Библиотека как центр развития творчества ребенка
Падение интереса к чтению вызывает
беспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира
Россия оказалась на 27 месте. Чтение всегда
рассматривалось как средство учения и обучения,
в данной статье через привитие интереса к чтению
рекомендуется развивать творческие способности
ребёнка.
Воспитание ребёнка через творчество в
условиях библиотеки – уникальное средство,
особенно если речь идёт о детях-сиротах и детях,
оставшихся без попечения родителей.
Уникальность состоит в том, что свой внутренний
мир ребёнок может корректировать через силу
воздействия книги, объёдинённого с эффектом
детского творчества. Дети попадают в детский дом
с неустойчивой психикой, неспособностью к
обучению, у них, как правило, бедный словарный
запас, они не уверены в своих силах, испытывают
трудности в общении с окружающими, отсутствует
либо не определены жизненные и профессиональные
перспективы, не развиты природные задатки.
Традиционно считалось, что основная
задача библиотекаря – формирование у ребёнка
интереса и любви к книге, но в условиях детского
дома этого не достаточно, ведь помочь
воспитаннику адаптироваться, научить его
бороться со своими неудачами, развивать
интеллектуально возможно, вовлекая ребёнка в
активную творческую деятельность. Поэтому
библиотекарь призван выполнять и воспитательные
функции: на материале художественного
произведения помочь ребёнку учиться жить,
адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире
ценностей; помочь детям через поступки
литературных героев осмыслить состояние добра и
зла, любви и ненависти, поражения и победы.
Помощником и советчиком на протяжении всей жизни
у воспитанника должна стать книга.
Работу по развитию творческих способностей и
привития интереса к чтению провожу по следующим
разделам: литературное творчество, театральное
творчество, художественно-оформительское
творчество. В каждом из разделов
предусматривается работа по следующим
направлениям: интеллектуальное,
коммуникативное, эстетическое
Здоровьесберегающее, патриотическое,
профессиональная ориентация.
Раздел “Литературное творчество”
Как известно, дети любят выдумывать
различные игры, сочинять сказки, небылицы,
создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда
считаем баловством. А ведь это не что иное, как
стихийное проявление творчества. Литературное
творчество проявляется не только в сочинении
стихов, оно гораздо разнообразнее. Развивать
способность к самостоятельной творческой
активности можно в литературном кружке, на
занятиях по внеклассному чтению. Представление о
литературе формируется на встречах с местными
поэтами, а затем расширяется в процессе поиска
материалов о творчестве поэтов, систематизации
найденных источников, их изучение.
Знакомство с литературным творчеством
поэтов и писателей может стать толчком
творческой энергии юного читателя.
Доброй традицией литературных встреч
стало то, что гости дарят нам свои книги и книги
коллег с автографами. В результате воспитанники
детского дома обрели памятные подарки: от музея
Анны Ахматовой – книгу Попова Н.И., Рубенчик О.Е.
“Ахматова и фонтанный дом”, от дочери В.Бианки,
В.Новикова, В.Золотухина серию детских книг, от В.
Десятирика серию миниатюрных книг. На таких
встречах воспитанники расширяют свой кругозор о
людях интересных профессий. Дети задают много
вопросов о творчестве авторов, и появляется
живой интерес к книге.
Благодаря тесному сотрудничеству с
местной газетой “Знамя труда” многие наши
воспитанники имеют свои публикации. Эти детские
произведения помогают не только юным авторам, но
и многим взрослым не дают отвердеть душой,
заставляют верить в светлое будущее, которое
строят наши воспитанники в своих фантазиях.
Стихи собственного сочинения дети читают на
конкурсах в детском доме. Содержание их
разнообразно: дети мечтают о будущем, пишут о
любви, выражают чувства благодарности людям,
которые их воспитали. Все, связанное с родным
краем, вызывает у ребят переживания. С большой
любовью и гордостью пишут они о своей малой
родине. Юные поэтессы представили на суд
читателей сборник стихов “Пишу для Вас и для
души…”.
Поэзия способна исцелять словом,
врачевать детские души. Как это необходимо
воспитанникам детского дома. Дети с огромным
удовольствием участвуют в викторине
“Литературная аптека”. Они находят различные
рецепты, которые помогали литературным героям
справляться с недугами.
Я стараюсь развивать в своих читателях
тягу к работе мысли, побуждать воображение, дать
стимул к формированию и высказыванию
собственных суждений о жизни, о литературе.
Проявление творческого воображения стимулирую в
творческих темах сочинений: “Я хочу вам
рассказать…”, “Вместе с книгой я расту”. Такие
темы формируют самое главное: потребность в
самовыражении, в сопереживании, умение
размышлять над известными фактами. Воспитанники
детских домов рассказывают о своих мечтах,
рассуждают о выборе профессии.
Особое значение придаю эмоциональным
темам сочинений, так как мало задействовать
интеллектуальную сферу, должны быть затронуты
чувства ребёнка. Предлагаю такие темы “Природа и
вдохновение”, “Душевное здоровье и поэзия”.
С младшими школьниками мы увлеченно
играем в слова, понятия, составляем смысловые
цепочки, сочиняем стихи – буриме, где дети
находят удобное сочетание звуков. Дети с большим
удовольствием фантазируют над продолжением
произведений. Многие дети сочиняют добрые,
веселые сказки. Эти сказки собственного
сочинения вселяют в детские души веру, надежду в
светлое будущее.
Тем самым литературное творчество
участвует в воспитании – общественном,
интеллектуальном, эмоциональном,
здоровьесберегающем.
Направления | Задачи | Виды |
Интеллектуальное |
|
|
Коммуникативное |
|
|
Эстетическое |
|
|
Здоровьесберегающее |
|
|
Патриотическое |
|
|
Профессиональная ориентация |
|
|
Раздел “Театральное творчество”
Дети от природы актеры. Поэтому
большой популярностью у детей нашего дома
пользуется театральное творчество. И это
неслучайно, ведь театральные постановки
помогают ребёнку увидеть разные модели
поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой
оказался ребёнок, найти в ситуации новые смыслы.
Театральное творчество служит средством
эмоционального и интеллектуального развития
ребёнка. При подготовке к любой театральной
постановке дети заняты работой.
Процесс подготовки спектакля
начинается с выбора пьесы. Ребята сочиняют на
основе внимательного чтения отдельные эпизоды,
домысливают. Кипит работа в театральных цехах. В
актерском цехе начинаются репетиции – читки по
ролям, дети делают первые пробы в поисках будущих
сценических образов. В ходе репетиций идёт
работа над выразительностью речи, определяется
уровень громкости, скорости чтения. Разучивая
текст, дети развивают память, что впоследствии
положительно сказывается на успеваемости в
школе.
В художественном цехе дети готовят
макеты декораций, художники по костюмам – эскизы
костюмов для героев постановки. Дети изучают
историю моды, вспоминают литературные
произведения, связанные с ней, демонстрируют
собственные дизайнерские способности.
Результаты творческой работы
интересны не только детям, которые участвовали в
спектакле, но и зрителям. Это повышает самооценку
ребят. С удовольствием и интересом дети
занимаются в кукольном театре и выступают со
спектаклями в детских садах. Частые зрители
спектаклей детского дома – пенсионеры,
ветераны войны.
При помощи театрального творчества
дети совершают увлекательное путешествие в
любую эпоху, заглядывают в будущее, а главное
театральное творчество учит видеть прекрасное в
жизни и в людях.
Направления | Задачи | Виды |
Интеллектуальное |
|
|
Коммуникативное |
|
|
Эстетическое |
|
|
Здоровьесберегающее |
|
|
Трудовое |
|
|
Патриотическое |
|
|
Профессиональная ориентация |
|
|
Раздел “Художественно-оформительское
творчество”
Общение с книгой начинается с
иллюстрации. Значение иллюстраций в том, что она
повышает интерес к книге. Путем рисунка дети
высказывают своё отношение к героям произведения.
В сказках добро борется со злом,
правда, пройдя все испытания, торжествует.
Бороться за правое дело помогают ветер, луна,
звери, птицы. Ребята в своих рисунках увлеченно
изображают лес, готовый укрыть, спрятать
полюбившихся героев сказки, или делают центром
композиции отдельное дерево, ветви которого –
надежная защита от стаи гусей. В основе детских
рисунков лежит сопереживание, отклик сердца на
прочитанное.
Ребята нашего дома коллективно
иллюстрируют различные произведения.
Восприятие и отношение к
произведениям углубляется, как только дети
становятся художниками. Ребята погружаются в мир
фантазий, размышлений.
Художественная коллекция библиотеки
детского дома, состоящая из детских рисунков,
насчитывает их около тысячи. Все работы
каталогизированы. Выставки рисунков в детском
доме проходят регулярно. Задача детей не только
нарисовать работу, но и защитить свой рисунок. В
библиотеке постоянно действует “Вернисаж
творческих работ”, где представлены:
книжки-раскладушки, иллюстрированные книжки,
закладки.
Свои способности художников-иллюстраторов
дети реализуют при работе “Книжной больницы”.
Когда дети “лечат” страницы книг, то стараются
подбирать соответствующие цвета красок для
оформления “больных” страниц.
Вновь прибывшим детям я предлагаю тему
рисунка “Разноцветные рассказы” – в своих
работах дети рисуют всё то, что их волнует. Эти
рисунки своеобразный рассказ детей о себе. Мне
рисунки помогают выбрать правильную стратегию
индивидуальной работы с каждым ребёнком.
Развитие
художественно-оформительских способностей
способствует творческому воображению детей,
развитию эстетического вкуса, побуждает ребёнка
к самостоятельному творческому мышлению.
Направления | Задачи | Виды деятельности |
Интеллектуальное |
|
|
Профессиональная ориентация |
|
|
Коммуникативное |
|
|
Эстетическое |
|
|
Трудовое |
|
|
Здоровьесберегающее |
|
|
Патриотическое |
|
|
Источник