Библиотека как центр развития творчества ребенка

Библиотека как центр развития творчества ребенка thumbnail

Падение интереса к чтению вызывает
беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира
Россия оказалась на 27 месте. Чтение всегда
рассматривалось как средство учения и обучения,
в данной статье через привитие интереса к чтению
рекомендуется развивать творческие способности
ребёнка.

Воспитание ребёнка через творчество в
условиях библиотеки – уникальное средство,
особенно если речь идёт о детях-сиротах и детях,
оставшихся без попечения родителей.
Уникальность состоит в том, что свой внутренний
мир ребёнок может корректировать через силу
воздействия книги, объёдинённого с эффектом
детского творчества. Дети попадают в детский дом
с неустойчивой психикой, неспособностью к
обучению, у них, как правило, бедный словарный
запас, они не уверены в своих силах, испытывают
трудности в общении с окружающими, отсутствует
либо не определены жизненные и профессиональные
перспективы, не развиты природные задатки.

Традиционно считалось, что основная
задача библиотекаря – формирование у ребёнка
интереса и любви к книге, но в условиях детского
дома этого не достаточно, ведь помочь
воспитаннику адаптироваться, научить его
бороться со своими неудачами, развивать
интеллектуально возможно, вовлекая ребёнка в
активную творческую деятельность. Поэтому
библиотекарь призван выполнять и воспитательные
функции: на материале художественного
произведения помочь ребёнку учиться жить,
адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире
ценностей; помочь детям через поступки
литературных героев осмыслить состояние добра и
зла, любви и ненависти, поражения и победы.
Помощником и советчиком на протяжении всей жизни
у воспитанника должна стать книга.

Работу по развитию творческих способностей и
привития интереса к чтению провожу по следующим
разделам: литературное творчество, театральное
творчество, художественно-оформительское
творчество. В каждом из разделов
предусматривается работа по следующим
направлениям: интеллектуальное,
коммуникативное, эстетическое
Здоровьесберегающее, патриотическое,
профессиональная ориентация.

Раздел “Литературное творчество”

Как известно, дети любят выдумывать
различные игры, сочинять сказки, небылицы,
создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда
считаем баловством. А ведь это не что иное, как
стихийное проявление творчества. Литературное
творчество проявляется не только в сочинении
стихов, оно гораздо разнообразнее. Развивать
способность к самостоятельной творческой
активности можно в литературном кружке, на
занятиях по внеклассному чтению. Представление о
литературе формируется на встречах с местными
поэтами, а затем расширяется в процессе поиска
материалов о творчестве поэтов, систематизации
найденных источников, их изучение.

Знакомство с литературным творчеством
поэтов и писателей может стать толчком
творческой энергии юного читателя.

Доброй традицией литературных встреч
стало то, что гости дарят нам свои книги и книги
коллег с автографами. В результате воспитанники
детского дома обрели памятные подарки: от музея
Анны Ахматовой – книгу Попова Н.И., Рубенчик О.Е.
“Ахматова и фонтанный дом”, от дочери В.Бианки,
В.Новикова, В.Золотухина серию детских книг, от В.
Десятирика серию миниатюрных книг. На таких
встречах воспитанники расширяют свой кругозор о
людях интересных профессий. Дети задают много
вопросов о творчестве авторов, и появляется
живой интерес к книге.

Благодаря тесному сотрудничеству с
местной газетой “Знамя труда” многие наши
воспитанники имеют свои публикации. Эти детские
произведения помогают не только юным авторам, но
и многим взрослым не дают отвердеть душой,
заставляют верить в светлое будущее, которое
строят наши воспитанники в своих фантазиях.
Стихи собственного сочинения дети читают на
конкурсах в детском доме. Содержание их
разнообразно: дети мечтают о будущем, пишут о
любви, выражают чувства благодарности людям,
которые их воспитали. Все, связанное с родным
краем, вызывает у ребят переживания. С большой
любовью и гордостью пишут они о своей малой
родине. Юные поэтессы представили на суд
читателей сборник стихов “Пишу для Вас и для
души…”.

Поэзия способна исцелять словом,
врачевать детские души. Как это необходимо
воспитанникам детского дома. Дети с огромным
удовольствием участвуют в викторине
“Литературная аптека”. Они находят различные
рецепты, которые помогали литературным героям
справляться с недугами.

Я стараюсь развивать в своих читателях
тягу к работе мысли, побуждать воображение, дать
стимул к формированию и высказыванию
собственных суждений о жизни, о литературе.
Проявление творческого воображения стимулирую в
творческих темах сочинений: “Я хочу вам
рассказать…”, “Вместе с книгой я расту”. Такие
темы формируют самое главное: потребность в
самовыражении, в сопереживании, умение
размышлять над известными фактами. Воспитанники
детских домов рассказывают о своих мечтах,
рассуждают о выборе профессии.

Особое значение придаю эмоциональным
темам сочинений, так как мало задействовать
интеллектуальную сферу, должны быть затронуты
чувства ребёнка. Предлагаю такие темы “Природа и
вдохновение”, “Душевное здоровье и поэзия”.

С младшими школьниками мы увлеченно
играем в слова, понятия, составляем смысловые
цепочки, сочиняем стихи – буриме, где дети
находят удобное сочетание звуков. Дети с большим
удовольствием фантазируют над продолжением
произведений. Многие дети сочиняют добрые,
веселые сказки. Эти сказки собственного
сочинения вселяют в детские души веру, надежду в
светлое будущее.

Тем самым литературное творчество
участвует в воспитании – общественном,
интеллектуальном, эмоциональном,
здоровьесберегающем.

Направления Задачи

Виды
деятельности

Интеллектуальное
  • Развитие логического мышления, памяти.
  • Повышение интереса к чтению.
  • Формирование навыков раннего овладения
    самостоятельным чтением.
  • Знакомство с литературным творчеством
    писателей, поэтов. (круглый стол, беседа, книжные
    выставки).
  • Конкурс стихов собственного сочинения.
  • Литературные турниры.
  • Библиотечные уроки.
  • Поэтический аукцион “Читая пушкинские
    строки”.
Коммуникативное
  • Воспитание культуры речи.
  • Вовлечение неуверенных в себе детей в различные
    формы общения.
  • Расширение словарного запаса детей.
  • Час общения .
  • Отзыв о прочитанной книге.
  • Праздник поэтического общения “Проба пера”.
  • Турниры поэтов.
  • Тренинги общения.
  • Игра в слова.
  • Игра в ритмы
Эстетическое
  • Приобщение к миру прекрасного
  • Литературные вечера
  • Вернисажи детских творческих работ
  • Урок в лесу “Природа и вдохновение”
  • Мастерская фантазёров “Сказки бывают разные”
  • Конкурс на лучшее письмо “Пишу тебе природа…”
Здоровьесберегающее
  • Формирование навыков самостоятельного поиска
    решения своих проблем, связанных со здоровьем, в
    процессе чтения.
  • Выставка-вопрос “Литература – лекарь души и
    тела”
  • Выставка-диалог “Я хочу узнать о себе…”
  • Вечер “Эти стихи помогают в минуты отчаянья”
  • Викторина “Литературная аптека”.
  • Мастерская фантазёров “Сказка о том, как
    королевство погибло от сигареты”.
  • Мини-сочинения “Душевное здоровье и поэзия”
Патриотическое
  • Воспитание чувства ответственности за судьбу
    Родины.
  • Формирование интереса к историко-литературному
    направлению.
  • Конкурс стихов “Моя Россия”, “Детский дом –
    милый дом”
  • Ведение летописи “Писатели-земляки”
  • Историко-литературная игра “Что? Где? Когда?”
  • Олимпиада “Мы – Россияне”
Профессиональная ориентация
  • Расширение кругозора детей о профессиях через
    литературные произведения, встречи с
    интересными людьми.
  • Круглый стол “Чем мне заниматься?”
  • Конкурс сочинений “Я хочу вам рассказать…”

Раздел “Театральное творчество”

Дети от природы актеры. Поэтому
большой популярностью у детей нашего дома
пользуется театральное творчество. И это
неслучайно, ведь театральные постановки
помогают ребёнку увидеть разные модели
поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой
оказался ребёнок, найти в ситуации новые смыслы.
Театральное творчество служит средством
эмоционального и интеллектуального развития
ребёнка. При подготовке к любой театральной
постановке дети заняты работой.

Процесс подготовки спектакля
начинается с выбора пьесы. Ребята сочиняют на
основе внимательного чтения отдельные эпизоды,
домысливают. Кипит работа в театральных цехах. В
актерском цехе начинаются репетиции – читки по
ролям, дети делают первые пробы в поисках будущих
сценических образов. В ходе репетиций идёт
работа над выразительностью речи, определяется
уровень громкости, скорости чтения. Разучивая
текст, дети развивают память, что впоследствии
положительно сказывается на успеваемости в
школе.

В художественном цехе дети готовят
макеты декораций, художники по костюмам – эскизы
костюмов для героев постановки. Дети изучают
историю моды, вспоминают литературные
произведения, связанные с ней, демонстрируют
собственные дизайнерские способности.

Результаты творческой работы
интересны не только детям, которые участвовали в
спектакле, но и зрителям. Это повышает самооценку
ребят. С удовольствием и интересом дети
занимаются в кукольном театре и выступают со
спектаклями в детских садах. Частые зрители
спектаклей детского дома –  пенсионеры,
ветераны войны.

При помощи театрального творчества
дети совершают увлекательное путешествие в
любую эпоху, заглядывают в будущее, а главное
театральное творчество учит видеть прекрасное в
жизни и в людях.

Направления Задачи

Виды
деятельности

Интеллектуальное
  • Повышение уровня обучаемости детей в школе
    искусств
  • Реализация заложенных в литературе
    воспитательных возможностей
  • Фестиваль “Весна театральная”.
  • Посещение спектаклей.
  • Литературные гостиные.
  • Ребусы, чайнворды, направленные на изучение
    театрального творчества.
Коммуникативное
  • Формирование культуры общения, владения
    искусством диалога с любым собеседником
  • Индивидуальная работа над выразительностью
    речи
  • Обмен мнениями о впечатлениях, полученных во
    время просмотра спектаклей (беседа, круглый стол)
  • Инсценировка
  • Ролевые игры
Эстетическое
  • Развитие творческого воображения,
    эстетического вкуса
  • Создание эскизов сценических костюмов
  • Оформление интерьера сцены
  • Театрализованные праздники
Здоровьесберегающее
  • Снятие стрессовых состояний посредством
    театральных постановок
  • Восстановление нарушенного равновесия в
    психике ребёнка
  • Литературная гостиная
  • Инсценировки
  • Театральные постановки
  • “Суд над сигаретой”, “Серая шейка” и др.
Трудовое
  • Воспитание трудолюбия, усидчивости
  • Развитие мелкой моторики руки
  • Изготовление и пошив костюмов
  • Изготовление декораций
Патриотическое
  • Воспитание любви к родному краю, нравственных
    качеств личности
  • Конкурс инсценированной песни к Дню Победы
  • Приглашение ветеранов ВОВ и пенсионеров
    детского дома на спектакли, праздники
  • Ежегодное участие в областной олимпиаде “Мы –
    Россияне”
Профессиональная ориентация
  • Формирование у воспитанников интересов
  • Знакомство с профессиями, связанными с
    театральным творчеством
  • Обзоры литературы
  • Изучение творчества драматургов, актеров,
    режиссеров, артистов (круглый стол, беседа,
    выставки)

Раздел “Художественно-оформительское
творчество”

Общение с книгой начинается с
иллюстрации. Значение иллюстраций в том, что она
повышает интерес к книге. Путем рисунка дети
высказывают своё отношение к героям произведения.

