Безруких развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка
Книги, соавтором которых я являюсь, и ссылки на интернет ресурсы, где их можно приобрести:
«Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте», под ред. Р.И.Мачинской, Д.А.Фарбер
В книге представлены исследования нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе развития познавательной деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста. Рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности системной мозговой организации целостного зрительного восприятия, рабочей памяти, произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности. Специальное внимание уделено роли систем произвольной регуляции в развитии познавательной деятельности ребенка и его адаптации к систематическому обучению в школе.
Книга предназначена для специалистов в области детской и педагогической психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии и студентов высших учебных заведений психолого-педагогического профиля.
Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р. И. Мачинской, Д. А. Фарбер. – М. : НОУ ВПО «МПСУ» ; Воронеж : МОДЭК, 2014. – 440 с.
ISBN 978-5-9770-0762-7 (МПСУ)
ISBN 978-5-9936-0096-3 (НПО «МОДЭК»)
УДК 159.922.8
ББК 88.8
Оглавление
Введение | 5 |
Раздел I. Информационные и регуляторные компоненты в структуре познавательной деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста | |
Глава 1. Формирование познавательной деятельности в детском возрасте (О. А. Семенова) | 16 |
Глава 2. Нейропсихологический анализ информационных и регуляторных компонентов познавательной деятельности у детей в возрасте от 5 до 10 лет (О. А. Семенова) | 42 |
Раздел II. Нейрофизиологические механизмы формирования целостного зрительного восприятия в предшкольном и младшем школьном возрасте | |
Глава 3. Системная мозговая организация зрительного восприятия и ее формирование в онтогенезе (Д. А. Фарбер) | 65 |
Глава 4. Мозговая организация распознавания деталей и целого при восприятии сложных изображений у детей предшкольного и младшего школьного возраста (Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская) | 95 |
Глава 5. Мозговая организация опознания неполных изображений в предшкольном и младшем школьном возрасте (Д. А. Фарбер, Н. Е. Петренко) | 134 |
Раздел III. Нейрофизиологические механизмы формирования управляющих функций в предшкольном и младшем школьном возрасте | |
Глава 6. Управляющие системы мозга и их морфофункциональное созревание у детей (Р. И. Мачинская) | 157 |
Глава 7. Мозговая организация предстимульного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста (Р. И. Мачинская, Н. В. Дубровинская) | 220 |
Глава 8. Мозговая организация рабочей памяти в младшем школьном возрасте (Т. Г. Бетелева, Р. И. Мачинская, А. В. Курганский, Д. А. Фарбер) | 237 |
Глава 9. Формирование центральных механизмов управления произвольными движениями у детей предшкольного и младшего школьного возраста (А. В. Курганский) | 262 |
Раздел IV. Нейрофизиологические факторы риска школьной дезадаптации | |
Глава 10. Проблема исследования мозговых механизмов трудностей учебной адаптации (Р. И. Мачинская, О. А. Семенова) | 315 |
Глава 11. Нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей предшкольного и младшего школьного возраста (О. А. Семенова, Р. И. Мачинская | 323 |
Список литературы | 380 |
https://www.ozon.ru/context/detail/id/29203241/
https://www.bookvoed.ru/book?id=379770
«Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь», авторы: Ц.А.Шамликашвили, О.А.Семенова
В книге врача, психолога, юриста и практикующего медиатора Цисаны Шамликашвили и детского нейропсихолога Ольги Семеновой структурировано и доступно изложены основные принципы системного подхода к решению проблем, связанных с трудностями учебной адаптации. Авторы рассматривают учебную дезадаптацию комплексно, с точки зрения ее возможных мозговых механизмов и тех основных потребностей ребенка, ущемление которых приводит к снижению мотивации к обучению. В книге даны рекомендации, помогающие разобраться в причинах, ведущих к учебной дезадаптации, и в том, как помочь ребенку справиться с трудностями обучения и гармонизировать его взаимоотношения с ближайшим окружением. Книга рассчитана на учителей, воспитателей, родителей, всех тех, кто работает с детьми и кто неравнодушен к проблемам подрастающего поколения.
Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010
Страниц: 304
Формат: 60×90/16
ISBN 978-5-98872-014-0; 2010 г.
https://www.ozon.ru/context/detail/id/5533508/
https://www.pedknigi.ru/books/5533508.html
«Физиология развития ребенка», под ред. Безруких М.М.
В руководстве изложены имеющиеся в мировой литературе данные и результаты исследований коллектива авторов о закономерностях развития физиологических систем и целостного организма ребенка с периода новорожденности до достижения зрелости. Руководство ориентировано на широкий круг читателей — студентов биологических и психологических факультетов университетов, педагогических и медицинских вузов, физиологов, психологов, педиатров, неврологов, специалистов по функциональной диагностике, лечебной физкультуре и физическому воспитанию, гигиенистов, педагогов. Руководство включает 14 глав, посвященных как теоретическим основам физиологии развития ребенка, так и возрастным особенностям функционирования основных физиологических систем и определяющих их механизмов на разных этапах развития.
Руководство ориентировано на широкий круг читателей — студентов биологических и психологических факультетов университетов, педагогических и медицинских вузов, физиологов, психологов, педиатров, неврологов, специалистов по функциональной диагностике, лечебной физкультуре и физическому воспитанию, гигиенистов, педагогов.
Московский психолого-социальный институт, МОДЭК, твердый переплет, 2010
Количество страниц: 768
Тираж книги: 3000
Формат книги: 60×84/16 (145×200 мм)
ISBN: 978-5-9770-0358-2, 978-5-89395-925-3
https://www.booksiti.net.ru/books/11855600
«Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка», под ред. Фарбер Д.А.
В книге обобщены результаты исследования коллектива авторов и современные литературные данные о формировании когнитивных процессов, лежащих в основе познавательной деятельности ребенка. Представленные в книге результаты нейроморфологических, нейрофизиологических и нейропсихологических исследований позволяют охарактеризовать возрастную специфику мозгового обеспечения когнитивных процессов, определяющих функциональные возможности ребенка в процессе воспитания и обучения.
Книга предназначена для физиологов, психологов, педагогов и студентов психолого-педагогического профиля.
Издательство: МПСИ, 2009
Страниц: 432
ISBN: 978-5-9770-0361-2
«Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь», авторы: Безруких М.М., Крупская Е.В., Крысюк О.Н., Логинова Е.С., Мачинская Р.И., Семенова О.А., Филиппова Т.А.
В книге рассмотрены основные аспекты синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): диагностика, причины и механизмы, варианты коррекции. Пособие предназначено для студентов педагогических и психолого-педагогических специальностей вузов, педагогов и психологов-практиков, а также родителей, которых волнуют проблемы гиперактивных детей.
Редактор: Фельдштейн Д.И.
Издательство: МПСИ, 2009 г.
Страниц: 248 (Офсет)
ISBN: 978-5-9770-0383-4
Оглавление
Введение
Раздел 1. Феномен СДВГ: причины и механизмы возникновения и развития
Раздел 2. Выявление признаков ДВГ методом анкетирования
Раздел 3. Междисциплинарная диагностика уровня развития регуляторных функций мозга у детей с СДВГ
Раздел 4. Интеллектуальное развитие детей с СДВГ
Раздел 5. Социальные сферы рисков в развитии детей с СДВГ — семья, детский сад, школа
Раздел 6. Подготовка ребенка с СДВГ к школе
Раздел 7. Комплексная психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ
Приложения
Список литературы
https://www.ozon.ru/context/detail/id/4635954/
https://www.labirint.ru/books/216557/
Источник
Интервью с Марьяной Безруких, психологом, физиологом, доктором биологических наук, академиком РАО, директором Института возрастной физиологии РАО.
— По итогам контрольных работ, проведенных во вторых классах 30 тысяч школ, выяснилось, что почти все дети хорошо ответили на тестовые задания. Однако 70% из них не смогли выполнить более творческое задание: составить предложения из слов, которые им предложили. Ваше мнение: в чем корень этой проблемы?
— Неумение составить предложение — показатель несформированности навыка письма и письменной речи. Фактически — плохое владение родным языком. Это неудивительно, т.к. исследования нашего института показывают, что к началу обучения в школе от 40 до 60% детей имеют несформированную речь — бедный (очень бедный) словарный запас, неумение грамматически правильно строить предложение, неумение задавать вопросы и отвечать на них. Пересказывая события, мультфильмы, сказки, дети используют не развернутые предложения, а отдельные слова и междометия. Разумеется, в стандарте выделены задачи развития и устной и письменной речи, но то, как это реализуется, дает тот результат, который мы имеем.
— Можно ли эти проблемы объяснить особенностями целого поколения? Неспособностью этих детей сосредоточиться? Дефицитом родительского внимания? Постоянной погруженности в гаджеты?
— Точно, это не проблема поколения, т.е. детей. Это проблема образования. Той системы, которая плохо учитывает возрастные особенности формирования сложнейших базовых навыков — письма и чтения. Форсирование темпа обучения, недостаточный учет индивидуальных особенностей развития детей, а сегодня в связи с инклюзией, ситуация становится еще сложнее, общая интенсификация учебного процесса — становится препятствием для эффективного формирования навыков письма и чтения. О чем говорить, если детей не учат читать «про себя», их учат, от них требуют артикулированное чтение вслух, а потом они как-то должны научиться читать «про себя», но артикуляция и проговаривание сохраняются, что тормозит увеличение скорости чтения. А объем растет. Что касается погруженности в гаджеты, то это не причина несформированности навыка письма и чтения. Это скорее фактор отвлечения внимания, но мы могли бы использовать интерес к гаджетам. Больше того, я убеждена, что нужно срочно, промедление здесь недопустимо, разработать технологию обучения письму с использованием клавиатуры. Мы должны быть готовы к тому, что не будет необходимости писать ручкой.
— А как же мнение о том, что письмо ручкой развивает мозг?
— Уверяю вас, что письмо с использованием клавиатуры еще более сложная задача для мозга, не менее, чем письмо ручкой, способствует развитию всех функций и развитию мозга.
— Насколько серьезно эти ученики разных возрастов отличаются от своих сверстников двадцать лет назад? Иногда родителям и учителям говорят, что различия настолько серьезны, что это уже, мол, «потерянное поколение». Что об этом говорят научные исследования?
— В нашем институте в течение 60 лет ведутся исследования функционального развития, состояния здоровья, режима, нагрузки детей разного возраста. Мы изучаем функциональное развитие мозга и познавательной деятельности, особенности интеллектуального развития и трудности в обучении, адаптацию детей к разным видам нагрузок, факторы риска, оказывающие влияние на развитие и здоровье детей, поэтому можем сравнить сегодняшних дошкольников и школьников с их сверстниками 20 и даже 40-летней давности. Главный вывод, который можно сделать — темпы физиологического и психофизиологического развития современных детей не изменились, и по-прежнему очень велики индивидуальные различия, т.е. дети одного возраста сильно различаются по развитию и по адаптивным возможностям. Разумеется, изменение социокультурной ситуации развития, влияет на некоторые характеристики, но это скорее психологические и социокультурные особенности, а развитие мозга, познавательная деятельность и физиологический ресурс организма детей существенно не изменился. В то же время нагрузки растут, интенсификация учебного процесса растет, требования растут. И мы сами формируем «потерянное поколение» из-за неадекватных требований и педагогов, и родителей.
— Способны ли оздоровить ситуацию только изменения в содержании стандарта, о которых говорит министр? Или необходим комплекс мер, который обеспечит выполнение этого содержания? Тогда какие меры кажутся Вам наиболее важными?
— Мне сложно ответить на этот вопрос, т.к. не знаю какова концепция «наполнения» стандарта. Мне кажется, что вопрос заключается не только в том «чему учить», а в том «как», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. «Содержание образования» остается практически неизменным (с небольшими вариациями) последние 50 лет. А вот «как» — сегодня педагоги решают по своему усмотрению, «творчески» подходя к вопросу. Однако творчество хорошо, когда есть глубокая профессиональная основа, понимание и знание принципов и технологий обучения. Это самый большой пробел в компетенциях педагогов, поэтому я довольно часто сталкиваюсь с совершенно неадекватными методиками и технологиями обучения. Приведу один пример — недавно увидела «методику» обучения письму, в которой дети должны были писать буквы «вверх ногами». На вопрос — «зачем» учительница, пожав плечами, ответила — «так интереснее». А в нашем консультативном центре сегодня поток из5-6-классников с проблемами письма, в том числе они не помнят, как пишутся буквы. О каком навыке при этом может идти речь, о какой письменной речи?
— По ФГОС начального образования родители должны участвовать в образовании своих детей. Это — большое достижение, хотя формы их реального участия зачастую выглядят неопределенно. Что бы Вы посоветовали родителям? Чего этим детям не хватает в семье?
— Участие родителей — очередная «фишка» последних лет, которую школа поняла специфически, фактически переложив ответственность за результаты обучения на родителей. И поэтому у нас сегодня репетиторы занимаются с учащимися начальных классов. Это не единичные случаи, это система, которая набирает популярность. Рынок этих услуг, конечно, будет расти, если педагог говорит родителям, что ребенок «не справляется», и помочь может только репетитор. Почитайте форумы родителей — они делятся опытом подготовки «проектов» (сегодня это можно даже в детском саду), изготовления поделок, написания эссе и т.п. Они стараются, волнуются, переживают из-за плохих оценок…
Неужели педагог, дающий подобные задания не понимает, что ребенок не может его выполнить? Кого при этом мы обманываем? Вопрос не риторический, а сущностный. Если педагог начальной школы не может научить ребенка читать, писать и считать (а именно этим занимаются репетиторы в начальной школе), тогда вопросы не к ребенку и не к родителям, а к профессиональной квалификации педагога.
На вопрос чего детям не хватает в семье ответить просто — я больше 30-лет консультирую детей со школьными проблемами. Им не хватает понимания и поддержки. Жесткое давление, насилие, в том числе физическое, — не редкость. И, как показали наши исследования, причины конфликтов — школьные проблемы. Так замыкается круг, который можно разорвать только повышая квалификацию педагогов и просвещая родителей. Это должны быть не разовые акции или лекции, а системная, последовательная работа.
— Прислушиваются к вашему мнению разработчики стандартов, методик, учебников?
— Нас внимательно слушают, почти всегда соглашаются, но учитывают ли? Скорее нет, чем да. Например, почти 30 лет мы доказывали пагубность, несоответствие функциональным возможностям ребенка навык безотрывного письма и скоростного чтения. В современном стандарте этих требований нет, но есть методисты, которые и сегодня проверяют скорость чтения «с секундомером в руках». Как многие непродуманные новации Минобрнауки, они постепенно сходят на нет, но официально их никто не отменяет.
Источник