Биогенетический подход в развитии психики ребенка

1. Биогенетический принцип в психологии
Педагогика
беспрерывно обращалась к детской
психологии с вопросами, что же такое
процесс детского развития и каковы его
основные законы. Попытки объяснения
этого процесса, делавшиеся детской
психологией, всегда были обусловлены
общим уровнем психологических знаний.
Сначала детская психология была
описательной, феноменалистической
наукой, не способной раскрыть внутренние
законы развития. Постепенно психология,
равно как и медицина, переходила от
симптомов к синдромам, а затем и к
настоящему причинному объяснению
процесса. Как уже отмечалось, изменения
в представлениях о психическом развитии
ребенка были всегда связаны с разработкой
новых методов исследования. «Проблема
метода есть начало и основа, альфа и
омега всей истории культурного развития
ребенка»,— писал Л. С. Выготский. Важно
подчеркнуть, что речь идет именно о
методе, .ибо конкретная методика, по
мысли Л. С. Выготского, может принимать
разнообразные формы в зависимости от
содержания частной проблемы, от характера
исследования, от личности испытуемого.
Большое
влияние на возникновение первых концепций
детского развития оказала теория Ч.
Дарвина, впервые четко сформулировавшая
идею о том, что развитие, генезис,
подчиняется определенному закону. В
дальнейшем любая крупная психологическая
концепция всегда была связана с поиском
законов детского развития.
К
числу ранних психологических теорий
относится концепция рекапитуляции. Э.
Геккель сформулировал биогенетический
закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез
есть краткое и быстрое повторение
филогенеза. Этот закон был перенесен
на процесс онтогенетического развития
ребенка. Американский психолог Ст. Холл
считал, что ребенок в своем развитии
кратко повторяет развитие человеческого
рода. По его мнению, дети часто просыпаются
ночью в страхе, даже в ужасе и после
долго не могут уснуть. Он объяснял это
атавизмом: ребенок попадает в давно
прошедшую эпоху, когда человек один
спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям,
и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал,
что игра ребенка — это необходимое
упражнение для полной утраты рудиментарных
и теперь уже бесполезных функций; ребенок
упражняется в . них подобно головастику,
который непрерывно двигает своим
хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл
предполагал также, что развитие детского
рисунка отражает те стадии, которые
проходило изобразительное творчество
в истории человечества.
Эти
положения Ст. Холла, естественно, вызвали
критику у многих психологов. Так, С. Л.
Рубинштейн подчеркивал, что подобные
аналогии несостоятельны: взрослый
человек, как бы примитивен он ни. был,
вступает в отношения с природой, в борьбу
за существование как готовый, созревший
индивид; у ребенка совсем другие отношения
с окружающей действительностью. Поэтому
то, что кажется похожим, вызвано другими
причинами, представляет собой другой
феномен. «Было бы антиэволюционно
заставлять ребенка переживать все
заблуждения человеческого интеллекта»,—
остроумно заметил другой ученый, П. П.
Блонский.
Однако
под влиянием работ Ст. Холла изучение
детской психологии многих привлекло и
приняло необычайно широкие масштабы.
«В Америке любят все делать широко!»
— писал швейцарский психолог Э. Клапаред.
Чтобы быстрее достичь желаемой цели и
получить большой фактический материал,
началась разработка разнообразных
анкет, польза от которых часто бывала
сомнительной. Учителя не успевали
отвечать на опросные листы, рассылаемые
педагогическими журналами, и за это их
осуждали, считая отсталыми. «Но наука
не создается так быстро, как строятся
города, даже в Америке, и ошибки этой
лихорадочной и искусственной деятельности
скоро дали себя знать»,— уже в то время
констатировал Э. Клапаред..
Теоретическая
несостоятельность концепции рекапитуляции
в психологии была признана раньше, чем
появилось критическое отношение к этой
концепции в эмбриологии. И. и. Шмальгаузен
показал, что в филогенезе происходит
решающая перестройка всего эмбриогенеза
в целом, происходит опускание вниз
решающих моментов развития. Критика Э.
Геккеля, основанная на громадном
фактическом материале, поднимает
проблему истории эмбриогенеза.
Несмотря
на ограниченность и наивность концепции
рекапитуляции, биогенетический, принцип
в психологии интересен тем, что это был
поиск закона. Как подчеркивал Д. Б.
Эльконин, это была неверная теоретическая
концепция, но это была именно теоретическая
концепция. И если бы ее не было, еще долго
не было бы и других теоретических
концепций. В концепции Ст. Холла впервые
была сделана попытка показать, что между
историческим и индивидуальным развитием
существует связь, которая до сих пор
недостаточно прослежена.
Теория
рекапитуляции недолго оставалась в
центре внимания ученых, но идеи Ст. Холла
оказали значительное влияние на детскую
психологию через исследования двух его
знаменитых учеников — А. Гезелла и Л.
Термена.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка
Изменения в представлениях о психическом развитии ребенка всегда были связаны с разработкой новых методов исследования.
На возникновение первых концепций детского развития повлияла теория Дарвина, который впервые выдвинул идею о том, что развитие подлежит определенным законам.
Первой теоретической концепцией психического развития была так называемая концепция рекапитуляции, которая базировалась на биогенетическом законе Э. Геккеля: онтогенез — это краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был сформулирован по эмбриогенеза, но американский психолог Ст. Холл перенес его на процесс онтогенетического развития ребенка и утверждал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. В течение короткого времени эта теория получила широкое распространение, но потом вызвала критику во многих психологов как ограниченная и наивная.
Вместе с тем, следует отметить, что она была первой попыткой выявить связь между историческим и индивидуальным, и дала толчок к дальнейшему развитию детской психологии.
Под влиянием работ Ст. Холла его ученики А. Гезел и Термен разработали так называемый нормативный подход к исследованию детского развития.
А. Гезел разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от- рождения до юношеского возраста, которая основана на систематических сравнительных исследованиях. Им был впервые применен кино- фоторегистрация возрастных изменений моторной активности, речи ребенка и др. Для объективности наблюдений он впервые применил полупроницаемую стекло (знаменитое «зеркало Гезеля», которое широко применяют и поныне), ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей в течение многих лет, впервые использовал близнецовый метод для анализа н «связи между созреванием и научения.
А. Гезел заметил, что с возрастом темпы развития снижаются, однако не смог объяснить этой закономерности, поскольку он отождествлял развитие и рост, подчеркивал зависимость развития от созревания, и ограничивался лишь количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводил развитие к простому увеличению «приросту поведения », не учитывая качественных преобразований при смене этапов развития.
Он разработал интересную феноменологию развития от рождения до 16 лет. Актуальным на сегодняшний день остается и его призыв к контролю за нормальным ходом психического развития ребенка.
C. Выготский назвал концепцию А. Гезеля «теорией эмпирического эволюционизма» и подверг ее критике за то, что она трактует социальное развитие ребенка, как разновидность биологического и приспособления ребенка к окружающей среде.
Другой ученик ст. Холла Термен провел одно из самых длительных в психологии лонгитюдних исследований (в течение 50 лет), которое посвятил изучению одаренности у детей. Он создал тесты для изучения умственных способностей, для измерения которых ввел понятие «коэффициент интеллектуальности» и положение о том, что он остается неизменным в течение жизни человека.
Термен проводил экспериментальные исследования, в которых * искал зависимость интеллекта от возраста, пола, расы, статуса семьи, образования родителей и др., Однако не обнаружил особых закономерностей. Одаренность он отождествлял с высоким коэффициентом интеллекта, хотя более поздние исследования психологов показали различие между интеллектом и креативностью.
Заслугой А. Гезеля и Термена является то, что они начали разрабатывать детскую психологию как нормативную дисциплину, которая описывает достижения ребенка в процессе развития. Этот подход и сегодня является классическим направлением в изучении ребенка в американской психологии.
Бихевиористские концепция, у истоков которой были американские психологи Дж. Уотсон, Э. Газри, Э.Торндайк, Б. Скиннер и др., Возникла под влиянием учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности и образования условных рефлексов. Она отождествляла развитие по научению и также была раскритикована представителями гуманистически направленных ученых как такова, что слишком механически трактует поведение человека.
Психологи европейских стран сосредоточили в то же время поиски на выявлении стадий, этапов развития поведения в фило- и онтогенезе.
Австрийский психолог К. Бюлер выдвинул теорию трехступенчатого развития: инстинкт, научение, интеллект. Он связывал эти степени не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
Инстинкты, по его мнению, характеризуются тем, что наслаждение возникает в результате удовлетворения потребности, после выполнения действия.
На уровне навыков удовольствие переносится на один. процесс осуществления действия («функциональное удовольствие»).
На этапе интеллектуального решения задачи возникает опережающий удовольствие, происходит его переход из «конца на начало», что и является основной движущей силой развития поведения.
Эта схема была перенесена К. Бюлером на онтогенез, что привело к отождествлению этапов развития ребенка и животного.
К. Лоренц, Д. Ельконин и др. критиковали эту концепцию, подчеркивая, что эти три линии развития домашних животных не зависят друг от друга: инстинкт не готовит образования навыков, а дрессировки не предшествует интеллекта. Более того, возможна также другая последовательность развития поведения: сначала интеллект, а уже потом навыки.
Значение этой теории в том, что она ставит вопрос об историческом происхождении периодов детства, хотя и пытается дать на него ответ в рамках биогенетического подхода. Позже ряд антропологов и этнографов убедительно показали своими исследованиями, содержание детства определяется тем положением, которое ребенок занимает в системе общественных отношений и отличается в разные исторические эпохи.
Дискуссия психологов о том, что же определяет процесс детского развития — наследственность или окружающей среды — привела к теории конвергенции этих двух факторов.
В. Штерн считал, что психическое развитие — это не просто проявление врожденных свойств и не просто восприятия внешних воздействий. Это — результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Однако он стремился рассматривать периоды детского развития по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры.
Теория конвергенции — это наиболее распространенная концепция современной психологии, а существующие, в ее рамках теории отличаются лишь трактовкой взаимодействия наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. При изучении роли опыта в динамике поведения ключевыми являются проблемы активности субъекта в процессе развития и времени, когда осуществляется то или иное воздействие среды.
Выявлено, что в процессе психического развития являются так называемые сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для развития определенной психической функции. Например, для развития речи сензетив- ним является период 1-3 года.
Источник
метки: Ребенок, Человек, Стадий, Краткий, Психический, Повторять, Повторение, История
Афоризмы:
«…В соответствии с этим С. Холлом был сформулирован закон послеутробного развития: „онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества“…»
«…Ранее нечто подобное утверждалось в отношении эмбриона Э. Геккелем и И. Мюллером: „в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе“…»
Представители биогенетического подхода отдают приоритет природе как источнику и движущей силе развития человека. Основной детерминантой развития — они признают наследственность. Развитие понимается не как возникновение качественно нового, а как проявление уже предшествующих задатков. Сторонники этого подхода делают акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития. Аргумент сторонников данного подхода, в родословной И.С. Баха было ещё несколько десятков музыкантов. По их мнению — это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.
Концепции «наследственности» объясняют поведение и развитие личности врожденными задатками, конституцией человека и его генотипом. Сторонники этого подхода утверждают, что какой бы пагубной не была «среда», настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях.
Одной из первых биогенетических теорий была концепция рекапитуляции (повторяемости) С. Холла. Он считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он сформулировал закон послеутробного развития — онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества. Холл опирался на закон, сформулированный в отношении эмбриона Э.Геккелем и И. Мюллером: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет те стадии, которые проходит данный вид в онтогенезе.
С. Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Например, то, что ребенок часто просыпается ночью в страхе Холл объяснял атавизмом: ребенок попадает в прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь опасности, и часто пробуждался.
По Холлу игра ребенка — это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и бесполезных функций; ребенок упражняется в них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Холл считал, что развитие рисунка ребенка, отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.
13 стр., 6174 слов
Развитие ребенка 2
… . Мы проследим кратко описание четырех стадий культурного развития ребенка так, как они последовательно сменяют … является та наблюдающаяся у всех решительно детей стадия, когда ребенок, зная внешние приемы счета, повторяет, подражая взрослым, — один, … повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития животных и предков …
Принцип рекапитуляции оказал влияние на Ст.Холла(США, психолог), который создал первую цельную теорию психического развития в детстве.
Историческое развитие отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез[1]) является кратким и быстрым повторением истории развития рода предков данного вида (филогенеза[2]).
Он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей — подростков. Его интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям. Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи. Игры детей — это атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Игры с песком — это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5−12 лет напоминают охотничьи инстинкты первобытных людей. Игры подростков — воспроизведение образа жизни индейских племён, стадия обмена.
С.Холлу принадлежит идея создания педологии — специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребёнка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и др.).
Теория рекапитуляции С. Холла
Основной предмет исследования | Поиск закономерностей психического развития ребёнка |
Методы исследования | Анкетирование (массовое обследование), сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов |
Основные понятия | Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология |
Основные идеи | Психическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности |
Факторы развития | Биологический фактор, созревание инстинктов |
Направления критики | Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения |
Ценное | Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека — первая ставшая известной теория психического развития в детстве |
А. Гезелл и Л. Термен для объяснения возрастных изменений основной упор делали также на роль наследственности. Гезелл рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического развития, как приспособление ребенка в своей среде. Используя лонгитюдный метод (изучение психического развития одних и тех те детей от рождения до подросткового возраста), он ограничивался количественным изучением срезов психического развития. Он сводил развитие к простому увеличению, «приросту поведения», не анализируя качественные преобразования при переходе от одной ступени развития к другой. Подчеркивал зависимость развития лишь от созревания организма. Он рассматривал социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, приспособление ребенка к своей среде.
А. Гезелл изучал монозиготных близнецов и одним из первых использовал близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением. В последние годы жизни А. Гезелл исследовал психическое развитие слепого ребенка для того, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития. В клинической практике широко применяется составленный А. Гезеллом Атлас поведения младенца, содержащий 3200 (!) фотографий, фиксирующих двигательную активность и социальное поведение ребенка от рождения до двух лет.
Л. Термен в 1916 г. стандартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу, создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициента интеллектуальности (1Q) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни. С помощью тестов им была получена кривая нормального распределения способностей в популяции и начаты многочисленные корреляционные исследования, которые ставили своей задачей выявить зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, порядка рождения, расы, социоэкономического статуса семьи, образования родителей. Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдинальных[3] исследований, которое продолжалось в течение пятидесяти лет. В 1921 г. Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, коэффициент интеллекта которых был 140 и выше, и проследил их развитие. Исследование закончилось в середине 70-х годов уже после смерти Л. Термена. Вопреки ожиданиям, ни к чему существенному, кроме самых тривиальных выводов, это исследование не привело. По мнению Л. Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной работоспособностью и более высокими достижениями в области образования, чем в остальной популяции.
Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию состоит в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Отмечая важные результаты исследований этих ученых, необходимо подчеркнуть, что основной упор они делали на роль наследственного факторадля объяснения возрастных изменений.
Теория рекапитуляции оказала значительное влияние на детскую психологию и получила дальнейшее развитие в трудах учеников Ст. Холла: А. Гезелла и Л. Термена, которые дали начало нормативному подходу к исследованию детского развития.
Гезелл разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях нормы и разных форм патологии (отсюда и название: нормативный подход) с применением кино-фоторегестрации возрастных изменений, моторной активности речи, для объективности им впервые было использовано полупроницаемое стекло — «зеркало Гезелла». А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучал монозиготных близнецов и первый применил близнецовый метод.
Гезелл в своих исследованиях ограничивался чисто количественны изучением сравнительных срезов детского развития. Сведя развитие к простому увеличению прироста поведения. Он обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом. Чем моложе, тем быстрее изменения. Выготским эта теория была подвержена критике.
Термен в 1916 году стадартизировал на американских детях тесты А. Бине и, расширив шкалу создал новый вариант тестов для измерения умственных способностей, ввел понятие коэффициент интеллектуальности (IQ) и попытался на основе фактов обосновать положение о том, что он остается постоянным на протяжении жизни, выявлял зависимость параметров интеллекта от возраста, пола, образования родителей.
Вклад Гезелла и Термена заключается в том, что они положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины, которое описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на этой основе строят разнообразные психические шкалы, но при этом необходимо помнить, что основную роль они отдавали наследственным факторам. Это были количественные измерения особенностей процесса развития.
[1] Онтогенез — это процесс индивидуального развитие организма от момента образования зиготы и до смерти организма, во время которого идет полная поэтапная реализация наследственной информации, и ее взаимодействие с факторами окружающей среды
[2] Филогенез — это историческое развитие организмов.
[3] Лонгитюдное исследование (англ. Longitudinal study от longitude — долговременный) — научный метод, применяемый, в частности, в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник