Беседа развитие речи ребенка раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Хотя взрослым кажется, что речь ребенка развивается спонтанно, хаотично, это далеко не так. Дети из разных стран и континентов осваивают родной язык в одной и той же последовательности.

Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. Общение строится главным образом на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения.

Указательные жесты в диалоге между ребенком и взрослым означают «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Когда указательный жест использует взрослый, годовалый ребенок смотрит в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.

С помощью жестов-дотягиваний (протягивание открытой ладони, хватательный и др.) ребенок пытается попросить взрослого «дай мне …», «дай мне Усмотреть па (потрогать, поиграть с) …»• Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест иди начинает хныкать.

Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка появятся слова, отражающие эти понятия («вот», «дать», «ма» — усеченное обратение-просьба к матери), он будет продолжать пользоваться жестами, но недолго. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Например, традиционное «пока-пока» сопровождается помахиванием, «ам» — движением руки по направлению ко рту.

Постепенно речь становится основным способом общения малыша и вытесняет жесты и лепет. Ребенок усваивает новые слова с помощью своеобразного ритуала называния: родители показывают предмет, называют его и поправляют малыша, если он неправильно повторил слово. Некоторым детям достаточно несколько раз повторить слово, чтобы они начали его понимать, а чуть позже употреблять в своей активной речи.

Пассивная (понимание значения слова) и активная речь (произнесение слова) ребенка пока не соответствуют друг другу. Малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем умеет произносить. Исследования показали, что с начала второго года жизни ребенок начинает понимать около 20 новых слов в месяц, тогда как произносит в среднем около девяти.

Слова «мама», «папа» и «баба» — самые значимые для малыша, и потому появляются одними из первых. Кроме того, они состоят из наиболее простых для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи следующими, зависит от потребностей и окружения малыша, интересов его семьи.

Первые слова ребенка еще далеки от «взрослых» слов: они не являются словами в привычном смысле. Чаще всего они представляют собой звуковые комплексы из 1 —2 слогов, нередко одинаковых(«ав-ав, «пи-пи», «да-да»). Такие комплексы называют «языком нянь» или «языком младенцев». Эти слова обычно обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия: названия членов семьи, еды и напитков, игрушек, предметов, которые движутся и меняются. По мере увеличения словарного запаса в детской речи появляются эмоцмонально окрашенные междометия, отражающие состояние человека («oй-ой», «бо-бо»).

Ребенок озвучивает просьбы и утверждения, которые актуальны для него и настоящий момент, называет предметы, которые показывает или просит. С этой целью малыш начинает использовать слова-предложения, которые имеют определенный смысл, но пока грамматически не оформлены. Ребенок может сказать «мяч» вместо «дай мяч!» — таким образом он просит помочь ему достать мяч, «бах!» в значении «мяч упал», «ав-ав» вместо «собака идет».

Первые слова ребенка иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. По тому как дети произносят слова, их можно разделить на две группы:

•                                           одни малыши сокращают слова до одного слога, обычно первого или ударного. Так, слово «пить» преобразуется в «пи», а молоко — в «ако»;

•                                        другие дети не сокращают слова, а строят их по модели исходного слова. Новое слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет правильное ударение. Однако малыш не старается точно воспроизвести слово, например слово «лекарство» превращается в «нанАна», «кирпичи» — в «тититИ».

Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активно лепеча на первом году жизни, малыш научился произносить различные звуки. Но при переходе от лепета к словам многие звуки становятся для детей временно недоступными. Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения:

•                                               губные согласные ([м], [п], [б]) появляются раньше язычных ([т], [д], [н]);

•                                               мягкие согласные звуки появляются раньше твердых. Именно поэтому речь ребенка приобретает характер «общего смягчения», которое большинство взрослых называют сюсюканьем (ребенок говорит «папитька» вместо «папочка», «атебюсь» вместо «автобус»);

•                                                глухие согласные появляются раньше звонких. Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в

слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово. Слово состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. В словах, трудных по звуковому составу, малыш переставляет согласные, пропускает оги и конечные согласные, заменяет несколько идущих друг за дру-м согласных одним звуком. Такие звуковые искажения в речи де -тей могут наблюдаться до пяти-шести лет. Это связано не со сложностью произнесения отдельных звуков, а с тем, что ребенок еще не умеет различать звуки, похожие по звучанию, не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее.

Читайте также:  Как определить что ребенок отстает в развитии

Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от 18 до 24 месяцев он увеличивается от 25 до 90 слов. Однако в этом возрасте словарный запас каждого ребенка очень индивидуален. Некоторые дети активно осваивают новые слова, другие весьма неохотно отказываются от лепета и жестов и потому их речь развивается гораздо медленнее.

Источник

Хотя взрослым кажется, что речь ребенка развивается спонтанно, хаотично, это далеко не так. Дети из разных стран и континентов осваивают родной язык в одной и той же последовательности.

Родители начинают общаться с ребенком задолго до того, как он сможет произнести свое первое слово. Общение строится главным образом на жестах и объяснениях родителей. Годовалый малыш начинает сознательно использовать жесты для общения.

Указательные жесты в диалоге между ребенком и взрослым означают «посмотри на …», «расскажи мне о …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или что-нибудь рассказывают о нем, малыш остается доволен. Когда указательный жест использует взрослый, годовалый ребенок смотрит в указанном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал это ранее.

С помощью жестов-дотягиваний (протягивание открытой ладони, хватательный и др.) ребенок пытается попросить взрослого «дай мне …», «дай мне Усмотреть па (потрогать, поиграть с) …»• Когда малыш использует такой жест, он ждет немедленного ответа или действия. Для того чтобы быстрее добиться желаемого, ребенок повторяет жест иди начинает хныкать.

Оба типа жестов являются предшественниками слов, выражающих утверждение и просьбу. Когда в речи ребенка появятся слова, отражающие эти понятия («вот», «дать», «ма» — усеченное обращение-просьба к матери), он будет продолжать пользоваться жестами, но недолго. Вообще, первые слова детей очень часто сочетаются с жестами. Например, традиционное «пока-пока» сопровождается помахиванием, «ам» — движением руки по направлению ко рту.

Постепенно речь становится основным способом общения малыша и вытесняет жесты и лепет. Ребенок усваивает новые слова с помощью своеобразного ритуала называния: родители показывают предмет, называют его и поправляют малыша, если он неправильно повторил слово. Некоторым детям достаточно несколько раз повторить слово, чтобы они начали его понимать, а чуть позже употреблять в своей активной речи.

Пассивная (понимание значения слова) и активная речь (произнесение слова) ребенка пока не соответствуют друг другу. Малыш знает и понимает гораздо больше слов, чем умеет произносить. Исследования показали, что с начала второго года жизни ребенок начинает понимать около 20 новых слов в месяц, тогда как произносит в среднем около девяти.

Слова «мама», «папа» и «баба» — самые значимые для малыша, и потому появляются одними из первых. Кроме того, они состоят из наиболее простых для произнесения ребенком звуков. Какие слова появятся в речи следующими, зависит от потребностей и окружения малыша, интересов его семьи.

Первые слова ребенка еще далеки от «взрослых» слов: они не являются словами в привычном смысле. Чаще всего они представляют собой звуковые комплексы из 1 —2 слогов, нередко одинаковых(«ав-ав, «пи-пи», «да-да»). Такие комплексы называют «языком нянь» или «языком младенцев». Эти слова обычно обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия: названия членов семьи, еды и напитков, игрушек, предметов, которые движутся и меняются. По мере увеличения словарного запаса в детской речи появляются эмоционально окрашенные междометия, отражающие состояние человека («oй-ой», «бо-бо»).

Ребенок озвучивает просьбы и утверждения, которые актуальны для него и настоящий момент, называет предметы, которые показывает или просит. С этой целью малыш начинает использоватьслова-предложения, которые имеют определенный смысл, но пока грамматически не оформлены. Ребенок может сказать «мяч» вместо «дай мяч!» — таким образом, он просит помочь ему достать мяч, «бах!» в значении «мяч упал», «ав-ав» вместо «собака идет».

Первые слова ребенка иногда трудно узнаваемы или вообще не похожи на оригинал. По тому как дети произносят слова, их можно разделить на две группы:

•                                           одни малыши сокращают слова до одного слога, обычно первого или ударного. Так, слово «пить» преобразуется в «пи», а молоко — в «ако»;

   другие дети не сокращают слова, а строят их по модели исходного слова. Новое слово имеет то же количество слогов, что оригинал, и сохраняет правильное ударение. Однако малыш не старается точно воспроизвести слово, например слово «лекарство» превращается в «нанАна», «кирпичи» — в «тититИ».

Первые слова искажаются ребенком еще и по другой причине. Активно лепеча на первом году жизни, малыш научился произносить различные звуки. Но при переходе от лепета к словам многие звуки становятся для детей временно недоступными. Последовательность освоения ребенком звуков зависит от сложности их произнесения:

•                                               губные согласные ([м], [п], [б]) появляются раньше язычных ([т], [д], [н]);

•                                               мягкие согласные звуки появляются раньше твердых. Именно поэтому речь ребенка приобретает характер «общего смягчения», которое большинство взрослых называют сюсюканьем (ребенок говорит «папитька» вместо «папочка», «атебюсь» вместо «автобус»);

•                                                глухие согласные появляются раньше звонких. Точность произнесения звука зависит от его позиции в слоге и в

Читайте также:  Программа диагностики психического развития ребенка до года

слове, от его звукового окружения. Основной единицей языка является слово. Слово состоит из последовательности звуков (фонем). Ребенок должен научиться слышать и правильно воспроизводить сочетания звуков так, как это делают взрослые. В словах, трудных по звуковому составу, малыш переставляет согласные, пропускает слоги и конечные согласные, заменяет несколько идущих друг за дру-м согласных одним звуком. Такие звуковые искажения в речи де -тей могут наблюдаться до пяти-шести лет. Это связано не со сложностью произнесения отдельных звуков, а с тем, что ребенок еще не умеет различать звуки, похожие по звучанию, не запоминает последовательность звуков в слове, поэтому нарушает ее.

Примерно с полутора лет ребенок начинает активно расширять свой словарный запас. В возрасте от 18 до 24 месяцев он увеличивается от 25 до 90 слов. Однако в этом возрасте словарный запас каждого ребенка очень индивидуален. Некоторые дети активно осваивают новые слова, другие весьма неохотно отказываются от лепета и жестов и потому их речь развивается гораздо медленнее.

Источник

Марина Лесных
Консультация для родителей «Развиваем речь детей раннего возраста»

«Развиваем речь детей раннего возраста»

Речь ребенка является одним из наиважнейших параметров оценки развития его высшей нервной активности. Развитие речи начинается с первых месяцев его жизни, и активно продолжается до 5-6 лет.

Ведь с рождения ребенок не способен говорить, но он привлекает к себе внимание с помощью крика. А с шести месяцев малыш начинает повторять отдельные слоги. Также, по мере его развития отмечается, что ребенок повторяет интонации взрослых, но все равно пока он «разговаривает» на своем языке. К концу первого года жизни, ребенок произносит от 8 до 15 слов, смысл которых он понимает (мама, баба, дай.). К двум годам жизни развивается связная речь у детей – в их словаре к этому возрасту около 200 слов.

Но что делать, если ваш ребенок не спешит начинать разговаривать. Как развить речь в раннем возрасте?

Конечно, самое главное, необходимо каждый день разговаривать с ребенком и «заниматься», говорите ему, что происходит вокруг. Наблюдайте, рассматривайте, читайте сказки, задавайте ребенку вопросы, но не торопите его с ответами, дайте ему время подумать! А самое главное — внимательно слушайте ребенка — это ему очень важно.

Советуем придерживаться некоторых правил:

1. Ребенок будет «заниматься», только если эти «знания» будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем настроении.

2. Играя с ребенком, проговаривайте свои движения. Например, покачайте или накормите куколку, постройте из кубиков дом…. При этом важно, например, четко проговаривать названия, чтобы ребенок, повторяя ваши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать в своей игре.

3. Чтобы ребенок что-то запомнил, необходимо повторять одни и те же слова много раз. Именно так в его памяти могут закрепиться новые слова!

4. Играйте в игры, которые соответствуют возрасту и опыту вашего ребенка – про игрушки и вещи, с которыми он уже знаком. Например, нет смысла учить его говорить «ме-ме», если ребенок никогда не видел козу.

5. В силу своего возраста, ребенок не может длительное время концентрировать внимание – старайтесь сделать ваши игры — занятия короткими, но познавательными и интересными для ребенка.

6. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы не пропало желание говорить. Ведь дети не терпят неудач!

7. Во время разговора называйте вещи своими именами: не «би-би», а машина, не «ням-ням», а кушать и т. д.

8. Всегда хвалите малыша, т. к. он должен чувствовать вашу любовь, заботу и поддержку.

Эти основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить.

Рекомендуемые игры для развития речи:

1. Игра «Кто там?»

Взрослый прячет игрушку, воспроизводя «крик» животного, и просит ребенка отгадать кто это. Ребенок может ответить любым доступным ему способом – показать на картинку с изображением животного или игрушку, назвать его словом или звукоподражанием.

2. Игра «Гости»

Постройте вместе домик из кубиков. Тук-тук, кто там пришел к нам в гости?

— Мяу. Кто это? Ребенок отвечает. Впускаем кошку в дом и разговариваем с ней на ее языке, далее стучит следующий «гость»….

3. Игра «Отгадай, кто ушел»

Разложите игрушки перед ребенком, предложите ему отвернуться или загородите игрушки небольшой ширмой, потом предложите отгадать, кого не стало.

(другой вариант игры: можно убрать или поменять местами игрушки)

4. Поиграйте в игру «Кто дольше».

а) В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «о» или другой гласный звук. Дети обычно любят играть в эту игру.

б) Прочитайте ребенку короткие рифмованные фразы и попросите повторить последний слог:

Добрый зайка не скучай — чай, чай, чай.

Ну-ка, прыгай веселей — лей, лей, лей.

Приходи скорей сюда — да, да, да…

5. Игра «Подбери картинку».

Вместе с ребенком «расселите» животных по «домам». Предложите малышу картинки с изображением этих же животных. Малыш звукоподражанием или словами «называет» животных и расселяет их в «дома».

6. Игра «Что нарисовано».

Разложите картинки с изображением каких — либо предметов и подготовьте предметы, которые изображены на этих картинках. Малышу необходимо подобрать предмет, изображенный на картинке и «назвать» его. Если ребенок не может назвать — называет взрослый, а ребенок повторяет.

Этапы развития, обогащения и усложнения активной речи ребенка.

Например, изучение изображения «кошки».

Сначала – повторите с ребенком звукоподражание «мяу». Затем – повторите название животного «кошка». Следующие шаги – произнесение предложений: «Это кошка. Кошка пьет молоко».

Занимаясь с малышом, комментируйте его и свои действия: что вы делаете в игре, или что вы сейчас рисуете. Когда ребенок что-то вам показывает — называйте это словом.

Читайте также:  Ребенок развитие 4 месяц игрушки

Для того, чтобы ребенок мог говорить длинными сложными предложениями, его необходимо научить правильному дыханию, а также развивать его артикуляционный аппарат. В этом очень хорошо помогают скороговорки.

Желаем вам и вашему малышу успехов!

Источник

Антонина Свинцова
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей

Воспитатель: Свинцова Антонина Петровна

МАДОУ «ЦРР- детский сад №58» г. Саранск

«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст ребенка является одним из важных этапов в жизни человека, так как именно в это время начинает происходить интенсивное формирование речи, познавательных процессов и двигательной сферы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться.

Наиболее располагающим к развитию родной речи можно отнести малышей от года до трех лет. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Чтобы развитие речи в раннем возрасте протекало благополучно, родителям стоит как можно чаще общаться с ребенком: показывать предметы, комментировать свои действия, обращаться к самому малышу с простыми просьбами. Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?», «Что это?»

В возрасте 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.

Но стоит учесть, что разные специалисты называют различные числа. Поэтому ничего нет страшного в том, если у ребенка в два года скудный словарный запас, скорее всего, он накапливает пассивный арсенал. Но если в этом возрасте ребенок совсем не говорит, и родителями отмечены неврологические проблемы, в таком случае необходимо проконсультироваться со специалистом.

Ситуации, неблагоприятные для развития речи: малое общение, ограниченное гигиеническим уходом, погруженность взрослого в собственные проблемы, а также, напротив, слишком хорошее понимание ребенка и выполнение всех его требований. Если у ребенка замедленно развивается собственная активная речь, необходимо удостовериться, что у него нормальный слух, что он понимает обращенные к нему просьбы и предложения в пределах ситуации общения, разумно играет, пытается подражать словам. В этом случае повода для особого беспокойства нет, однако необходима специальная педагогическая работа. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей 2 — 2,5 лет могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

После 2-х лет речь принимает форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним. Диалог является частью совместной деятельности ребенка со взрослым. 2-х летние дети понимают как общие вопросы, требующие ответов «да»«нет», так и специальные, начинающиеся со слов «где», «кто», «что», и обычно отвечают на них правильно. На вопросы, начинающиеся со слов «когда», «как», «почему», «зачем», дети отвечают так, как будто их спросили «что» и «где», но к 3-м годам понимание таких вопросов уточняется.

Развитие речи в раннем возрасте требует постоянной тренировки, а помочь ребенку в этом непростом деле можно с помощью следующих правил:

1. С ребенком нужно разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.

2. Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.

3. Проговаривайте ребенку имена близких людей и названия всех предметов, которые его окружают. Во время беседы следите за своей речью, важно, чтобы она была выразительной, четкой, грамотной, но в то же время простой и ясной.

4. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.

5. Побольше задавайте малышу вопросы, стимулируя его к размышлениям и побуждая к ответам. Ко всему прочему всегда рассказывайте ребенку, о чем думаете и что делаете в определенный момент. Во время разговора с крохой покажите, что вы внимательно его слушаете: смотрите в глаза, отвечайте на вопросы, улыбайтесь и кивайте.

6. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т. д.

7. В развитии речи детей раннего и дошкольного возраста важно создать правильную атмосферу, а помочь в этом могут непосредственно родители. Поэтому важно поддерживать все начинания крохи, хвалить даже за незначительные успехи, как можно чаще с ним играть и уделять больше времени, несмотря на загруженность мам и пап.

Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить.

Источник