Быстрое развитие ребенка хорошо ли это
Является ли высокий рост ребенка проблемой? Как определить отклонения от нормы, и что стоит предпринять родителям, оказавшись в такой ситуации.
Поскольку мы будем говорить о детском росте, то для начала нужно выяснить, что такое чрезмерно высокий рост у ребенка, разобраться в причинах, а также понять, что стоит делать для психологического и социального развития высокого ребенка.
ВАЖНО: Запомните, нельзя оценивать проблему роста ребенка с позиции взрослого человека, необходимо учитывать множество окружающих факторов: возраст, вес, социальное окружение, характер наконец.
Зачастую мы можем определить приблизительный рост ребенка еще при рождении, ведь он зависит от генетических факторов. Посмотрите на родителей — вряд ли у двух невысоких людей родится баскетболист, не правда ли? Так что педиатры измеряют новорожденного ребенка, взвешивают его. Дальше уже стоит вопрос гармоничного роста и веса, ведь рост ребенка — это непосредственное отражение его развития.
Факторы, влияющие на рост ребенка
Существует множество факторов, влияющих на процесс роста, например:
- Наследственность (можно вычислить приблизительный рост ребенка по формуле Таннера)
- Питание (обеспечение организма нужными для роста витаминами и веществами)
- Физическое развитие
- Психологическая ситуация
Как рассчитать приблизительный окончательный рост ребенка? Формула Таннера
Как было упомянуто, можно рассчитать приблизительный окончательный рост ребенка по формулам Таннера исходя из данных ребенка в 3 года:
- для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см
- для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.
Как влияет питание и физическая нагрузка на рост ребенка?
Питание также оказывает огромное влияние на рост ребенка, ведь молодому организму необходимо правильное и сбалансированное питание, содержащее витамины и необходимые для строительства растущего тела вещества.
В рационе обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, молочные продукты, обеспечивающие достаточное для формирования костей кальция.
ВАЖНО: Дефицит питательных веществ в питании может вызвать отклонения в росте как в одну, так и в другую сторону
Физические нагрузки по-разному влияют на рост ребенка. К примеру, силовые виды спорта, борьба не способствуют увеличению роста в отличии от тенниса, волейбола, баскетбола.
Давайте ознакомимся с приблизительными нормами развития роста и веса ребенка в раннем детстве и попробуем разобраться, что же вызывает избыточный рост.
Растет ребенок неравномерно, скачкообразно. В первый год после рождения ребенок растет и развивается довольно интенсивно, потом рост немного начинает замедляться. Если вы измеряете рост своего чада в домашних условиях, то стоит допустить наличие погрешностей.
ВАЖНО: После года и до четырех лет средняя прибавка составляет 2-3 см в год, далее показатели понемногу растут — 3-4 см в год. Последующий большой скачок роста стоит ожидать в период полового созревания, который приходится на 11-14 лет у девочек и 12-17 лет у мальчиков.
Таблица примерного развития роста и массы детей
Все зависит от возраста, поэтому предлагаю вам рассмотреть таблицу примерного развития роста и массы детей.
Возраст | Девочки | Мальчики | ||
Масса, кг | Рост, см | Масса, кг | Рост, см | |
Новорожденные | 3,330±0,440 | 49,5±1,63 | 3,530±0,450 | 50,43±1,89 |
1 месяц | 4,150±0,544 | 53,51±2,13 | 4,320±0,640 | 54,53±2,32 |
2 месяца | 5,010±0,560 | 56,95±2,18 | 5,290±0,760 | 57,71±2,48 |
3 месяца | 6,075±0,580 | 60,25±2,09 | 6,265±0,725 | 61,30±2,41 |
4 месяца | 6,550±0,795 | 62,15±2,49 | 6,875±0,745 | 63,79±2,68 |
5 месяцев | 7,385±0,960 | 63,98±2,49 | 7,825±0,800 | 66,92±1,99 |
6 месяцев | 7,975±0,925 | 66,60±2,44 | 8,770±0,780 | 67,95±2,21 |
7 месяцев | 8,250±0,950 | 67,44±2,64 | 8,920±1,110 | 69,56+2,61 |
8 месяцев | 8,350±1,100 | 69,84±2,07 | 9,460±0,980 | 71,17±2,24 |
9 месяцев | 9,280±1,010 | 70,69±2,21 | 9,890±1,185 | 72,84±2,71 |
10 месяцев | 9,525±1,350 | 72,11±2,86 | 10,355±1,125 | 73,91±2,65 |
11 месяцев | 9,805±0,800 | 73,60±2,73 | 10,470±0,985 | 74,90±2,55 |
12 месяцев | 10,045±1,165 | 74,78±2,54 | 10,665±1,215 | 75,78±2,79 |
1 год 3 месяца | 10,520+1,275 | 76,97±3,00 | 11,405±1,300 | 79,45±3,56 |
1 год 6 месяцев | 11,400+1,120 | 80,80±2,98 | 11,805±1,185 | 81,73±3,34 |
1 год 9 месяцев | 12,270+1,375 | 83,75±3,57 | 12,670±1,410 | 84,51±2,85 |
2 года | 12,635+1,765 | 86,13±3,87 | 13,040±1,235 | 88,27±3,70 |
2 года 6 месяцев | 13,930+1,605 | 91,20±4,28 | 13,960±1,275 | 81,85±3,78 |
3 года | 14,850+1,535 | 97,27±3,78 | 14,955±1,685 | 95,72±3,68 |
4 года | 16,02±2,3 | 100,56±5,76 | 17,14±2,18 | 102,44±4,74 |
5 лет | 18,48+2,44 | 109,00±4,72 | 19,7±3,02 | 110,40±5,14 |
6 лет | 21,34+3,14 | 115,70±4,32 | 21,9±3,20 | 115,98±5,51 |
7 лет | 24,66+4,08 | 123,60±5,50 | 24,92±4,44 | 123,88±5,40 |
8 лет | 27,48±4,92 | 129,00±5,48 | 27,86±4,72 | 129,74±5,70 |
9 лет | 31,02±5,92 | 136,96±6,10 | 30,60±5,86 | 134,64±6,12 |
10 лет | 34,32±6,40 | 140,30±6,30 | 33,76±5,26 | 140,33±5,60 |
11 лет | 37,40±7,06 | 144,58±7,08 | 35,44±6,64 | 143,38±5,72 |
12 лет | 44,05±7,48 | 152,81±7,01 | 41,25±7,40 | 150,05±6,40 |
13 лет | 48,70±9,16 | 156,85±6,20 | 45,85±8,26 | 156,65±8,00 |
14 лет | 51,32±7,30 | 160,86±6,36 | 51,18±7,34 | 162,62±7,34 |
Однако не стоит паниковать, если данные, указанные в таблице, не подходят вашему ребенку. Показатели могут колебаться, ведь все дети развиваются в уникальных условиях.
Предлагаю вам разобраться, когда же все-таки высокий рост — это физиология, а когда уже переходит в стадию патологии.
Высокий рост можно назвать особенностью физиологии, когда он генетически обоснован, соотношение рост-масса не превышает норму, а тело развивается пропорционально. Зачастую высокий рост не является медицинской проблемой, однако бывают случаи, когда он является признаком наличия какого-то заболевания.
Почему же ребенок растет выше нормы? Причины
Выделим основные причины высокого роста:
- Этническая принадлежность (влияет расовая принадлежность родственников)
- Ожирение (ребенок опережает сверстников по развитию роста примерно на 1-2 года)
- Раннее половое созревание (половые гормоны стимулируют рост костей)
- Опухоль гипофиза (чрезмерное выделение гормона роста, приводящее к гигантизму)
- Синдром Клайнфельтера (три хромосомы вместо двух)
- Синдром Марфана (заболевание соединительных тканей)
Если причиной высокого роста являются генетические факторы, такие как наследственность, например, то повлиять на ситуацию невозможно. Однако можно постараться предотвратить последующие проблемы с помощью правильного питания и физических упражнений.
ВАЖНО: При раннем половом созревании паниковать не стоит, со временем рост в большинстве случаев останавливается в связи с закрытием зон роста. В таком случае рост высокого в детстве ребенка при взрослении едва ли достигает среднего роста.
Патологические случаи чрезмерного роста ребенка
Если же высокий рост обусловлен патологическими факторами, то на ситуацию можно повлиять при своевременной и правильной диагностике.
К примеру, при лечении опухоли гипофиза, выделяющей гормон роста, проблема высокорослости уходит вместе с устранением проблемы.
Синдром Марфана и синдром Клайнфельтера практически не поддаются лечению.
Родителям следует насторожиться сразу, если ребенок растет больше нормы, ведь своевременное выявление причины очень важно на этом этапе.
