Биогенетические подходы к развитию психики ребенка теория рекапитуляции

Биогенетические подходы к развитию психики ребенка теория рекапитуляции thumbnail

Лекция
3. Биогенетическое и социогенетическое
направления в развитии детской психологии.

План:

1.Теория рекапитуляции Ст. Холла.

2.Нормативный подход к исследованию
детского развития.

3.Теория трех ступеней детского развития
К. Бюлера.

4.Концепция конвергенции двух факторов
развития В. Штерна.

Развитие
детской психологии в конце ХIХ
в. – начале ХХ в. было тесно связано с
педологией, наукой о детях, созданной
американским психологом Гренвиллом
Стенли Холлом. Г. С. Холл был учеником
В. Вундта, в психологической лаборатории
которого он стажировался несколько
лет. По возвращении в США он обратился
к проблемам детской психологии,
непосредственно связанным с практическими
проблемами школьной жизни. Именно его
исследования психического развития
детей принесли С. Холлу известность.
Хотя идея о необходимости изучения
психики детей утвердилась еще в 70-е годы
ХIХ
века, исследований, в центре которых
стояла бы именно эта задача, еще не
существовало. Холл же в первую очередь
обратил внимание на важность изучения
процесса становления психики конкретного
ребенка, анализ которого может стать
генетическим методом общей психологии.
Им написаны работы, посвященные
проблематике возрастной психологии:
«Юность» (1904), «Проблемы воспитания»
(1911).

В своей лаборатории
Холл исследовал подростков и юношей,
разработав для них специальные вопросники,
целью которых было изучение различных
сторон психики ребят. Первоначально
эти вопросники раздавались учителям
для сбора сведений о том, как дети
представляют окружающий мир. Вскоре их
содержание расширилось, появились
специальные анкеты для подростков,
учителей и родителей. Отвечая на вопросы,
дети должны были рассказать не только
о своих знаниях, представлении о мире
или отношении к другим людям, но и о
своих переживаниях, в частности, о своих
моральных и религиозных чувствах, ранних
воспоминаниях, о радостях и опасениях.
Полученные ответы статистически
обрабатывались, что помогало составить
целостную картину психологических
особенностей детей разных возрастов.
Материалы, полученные в исследовании
Холла, позволяли также составить
комплексную характеристику детей,
проанализировать их проблемы как с
точки зрения взрослых, так и с позиций
самих подростков.

Исследуя
психическое развитие ребенка, Холл
пришел к выводу, что в его основе лежит
биогенетический
закон
,
сформулированный учеником Дарвина
Э.Геккелем:
онтогенез
есть краткое и быстрое повторение
филогенеза
.
Однако Геккель говорил о том, что зародыши
в своем эмбриональном развитии проходят
те же стадии, что и весь род за время
своего существования. Холл же распространил
действие биогенетического закона на
человека, показав, что онтогенетическое
развитие психики ребенка есть краткое
повторение всех стадий филогенетического
развития психики человека. По его мнению,
дети часто просыпаются ночью в стахе и
после долго не могут уснуть. Холл объяснял
это атавизмом: ребенок попадает в давно
прошедшую эпоху, когда человек спал в
лесу, подвергаясь всяким опасностям, и
внезапно пробуждался. Холл предполагал
также, что развитие детского рисунка
отражает те стадии, которые проходило
изобразительное творчество в истории
человечества.

В
созданной им теории
рекапитуляции

(recapitulatio
— повторение) Холл утверждал, что
последовательность и содержание этих
этапов заданы генетически, и потому ни
уклониться, ни миновать какую-то стадию
своего развития ребенок не может.

