Беседы с ребенком для развития способности к общению

Беседы с ребенком для развития способности к общению thumbnail

Хибикова О.В.,

воспитатель МБДОУ № 11, г.Армавир

Беседы с детьми на развитие навыков общения

БЕСЕДА: «КАК БЫТЬ ПОСЛУШНЫМ».

Цель: воспитывать у детей умение общаться с незнакомыми людьми.

Ход занятия. Педагог задаёт детям вопросы и оценивает правильные ответы. Выстраивая вопросы в следующей после довательности, он подводит детей к самостоятельному упот реблению слов: «вежливо», «внимательно», «с уважением». ВОПРОСЫ:

  1. Скажите, есть ли вас знакомые взрослые люди? Кто они? (Мамина подруга, папин друг, сосед.)
  2. Вам нравится с ними общаться?
  3. Как вы ведёте себя, когда встречаетесь с ними?
  4. Если знакомые, ваши и ваших родителей, взрослые пригла шают вас пойти куда-либо, что вы делаете? Спрашиваете у мамы разрешения?
  5. А если мамы поблизости нет и человек говорит о том, что уже поговорил с мамой, то вы пойдёте с ним? (Ответ «да».)
  6. Почему? (Ответ: «Потому что мы верим человеку, он наш друг и мама никогда не говорила о том, что его нужно бояться или не слушаться.)
  7. Хорошо, это правильные ответы.

БЕСЕДА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА».

Цель: Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал-сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

  1. говори вежливым тоном;
  2. используй «волшебные» слова;
  3. смотри в лицо собеседника;
  4. не держи руки в карманах.

Далее выясняется, что:

  1. во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережёвываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;
  2. если разговаривают двое взрослых людей , ребёнок не должен вмеши ваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;
  3. невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворение, в котором гово рится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер.   Советы непослушным детям.

Если к папе или к маме

Тётя ее рослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

 Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом громко крикнуть

 Прямо в ухо:

                            «Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

                              И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком.

 Папа руку вам пожмёт!

БЕСЕДА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ»

Ход беседы. Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно,

Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:

  1. Где надо играть на улице?
  2. Что делать, если вы с мамой потеряли  друг друга?
  3. Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?
  4. К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?
  5. Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?
  6. Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Педагог может попросить детей рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.

Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице ( на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; неприлично на улице громко разгова ривать, смеяться, кричать; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).

С целью закрепления знаний педагог вместе с детьми может разыграть несколько сценок-загадок: «Что здесь неверно?» (Предлагаются ситуации по пройденному материалу, а дети должны ответить, с чем они согласны, а с чем нет.)

БЕСЕДА «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ»

Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре

 ( внимательно слушать, отве чать на вопросы, инициативно высказы ваться, реагировать на высказывания партнёра ).

Материал. Открытки с изображением животных: собака, кошка,черепаха, попугайчик и т. д.

Ход беседы. Воспитатель выставляет на панно открытки с изобра жением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

  1. Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)
  2. Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыб ками? (Высказывания детей.)
  3. Ребята, хотите послушать какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику ули ток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпусти ли ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.
  4. А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)
Читайте также:  Физическое развитие ребенка в раннем возрасте

-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме чело века. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание, Учить детей принимать участие в содержа тельном разговоре, рассуждать, обосновы вать свои высказывания, внимательно выслу шивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очерёд ность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал. Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

Ход беседы. Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Крокодилы .

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

 Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

 И тащат на дно Африканского Нила.

 Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

  1. А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по- другому?
  2. Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безо пасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А всё-таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)
  3. Самое опасное дома — газ, спички, не выключенные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не играть о спичками, не включать самим газ и электро приборы.)
  4. Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребёнка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуа ции? Почему? Кто думает по-другому? (Воспитатель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, потому что иногда цветные телевизоры загораются сами по себе. Надо дождаться мамы.)
  5. Вы ждёте маму из магазина. Раздаётся звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?
  6. Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-другому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму. Посторонним дверь открывать нельзя никогда).
  1. Дома есть ещё одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптеч ке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут , похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Поче му нет? (Рассуждения.)
  2. Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стёк ла, собака, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещест ва, которые используют строители, ремонтники.)
  3. Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? ^Попросить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поблизости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофёра криком, чтобы он остано вился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.
  4. Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельзя  бояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвёт.
  5. Ещё одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: «Не бойся, это добрая собака Она немного волнуется, потому что у неё дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдём с нами». Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)
  6. Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила пове дения дома и во дворе. Я надеюсь, что вы все эти правила запомнили, и будете применять их в своей жизни.
Читайте также:  Центр развития ребенка солнечный город краснодар

Источник

Беседы с детьми на развитие навыков общения

БЕСЕДА: «КАК БЫТЬПОСЛУШНЫМ».

Цель:воспитыватьу детей умение общаться снезнакомыми людьми.

Ход занятия. Педагог задаёт детям вопросы и оценивает правильные ответы. Выстраивая вопросы в следующей последовательности, он подводит детей к самостоятельному употреблению слов: «вежливо», «внимательно», «с уважением». ВОПРОСЫ:

  • Скажите, есть ли вас знакомые взрослые люди? Кто они? (Мамина подруга, папин друг, сосед.)

  • Вам нравится с ними общаться?

  • Как вы ведёте себя, когда встречаетесь с ними?

  • Если знакомые, ваши и ваших родителей, взрослые приглашают вас пойти куда-либо, что вы делаете? Спрашиваете у мамы разрешения?

  • А если мамы поблизости нет и человек говорит о том, что уже поговорил с мамой, то вы пойдёте с ним? (Ответ «да».)

  • Почему? (Ответ:»Потому что мы верим человеку, он наш друг и мама никогда не говорила о том, что его нужно бояться или не слушаться.)

  • Хорошо, это правильные ответы.

БЕСЕДА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА».

Цель: Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал-сюжетные картинки с изображением ситуацийвежливого поведения детей во время разговора.

Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

  • говори вежливым тоном;

  • используй «волшебные» слова;

  • смотри в лицо собеседника;

  • не держи руки в карманах.

Далее выясняется, что:

  • во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережёвываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

  • если разговаривают двое взрослых людей , ребёнок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

  • невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворение, в котором говорится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер. Советы непослушным детям.

Если к папе или к маме

Тётя ее рослая пришла

И ведёт какой-то важный

И серьёзный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом громко крикнуть

Прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тётя

С перепугу упадёт

И прольёт себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребёнком.

Папа руку вам пожмёт!

БЕСЕДА «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ»

Ход беседы. Педагог рассказывает о том, что на улице,- как и в магазине, надо научиться вести себя правильно,

Он предлагает детям ответить на следующие вопросы:

  • Где надо играть на улице?

  • Что делать, если вы с мамой потеряли друг друга?

  • Что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел?

  • К кому можно обратиться за помощью, а к кому нет?

  • Как вести себя, если незнакомый человек расспрашивает тебя о доме, о родителях?

  • Как поступить, если незнакомый человек предлагает вам на улице конфеты, печенье, пойти нему в гости?

Педагог может попросить детей рассказать о затруднительных ситуациях, в которые они попадали на улице. Их также можно обсудить с детьми, уделяя внимание следующим аспектам: правильно ли вёл себя ребёнок в данной ситуации; как надо поступать правильно; как советуют родители поступать им в той или иной ситуации.

Педагог рассказывает детям о правилах поведения на улице ( на улице нельзя ссориться; нельзя рисовать и писать на стенах домов, заборов; неприлично на улице громко разговаривать, смеяться, кричать; нельзя переходить улицу на красный свет, можно только на зелёный; нельзя играть на проезжей части улицы; будьте внимательны к пожилым людям, уступайте им место в транспорте).

С целью закрепления знаний педагог вместе с детьми может разыграть несколько сценок-загадок: «Что здесь неверно?» (Предлагаются ситуации по пройденному материалу, а дети должны ответить, с чем они согласны, а с чем нет.)

БЕСЕДА «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ»

Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи,умение принимать участие в групповом разговоре

( внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнёра ).

Материал. Открытки с изображением животных: собака, кошка,черепаха, попугайчик и т. д.

Ход беседы. Воспитатель выставляет на панно открытки с изображением животных. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог даёт им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

  • Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

  • Расскажите, как живётся вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыбками? (Высказывания детей.)

  • Ребята, хотите послушать какая история произошла со мной, когда я была школьницей? На летние каникулы я ездила в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ёжика и принесли его в домик. Ёжику понравилось у нас. Дети приносили ему разные лакомства. А знаете чем лакомится ёжик? (Высказывания детей.) Мы приносили ёжику улиток, мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днём ёжик почти всё время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться из лагеря домой. Мы с ребятами выпустили ёжика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.

  • А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

Читайте также:  Ситуация развития ребенка в период новорожденности

-Да, вы правы ребята, ёжик живёт в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме человека. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил. (Запись детских рассказов в альбом.)

БЕСЕДА «ПОГОВОРИМ О БЕЗОПАСНОСТИ»

Программное содержание,Учить детей принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очерёдность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал. Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

Ход беседы. Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Крокодилы .

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно Африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

  • А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по- другому?

  • Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безопасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А всё-таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)

  • Самое опасное дома — газ, спички, невыключенные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не игратьоспичками, не включать самим газ и электроприборы.)

  • Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребёнка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему? Кто думает по-другому? (Воспитатель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, потому что иногда цветные телевизоры загораются сами по себе.Надо дождаться мамы.)

  • Вы ждёте маму из магазина. Раздаётся звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?

  • Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-другому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму.Посторонним дверь открывать нельзя никогда).

  • Дома есть ещё одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптечке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут , похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Почему нет? (Рассуждения.)

  • Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стёкла, собака, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещества, которые используют строители, ремонтники.)

  • Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? ^Попросить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поблизости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофёра криком, чтобы он остановился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.

  • Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельзя бояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвёт.

  • Ещё одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: «Небойся, это добрая собака Она немного волнуется, потому что у неё дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдём с нами». Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)

  • Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила поведения дома и во дворе. Я надеюсь, что вы все эти правила запомнили, и будете применять их в своей жизни.

Источник