ВАЖНО: Врач, основываясь на анамнез ребенка, схему его роста, лабораторные исследования, измерение конечностей может определить причину нарушения роста и назначить необходимое лечение.
Если же упустить момент проявления заболеваний, то проблема может стать постоянной, и изменить что-либо будет крайне сложно.
ВАЖНО: Хотелось бы обратить внимание родителей на тот факт, что если увеличение роста не является признаком медицинской патологии, то вмешиваться в физиологическое развитие организма своего ребенка не стоит.
Самый высокий ребенок в мире
Например, мать самого высокого ребенка в мире гордится своим сыном, который попал в книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий ребенок в мире. Зовут его Каран Сингх. В двухлетнем возрасте его рост составлял 124 сантиметра, а к пяти годам он вырос до 170, что составляет средний рост мужчины. При этом рост мальчика даже не собирается останавливаться.
Никаких медицинских патологий исследования не обнаружили, врачи объясняют столь значительный рост генетической наследственностью, ведь рост мамы мальчика составляет 220 сантиметров, что позволяет ей быть самой высокой женщиной Азии. Каран не испытывает никаких неудобств из-за своего роста, активно общается со сверстниками и мечтает стать профессиональным баскетболистом.
Независимо от причин увеличения роста ребенка, стоит помнить о необходимости психологической поддержки детей. Даже если рост является медицински обусловленной проблемой, ребенок сталкивается с повышенным вниманием посторонних, к тому же такие дети выглядят старше, поэтому от них зачастую больше требуют.
ВАЖНО: В детском саду, в школе помимо внимания со стороны взрослых, ребенок может столкнуться с неприязненным отношением со стороны сверстников и испытывать постоянный стресс.
Стоит объяснить ребенку, что высокий рост содержит в себе ряд преимуществ. К примеру, недаром ведь многих высоких людей описывают как видных, статных. В крайнем случае стоит обратиться к детскому психологу, ведь
ВАЖНО: формирование психики ребенка — это залог его гармоничной жизни в будущем.
Дети высокого роста : советы
Подводя итог вышесказанному, можно дать родителям несколько советов.
Во-первых, при отклонениях в росте или весе ребенка нужно обязательно принять меры: сводить к врачу или, в случае с избыточным весом, обратить внимание на питание и физические нагрузки.
Во-вторых, важно не забывать про неустойчивость психологического состояния в раннем возрасте и о проблемах, с которыми может столкнуться ваше чадо из-за особенностей своего развития и оказывать ему всяческую поддержку.
Видео: Какой рост и вес должны быть у ребенка? Доктор Комаровский
Источник
Кто из родителей не хочет иметь умного ребенка? Коэффициент интеллекта ребенка не всегда, хотя и зачастую, генетически зависит от интеллекта родителей. Кроме наследственности, на него оказывает влияние множество факторов: окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье ребенка и другие. Задача родителей — помочь ребенку в скорейшем и интенсивном развитии интеллекта.
Для самых маленьких:
1. Постоянно разговаривайте с ребенком. Даже если вам кажется, что ребенок вас не понимает. Ученые обнаружили прямую зависимость уровня интеллекта маленького ребенка от количества слов, которые он слышит ежедневно. Кроме того, чем больше вы разговариваете с ним, тем лучше и быстрее он научится говорить. Только постарайтесь говорить о понятных ребенку вещах – о его игрушках, знакомых ему предметах, одежде, а не о том, что вы собираетесь сделать в ближайшие выходные. 2. Читайте ему книжки, причем начинайте делать это уже с 6-8 месяцев. Даже если ребенок еще не в состоянии постичь смысл текста, он поймет принцип чтения – то, что в книге есть значки, которые можно читать, и картинки, которые можно рассматривать. Совместное чтение вырабатывает также тесную эмоциональную связь между ребенком и родителем, ведь это время целиком посвящено ребенку и только ему одному. Не менее полезно читать снова и снова одну и ту же книжку. Это хорошо развивает память, а какое удовольствие получает ребенок, когда может заранее предсказать, что произойдет на следующей странице! 3. Пользуйтесь языком жестов. Не бойтесь, что ребенок начнет из-за этого позже говорить. Язык жестов оказывает положительный эффект на развитие интеллекта, недаром считается, что мелкая моторика рук способствует быстрому развитию речи. Подсчитано, что интеллект детей, пользовавшихся к двум годам приблизительно 20 жестами, выше, чем у тех, кто этого не делал, и говорить они начинали раньше своих сверстников. Очень полезны также в этом отношении пальчиковые игры – «ладушки», «сорока» и др. 4. Не гонитесь за сложностью. Согласно исследованиям, самые простые игрушки – такие, как мячики или кубики – больше развивают мышление и воображение ребенка, чем навороченные дорогие игрушки. Например, кидая или катая мячик, даже самый маленький ребенок каждый раз делает это по-новому, приобретая новые навыки и узнавая для себя что-то новое. Игрушки, в которых надо нажать на кнопку, чтобы получить то или иное ответное действие, хорошо развивают навык следования инструкциям, но никак не воображение. И хотя ребенку может нравиться звук сирены в заводной машине, лучше, если он будет имитировать его сам, а машина будет ездить не только по кругу, но и туда, куда хочется ребенку. И шутка про «трудное детство и деревянные игрушки» ничуть не соответствует действительности, ведь простую деревянную игрушку можно, например, каждый раз красить в новый цвет. 5. Иногда оставляйте ребенка в одиночестве. Если ребенок получает достаточно эмоционального внимания, то нет надобности развлекать его целые сутки напролет. Ребенок, как и любой взрослый, обязательно должен иметь время, чтобы побыть одному. Ребенок должен научиться развлекать себя сам и учиться самостоятельно. Обеспечьте его книжками, игрушками, карандашами и будьте неподалеку, чтобы он мог в любой момент услышать ваш голос. Одно из важнейших условий умственного развития ребенка – хорошая память. Ребенок с хорошей памятью быстрее развивается, быстрее овладевает речью, отличается лучшей успеваемостью в школе.
Как улучшить память:
1. Вырабатывайте ритуалы. Определенные ежедневные ритуалы помогают ребенку быстрее запомнить последовательность действий в том или ином событии (купании, отходе ко сну, одевании и т.д.) и придерживаться ее постоянно. Если ребенок уже умеет разговаривать, при выполнении ритуала вы можете спрашивать его: «А что ты должен сделать после этого?» Чем раньше вы выработаете такой ритуал, тем быстрее ребенок начнет совершать его самостоятельно, без вашей помощи, по памяти. 2. Играйте в игры на запоминание. Это могут быть как настольные игры с карточками и игрушками, так и случайные вопросы. Например, проходя мимо дома кого-то из знакомых, вы можете спросить ребенка: «А кто в этом доме живет?», «Что находится у него в квартире?», «Какого цвета та или иная вещь в квартире?» 3. Поощряйте ребенка повторять действия за вами. Ребенок лучше запоминает действия, когда повторяет их, а не просто наблюдает со стороны. Если вы хотите чему-нибудь научить ребенка, например, строить башню из кубиков, в первый раз сделайте это сами, а потом обязательно попросите ребенка повторить. 4. Поощряйте ребенка вспоминать. Периодически возвращайтесь к какому-нибудь интересному для ребенка событию, например, походу в цирк или зоопарк, и спрашивайте о его впечатлениях и воспоминаниях. Когда ребенок то и дело возвращается в какое-то событие, он учится быстрее и четче вспоминать, что происходило в тот день, а также более ясно выражать свои воспоминания словами. В умственном развитии ребенка обычно выделяют 3 составляющих: эмоциональное, речевое и логическое развитие. Причем для каждого из них существуют свои временные этапы, так называемые «окна возможностей», во время которых эти навыки развиваются особенно успешно.
Развитие эмоций: от рождения до 18 месяцев
Психологи считают, что 80% успеха человека в его профессиональной карьере зависят от его эмоционального развития. Эмоции (такие как чувство удовлетворенности, надежда, грусть, радость от общения с другим человеком и др.) начинают развиваться с самого рождения и часто зависят даже от того, как хорошо накормлен был младенец. Хорошо развитый эмоциональный фон человека формирует у него хорошие моральные стандарты. И хотя эмоциональное развитие продолжается в течение всей жизни, основы его закладываются в соответствии с младенческим опытом. Вот несколько правил, благодаря которым можно ускорить эмоциональное развитие ребенка: — Создайте вокруг ребенка благоприятную спокойную обстановку. — Чаще улыбайтесь. — Узнавайте и проговаривайте словами эмоции, испытываемые ребенком по тому или иному поводу. — Утешайте ребенка, если тот чем-то огорчен. — Объясняйте причину ваших отказов, а не просто говорите «нельзя!». — Хвалите ребенка за хорошее поведение. — Объясняйте ребенку, как его поведение влияет на окружающих.
Развитие речи: от рождения до 10 лет
Дети рождаются со способностью к изучению любого языка. Чем больше с ребенком общаются, тем быстрее и лучше он научится говорить. Взрослый человек, изучая иностранный язык, не может с такой легкостью овладеть грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает маленький ребенок. Вы можете ускорить овладение ребенком речью. Для этого: — Читайте ребенку книжки начиная с самого рождения, не обращая внимания на то, понимает вас ребенок или нет. — Всегда отвечайте на младенческий лепет и агуканье. — Показывайте ребенку окружающие вас вещи и называйте их. — Четко произносите слова и повторяйте фразы несколько раз. — Объясняйте ребенку, что вы делаете в данный момент. — Разучивайте с ребенком стишки и песенки. — Начните учить ребенка иностранному языку, пока он еще маленький.
Математическое и логическое развитие: от 1 до 5 лет
Навыки решения проблем тесно связаны с навыками зрения, слуха и осязания. Как это ни странно, но, согласно исследованиям, зачастую развитие математических способностей зависит от хороших музыкальных способностей. Стимулируя эти навыки, вы можете развить у ребенка хорошие логические и математические способности: — Давайте ребенку играть с разными по форме, цвету и текстуре предметами. — Давайте ребенку слушать классическую музыку. — Давайте ребенку музыкальные игрушки и игрушки-пищалки. — Повесьте зеркало напротив детской кроватки. — Учите ребенка сортировать предметы по категориям (игрушки, изображающие животных, круглые предметы и т.д.) — Играйте в математические игры. — Купите ему конструктор.
Источник
Большинство родителей, пристально наблюдающих за успехами своего ребенка с первого дня его жизни, будут разочарованы, если он не окажется в лидирующей группе. Если в таблице детского развития указано, что ребенок должен переворачиваться в 10 недель, то почему их младенец не умеет этого делать в 12? Если в парке малыш в соседней коляске берет погремушку в 3,5 месяца, то почему их ребенок еще этому не научился? Если бабушка утверждает, что все ее дети самостоятельно сидели в 5 месяцев, то почему их ребенок беспомощно падает на спину в 6?
Но ребенок, демонстрирующий раннее развитие, не всегда приходит к финишу первым, в то время как тот, кто задержался на старте, вполне способен финишировать результативно. Хотя очень подвижный младенец и в самом деле способен вырасти в одаренного ребенка и преуспевающего взрослого, попытки измерить интеллект младенца и на основе этого сделать выводы о его способностях в более зрелые гиды, как правило, совершенно бесполезны. Ребенок, который, казалось, развивался слишком медленно, также может превратиться в одаренного и преуспевающего взрослого.
Основная проблема заключается в том, что мы не знаем, как проявляются интеллектуальные способности у младенцев, если это вообще происходит. И даже если бы знали, то нам все равно было бы трудно их оценить, поскольку младенцы еще не умеют говорить. Мы не можем задавать им вопросы, ожидая услышать ответы, предложить для прочтения отрывок текста, дать решить задачу, чтобы оценить способность к логическому мышлению. Мы можем только оценить развитие моторики и способность к общению — показателей, никак не связанных с тем, что мы позднее называем интеллектом. Даже когда мы оцениваем первые показатели развития, наши результаты зачастую бывают спорными; мы не можем узнать, почему ребенок не показал достаточно высокий результат: из-за неспособности, отсутствия возможности себя проявить или потому, что его что-то отвлекло.
Дети развиваются с разной скоростью. Вероятно, эти различия в большей степени определяются природой, чем внешними факторами. Каждый индивидуум рождается заранее запрограммированным на то, чтобы научиться улыбаться, держать голову, садиться, делать первые шаги в определенном возрасте. Результаты исследований показали, что почти ничего нельзя сделать для того, чтобы ускорить у младенца присущий лично ему темп общего развития, хотя его можно значительно замедлить отсутствием условий нормального развития и внешних стимулов, плохим питанием, недостаточной заботой о здоровье (определенные медицинские или эмоциональные проблемы способны замедлить развитие) или просто обделяя ребенка любовью и вниманием.
Развитие младенцев обычно оценивается в четырех областях.
Общение
То, с какой готовностью ваш ребенок учится улыбаться, агукать, реагировать на человеческие лица и голос, может кое-что сказать вам о нем как о социальном существе. Серьезные задержки в этой области могут указывать на проблему со зрением и слухом или с эмоциональным и интеллектуальным развитием.
Язык
Ребенок, имеющий большой словарный запас в раннем возрасте или использующий сложные фразы и выражения раньше положенного возраста, скорее всего будет хорошо владеть словом. Но ребенок, выражающий свои просьбы мычанием и жестами, к концу второго года способен догнать первого и позднее говорить так же хорошо или даже лучше. Поскольку рецептивное языковое развитие-(насколько хорошо ребенок понимает то, что ему сказали) лучший показатель прогресса, чем экспрессивное языковое развитие (насколько хорошо ребенок говорит сам), ребенок, который «все понимает», но говорит очень мало, вряд ли испытывает какие-либо трудности с развитием. Опять-таки очень медленное развитие в этой области порой указывает на проблемы со зрением или слухом, которые необходимо проверить.
Развитие основной моторики
Некоторые дети проявляют повышенную физическую активность в утробе матери; после рождения они рано начинают держать голову, садиться, вставать, ходить и могут вырасти более атлетически развитыми, чем большинство других детей. Но есть и такие дети, которые вначале были очень спокойными, а в более старшем возрасте добиваются прекрасных результатов на футбольном поле или теннисном корте. Однако в случае слишком большой задержки следует проверить, нет ли у ребенка каких-либо проблем со здоровьем, мешающих нормальному развитию.
Развитие малой моторики
Ранняя координация движений, стремление достать, схватить и поиграть предметом, проявившиеся раньше среднего возраста, могут указывать на то, что ребенок будет хорошо владеть руками. Однако ребенок, которому потребовалось больше времени для того, чтобы преуспеть в этой области, вовсе не обязательно позднее превратится в неуклюжего «неумеху».
Большинство показателей интеллектуального развития, например творческие способности, чувство юмора, умение решать логические задачи, обычно не проявляется до конца первого года жизни. Но постепенно при благоприятных обстоятельствах, поощрении со стороны взрослых и достаточном количестве собственных усилий различные природные качества ребенка комбинируются, чтобы создать талантливого художника, способного инженера, одаренного финансиста, цепкого брокера, чуткого учителя, выдающегося бейсболиста.
Развитие ребенка в различных областях, как правило, происходит неравномерно. Один ребенок может начать улыбаться в 6 недель, но при этом не тянуться к игрушке до 6 месяцев, другой может начать ходить в 8 месяцев, но не говорить до полутора лет. Когда ребенок равномерно развивается во всех областях, то можно составить более ясное представление о его будущем потенциале. Ребенок, который все начинает делать рано, будет скорее всего по своему развитию превосходить средний уровень; тот ребенок, который во всех областях развивается крайне медленно, вероятно, будет иметь серьезные проблемы с развитием или здоровьем, что делает необходимым дополнительное обследование и, возможно, медицинское вмешательство(для оценки развития младенца часто используется денверский тест проверки развития. Если ребенок не приобрел какого-то конкретного навыка к тому возрасту, когда им овладевают 90% детей, значит, в этой области у него имеется задержка в развитии. Если задержка наблюдается в двух и более областях, то есть необходимость выяснить причину задержек в развитии и принять меры. Раннее вмешательство порой способно в значительной степени изменить будущее ребенка с замедленным развитием).
Хотя дети развиваются с разной скоростью, развитие каждого ребенка — при условии, что не существует каких-либо внешних или внутренних барьеров, — подчиняется трем одинаковым для всех основным закономерностям. Во-первых, развитие ребенка идет сверху вниз, от головы до пальцев на ногах: дети начинают поднимать голову раньше, чем спину, чтобы сесть, и начинают держать спину прежде, чем встают на ноги. Во-вторых, развитие идет от туловища в направлении конечностей: дети начинают пользоваться руками раньше, чем ладонями, и ладонями — прежде, чем пальцами. И развитие движений, что неудивительно, идет от простых к более сложным.
Другой аспект обучения младенцев — это глубокая концентрация внимания, направленная на овладение каким-либо отдельным навыком. Ребенок может не проявлять интереса к повторению простейших слогов, пока он учится вставать на ноги. Как только ребенок овладел чем-либо, он ставит перед собой другую задачу и настолько ею увлекается, что словно бы забывает на время о своих прежних достижениях. В конце концов ваш ребенок научится сочетать различные навыки и пользоваться каждым из них при необходимости.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни больше никогда он не будет учиться с такой скоростью. Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют. Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.
Источник