В сказках добро борется со злом,
правда, пройдя все испытания, торжествует.
Бороться за правое дело помогают ветер, луна,
звери, птицы. Ребята в своих рисунках увлеченно
изображают лес, готовый укрыть, спрятать
полюбившихся героев сказки, или делают центром
композиции отдельное дерево, ветви которого –
надежная защита от стаи гусей. В основе детских
рисунков лежит сопереживание, отклик сердца на
прочитанное.

Ребята нашего дома коллективно
иллюстрируют различные произведения.

Восприятие и отношение к
произведениям углубляется, как только дети
становятся художниками. Ребята погружаются в мир
фантазий, размышлений.

Художественная коллекция библиотеки
детского дома, состоящая из детских рисунков,
насчитывает их около тысячи. Все работы
каталогизированы. Выставки рисунков в детском
доме проходят регулярно. Задача детей не только
нарисовать работу, но и защитить свой рисунок. В
библиотеке постоянно действует “Вернисаж
творческих работ”, где представлены:
книжки-раскладушки, иллюстрированные книжки,
закладки.

Свои способности художников-иллюстраторов
дети реализуют при работе “Книжной больницы”.
Когда дети “лечат” страницы книг, то стараются
подбирать соответствующие цвета красок для
оформления “больных” страниц.

Вновь прибывшим детям я предлагаю тему
рисунка “Разноцветные рассказы” – в своих
работах дети рисуют всё то, что их волнует. Эти
рисунки своеобразный рассказ детей о себе. Мне
рисунки помогают выбрать правильную стратегию
индивидуальной работы с каждым ребёнком.

Развитие
художественно-оформительских способностей
способствует творческому воображению детей,
развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка
к самостоятельному творческому мышлению.

НаправленияЗадачи

Виды деятельности

Интеллектуальное
  • Развитие художественных способностей,
    поощрение интереса к книгам
  • Беседа “Роль иллюстрации в книге. Виды
    иллюстраций”
  • Литературный ринг
  • Выставка-игра “Ромашка-почемучка”
Профессиональная ориентация
  • Расширение знаний о профессиях людей, имеющих
    непосредственное отношение к оформлению книги
  • Иллюстрирование летописи “Здесь учатся наши
    выпускники”
  • Изучение творчества художников-иллюстраторов
Коммуникативное
  • Развитие способностей у детей четко и ясно
    формулировать мысль
  • Обсуждение результатов творческих работ
  • Анализ выполненных иллюстраций, поделок
  • Защита творческих работ
  • Литературное кафе
Эстетическое
  • Развитие наблюдательности, фантазии,
    воображения, оформительских навыков
  • Оформление интерьера семьи
  • Выставка “Природа и фантазия”
  • Иллюстрация сборника стихов “Пишу для Вас и для
    души…”
  • Иллюстрация книг, закладок, обложек
  • Конкурсы рисунков
Трудовое
  • Воспитание силы воли, упорства в достижении
    цели, стремления доводить начатое дело до конца
  • Формирование навыков аккуратности
  • Выставка “Во саду ли, в огороде”
  • Изготовление декораций к театральным
    постановкам
  • Изготовление закладок
  • Ремонт книг
  • Изготовление поделок, игрушек
  • Выставка “Умелых рук прекрасное творенье”
Здоровьесберегающее
  • Создание успокаивающего эффекта через
    различные формы изобразительного искусства
  • Выставка-гербарий “Лечение без лекарств”
  • Конкурс рисунков “Лесная академия”
  • Выставка-совет “Целебное лукошко”
Патриотическое
  • Развитие у детей любви к родному краю, к истории
    своей Родины
  • Конкурс рисунков “Я и мои права”
  • Иллюстрирование книги
  • Изготовление гирлянд к празднику Победы
  • День краеведения “Село моё родное”

Источник