится с книгой в детском саду или в школе». И не соглашаться этими словами просто невозможно.
Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки очень актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, и именно через привитие интереса к чтению можно развивать творческие способности ребёнка.
Ученые считают, что формирование интеллекта зависит на 90% от чтения и только на 10% от других факторов. Но только хорошо продуманной, систематической работой можно добиться интеллектуального и творческого развития детей, а не эпизодическими встречами читателя и библиотекаря. Поэтому задача школьного библиотекаря состоит не только в формировании у ребёнка интереса и любви к книге. Он призван выполнять и воспитательные задачи: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти.
В работе школьной библиотеки можно выделить несколько факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.
1)Фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом достаточно долго, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.
2)Личностный фактор. Отношения библиотекаря и ребенка складываются на личностном уровне.
3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает в контакте с другими учителями, что позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых. В то же время она является более демократичным учреждением, чем школа. И формы организации работы библиотеки могут быть разные, ориентированные на разновозрастные группы учащихся.
В процессе массовой работы библиотека может широко использовать игровые моменты. Интеллектуальные игры стимулируют познавательный интерес, трудовую активность, раскрепощают личность ребенка, помогая ее самовыражению, самоосуществлению, самоутверждению. Игры дают возможность детям самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Библиотекарями практикуется большое количество интеллектуальных игр – викторин, конкурсов, предполагающих демонстрацию определённого уровня знаний. При проведении игр можно использовать компьютерные технологии, что сделает их более привлекательными для современного ребенка.
Для более дифференцированного воздействия на читателя можно разыгрывать ситуации разного уровня сложности с использованием разных сюжетно-ролевых игр. Сколько радости приносят детям элементы таких игр, как «Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», во время которых они развивают воображение, абстрактное мышление, эмпатические способности.
Умело построенные интеллектуальные игры формируют познавательные интересы детей. Вовлечение ребёнка в пространство игры помогает укрепить связи между различными сторонами его интеллекта, гармонизируя в целом мир личности. И при организации игр должно действовать одно золотое правило — «как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
Для личного самоутверждения детям можно дать разные варианты творческих заданий. Это может быть сочинять сказку на известные сюжеты с новым содержанием, придумывать и играть этюд. Например, как благодаря знанию этикета Красная Шапочка победила злого волка, или как Буратино выходил из сложных ситуаций, проявляя воспитанность и такт. Все это создает у ребенка ощущение творческой личности.
Наряду с бумажными носителями информации значительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывают мультимедиа технологии и глобальные информационные сети. Книгу нельзя противопоставить новым технологиям, а надо объяснить ребенку какие преимущества есть у того и другого. Используя Интернет, можно привлечь внимание детей к интересной книге. А читать целиком всю книгу будут в традиционной версии, так удобнее.
Особенный контингент школьных библиотек составляют «маленькие вундеркинды», которые с удовольствием читают словари и энциклопедии. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна. В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают сложное дело, с которым не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых. Не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше всего попробовать вместе еще раз.
Немалую роль в работе с такими детьми должна играть библиотека, которая имеет уникальные условия и возможности для работы с ними. Школьный библиотекарь, как наставник, оказывает помощь в проектной деятельности, учит работать с текстами, проводит интеллектуальные игры и конкурсы, помогает выявить суть прочитанного материала, развивает способность делать самостоятельные выводы. Обсуждение, нацеленное на интерпретацию прочитанной книги, помогает интеллектуальному развитию одаренных детей и не только. Одаренные дети обычно проявляют повышенную активность на обсуждении, они не только отвечают на поставленные вопросы, но и сами задают их, проявляя этим пытливость ума. Живая дискуссия позволяет свободно высказываться всем желающим. Даже самые робкие, вдохновленные примером своих сверстников в режиме свободного обмена мнениями, могут высказаться. Школьная библиотека – место, где ребенок может осуществить свое право на культурное, интеллектуальное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании.
В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг — библиотеке. Поэтому школьному библиотекарю очень важно связать библиотечную деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающим книги, а советником и наставником.
Исходя из всего изложенного, можно сказать, что библиотека может и должна развивать интеллектуальные и творческие способности детей. В то время, когда не перед всеми детьми открыты двери музыкальных школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться для всех, давая возможность каждому входящему обрести духовные силы, душевное спокойствие и радость общения с прекрасным.
Список источников:
1. Гуща В. Библиотекарь тоже педагог// Уральский федеральный округ: Обществ. — полит. журнал. 2006.- №5-6. С.72-73.
2. Малинецкий Г.Г. Чтоб сказку сделать былью…: высокие технологии – путь России в будущее / Г.Г. Малинецкий. – Изд. 2-е. – М. : URSS, 2013. – 247 с. : ил. – (Синергетика : от прошлого к будущему : Будущая Россия : № 58).
4. https://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2010/bd08.pdf
5. https://www.detskiysad.ru/ped/obrazovanie14.html
Источник
Автор: Пяткова Ольга Николаевна, библиотекарь Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
Программа развития школьной библиотеки
муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»
Информационная справка о школьной библиотеке
Библиотека МКОУ НОШ с. Ленинское существует с момента основания школы. Библиотека является структурным подразделением школы.
Школьная библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
— выдает во временное пользование издания из своих фондов;
— оказывает консультационную помощь в поиске документов;
— выполняет библиографические справки;
— организует книжные выставки и массовые мероприятия;
— содействует формированию информационной культуры учащихся.
Она располагается на первом этаже, занимает изолированное помещение – две комнаты общей площадью 52 м2. Абонемент совмещен с читальным залом, комната для хранения учебников находится в помещении библиотеки.
Режим работы библиотеки: понедельник – пятница, с 9.00 до 17.00.
Организует работу библиотеки один сотрудник – Пяткова Ольга Николаевна, которая работает с 1997 года. В штатном расписании – 1 ставка библиотекаря.
Рабочее место библиотекаря автоматизированное, оснащено компьютером, объединенным с принтером и сканером. Имеется доступ к интернету. Библиотечный фонд складывается из учебной и художественной литературы.
Фонд учебной литературы составляет – 2189, фонд художественной литературы составляет – 2437, общий фонд библиотеки – 4626 экземпляров.
Особое место в школьной библиотеке занимает подборка периодических изданий для детей «Мурзилка», «Миша», «Почитай-ка», «Клепа», «Непоседа», «Свирель» и другие. Педагогические журналы, такие как «Начальная школа», «Классное руководство», «Начальная школа плюс до и после» и другие издания, собранные за много лет остается в прошлом. Начиная, с 2010 года педагогический коллектив участвует в проекте «Школа цифрового века», который позволяет получать периодические издания, методическую литературу издательства «Первое сентября» через интернет.
Пользователями школьной библиотеки являются учащиеся, педагоги и родители.
В справочно-библиографический аппарат библиотеки входят:
— картотека учебной литературы;
— картотека внеклассных мероприятий;
— картотека педагогических журналов;
— картотека методической литературы «ФГОС нового поколения».
Библиотека в своей работе использует разнообразные формы работы:
— интерактивные викторины
— квест-игры
— литературные гостиные
— уроки-знакомства
— уроки-путешествия
— уроки мужества и гражданина
— библиотечные уроки.
Актуальность программы
В современных условиях остро стоит вопрос модернизации образования. Школьные библиотеки являются структурными подразделениями образовательных учреждений, и, следовательно, процесс обновления касается и их.
Традиционно библиотека в школе выполняет следующие функции:
— образовательную (поддерживает и обеспечивает учебно-воспитательный процесс);
— информационную (предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя);
— культурную (организует мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию учащихся).
Перемены, происходящие в образовании, приводят к повышению роли школьных библиотек. Поэтому в соответствии с ключевыми направлениями современной образовательной политики, в качестве основных направлений совершенствования деятельности библиотек можно выделить следующее:
— обновление нормативно-правовой базы деятельности библиотеки;
— техническое оснащение школьных библиотек;
— создание условий для автоматизации библиотечных процессов, использования новых информационных технологий, информатизации библиотечной деятельности и включения школьной библиотеки в процессы компьютеризации общего образования;
— формирование книжных фондов;
— выявление новых управленческих и методических подходов к организации деятельности школьной библиотеки.
Поэтому возникает потребность в развитии школьной библиотеки.
Эффективное решение существующих проблем на уровне библиотеки возможно обеспечить лишь при условии программно-целевого управления ее развитием.
Модель обновления и развития школьной библиотеки представлена в программе развития библиотеки.
Паспорт программы
Название программы | Программа развития школьной библиотеки |
Нормативно-правовые документы программы | Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный стандарт начального общего образования Концепция развития информационно-библиотечных центров Закон РФ «О библиотечном деле» Положение о школьной библиотеке |
Разработчик программы | Пяткова О.Н., библиотекарь |
Цель программы | Повышение эффективности использования информационных ресурсов участниками образовательного процесса, доступа к информации посредством использования ресурсов на различных носителях. |
Задачи программы | 1. Создать современные библиотечные фонды. 2. Пополнить библиотечный фонд художественной литературой. 3. Расширить материально-техническую базу библиотеки. |
Основные направления программы | 1. Библиотека как информационный центр. 2. Информационно-библиотечное обслуживание. 3. Информационная культура личности. 4. Комплектование фондов библиотеки. |
Ожидаемые результаты программы | 1. Оснащение библиотеки современным оборудованием. 2. Улучшение комплектования библиотечных фондов в соответствии с ФГОС. 3. Увеличение читательской активности. |
Источники финансирования | Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных средств. |
Сроки и этапы реализации программы | Программа рассчитана на 2018-2021гг. 1 этап – разработка программы — 2018 г. 2 этап – реализация и корректировка программы — 2019-20 г. 3 этап – подведение итогов — 2021 г. |
Утверждение программы | Программа утверждается на Педагогическом совете. |
Контроль за исполнением проекта | Отчеты о работе, аналитические справки. |
Концепция развития библиотеки
Важнейшим условием для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов должна стать качественно новая современная школьная библиотека, которая будет являться важным компонентом учебного процесса. Будучи структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информационные ресурсы, школьная библиотека является для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их разнообразные интересы, а также развивает навыки информационно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая доступ учащимся к книге как основе формирования и развития их общей культуры, способствует распространению грамотности и общему развитию личности ребенка.
Согласно ФГОС школа должна сформировать грамотного компетентного читателя, который сможет ориентироваться, искать и выбирать нужную информацию, сможет использовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения своих информационных и читательских потребностей. Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников. Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.
Мероприятия по основным направлениям
по реализации Программы развития школьной библиотеки
1. Библиотека как информационный центр
Библиотечный информационный центр – структурное подразделение школы, выполняющее функции библиотеки, способствующее сбору переработке и распространению информации.
Задачи информационного центра:
— обеспечить информационно-документальное обеспечение учебно-воспитательного процесса;
— организовать открытый доступ пользователей к различным источникам информации;
— содействовать самообразованию учащихся и педагогов.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Сбор, переработка, распространение информации на любых носителях. | постоянно | библиотекарь |
2. | Оказание помощи учителям по внедрению и пропаганде педагогического опыта. | постоянно | библиотекарь |
3. | Организация открытого доступа пользователей к различным источникам информации. | постоянно | библиотекарь |
4. | Осуществление информационного, библиотечного, справочно-библиографического обслуживания пользователей. | постоянно | библиотекарь |
5. | Организация и ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки, картотеки, электронного каталога. | постоянно | библиотекарь |
2. Информационно-библиотечное обслуживание
Информационно-библиотечное обслуживание – обеспечение пользователей необходимой информацией, включением в фонд новых видов документов, предоставление информации с использованием электронных каталогов.
Задачи информационно-библиотечного обслуживания:
— обеспечить информацией образовательный процесс в школе;
— содействовать самообразованию учащихся и педагогов.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Обеспечение пользователей необходимой информацией. | постоянно | библиотекарь |
2. | Включение в фонд новых видов документов. | по мере поступления | библиотекарь |
3. | Предоставление информации с использованием электронных каталогов, картотек. | постоянно | библиотекарь |
4. | Ведение справочно-библиографического аппарата (электронный каталог, картотеки). | постоянно | библиотекарь |
3. Информационная культура личности
Информационная культура личности – совокупность знаний и умений, обеспечивающих самостоятельную деятельность по удовлетворению информационных потребностей.
Задачи информационной культуры личности:
— формировать информационную культуру личности;
— приобретать учащимися знания и умения по работе с информацией на разных носителях;
— приобщать к систематическому чтению.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Формирование библиотечно-библиографической грамотности у учащихся. | 1 раз в четверть | библиотекарь |
2. | Формирование знаний и умений по работе с информацией на разных носителях. | 1 раз в четверть | библиотекарь |
3. | Приобщение к систематическому чтению. | постоянно | библиотекарь |
4. Комплектование фондов библиотеки
Достижение нового качества образования невозможно без кардинального улучшения состояния книжного фонда школьной библиотеки. Школьная библиотека нуждается в обновлении не только учебных, но и основных книжных фондов.
Задачи комплектования библиотечных фондов:
— комплектовать фонды в соответствии с реализуемыми программами в школе;
— комплектовать библиотечные фонды в соответствии с требованиями ФГОС.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Разработать механизм формирования фонда по предметам. | ежегодно | библиотекарь |
2. | Комплектование фондов с учетом учащихся с ОВЗ. | ежегодно | библиотекарь |
3. | Ознакомление с вновь издаваемой литературы. | по мере поступления | библиотекарь |
4. | Работа с Федеральным перечнем учебников. | ежегодно | библиотекарь |
5. | Комплектование фондов справочной литературой. | по мере поступления | библиотекарь |
Этапы реализации Программы
1 этап – Организационный (2018 год)
1. Апробация проектной деятельности библиотеки, разработка программы развития библиотеки, обновление нормативной базы.
2 этап – Этап реализации (2019-2020 гг.)
1. Реализация ведущих направлений программы.
2. Формирование ресурсной и материально-технической базы.
3. Освоение новых технологий информационного обслуживания.
3 этап – Обобщающий (2021 г.)
1. Обобщение результатов работы через отчеты, мониторинги, статистические данные библиотечной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Создание условий для удовлетворения информационных потребностей читателей библиотеки.
2. Создание оптимальных условий для читателей в помещении библиотеки.
3. развитие сотрудничества с библиотеками образовательных учреждений района.
4. Развитие культурно-просветительской работы со школьниками и педагогами школы по вопросам информатизации образования.
Используемая литература
1. Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки /М.Ю. Волобуева. — // Школьная библиотека. — 2010. — № 8. – С. 27-29.
2. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей. Учителей и администрации школ /Е.Н. Ястребцева. – М. : БМЦ, 2002.
Источник