Биогенетические концепции психического развития ребенка
Большое влияние
на возникновение первых концепций
детского развития оказала теории
Дарвина, впервые сформулировавшего
идею о том, что развитие, генезис,
подчиняется определенному закону.
К числу ранних
психологических теорий относится
концепция
рекапитуляции
Ст. Холла, которая явилась результатом
перенесения биологического закона на
процесс онтогенетического развития
ребенка. Биогенетический
закон был
сформулирован Э.Геккелем и И.Мюллером
в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного
развития животное или человек повторяет
кратко те стадии, которые проходит
данный вид в своем филогенезе. В биологии
этот закон критиковался.
С.Холл сформулировал
подобный закон для послеутробного
развития: онтогенез есть краткое
повторение истории развития человеческого
общества. Основания этой концепции –
наблюдения за детьми, процессы развития
рисунка и т.д.
Эти положения
критиковались многими психологами.
Основанием критики было признание ею
предопределенности хода психического
развития, игнорирования конкретно-исторического
характера этого процесса, его зависимости
от форм и способов взаимоотношений
ребенка с окружающим миром. Эти позиции
оказали влияние на все зарубежные
биогенетические концепции развития.
Эльконин писал, что теории психического
развития, так или иначе связанные с
идеей повторяемости в этом развитии
истории человечества, принято называть
теориями рекапитуляции, которые опираются
на концепцию
преформизма
(реформированный путь развития
предопределен заранее, непреформированный
– нет).
Теория трех
ступеней детского развития К. Бюллера
интересна попыткой качественного
анализа особенностей процесса развития
(выделения стадий или этапов развития
поведения). Бюллер выделил три ступени
развития – инстинкт, дрессура, интеллект
– и связал переход от одной стадии к
другой не только с созреванием мозга и
усложнением отношений с окружающей
средой, но и с развитием аффективных
процессов, с развитием переживания
удовольствия, связанного с действием.
В ходе эволюции поведения отмечается
переход от удовольствия «с конца на
начало» действия (на первой стадии
удовольствие возникает в результате
удовлетворения потребности; на уровне
навыка возникает функциональное
удовольствие по ходу действия, на этапе
интеллектуального решения задач имеет
место предвосхищающее удовольствие).
Таким образом, переход удовольствия «с
конца на начало» — основная движущая
сила развития поведения.
Выгодский
подчеркивал, что Бюллер пытался привести
к одному знаменателю факты биологического
и социокультурного развития и игнорировал
принципиальное своеобразие развитие
ребенка.
Теория
конвергенции
или теория двух факторов, разработанная
В. Штерном,
попыталась ответить на вопрос, как
соотносятся среда и наследственность.
С его точки зрения, психическое развитие
является результатом конвергенции
(сближении) внутренних данных с внешними
условиями. В этой конвергенции ведущее
значение остается за врожденными
компонентами.
Несколько дальне
Штерна пошел А.Гезелл.
Согласно его теории, развитие не простая
функция, определяющаяся х – элементами
наследственности и у – элементами
среды. Это самообусловливающийся
процесс, поскольку развитие — приспособление
ребенка к окружающей социальной среде,
т. е. адаптация.
Для решения проблемы взаимоотношения
биологического и социального в процессе
развития, был найден метод – близнецовый
метод.
Дальнейшее развитие
психологии развития в рамках
биогенетического подхода шло по пути
анализа внутренних причин психического
развития ребенка. В отличие от американской
психологии, которая, по существу, остается
психологией научения, европейские
психологи (Фрейд, Пиаже, Левин, Валлон,
Вернер) разрабатывали на основе созданных
ими методов исследования новые подходы
к пониманию психического развития как
качественного процесса, подчиняющегося
внутренним законам самодвижения.
Наиболее плодотворное
европейское направление изучения
внутренних причин и закономерностей
психического развития ребенка было
создано Пиаже
и получило название Женевской школы
генетической психологии. Для представителей
этой школы важно понять механизмы
познавательной деятельности ребенка,
которые скрыты внешней картиной его
поведения. Работы Пиаже покали, что
развитие интеллекта ребенка состоит в
переходе от эгоцентризма через децентрацию
к объективной позиции ребенка по
отношению к внешнему миру и себе самому.
Своеобразие
развитие психики ребенка он связывает
с теми структурами интеллекта, которые
формируются при жизни благодаря действию
ребенка с предметами. Внешние материальные
действия ребенка (до двух лет) первоначально
выполняются развернуто и последовательно.
Благодаря повторению в разных ситуациях
действия схематизируются и с помощью
символических средств (игра и т.д.) уже
в дошкольном возрасте переносятся во
внутренний план. В младшем школьном
возрасте система взаимосвязанных
действий превращается в умственные
операции. Порядок формирования
фундаментальных структур мышления
постоянен, но сроки их достижения могут
варьировать в зависимости от внешних
и внутренних факторов, и, прежде всего,
от социальной и культурной среды, в
которой он живет.
Соседние файлы в папке ГОСЫ
- #
- #
Источник
Биогенетические теории — основная роль — фактор наследственности, процесс развития как созревание.
Теория С. Холла — развитие человека в онтогенезе — теория рекапитуляции — развитие человеческого общества. Обусловлено биогенетическому закону, американский психолог С. Холл, считал, что при индивидуальном развитии каждого ребенка повторяются периоды истории человеческого рода. Потому необходимо способствовать ребенку свободно проживать первобытные инстинкты. Таким образом, развитие — это инертное, не зависимое от человеческой воли вызревание — для каждого человека предел его развития предопределен. Психическое развитие воспринималось как развитие созревания, темп считался его определяющим показателем — скорость открытия заложенных возможностей, талантов. Ребенок, при нормальном темпе, на каждой возрастной стадии достигает определенного умственного уровня, определяющийся данными статистики и как норма, выводимый для каждого возраста.
Теория конвергенции В. Штерна — теория двух факторов — фактор наследственности или внутренние условия, и фактор влияния окружающей среды или внешние условия. Закон самосохранения создает трудности ребенку в обучении чему-либо, что и противоречит внутреннему инстинкту.
Теория К. Бюллера. В своих работах он предоставляет большой практический материал для развития восприятия детей, наблюдает проявления их фантазии при игре, проводит анализ особенностей детской речи и мышления, их своеобразность в отдельные возрастные периоды. Тем не менее, пытаясь сформировать единую парадигму развития детской психики, Бюллер основывается на закономерностях, взятых из биологии. Он акцентирует отчетливые ступени психического развития ребенка: инстинкт, дрессуру, интеллект — в процессе онтогенеза проходит каждый. Механическое надстраивание одной ступени над другой. Смешение социальных и биологических показателей развития психики вызывает у К. Бюллера переоценку одних и недооценку иных фаз. Ученый полагает, что психология развития ребенка — это психология младенчества, когда созревают биологические функции психики, которые выделяются им в психологии развития ребенка как центральные. Не учитывается влияние социума на ритм психического развития. Таким образом, эксперимент Бюлера, исчерпывающийся содержанием детской психики лишь биологическими функциями обнаруживает свою несостоятельность.
Теория А. Гезелиса. Первый закон — созревание происходит сверху вниз — от головы до ног. Второй закон — закон паттерна — все, имеющее определенную форму. Третий закон — развитие паттернов обусловлено принципами взаимного переплетения и функциональной асимметрии. Четвертый закон — закон самосохранения. Пятый закон — закон индивидуальности созревания — неравномерный, медленный, быстрый темп.
Особо выразительно эту мысль развил Гетчинсон, выделивший пять периодов культуры человека, согласно которым сменяются потребности и интересы ребенка от младенческого до взрослого периода жизни.
Период дикости. Проявляется желание копаться в земле, пробовать все орально. Критерием всего является съедобность. Протекание периода наблюдается до пяти лет, максимально в развитии достигается в три года.
Период охоты и захвата добычи. Характерное проявление ребенком страха перед незнакомыми, жестокость, действия тайком, прятки, преобладают игры в пленных, засады, составление детских шаек. Протекание периода — 4 — 12 лет, но проявление главных черт наблюдается в возрасте семи лет.
Период пастушества. Наблюдается выраженное проявление нежности к животным, желание иметь домашнее животное, интерес к постройке шалашей, хижин, подземелий. Протекание периода — 9 — 14 лет, максимально в развитии достигается в десять лет.
Период земледелия. Садоводство является важнейшей страстью ребенка. Протекание периода — 12 — 16 лет, максимально в развитии достигается в 14 лет.
Период промышленно-торговый. Денежные интересы становятся первостепенными. Одними из любимых занятий являются торговля, обмен, продажа. Протекание периода — 14 лет — продолжение во взрослые года. Максимально в развитии достигается в 18-20 лет.
Источник
Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, деловые и моральные свойства личности и все остальные особенности психики.
Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие (генезис) подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая серьезная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития.
Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834—1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801—1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846—1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.
Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.
Выдающийся русский физиолог И. П. Павлов (1849—1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре.
Немецкий психолог В. Келер (1887—1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект.
Австрийский психолог К. Бюлер (1879—1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856—1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний — переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития — этапе инстинкта — благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое функциональное удовольствие, являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие.
В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны.
Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие — лишь продукт внешнего воздействия.
Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов, добиться появления у ребенка любой психической функции и развить ее до любого желаемого уровня.
Еще в XVII в. английский философ Дж. Локк (1632—1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все, что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка.
Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878—1958), стремясь поставить психологию в один ряд с естественными науками, изучающими то, что возможно наблюдать непосредственно, выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!» Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И. П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма [1]. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, — это биологическое существо, которое может быть изучаемо, подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды.
Представители необихевиоризма, американские психологи
Э. Торндайк (1874—1949) и Б. Скиннер (1904—1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактив- ной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т.е. главный акцент делается на значении подкрепления.
Н. Миллер и американский психолог К. Л. Халл (1884—1952) — авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т.е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль.
На основе содержания описанных выше теорий можно сделать вывод, что в социогенетическом подходе в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность и субъектность самого развивающегося человека (ребенка) не учитывается вовсе.
Источник
ТЕОРИИ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сторонники биогенетическойконцепции развития
полагают,
что
основные
психические
свойства
личности
заложены
в
самой
природе
человека
(биологическом
начале),
определяющей
его
жизненную
судьбу.
Они
считают
генетически
запрограммированными
интеллект,
аморальные
свойства
личности
и
др.
Первым
шагом
на
пути
возникновения
биогенетических
концепций
была
теория
Ч.
Дарвина
о
том,
что
развитие
– генезис –
подчиняется
определенному
закону.
В
дальнейшем
любая
крупная
психологическая
концепция
всегда
была
связана
с
поиском
законов
детского
развития.
Немецкий
естествоиспытатель
Э.
Геккель
(1834–1919) и
немецкий
физиолог
И.
Мюллер
(1801–1958) сформулировали
биогенетический
закон,
согласно
которому
животное
и
человек
во
время
внутриутробного
развития
кратко
повторяют
те
стадии,
которые
проходит
данный
вид
в
филогенезе.
Этот
процесс
был
перенесен
на
процесс
онтогенетического
развития
ребенка.
Американский
психолог
С.
Холл
(1846–1924) считал,
что
ребенок
в
своем
развитии
кратко
повторяет
развитие
человеческого
рода.
Основанием
для
появления
данного
закона
послужили
наблюдения
за
детьми,
в
результате
чего
были
выделены
следующие
стадии
развития:
пещерная,
когда
ребенок
роется
в
песке,
стадия
охоты,
обмена
и
др.
Холл
предполагал
также,
что
развитие
детского
рисунка
отражает
те
стадии,
которые
проходило
изобразительное
искусство
в
истории
человечества.
Теории
психического
развития,
связанные
с
идеей
повторяемости
в
этом
развитии
истории
человечества,
называют теориямирекапитуляции.
Выдающийся
русский
физиолог
И.П.
Павлов
(1849–1936) доказал,
что
существуют
приобретенные
формы
поведения,
в
основе
которых
лежат
условные
рефлексы.
Это
породило
точку
зрения
о
том,
что
развитие
человека
сводится
к
проявлению
инстинкта
и
дрессуре.
Немецкий
психолог
В.
Келер
(1887–1967), проводя
опыты
на
человекоподобных
обезьянах,
открыл
у
них
наличие
интеллекта.
Этот
факт
лег
в
основу
теории,
согласно
которой
психика
в
своем
развитии
проходит
три
этапа:
1) инстинкт;
2) дрессура;
3) интеллект.
Австрийский
психолог
К.
Бюлер
(1879–1963), опираясь
на
теорию
В.
Келера
и
под
влиянием
трудов
основателя
психоанализа,
австрийского
психиатра
и
психолога
3. Фрейда
(1856–1939), в
качестве
основного
принципа
развития
всего
живого
выдвинул
принцип
удовольствия.
Он
связывал
этапы
инстинкта,
дрессуры
и
интеллекта
не
только
с
созреванием
мозга
и
усложнением
отношений
с
окружающей
средой,
но
и
с
развитием
аффективных
состояний
– переживанием
удовольствия
и
связанного
с
ним
действия.
Бюлер
утверждал,
что
на
первом
этапе
развития
– этапе
инстинкта
– благодаря
удовлетворению
инстинктивной
потребности
наступает
так
называемое
«функциональное
удовольствие»,
являющееся
следствием
выполнения
действия.
А
на
этапе
интеллектуального
решения
задачи
возникает
состояние,
предвосхищающее
удовольствие.
В.
Келер,
изучая
развитие
ребенка
с
помощью
зоопсихологического
эксперимента,
заметил
сходство
в
примитивном
применении
орудий
труда
у
человека
и
обезьяны.
Диаметрально
противоположного
подхода
к
развитию
психики
ребенка
придерживаются
сторонники социогенетической
(социологизаторской)
концепции. Они
считают,
что
в
поведении
человека
нет
ничего
врожденного
и
каждое
его
действие
– лишь
продукт
внешнего
воздействия.
Поэтому,
манипулируя
внешними
воздействиями,
можно
добиться
любых
результатов.
Еще
в
XVII в.
английский
философ
Джон
Локк
(1632–1704) считал,
что
ребенок
рождается
на
свет
с
чистой
душой,
подобной
белому
листу
бумаги,
на
котором
можно
написать
все
что
угодно,
и
дитя
вырастет
таким,
каким
его
хотят
видеть
родители
и
близкие.
Согласно
этой
точке
зрения
наследственность
не
играет
никакой
роли
в
развитии
психики
и
поведения
ребенка.
Американский
психолог
Дж.
Б.
Уотсон
(1878–1958) выдвинул
лозунг:
«Хватит
изучать
то,
что
человек
думает,
давайте
изучать
то,
что
человек
делает!».
Он
считал,
что
в
поведении
человека
нет
ничего
врожденного
и
каждое
его
действие
есть
продукт
внешней
стимуляции.
Следовательно,
манипулируя
внешними
раздражителями,
можно
«создать»
человека
любого
склада.
В
исследованиях
научения,
в
которых
учитывались
экспериментальные
результаты,
полученные
И.П.
Павловым,
на
первый
план
вышла
идея
сочетания
стимула
и
реакции,
условных
и
безусловных
стимулов,
был
выделен
временной
параметр
этой
связи.
Это
легло
в
основуассоцианистическойконцепциинаучения Дж.
Уотсона
и
Э.
Газри,
которая
стала
первой
программой
бихевиоризма.
Бихевиоризм
– это
направление
в
американской
психологии
XX в.,
отрицающее
сознание
как
предмет
научного
исследования
и
сводящее
психику
к
различным
формам
поведения,
понятого
как
совокупность
реакций
организма
на
стимулы
внешней
среды.
По
словам
Дж.
Уотсона,
«все
такие
термины,
как
сознание,
ощущение,
восприятие,
воображение
или
воля,
могут
быть
исключены
при
описании
человеческой
деятельности».
Поведение
человека
он
отождествлял
с
поведением
животного.
Человек,
по
мнению
Уотсона, –
это
биологическое
существо,
которое
может
быть
изучаемо
подобно
всякому
другому
животному.
Таким
образом,
в
классическом
бихевиоризме
акцент
делается
на
процессе
научения
на
основе
наличия
или
отсутствия
подкрепления
под
влиянием
среды.
Представители
необихевиоризма,
американские
психологи
Э.
Торндайк
(1874–1949) и
Б.
Скиннер
(1904–1990) создали
концепцию
научения,
которое
получило
название
«оперантное
научение».
Эта
разновидность
научения
характеризуется
тем,
что
в
установлении
новой
ассоциативной
стимульно-реактивной
связи
важную
роль
играют
функции
безусловного
стимула,
т. е.
главный
акцент
делается
на
значении
подкрепления.
Н.
Миллер
и
американский
психолог
К.Л.
Халл
(1884–1952) – авторы
теории,
в
которой
был
дан
ответ
на
вопрос:
зависит
ли
научение,
т. е.
установление
связи
между
стимулом
и
реакцией,
от
таких
состояний
испытуемого,
как
голод,
жажда,
боль.
На
основе
существующий
теорий
можно
сделать
вывод,
что
в
социогенетических
теориях
в
качестве
основного
фактора
развития
психики
рассматривается
среда,
а
активность
ребенка
не
учитывается.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник