Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях

Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях thumbnail

 ОТ СЕБЯ:..Сегодня по НВК была интересная передача…Там промелькнула такая мысль…что..СССР и коммунистическая система разавлилась из-за ОТРИЦАНИЯ отделения этой науки ПЕДОЛОГИИ ..от экономического образования……..Советскими идеологами…КАКОВО…!!!!???

 Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

(от греч. pais (paidos) — дитя, logos — учение) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубежеXIX–XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслейпсихологии и экспериментальной педагогики. Содержание П. составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических подходов к развитию ребенка, однако этиподходы оказались связанными между собой чисто механически. В исследованиях ученых, работавших вобласти П., был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным в П. былостремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности надиагностику психического развития. Постановлением ЦК ВКП(б) (1936) П. была объявлена «псевдонаукой» ипрекратила свое существование. Результатом разгрома П. явилось торможение развития педагогической ивозрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка впроцессах обучения и воспитания (так называемая «бездетность» педагогики).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

— течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространениемэволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной.Связано прежде всего с именем С. Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. Основатели педологии — С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, В. Прейер и пр. В Россиипедология широко распространилась еще в дооктябрьский период. К концу 20-х гг. в педологическихучреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов.

В педологии ребенок рассматривался комплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и вразличных, в том числе социальных, условиях; целью ставилось помочь развитию всех его потенций. Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических исоциологических подходов к развитию ребенка, хотя эти подходы связывались между собой чистомеханически.

Однако предмет педологии, несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки, не былопределен, и попытки найти специфику педологии были безуспешны, хотя в исследованиях отечественныхпедологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Ценным впедологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практическойнаправленности на диагностику психического развития.

В 1936 году педология в СССР была объявлена «псевдонаукой» и прекратила существование. Результатомразгрома педологии было торможение развития психологии педагогической и возрастной, отставание вобласти психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессах обучения и воспитания(так называемая «бездетность» педагогии).

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

Происходит от греч. pais — дитя и logos — слово, наука.

Направление в психологии и педагогике.

Возникла в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей. Связана прежде всего с именем С.Холла, который в 1889 г. создал первую педологическую лабораторию. В педологии ребенок рассматривалсякомплексно, во всех своих проявлениях, в постоянном развитии и в различных, в том числе социальных, условиях, а целью ставилось помочь развитию всех его потенций.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Рекламу можно будет закрыть через 14 секунд

(от греч. pais — дитя + logos — слово, наука) — течение в психологии и педагогике, возникшее на рубежеXIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию, развитиемприкладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основателем П. признан амер. психолог С. Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическуюлабораторию; сам термин придумал его ученик — О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде«Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление П.: «Если педагогика хочет воспитать человекаво всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

На Западе П. занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др. Основоположником рос. П. явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавшийв 1907 г. Педологический ин-т в СПб. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шланормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевалисьнеизбежные для молодой науки болезни роста.

Предмет П., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П. ПБлонский, М. Я. Басов, Л. С. Выготский, С. С. Моложавый и др.), четко определен не был, ипопытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

П. стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всехвлияющих факторов. Блонский определял П. как науку о возрастном развитии ребенка в условияхопределенной социально-исторической среды. То, что П. была еще далека от идеала, объясняется неошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, средипедологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить 4 основных принципа.

1. Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-топсихологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принципозначал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить пониманиеВыготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только напсихику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешноработали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенноактуально.

4. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активноосуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Л. и М. действовали ин-ты П., где представителиразных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьмаосновательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневнойпрактической работой.

В 1930-е гг. началась критика многих положений П. (проблем предмета П., био- и социогенеза, тестов и др.), приняты 2 постановления ЦК ВКП(б). В 1936 г. П. была разгромлена, многие ученые репрессированы, судьбы других искалечены. Закрылись все педологические ин-ты и лаборатории; П. вымарали из учебныхпрограмм всех вузов. Щедро наклеивались ярлыки: Выготский объявлен «эклектиком», Басов и Блонский — «пропагандистами фашистских идей».

Постановления и последовавшая обвальная «критика» варварски, но мастерски извратили саму суть П., вменив ей в вину приверженность биогенетическому закону, теории 2 факторов (см. Конвергенциитеория), фатально предопределяющей судьбу ребенка застывшей социальной средой инаследственностью (это слово должно было звучать ругательно). На самом деле, считает В. П. Зинченко, педологов погубила их система ценностей: «Интеллект занимал в ней одно из ведущих мест. Они ценилипрежде всего труд, совесть, ум, инициативу, благородство».

Ряд работ Блонского (напр.: Развитие мышления школьника. — М., 1935), работы Выготского и егосотрудников по детской психологии заложили фундамент современных научных знаний о психическомразвитии ребенка. Труды Н. М. Щелованова, М. П. Денисовой, Н. Л. Фигурина (см. Комплекс оживления), создававшиеся в педологических по названию учреждениях, содержали ценный фактический материал, вошедший в фонд современных знаний о ребенке и его развитии. Эти труды были положены в основу и нынедействующей системы воспитания в младенческом и раннем возрасте, а психологические исследованияБлонского Выготского обеспечили возможности разработки теоретических и прикладных проблем возрастнойи педагогической психологии в нашей стране. При этом реальный психологический смысл исследований иих педологическое оформление долгое время не позволяли отделить одно от другого и по достоинствуоценить их вклад в психологическую науку. (И. А. Мещерякова.)

Добавление: Несомненно, гос. произвол в отношении отечественной П. сыграл решающую роль в еетрагическом конце, но обращает на себя внимание тот факт, что и в др. странах П. в конце концовпрекратила свое существование. Судьба П. как поучительный пример недолговечного проекта комплекснойнауки заслуживает глубокого методологического анализа. (Б. М.)

   ПЕДОЛОГИЯ (с. 435)

   4 июля 1936 г. вышло печально известное Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращенияхв системе Наркомпросов», которое не только исковеркало судьбу многих советских ученых, но и на долгиегоды уложило отечественную психологическую науку в прокрустово ложе официальных дозволений изапретов.

   Справедливости ради следует признать, что партийное постановление 1936 г. возникло не на пустомместе и не было продиктовано одним лишь произволом далеких от науки чинуш. На такую реакциюпедология долго «напрашивалась». Реакция вышла запредельная, по принципу «лучшее лекарство отперхоти — гильотина». Правда, нельзя отрицать, что «перхоти» было предостаточно и лечения этот недугобъективно требовал, хотя, безусловно, не хирургического.

   Основная претензия, высказанная в постановлении (и, кстати, вовсе не безосновательная), сводиласьк тому, что педологи в своей практике злоупотребляют тестированием, а это приводит к недопустимымсоциальным последствиям. Вывод: тестирование — метод никуда не годный, поэтому подлежит запрету. Более того — все рассуждения педологов ненаучны, и сама педология — лженаука. Входившие в моду ярлыкивредителей и врагов народа в постановлении еще не прозвучали, но недвусмысленно подразумевались. Всередине 30-х такое решение партийного руководства даже самых хладнокровных заставило содрогнуться. (По одной из версий, официальный лидер советской педологии А.Б.Залкинд после оглашения напартсобрании данного постановления умер прямо на улице от инфаркта.)

   Заслужили ли педология и педологи столь суровый приговор? В отношении педологии как наукибольшевики явно погорячились. До их постановления педология благополучно существовала не однодесятилетие, ни от кого не заслуживая подозрений во вредительстве. Одним из основоположников этогонаучного направления считают американца Г.С.Холла, в чьих трудах, в частности в знаменитой «Юности», были предприняты первые попытки комплексного (междисциплинарного, как сказали бы сегодня) подхода кпроблемам возрастного развития. Сам термин «педология» был предложен еще в 1893 г. его ученикомО.Хризманом для обозначения науки, призванной объединить разнообразные знания о ребенке. На рубежевеков термин получил популярность, под этим названием создавались научные учреждения и объединения, выходили печатные издания; так, в России в 1907 г. В.М.Бехтеревым был основан Педологический институт вПетербурге, а также основан журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Однако единого содержания в понятие «педология» не вкладывалось, и наряду с ним употреблялисьравнозначные термины «психология детства», «педагогическая психология», «экспериментальнаяпедагогика», «гигиена воспитания» и др. Наиболее весомый статус педология приобрела именно в нашейстране, где в 20-х — начале 30-х гг. было открыто несколько педологических вузов и соответствующихфакультетов и отделений в педвузах для массовой подготовки педологов и широкомасштабного внедренияпедологических процедур в образовательную практику. В других странах, где педологию никто и не думалзаконодательно отменять, само это понятие постепенно вышло из употребления. Однако педология наЗападе, растворившись в других науках, дала мощный толчок развитию детской и педагогическойпсихологии, генетической психологии, педагогической социологии, социальной педагогике, этнографиидетства. В этих науках оказались фактически ассимилированы достижения педологии, и сегодня на основеих успехов все более четко вырисовывается возможность новых попыток комплексного подхода к детскомуразвитию.

   В самой идее всестороннего изучения ребенка ни с какой точки зрения невозможно было усмотретьничего дурного. Однако для Советского Союза 30-х годов объективное изучение ребенка представлялособой реальную социальную угрозу. Разве можно согласовать идею гегемонии пролетариата сустановленным педологами фактом, что дети гегемона хуже справляются с интеллектуальными задачами, чем дети непролетарского происхождения? По одной из версий (достоверность которой сегодня уже труднопроверить), особое негодование Отца Народов и Лучшего Друга Всех Советских Детей вызвал крайне низкийтестовый балл, выставленный его сыну Василию.

   В результате главный удар пришелся именно на тестирование. И это в самом деле было уязвимымместом советской педологии. В качестве диагностических методик педологи-практики в широком масштабеиспользовали скороспелые поделки, торопливо скопированные с западных образцов, а то и сами западныетесты без их серьезной адаптации. К этой работе были во множестве привлечены недостаточноподготовленные энтузиасты, чьих навыков хватало на проведение тестовых процедур, но было явнонедостаточно для глубокой интерпретации результатов. По результатам тестирования выводы зачастуюделались поверхностные и чересчур категоричные.

   Решение проблемы было найдено по-большевистски радикальное: если неумелые повара регулярнопересаливают пищу — поваров наказать, а соль и вовсе из рациона изъять. Отечественные науки о ребенкеоказались на пресном пайке на несколько десятилетий.

   Интересно: в 90-е гг., когда большевистский радикализм подвергся столь же радикальномуосуждению, оказалась громогласно заклеймлена лишь избыточность репрессий, но не их обоснованность (вданной сфере, разумеется). Педологические извращения в самом деле имели место, и требовалиськонструктивные меры для преодоления этой ситуации. Беда в том, что меры были избраны деструктивные. В своих ошибках, если угодно — извращениях, педологи рано или поздно разобрались бы и сами и, вероятно, сумели бы их исправить. Определенные тенденции к этому в начале 30-х наметились. Самое обидное, что иэти тенденции оказались безжалостно пресечены драконовским постановлением ЦК.

   Запрещенная де-юре, педология так и не была официально реабилитирована, однако через многолет возродилась де-факто. Например, сегодня в Москве выходит журнал «Педология. Новый век», продолжающий лучшие, конструктивные традиции репрессированной науки.

   Труды педологов переиздаются, причем не как архивные памятники, а как источник вдохновения дляновых поколений исследователей детства.

   Правда, настораживает и то, что нередки сегодня и рецидивы настоящих педологических извращений. Не стану развивать эту тему, дабы не обидеть кого-то из коллег. Скажу лишь: хочется надеяться, что сэтими издержками мы разберемся сами, в рамках своего профессионального сообщества. Официальныйдекрет тут совсем не нужен.

Источник

1.
Педагогическая психология как
самостоятельная отрасль научного знания
сформировалась:

В)
во второй половине 19 века

2.
Термин «педагогическая психология»
ввел в научный оборот:

3.
Основоположником русской педагогической
психологии является:

4.
Деятельность Л.С. Выготского в области
педагогической психологии связана с
формированием такой области знания,
как:

5.
Ценным в педологии было стремление
изучать развитие ребенка в условиях:

6.
Третий этап развития педагогической
психологии называется теоретическим
в связи с тем, что в этот период:

В)
были созданы теоретические психологические
концепции учебно-воспитательного
процесса

7.
Структура педагогической психологии
включает все перечисленные разделы,
кроме:

8.
Объект педагогической психологии — это:

Б)
развивающийся человек и образовательный
процесс

9.
Выберите неверное определение предмета
педагогической психологии:

В)
предметом педагогической психологии
являются закономерности и своеобразие
психического развития человека на
разных этапах онтогенеза

Читайте также:  Занятия по развитию мелкой моторики руки ребенка

10.
Метод педагогической психологии,
направленный на изучение изменений
психики ребенка в процессе активного
воздействия исследователя на испытуемого
– это:

Б)
формирующий эксперимент

11.
Наиболее общее понятие, обозначающее
процесс приобретения человеком знаний
любым доступным способом:

12.
Учение — это процесс:

Г)
индивидуальной познавательной
деятельности человека

15.
Зависимость скорости образования связи
от соответствия ее наличному состоянию
субъекта, согласно бихевиоризму,
называется:

16.
Основной характеристикой учебной
деятельности (по Д.Б. Эльконину) является:

В)
наличие учебно-познавательного мотива

17.
Из перечисленных компонентов к структуре
целенаправленной учебной деятельности
(по Д.Б. Эльконину — В.В. Давыдову) относятся:

Г)
оценка результата учения школьником

18.
Вид мотивов учения, характеризующийся
ориентацией учащегося на овладение
знаниями – фактами, явлениями,
закономерностями, называется:

А)
широкие познавательные мотивы

19.
К содержательным характеристикам
мотивов учения относятся все перечисленные,
кроме:

20.
Специфика учебной задачи как компонента
учебной деятельности состоит в том, что
при ее решении учащийся:

Б)
овладевает общим способом решения
целого класса однородных частных задач

21.
Психологические причины неуспеваемости
школьников установлены:

22.
Дидактогения — это:

Г)
негативное психическое состояние
учащегося, вызванное нарушением такта
со стороны педагога

23.
Заключительной стадией обучения сложным
психомоторным навыкам является:

24.
Принцип ведущей роли обучения в
психическом развитии ребенка сформулировал:

25.
В основу развивающего обучения легло
понятие:

В)
зона ближайшего развития

26.
Уровень актуального развития психики
характеризуют:

Б)
обучаемость, воспитуемость, развиваемость

28.
Главной целью традиционного обучения
является:

А)
формирование знаний, умений и навыков

29.
К характеристикам традиционного обучения
относятся все нижеперечисленные, кроме:

В)
основной тактикой общения является
сотрудничество

30.
К характеристикам инновационного
обучения относятся все нижеперечисленные,
кроме:

Б)
учащийся является объектом, а не субъектом
деятельности

Читайте также:  Роль воспитателя в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста

31.
Создателем теории поэтапного формирования
умственных действий является:

32.
Выберите из приведенных ниже
последовательностей формирования
умственных действий, по исследованиям
П. Я. Гальперина, правильную:

А)
1. Создается ориентировочная или
познавательная основа действия;

2.
действие выполняется практически;

3.
действие выполняется в плане проговаривания
вслух;

4.
действие выполняется в уме.

33.
Суть программированного обучения
состоит в том, что:

В)
материал разбивается на небольшие
части, порции, и обучающийся не может
сделать следующего шага в овладении
материалом, не овладев предыдущим

34.
Закрепление правильных реакций в
программированном обучении достигается
посредством:

35.
Тип обучения, который стимулирует
осознание какого-либо противоречия в
процессе деятельности, приводящего к
потребности в новых знаниях, в том
неизвестном, которое позволило бы
разрешить возникшее противоречие:

36.
Высший уровень проблемного обучения
характеризуется:

Б)
самостоятельной формулировкой проблемы
и поиском ее решения

37.
К основным психолого-педагогическим
принципам системы обучения по Л.В.
Занкову не относится: А) принцип
доступности обучения

38.
В концепции развивающего обучения Л.В.
Занкова высокий уро­вень трудности
обучения определяется:

B)
познанием существенных связей явлений

39.
По мнению какого психолога, усвоение
знаний, носящих общий и абстрактный
характер, должно предшествовать
знакомству учащихся с более частными
и конкретными знаниями:

40.
По мнению В.В. Давыдова, научно-теоретический
тип мышления характеризуется:

Б)
формированием содержательных обобщений

41.
Предрасположенность человека к
воспитательным воздействиям обозначается
термином:
Б)
воспитуемость

42.
Направление психологии, признающее
внешнее воздействие на поведение
личности основным воспитывающим
фактором:
Г)
бихевиоризм

43.
С позиции деятельностного подхода,
воспитательное влияние должно быть
направлено прежде всего на:
Б)мотивационно-потребностную
сферуличности

44.
Представители гуманистической психологии
считали, что воспитательное воздействие
следует осуществлять, целенаправленно
влияя на:

Б)
среду, окружающую воспитанника

45.
Признание за ребенком права на
существование его таким, каков он есть,
признание ценности его личности, ее
уважения вне зависимости от успехов,
развития, положения, способностей
составляет психологическую сущность
такого принципа воспитания, как:

Читайте также:  Ребенку в центре для развития не интересно

46.
Способ психологического воздействия,
обращенный к сознанию и логике
воспитанника:
Б)
убеждение

47.
К стихийным механизмам формирования
личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер) относятся
все нижеперечисленные, кроме: Г
)
осознание себя

48.
Основоположником теории коллективного
воспитания считается:
B)
А.С. Макаренко

49.
Педагог является наиболее значимой
фигурой для ребенка:

Б)
в младшем школьном возрасте

51.
Структура педагогической деятельности
включает все компоненты, кроме:
Г)
перцептивный

52.
Отбор и организация содержания учебной
информации, проектирование деятельности
учащихся и собственной педагогической
деятельности составляет суть такой
педагогической функции, как:

53.
По данным психологических исследований
не выявлено прямой связи между успешностью
педагогической деятельности и таким
фактором, как:

Г)
всеми перечисленными факторами

54.
Способность проникать во внутренний
мир ученика, психологическая
наблюдательность и т.п. составляют суть:

В)
коммуникативных способностей

55.
Способности педагога, связанные с
передачей учебной информации школьникам,
формированием активного, самостоятельного
мышления, В.А. Крутецкий называл:
В)
дидактическими

56.
Профессиональные
изменения личности педагога считаются
негативными деформациями в том случае,
если эти изменения:

В)
затрудняют деловое и личностное
взаимодействие в различных сферах
деятельности

57.
Умение наладить личные контакты с каждым
из учащихся присуще в наибольшей степени:

58.
Функцией педагогической оценки не
является:
А)
планирующая

59.
Ситуация, оказывающая, по мнению Б.Г.
Ананьева, наиболее негативное влияние
на деятельность и самочувствие
воспитанника:

60.
Стиль педагогического руководства,
который считается наиболее эффективным
при работе с подростками:

А
) демократический

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник