Биогенетические подходы к развитию психики ребенка

Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка

Изменения в представлениях о психическом развитии ребенка всегда были связаны с разработкой новых методов исследования.

На возникновение первых концепций детского развития повлияла теория Дарвина, который впервые выдвинул идею о том, что развитие подлежит определенным законам.

Первой теоретической концепцией психического развития была так называемая концепция рекапитуляции, которая базировалась на биогенетическом законе Э. Геккеля: онтогенез — это краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был сформулирован по эмбриогенеза, но американский психолог Ст. Холл перенес его на процесс онтогенетического развития ребенка и утверждал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. В течение короткого времени эта теория получила широкое распространение, но потом вызвала критику во многих психологов как ограниченная и наивная.

Вместе с тем, следует отметить, что она была первой попыткой выявить связь между историческим и индивидуальным, и дала толчок к дальнейшему развитию детской психологии.

Под влиянием работ Ст. Холла его ученики А. Гезел и Термен разработали так называемый нормативный подход к исследованию детского развития.

А. Гезел разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от- рождения до юношеского возраста, которая основана на систематических сравнительных исследованиях. Им был впервые применен кино- фоторегистрация возрастных изменений моторной активности, речи ребенка и др. Для объективности наблюдений он впервые применил полупроницаемую стекло (знаменитое «зеркало Гезеля», которое широко применяют и поныне), ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей в течение многих лет, впервые использовал близнецовый метод для анализа н «связи между созреванием и научения.

А. Гезел заметил, что с возрастом темпы развития снижаются, однако не смог объяснить этой закономерности, поскольку он отождествлял развитие и рост, подчеркивал зависимость развития от созревания, и ограничивался лишь количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводил развитие к простому увеличению «приросту поведения », не учитывая качественных преобразований при смене этапов развития.

Он разработал интересную феноменологию развития от рождения до 16 лет. Актуальным на сегодняшний день остается и его призыв к контролю за нормальным ходом психического развития ребенка.

C. Выготский назвал концепцию А. Гезеля «теорией эмпирического эволюционизма» и подверг ее критике за то, что она трактует социальное развитие ребенка, как разновидность биологического и приспособления ребенка к окружающей среде.

Другой ученик ст. Холла Термен провел одно из самых длительных в психологии лонгитюдних исследований (в течение 50 лет), которое посвятил изучению одаренности у детей. Он создал тесты для изучения умственных способностей, для измерения которых ввел понятие «коэффициент интеллектуальности» и положение о том, что он остается неизменным в течение жизни человека.

Термен проводил экспериментальные исследования, в которых * искал зависимость интеллекта от возраста, пола, расы, статуса семьи, образования родителей и др., Однако не обнаружил особых закономерностей. Одаренность он отождествлял с высоким коэффициентом интеллекта, хотя более поздние исследования психологов показали различие между интеллектом и креативностью.

Заслугой А. Гезеля и Термена является то, что они начали разрабатывать детскую психологию как нормативную дисциплину, которая описывает достижения ребенка в процессе развития. Этот подход и сегодня является классическим направлением в изучении ребенка в американской психологии.

Бихевиористские концепция, у истоков которой были американские психологи Дж. Уотсон, Э. Газри, Э.Торндайк, Б. Скиннер и др., Возникла под влиянием учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности и образования условных рефлексов. Она отождествляла развитие по научению и также была раскритикована представителями гуманистически направленных ученых как такова, что слишком механически трактует поведение человека.

Психологи европейских стран сосредоточили в то же время поиски на выявлении стадий, этапов развития поведения в фило- и онтогенезе.

Австрийский психолог К. Бюлер выдвинул теорию трехступенчатого развития: инстинкт, научение, интеллект. Он связывал эти степени не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

Инстинкты, по его мнению, характеризуются тем, что наслаждение возникает в результате удовлетворения потребности, после выполнения действия.

На уровне навыков удовольствие переносится на один. процесс осуществления действия («функциональное удовольствие»).

На этапе интеллектуального решения задачи возникает опережающий удовольствие, происходит его переход из «конца на начало», что и является основной движущей силой развития поведения.

Эта схема была перенесена К. Бюлером на онтогенез, что привело к отождествлению этапов развития ребенка и животного.

К. Лоренц, Д. Ельконин и др. критиковали эту концепцию, подчеркивая, что эти три линии развития домашних животных не зависят друг от друга: инстинкт не готовит образования навыков, а дрессировки не предшествует интеллекта. Более того, возможна также другая последовательность развития поведения: сначала интеллект, а уже потом навыки.

Значение этой теории в том, что она ставит вопрос об историческом происхождении периодов детства, хотя и пытается дать на него ответ в рамках биогенетического подхода. Позже ряд антропологов и этнографов убедительно показали своими исследованиями, содержание детства определяется тем положением, которое ребенок занимает в системе общественных отношений и отличается в разные исторические эпохи.

Читайте также:  Роль матери отца в развитии ребенка раннего возраста

Дискуссия психологов о том, что же определяет процесс детского развития — наследственность или окружающей среды — привела к теории конвергенции этих двух факторов.

В. Штерн считал, что психическое развитие — это не просто проявление врожденных свойств и не просто восприятия внешних воздействий. Это — результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Однако он стремился рассматривать периоды детского развития по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры.

Теория конвергенции — это наиболее распространенная концепция современной психологии, а существующие, в ее рамках теории отличаются лишь трактовкой взаимодействия наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. При изучении роли опыта в динамике поведения ключевыми являются проблемы активности субъекта в процессе развития и времени, когда осуществляется то или иное воздействие среды.

Выявлено, что в процессе психического развития являются так называемые сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для развития определенной психической функции. Например, для развития речи сензетив- ним является период 1-3 года.

Источник

1. Биогенетический принцип в психологии

 Педагогика беспрерывно обращалась к детской психологии с вопросами, что же такое процесс детского развития и каковы его основные законы. Попытки объяснения этого процесса, делавшиеся детской психологией, всегда были обусловлены общим уровнем психологических знаний. Сначала детская психология была описательной, феноменалистической наукой, не способной раскрыть внутренние законы развития. Постепенно психология, равно как и медицина, переходила от симптомов к синдромам, а затем и к настоящему причинному объяснению процесса. Как уже отмечалось, изменения в представлениях о психическом развитии ребенка были всегда связаны с разработкой новых методов исследования. Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка,— писал Л. С. Выготский. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о методе, .ибо конкретная методика, по мысли Л. С. Выготского, может принимать разнообразные формы в зависимости от содержания частной проблемы, от характера исследования, от личности испытуемого.

 Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.

 К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. По его мнению, дети часто просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе и после долго не могут уснуть. Он объяснял это атавизмом: ребенок попадает в давно прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям, и внезапно пробуждался. Ст. Холл считал, что игра ребенка — это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; ребенок упражняется в . них подобно головастику, который непрерывно двигает своим хвостом, чтобы он отвалился. Ст. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

 Эти положения Ст. Холла, естественно, вызвали критику у многих психологов. Так, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несостоятельны: взрослый человек, как бы примитивен он ни. был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен. Было бы антиэволюционно заставлять ребенка переживать все заблуждения человеческого интеллекта,— остроумно заметил другой ученый, П. П. Блонский.

 Однако под влиянием работ Ст. Холла изучение детской психологии многих привлекло и приняло необычайно широкие масштабы. В Америке любят все делать широко! — писал швейцарский психолог Э. Клапаред. Чтобы быстрее достичь желаемой цели и получить большой фактический материал, началась разработка разнообразных анкет, польза от которых часто бывала сомнительной. Учителя не успевали отвечать на опросные листы, рассылаемые педагогическими журналами, и за это их осуждали, считая отсталыми. Но наука не создается так быстро, как строятся города, даже в Америке, и ошибки этой лихорадочной и искусственной деятельности скоро дали себя знать,— уже в то время констатировал Э. Клапаред..

 Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии была признана раньше, чем появилось критическое отношение к этой концепции в эмбриологии. И. и. Шмальгаузен показал, что в филогенезе происходит решающая перестройка всего эмбриогенеза в целом, происходит опускание вниз решающих моментов развития. Критика Э. Геккеля, основанная на громадном фактическом материале, поднимает проблему истории эмбриогенеза.

 Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический, принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. И если бы ее не было, еще долго не было бы и других теоретических концепций. В концепции Ст. Холла впервые была сделана попытка показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Читайте также:  Развитие интеллекта ребенка во время беременности

 Теория рекапитуляции недолго оставалась в центре внимания ученых, но идеи Ст. Холла оказали значительное влияние на детскую психологию через исследования двух его знаменитых учеников — А. Гезелла и Л. Термена.

Оглавление

Запись в СПб по тел: echo ( function_exists(‘mutation_parse’) ? mutation_parse(‘[phone]’) : ‘941-0-945’ ); ?> или по скайпу:

Понравилась статья? Поделись ею с друзьями и поддержи автора!

Хочешь узнавать больше? Получай новые статьи в час публикации

Источник

В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики.

Важен для психологии и вопрос о границах и особенностях динамики психического развития, о том, является ли оно преформи-рованным или непреформированным. Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему. Любой цветок, как бы он ни изменялся, становясь пышнее или увядая, остается, например, розой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или яблоню. Его развитие преформировано и ограничено структурой того семени, из которого он вырастает. Но ограничено ли развитие психики? В определенной степени психологи склонны были положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, например, ограничения, связанные с продолжительностью жизни человека, его врожденными способностями, границами его ощущений и т. д. В то же время многие данные показывают, что развитие познания, совершенствование воли, личности человека не имеют предела. Таким образом, и в этом вопросе ученые первой половины XX в. не были едины, причем ответ во многом зависел от точки зрения на то, что является движущей силы психического развития и какие механизмы его обеспечивают.

Если первоначально (у Прейера и Холла) речь шла о преимущественном доминировании биологического фактора, а само развитие понималось как созревание врожденных качеств, то уже в работах Клапареда появился другой подход к пониманию генезиса психики. Говоря о саморазвитии психики, он подчеркивал, что это саморазвертывание врожденных качеств, которое зависит от окружающей среды, направляющей течение данного процесса. Клапаред также впервые заговорил о специфических механизмах процесса развития — игре и подражании. Частично об игре как механизме изживания врожденных стадий писал и Холл, но подражание окружающим, идентификация с ними, которые, как показали работы современных ученых, являются одним из ведущих механизмов психического развития, впервые были введены в психологию Клапаредом.

Его мысль о саморазвитии, о том, что генезис психики не нуждается во внешних факторах, а заложен в самой природе психического, стала ведущей и для Штерна. Он исходил из того, что саморазвертывание имеющихся у человека задатков направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов — наследственности и среды. Их влияние анализировалось Штерном на примере основных видов деятельности детей главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форм; игровой деятельности, доказал, что форма неизменна и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, которая помогает ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей.

Психическое развитие, по мнению Штерна, имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, т. е. к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего индивидуального темпа развития. Оно связано также с дифференциацией и преобразованием психических структур, направленных на более полное и точное понимание окружающей действительности.

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие его истоки. Их можно объединить в два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития — и его темп, быстрый или замедленный, и его предел — будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных — он имеет крупную голову, жабры и хвост;

в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его пастообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу четвертого месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Читайте также:  Центр психологического развития ребенка нижний новгород

Э. Геккелем в XIX в. был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития вида).

Перенесенный в возрастную психологию биогенетический закон позволил представить развитие психики как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Вот как описывает развитие ребенка один из сторонников теории рекапитуляции В. Штерн: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны; затем начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру — сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) в духе средневекового фанатизма и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его так же, как его далекого предка, притягивает пещера. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах.

Очевидно, что оба подхода — и биологизаторский, и социологизаторский — страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Кроме того, процесс развития лишается присущих ему качественных изменений и противоречий: в одном случае запускаются наследственные механизмы и развертывается то, что содержалось с самого начала в задатках, в другом — под воздействием среды приобретается все больший и больший опыт. Развитие ребенка, не проявляющего собственной активности, напоминает скорее процесс роста, количественного увеличения или накопления.

В рамках концептуальной схемы биогенетического подхода (с его признанием ведущей роли наследственности в детском развитии, преформированного характера этого процесса) создавалась теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Эта теория интересна попыткой качественного анализа особенностей процесса развития (выделения стадий или этапов развития поведения). К. Бюлер выделил три ступени развития — инстинкт, дрессура, интеллект — и связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием. В ходе эволюции поведения отмечается переход удовольствия «с конца на начало» действия (на первой стадии удовольствие возникает в результате удовлетворения потребности: на уровне навыка возникает функциональное удовольствие по ходу действия, на этапе интеллектуального решения задач имеет место предвосхищающее удовольствие). Таким образом, переход удовольствия «с конца на начало», по К. Бюлеру, основная движущая сила развития поведения. Как указывал Д. Б. Эльконин, К. Бюлер, под влиянием З. Фрейда, выдвинул в качестве основного принципа развития всего живого принцип удовольствия. В разных формах поведения меняется место удовольствия, такое перемещение и лежит в основе первостепенных стадий развития поведения. Эльконин писал, что эта теория уже принадлежит истории и интересна она лишь тем, что ставит проблему истории детства.

Взгляды К. Бюлера являются углублением концепции рекапитуляции, поскольку этапы развития ребенка отождествляются им со ступенями развития животных.

Как подчеркивал Л. С. Выготский, К. Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К. Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.

В ходеразвития представления об источнике и причинах развития психики в онтогенезе актуальным становился вопрос о том, как возникают приобретенные формы поведения (впервые вопрос был поставлен Э. Торндайком).

Оказалось, что они возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. Но как соотносятся среда и наследственность? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции,или теория двух факторов, разработанная В. Штерном.

В. Штерн был специалистом в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социального. В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, одинаково имеющие право на существование, — эмпиризм и нативизм. Если из двух противоположных точек зрения каждая может опираться на серьезные основания, то истина должна заключаться в их соединении, так полагал В. Штерн. С его точки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условиями. Пример тому — игра: окружающая действительность доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. Так возникла проблема «взвешивания» относительной роли двух названных факторов.

Дата добавления: 2015-05-22; просмотров: 1843; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8768 — | 7577 — или читать все…

Читайте также:

Источник