Эти
положения Ст. Холла, естественно, вызвали
критику у многих психологов. Так, С. Л.
Рубинштейн подчеркивал, что подобные
аналогии несостоятельны: взрослый
человек, как бы примитивен он ни. был,
вступает в отношения с природой, в борьбу
за существование как готовый, созревший
индивид; у ребенка совсем другие отношения
с окружающей действительностью. Поэтому
то, что кажется похожим, вызвано другими
причинами, представляет собой другой
феномен. «Было бы антиэволюционно
заставлять ребенка переживать все
заблуждения человеческого интеллекта»,—
остроумно заметил другой ученый, П. П.
Блонский. Однако под влиянием работ Ст.
Холла изучение детской психологии
многих привлекло и приняло необычайно
широкие масштабы.

Ученик
Холла Гетчинсон (в ряде работ — Гетчесон)
на основании теории рекапитуляции
создал периодизацию психического
развития, критерием
в которой был
способ добывания пищи, т.е. экономический
принцип
. При
этом действительные факты, которые
наблюдались у детей определенного
возраста, связывались с идеей Холла и
объяснялись изменением способа добывания
пищи, который является (по мнению
Гетчинсона) ведущим не только для
биологического, но и для психического
развития. Он выделил 5 основных фаз в
психическом развитии детей, границы
которых не были жесткими, так что конец
одной стадии не совпадал с началом
следующей:

от
рождения до 5 лет – стадия рытья и
копания
. На
этой стадии дети любят играть в песке,
делать куличики и манипулировать с
ведерком и совочком;

Читайте также:  Ребенок в утробе фото развития плода

от
5 до 11 лет – стадия охоты и захвата
.
На этой стадии дети начинают бояться
чужих, у них появляется агрессивность,
жестокость, желание отгородиться от
взрослых, особенно посторонних, и
стремление делать многие вещи тайком;

от
8 до 12 лет – пастушеская стадия.

В этот период дети стремятся иметь свой
собственный уголок, причем они строят
свои укрытия обычно во дворах или в
поле, в лесу, но не в доме. Они также любят
домашних животных, стараются их завести,
чтобы было о ком заботиться и кому
покровительствовать. У детей, особенно
у девочек, в это время появляется
стремление к ласке и нежности;

от
11 до 15 лет — земледельческая стадия
,
которая связана с интересом к погоде,
явлениям природы, а также с любовью к
садоводству, у девочек – к цветоводству.
В это время у детей появляется
наблюдательность и осмотрительность;

от
14 до 20 лет – стадия промышленности и
торговли
,
или стадия современного человека. В это
время дети начинают осознавать роль
денег, а также значение арифметики и
других точных наук. Кроме того, у ребят
возникает стремление меняться различными
предметами.

Гетчинсон считал,
что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии,
наступает эра цивилизованного человека
и именно с этого возраста детей можно
систематически обучать, что невозможно
на предыдущих этапах. При этом он исходил
из идеи Холла о том, что обучение должно
надстраиваться над определенным этапом
психического развития, так как созревание
организма подготавливает основу для
обучения.

И Холл и Гетчинсон
были убеждены, что прохождение каждой
стадии обязательно для нормального
развития, а фиксация на какой- то из них
ведет к появлению отклонений и аномалий
в психике. Исходя из необходимости для
детей переживания всех стадий психического
развития человечества, Холл разработал
механизм, который помогает переходу с
одной стадии на другую. Так как реально
ребенок не может перенестись в те же
ситуации, которые пережило человечество,
то переход от одной стадии к другой
осуществляется в игре, которая является
таким специфическим механизмом. Так и
появляются детские игры в войну, в
казаков-разбойников, и т. д. По мнению
Холла, игра — это необходимое упражнение
для полной утраты рудиментарных и теперь
уже бесполезных функций; ребенок
упражняется в них подобно головастику,
который непрерывно двигает своим
хвостом, чтобы он отвалился. Холл
подчеркивал, что важно не стеснять
ребенка в проявлении его инстинктов,
которые таким образом изживаются, в том
числе и детские страхи.

Несмотря
на ограниченность и наивность концепции
рекапитуляции, биогенетический принцип
в психологии интересен тем, что это был
поиск закона. Как подчеркивал Д.Б.Эльконин,
это была неверная теоретическая
концепция, но это была именно
теоретическая концепция
.
И если бы ее не было, еще долго не было
бы и других теоретических концепций. В
концепции С.Холла впервые была сделана
попытка показать, что между историческим
и индивидуальным развитием существует
связь. Однако, как указывает К.Н.Корнилов
в работе «Биогенетический принцип и
его значение в педагогике» (1922), эта
связь выводится из умозаключений по
аналогии, т.е. из наименее достоверному
из всех типов умозаключений. Т.о., если
для теории психологии данная концепция
имела значение, то применять ее на
практике в воспитании детей «было бы
большой неосторожностью».

Холл
был также основателем педологии
– комплексной науки о ребенке
,
в основе которой лежит идея педоцентризма,
то есть идея о том, что ребенок является
центром исследовательских интересов
многих профессионалов – психологов,
педагогов, биологов, педиатров и т.д.
Таким образом, педология как бы объединяет
все отрасли знаний, связанные с
исследованием детского развития.

Хотя многие
положения педологической концепции
Холла были довольно скоро пересмотрены,
сама наука педология, созданная им,
очень быстро завоевала популярность
во всем мире и была признана почти до
середины ХХ в. популярность педологии
объяснялась главным образом ее
ориентированностью на практику, т.е.
связью с непосредственными нуждами
педагогики и практической психологии.
Действительно, в реальной педагогической
практике учителя и воспитатели
сталкиваются с целым комплексом проблем,
среди которых и здоровье детей, и их
психические качества, и социальный
статус, и образование их родителей.
Именно эти задачи и решала педология,
развивая комплексный подход к исследованию
детей. Такое комплексное, всестороннее
изучение ребенка и выдвижение проблемы
развития в центр исследовательской
работы было ценным завоеванием педологии,
поэтому многие ведущие психологи,
изучавшие развитие детской психики,
работали в ее русле.

Читайте также:  Занятия для успешного развития ребенка 5 лет ответы

Таким образом,
С.Холл выразил носившуюся в воздухе
идею создания экспериментальной детской
психологии, соединив требования
педагогической практики с достижениями
современной ему биологии и психологии.

Однако со временем
на первый план вышла именно психологическая
сторона исследований, и постепенно,
начиная с 20 годов ХХ в., педология стала
приобретать ярко выраженную психологическую
направленность.

Идеи
С. Холла оказали значительное влияние
на детскую психологию через исследования
двух его знаменитых учеников – А.
Гезелла и Л. Термена
.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Теории рекапитуляции
утверждают, что человеческий организм
в своем внутриутробном развитии повторяет
весь ряд форм, которые прошли его животные
предки за сотни миллионов лет, от
простейших одноклеточных существ до
первобытного человека. Однако другие
ученые расширили временные рамки
биогенетического закона за пределы
утробного развития. Так, С. Холл полагал,
что если зародыш за 9 месяцев повторяет
все стадии развития от одноклеточного
существа до человека, то ребенок в период
детства проходит весь ход развития
человечества от первобытной дикости
до современной культуры.

Наиболее ярко эта
мысль была развита Гетчинсоном. Он
выделил 5
периодов
человеческой
культуры, в соответствии с которыми
сменяются интересы и потребности ребенка
от рождения к взрослости (Педология,
1934).

Первый из них —
это период
дикости.
У
ребенка в этот период наблюдается
стремление к копанию в земле, все, что
ни попадется, он тащит в рот. Съедобность
становится мерилом всего. Длится период
дикости до
5 лет,
а максимума
в развитии достигает в 3 года.

Следующий период
— это период
охоты и захвата добычи.
Для
него характерен страх ребенка перед
чужими, действия тайком, жестокость,
составление детских шаек, преобладают
игры в пленных, засады, прятки. Длится
он с 4
до 12
лет, но главные свои черты проявляет в
возрасте 7 лет.

Третий период
назван периодом пастушества.
Выражена
нежность к животным, стремление иметь
собственное домашнее животное, дети в
этот период любят строить хижины, шалаши,
подземелья. Длится от 9 до
14 лет,
а пик
приходится на 10 лет.

Четвертый период
земледельческий.
Преобладающей
страстью ребенка является садоводство.
Продолжается с
12 до
16 лет, а пик
падает на 14 лет.

Последний период
назван промышленно-торговым.
На первый
план выступают денежные интересы.
Любимые занятия — обмен, продажа, тор-

48 ■ Часть I. Обзор
основных теорий развития

говля. Начинается
с 14 лет и продолжается у взрослого.
Максимального развития достигает в
18-20 лет.

Завершая обзор
теорий биогенетического направления,
кратко остановимся на психоаналитическом
подходе к
развитию ребенка.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ
РЕБЕНКА

3. Фрейд считал
источником психического развития
влечения и инстинкты. Ребенок рождается
с определенным запасом энергии —
«либидо»,
которая
лежит в основе сексуальных влечений
человека. Весь процесс детского развития
Фрейд укладывал в 4 стадии: оральная,
анальная, фаллическая стадия, латентный
период
и
генитальная
стадия.

Однако некоторые
моменты в теории Фрейда не принимались
даже его учениками. В том числе чрезмерное
увлечение Фрейда проблемой сексуальности
в жизни человека вызывало очень много
нареканий и служило поводом для критики.

На каждой из стадий
«либидо» сосредоточивается в той или
иной области тела, раздражение которой
приводит к удовлетворению значимых для
ребенка потребностей. Так, например, в
младенчестве либидо сосредоточено в
области рта, языка и губ и связано с
кормлением грудью. Поэтому недостаточное
удовлетворение потребностей, связанных
с оральной областью, может затормозить
ребенка на последующих стадиях, вызвать
у него состояние депрессии и т. п. Если
же потребности удовлетворяются избыточно,
у ребенка может развиться излишняя
зависимость от окружения (конформизм).
Таким образом, неудовлетворение
потребностей приводит к фиксации
влечений, создает предельное напряжение,
вызывает либо невро-зоподобные состояния,
неуверенность, капризы и другие
болезненные симптомы, либо явления
регрессии — возврат к низшему уровню
мотивации поведения.

Чрезмерное
удовлетворение потребностей также
может вызвать нежелательные эффекты,
которые мы отмечали на примере оральной
стадии развития (подробное изложение
теории 3. Фрейда см. в кн. Л. Хьелл и Д.
Зиг-лер «Теории личности», гл. 3, К. С.
Холл и Г. Линдсей «Теории личности», Л.
Ф. Обуховой «Детская психология: теории,
факты, проблемы»).

Читайте также:  Развитие личности ребенка происходит в процессе

Смысл этих теорий
точно выразил Э. Геккель: «Онтогенез
есть краткое и сжатое повторение
филогенеза».

Австрийский психолог, психиатр и
невропатолог, создатель психоанализа.
С 80-х гг. XIX в. работал в
области практической медицины. Начав
свои исследования как физиолог и
врач-невропатолог, пришел к выводу, что
источником многих заболеваний являются
не осознаваемые больными комплексы.
Одна из первых серьезных научных работ
им была опубликована совместно с Й.
Брейером в 1895 г. Эта работа была посвящена
проблеме происхождения истерии и
возможности ее лечения гипнозом. В
дальнейшем Фрейд отказался от применения
гипноза и создал свой способ лечения
больных при помощи психоанализа,
основанного на толковании ассоциаций,
сновидений, ошибочных действий больного.
На полученном материале создал концепцию
о структуре личности, выделив в ней три
уровня: сознание, пред-сознательное и
бессознательное. Учение Фрейда приобрело
широкую известность в начале XX
в. У него появилось много учеников и
последователей, которые впоследствии
сами создали целый ряд известных в наше
время концепций и теорий.

ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ■ 49

Либидо (от лат. libido
— желание, влечение) — психическая
энергия, лежащая в основе основных
влечений человека (сексуальных и влечения
к жизни).

Оральная стадия — первая стадия
психосексуального развития (по 3. Фрейду,
приходится на младенческий возраст),
на протяжении которой центром чувственных
стимуляций, наслаждения и интереса
ребенка становится его рот.

Чрезмерная или недостаточная стимуляция,
получаемая ребенком в течение первой
половины первого года жизни, по мнению
Фрейда, приводит к формированию
орально-пассивного характера. Это
веселый и оптимистичный человек, он
ожидает от окружающих «материнского»
к себе отношения и потому постоянно
ищет одобрения любой ценой. Психологическая
адаптация характеризуется доверчивостью,
пассивностью, незрелостью, чрезмерной
заисимостью. Такой человек «проглотит»
все, что ему предлагают, поскольку
фиксирован на удовольствиях, получаемых
в результате тактильной стимуляции губ
и рта, актов глотания и оплевывания.

В течение второй половины первого года
жизни у ребенка появляются зубы, благодаря
чему кусание и жевание становятся
важными средствами выражения переживаемого
психического состояния. Фиксация ребенка
на этих переживаниях в последующем
приводит, по мнению Фрейда, к формированию
орально-агрессивного характера, что
выражается в таких личностных чертах,
как любовь к спорам, сарказм, пессимизм,
в циничном отношении к окружающему.

Анальная стадия — вторая стадия
психосексуального развития (приходится
на раннее детство), в течение которой
чувственные наслаждения связаны с
процессами выделения. Фиксация на
анальной стадии развития в последующем
может привести к формированию анального
характера
в двух своих формах;
анально-удерживающий тип, что находит
свое выражение в таких чертах, как
скупость, упрямство, запасливость, и
анально-агрес-сивный тип, что находит
свое выражение в импульсивности,
несдержанности, враждебности, жесткости,
агрессивности и даже садистической
жестокости.

Фаллическая стадия — третья
стадия психосексуального развития
(приходится на дошкольное детство), в
течение которой источником удовольствия
и наслаждения становятся гениталии
ребенка.

Фиксация на этой стадии развития приводит
к формированию фаллического характера.
Мужчины с фаллическим типом характера
всегда стремятся к успеху, пытаются
доказать свою мужественность и половую
зрелость, они хвастливы, дерзки и часто
ведут себя опрометчиво. Одни женщины с
фаллическим характером склонны к флирту
и обольщению, а другие борются за
главенство над мужчинами, проявляя при
этом чрезмерную настойчивость,
напористость и самоуверенность.

Латентный (скрытый) период
внутри четырех стадий психосексуального
развития 3. Фрейд выделял так называемый
латентный период (приходящийся на
младший школьный возраст), на протяжении
которого психическая энергия (либидо)
дремлет, а внимание сосредоточено на
развитии интересов и навыков в контактах
со сверстниками того же пола.

Генитальная стадия — четвертая
стадия психосексуального развития
(приходится на
подростковый период и
всю последующую взрослую жизнь человека),
в течение которой
формируются и
реализуются зрелые гетеросексуальные
отношения. Генитальный харак
тер

это символ идеального психического
здоровья. Это зрелый и ответственный в
со
циально-сексуальных отношениях
человек, вносящий свой вклад в общество
благодаря
продуктивной деятельности.

Конечно, нельзя
не признать действия наследственных
факторов, о чем уже говорилось выше.
Однако в рамках этих теорий полностью
игнорируется внешняя стимуляция развития
ребенка. А хорошо известно, что стимуляция
и депривация влияют на процессы созревания
и развития психических функций.

50 ■ Часть I. Обзор
основных теорий развития ■■■■■■■■

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник